УДК 378
Абдуразакова Диана Мусаевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедры теории и методики обучения праву
Дагестанского государственного педагогического университета
Шахбанова Патимат Гаджиевна
кандидат педагогических наук,
ассистент кафедры общей и педагогической психологии
Дагестанского государственного педагогического университета
Diana M. Abdurazakova
doctor of pedagogical sciences, professor
of chair of the theory and technique of training in the right of the Dagestan
state pedagogical university
milena.555@mail .ru
Patimat G. Shakhbanova
candidate of pedagogical sciences,
assistant to chair of the general and pedagogical psychology of the Dagestan state pedagogical university milena.555@mail .ru
Формирование коммуникативной культуры будущего учителя права в учебной деятельности
The formation of communicative culture of the future teachers of law in
educational activity
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной культуры будущего учителя права в образовательной среде вуза, ориентированной на построение новой ценностной системы общества, важнейшими компонентами которой являются открытость, духовность, культурная насыщенность и способность к диалогу.
Ключевые слова: коммуникативная культура, учебная деятельность, образовательная среда вуза, конструктивное общение.
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of communicative culture of the future teachers of law in the educational environment of the University, focused on the construction of a new value system of the society, the main components of which are openness, spirituality, cultural richness and the ability to dialogue.
Key words: communicative culture, educational activity, educational environment of the University, constructive communication
Коммуникативная культура является одной из важнейших квалификационных характеристик учителя права, так как главным средством реализации обучения и воспитания выступает общение. Искусство общения лежит в основе всей его практической профессиональной деятельности. И, следовательно, эффективность работы зависит от уровня развития у преподавателя коммуникативных способностей. В современных условиях демократизации всех сфер общества особенно возросли требования к коммуникативной культуре. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных контактов как в устной, так и в письменной форме.
В связи с этим, в последние годы актуализировалась проблема формирования коммуникативной компетентности специалистов, которая вызвала значительный прогресс высоких технологий. Но ни одна технология сама по себе не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Только специально организованный процесс формирования коммуникативной культуры гарантирует становление высших уровней коммуникативной компетентности и социализации индивида.
«Педагог в своей деятельности должен реализовать все функции общения - выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений» [1]. Обмен информацией достигается благодаря речевой деятельности, а точнее - языку как средству общения. Речевая (вербальная) коммуникация имеет ряд психологических особенностей, учет которых облегчает достижение цели общения, «усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность у будущих специалистов, дисциплинирует их мышление» [5].
Феномен «педагогическое общение» стал популярен в специальных научно-педагогических исследованиях в 70 -- 80-е гг. XX в.
Анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования позволяет выделить несколько подходов в ее изучении. Прежде всего, это определение сущности и условий
формирования коммуникативных умений педагога [6, 5, 1]. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения: ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью будущие педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Сторонники структурно-функционального подхода актуализируют исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми, обосновывают возможность контакта только в условиях достижения полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов.
Третья группа исследований посвящена изучению проблемы педагогической этики и такта как норм, реализуемых в педагогическом
общении. Педагогическая система "учитель-ученик" в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др. [4].
Указанные и многие другие подходы в исследовании проблем педагогического общения показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого.
Основываясь на анализе литературных источников и собственного опыта, мы попытаемся показать пути повышения его эффективности в учебной деятельности.
Анализ программ курсов («Педагогика», «История педагогики», «Основы педагогического мастерства», «Общая психология», «Педагогическая риторика» и т.д.) с позиций выделения дидактических единиц, характеризующих содержание формирования коммуникативной культуры студентов, показывает, что программы данных курсов освещают, в основном, вопросы методологии и теории общения; в программах данного цикла не представлен культурный аспект общения; отсутствует информация о коммуникативной культуре будущего учителя. дополнительного материала в программу подготовки специалиста.
С учетом сказанного, в блок психолого-педагогических дисциплин нами включены спецкурс «Культура общения и профессиональная этика учителя права» и тренинг «Формирование коммуникативно-правовой компетенции». Они способствуют формированию коммуникативных умений студентов, этикетных норм в деятельности педагога, овладению коммуникативной культурой, выработке способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, извлечению из каждой ситуации общения необходимой информации.
Содержание спецкурса "Культура общения и профессиональная этика учителя права" строится на понятиях: культура общения, коммуникации, коммуникативная культура, коммуникативная деятельность, умения и навыки коммуникации, организации, эталон общения, культурные формы общения, этикет, этикетная ситуация, участники коммуникаций, этикетное правило, уважение, вежливость, корректность, галантность, деликатность, учтивость, манеры, приличия, ритуал, этическая защита, этикетная роль и т.д., которые нужно формировать через лекционные и практические занятия, где сочетаются традиционные и активные формы и методы взаимодействия.
Изучение данного спецкурса обеспечивает теоретическое осмысление студентами сущности коммуникативной деятельности, критериев оценки с точки зрения соответствия эталону коммуникативной культуры, для чего на лекциях рассматриваются теоретические положения, формируется система основных понятий курса; обеспечивается представление об общении, его функциях, законах и принципах осуществления.
На семинарных занятиях, помимо закрепления теоретических
положений, рассматриваются вопросы обеспечения межпредметных связей, для чего применяются формы самостоятельной работы студентов; изучение научно-педагогических, литературных, публицистических источников; подготовка докладов и сообщений, рефератов и т.д., дискуссии, обсуждение проблемных вопросов, позволяющие расширить круг знаний студентов о различных аспектах коммуникативной культуры.
Практические занятия способствуют формированию системы процедурно-технологических аспектов сознательного участия в общении, предполагающей: развитую интеллектуальную сферу и способности совершать мыслительные операции по отношению к предмету деятельности; умение оперировать понятиями предмета коммуникативной деятельности: признаки коммуникативной ситуации, явления коммуникативной культуры; сопоставлять образец, норму и реальное общение; конструировать и прогнозировать коммуникативное поведение. Для этого на практических занятиях в качестве основных методик использовались: алгоритмы, моделирование педагогических ситуаций, решение задач и анализ ситуаций, упражнения и т.д.
Одной из важнейших задач, решаемых на практических занятиях по спецкурсу, является создание благоприятного психологического климата, располагающего студентов к интенсивному общению друг с другом и преподавателем, что обеспечивается диалогической формой, которая предполагает возможность высказаться и изложить свое мнение.
При этом, диалог и разыгрываемые сцены предоставляют возможность незаметно и ненавязчиво формировать этику поведения и общения студентов, развивать вкус и понимание слова, жеста, мимики, интонации, для чего использовались ситуации и задания.
Ведущей формой организации образовательного процесса выступает социально-психологический тренинг, направленный на преодоление недостатков в стиле общения и его усовершенствование через моделирование типичных реальных коммуникативных ситуаций общения. При этом, коммуникативные умения, развиваемые в тренинговой группе, включают описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, успешное овладение которыми сводит до минимума отчужденность, улучшает настроение, формирует готовность к сотрудничеству.
Тренинговый комплекс упражнений представлен в виде циклов, напрвленных на:
• практическое овладение элементами коммуникативной культуры, способствующих формированию профессиональной готовности к педагогическому общению;
• овладение всей системой общения в заданной жизненной и педагогической ситуации;
• поиск самостоятельного ответа на заданный вопрос по источникам, написания мини-сочинения, «Я создаю ситуацию успеха»[6].
Тренинговые упражнения и ролевые игры раскрепощают студентов, придают силу воображению, снимают смущение, застенчивость и
неуверенность, способствуют снятию психологической зажатости студента, проявлению индивидуального своеобразия, укреплению дружеских связей между студентами, установлению комфортного психологического климата в группе.
Анализируя трудности и причины неудач, которые возникают в процессе выполнения упражнений, студенты глубже осознают причины возникающих в их повседневном общении конфликтных ситуаций, учатся чаще ставить себя на место другого человека, лучше понять свое поведение в различных ситуациях общения. Кроме того, выполнение упражнений помогает студентам глубже заглянуть в свое «я», осознать его влияние на отношения.
Игровая по форме коммуникативная деятельность студентов в процессе обучения курса эффективно формирует умения и навыки этического поведения и воспитания. Сам процесс игры для студентов всегда интересен, доставляет удовольствие, эмоционально окрашен. В игровой обстановке, в живом общении с преподавателем и другими студентами легко и непринужденно совершенствуется профессиональная культура.
Литература
1. Беркимбаева Ц.К., Методика развития коммуникативной культуры будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дисс. к.п.н.: 13.00.08/ Ц.К.Беркимбаев: Алматинский гуманитарно-технический университет.-Алматы, 2010.-24 с.
2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие/ И.В. Вачков.-М: Ос-89, 2000.-223 с.
3. Сморчкова В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: автореферат диссертации доктора педагогических наук: 13.00.08 /
B.П.Сморчкова; Московский государственный педагогический университет.-М., 2007.-46 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под редакцией В.А. Сластенина. - М: Издательский центр "Академия", 200.-576 с.
5.Никонова О.В. Проблемы коммуникативной подготовки будущих учителей:// материалы 2-й научно-практической конференции - Брянск: Издательство БГУ, 2003. - С. 53-57
6. Шахбанова П.Г. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной культуры будущего учителя права: автореферат диссертации к.п.н.: 13.00.08, - Махачкала - 2012. -22 с.
References:
1. Berkimbaeva C.K. Metodika razvitiya kommunikativnoi kultury budusshih pedagogov professionalnogo obucheniya: avtoref. diss. k.p.n.: 13.00.08/
C.K.Berkimbaev: Almatinckij gumanitarno-tehnicheckij universitet.- Almaty, 2010.-24 p.
2. Vachkov I. V. Osnovy technologii gruppovogo treninga. Pcihotehniki. Uchebnoyeposobiye/I.V. Vachkov.-M: Os-89, 2000.-223р.
3. Smorchkova V.P. Formirovaniye kommunikativnoj kultury socialnogo pedagoga v sisteme professionalnoj podgotovki v vuze: avtoreferat dissertacii doctora pedagogicheckih nauk: 13.00.08 / V.P.Smorchkova; Moskovskij gosudarstvennyjpedagogicheckij universitet.-M., 2007.-46p.
4. Slastenin V.A. Pedagogika: Uchebnoye posobiye/ V.A. Slastenin, I.F. Isayev, E.N.Shiyanov; pod redakciyej V.A. Slastenina. - M: Izdatelckij centr "Akademiya", 200.-576p.
5.Nikonova O.V. Problemy kommunikativnoj podgotovki budusshih uchitelej:// materialy 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii - Bryansk: Izdatelstvo BGU, 2003. - P. 53-57
6. Shahbanova P.G. Organizacionno-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya kommunikativnoj kultury budusshego uchitelya prava: avtoreferat dissertacii k.p.n.: 13.00.08, - Machachkala - 2012. -22p.