ТРЕНИНГИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Белоцерковец Н.И.* *, Каневская Ж.О.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Межкультурная компетентность предполагает воспитание таких качеств, как любовь к Родине, способность к эмпатии, национальную гордость, коллективизм, этнокультурную толерантность. Работу в данном направлении необходимо начинать с момента личностной национальной идентификации, свойственной детям младшего школьного возраста.
Ключевые слова культура межнационального общения, сущность и принципы межнационального общения, толерантность, эмпатия, тренинг.
Степень развития современного российского общества, процессы глобализации и интеграции в нем, постоянное расширение сфер международного и межнационального общения свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ [1], способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре.
Эмпатия, толерантность, уважение религиозных, этнонациональных и иных принадлежностей людей, их взглядов и убеждений провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Однако осуществление декларируемых принципов возможно только при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у значительной массы людей, т.е. при формировании у них культуры межнационального общения.
Проблема формирования культуры межнационального общения, ее место и роль в теории и практике национальных отношений получили методологическое и теоретическое обоснование в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, Е.М. Верещагина, З.Т. Гасанова, Н.Н. Гасанова, М.С. Когана, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, В.В. Сафоновой, Т.Г. Стефаненко, С.Г. Тер-Минасовой, И.И. Халеевой, С.К. Шер-мухамедова и других ученых.
* Доцент кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования.
* Доцент кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования.
Теория и методика обучения и воспитания
55
Процесс формирования культуры межнационального общения является сложным, многогранным, а управление данным процессом требует глубокого понимания его сущности и содержания, четкого и точного представления о факторах, определяющих его развитие.
Так, профессор В.В. Сафонова определяет межнациональное общение как взаимодействие партнеров, принадлежащих к различным этническим и национальным культурам, социальным субкультурам, являющихся представителями различных цивилизационных моделей развития [2].
При детерминации данного понятия как «общение носителей разных культур (и обычно разных языков)» межнациональное взаимодействие можно представить как общение разных национальных сознаний. При этом межкультурная коммуникация осуществляется как обмен культурными предметами, деятельностями и как обмен образами сознания, ассоциированными с конкретными словами и описанными в текстах, но в любом случае и заимствуемый предмет и новая инокультурная овладеваемая деятельность постигаются при помощи образов предметов и деятельностей своей культуры только потому, что другого способа, как понять новое через старое, не существует [3].
Межнациональное общение предполагает культуру общения, основанную на выполнении людьми определенных правовых и морально-этических норм. Культура межнационального общения предполагает воспитанность таких качеств, как любовь к Родине, способность к эмпатии, национальную гордость, коллективизм, этнокультурную толерантность.
Содержание культуры межнационального общения включает следующие компоненты:
1. Мотивационно-смысловой компонент, определяющий уровень сформированное™ мотивации общения, условий её дальнейшего развития, а также способность осмысливать, постигать содержание, значение образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения от участников межэтнического взаимодействия.
2. Познавательно-практический компонент, включающий наличие знаний о культурах, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания межэтнических конфликтов.
3. Поведенческо-интегрирующий компонент, характеризующийся наличием постоянной способности действовать в соответствии с моральными и нравственными нормами по отношению к «чуждому», «иному» [4].
Последний компонент тесно связан с эмпатией и толерантным отношением к специфическим особенностям различных народов, наций и религий.
Все структурные составляющие культуры межнационального общения тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии, причем следует отметить, что такая связь имеет не суммарный, а интегративный характер.
56
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Особую значимость проблема формирования культуры межнационального общения приобретает в младшем школьном возрасте, т.к. этот период развития личности один из важнейших и направлен, в первую очередь, на формирование базовой культуры личности.
К тому же младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда в растущем человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
У детей данного возраста необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.
Формирование культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста - это организованный, целенаправленный процесс, включающий:
1. сообщение младшему школьнику или группе младших школьников знаний о человеческом сообществе, о народах, расах и религиях мира, основных правах и свободах человека; о населяющих Родину народах и общности их жизненных интересов;
2. организацию эмоционального переживания младшими школьниками сообщаемых им знаний и превращение этих знаний во взгляды и личные убеждения;
3. организацию положительного опыта культуры общения с людьми разных наций, представителями различных конфессий, этнических и языковых групп; воспитание умений и навыков преодоления личностно-психологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;
4. формирование высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся начальной школы в процессе их общения с людьми различных национальностей, рас, конфессий.
Педагогическая задача формирования культуры межнационального общения у младших школьников превращается в задачу формирования у них внутренней психологической готовности и устойчивых навыков соблюдения принципа равенства наций и национальных культур в различных сферах и ситуациях межнационального взаимодействия.
Следует отметить, что принципы формирования культуры межнационального общения младших школьников тесно связаны со сложившимися в стране межнациональными, межконфессиональными отношениями, федеративным типом государственного устройства и национальной политики. Они также зависят от специфики проявления межнациональных и межкон-
Теория и методика обучения и воспитания
57
фессиональных отношений в определенных регионах страны (национальные округа, области, республики, края).
Поскольку развитие любого качества личности происходит в деятельности, то основной задачей педагога в процессе формирования культуры межнационального общения младших школьников является вовлечение их в совместную деятельность, основными видами которой в условиях образовательного учреждения выступают учеба, игра, труд, досуг, а также нравственное просвещение.
Составной частью процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников также является организация опыта общения учащихся разных национальностей и включение учащихся начальной школы в тренинги межкультурной компетенции.
Согласно А.П. Садохину, тренинг является самым удачным методом обучения межкультурной коммуникации, развивающим умение держать себя уверенно с другими людьми, слушать и слышать своего собеседника, строить эффективную модель взаимоотношений с партнерами по коммуникации, а, главное, предотвращать и конструктивно разрешать конфликты [5].
Можно выделить две основные задачи, способствующие обучению взаимодействию с представителями других культур - это:
- проигрывание ситуаций, проходящих по-разному в различных культурах, ознакомление обучаемых с межкультурными различиями во взаимоотношениях с представителями других культур;
- знакомство обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовка переноса полученных знаний на другие ситуации.
Для решения данных групп задач наиболее приемлем общекультурный тренинг, или тренинг самосознания, направленный на осознание младшим школьником себя представителем конкретной культуры, а затем - способствующий выработке умения младшего школьника анализировать различия между разными культурами, пользоваться ими для эффективного межкультурного взаимодействия. Для реализации данной цели можно также рассмотреть различные конфликтные ситуации, решаемые с позиций разных культур и фиксируемые внимание на стереотипах и нормах родной культуры.
В работе по формированию культуры межнационального общения младших школьников возможно применение культурно-специфических тренингов, которые целенаправленно готовят ребенка данного возраста к коммуникации в рамках той или иной конкретной культуры. Причем в данной группе тренингов можно выделить такие виды тренингов, как:
- когнитивные, дающие младшим школьникам информацию о другой культуре;
- поведенческие, обучающие детей младшего школьного возраста практическим навыкам, необходимым для жизни в чужой культуре;
58
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- атрибутивные, объясняющие учащимся начальной школы, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют поведение и результаты деятельности с точки зрения другой культуры.
Очень большими возможностями в плане формирования культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста обладает именно атрибутивный тренинг, так как большая часть проблем в общении с представителями других культур возникает из-за непонимания причин поведения друг друга. Так, в определенной ситуации человек ждет конкретного поведения, а, не дождавшись его, делает ложный вывод о человеке, с которым он общается. В ходе атрибутивного тренинга младший школьник имеет возможность познакомиться с атрибуциями, характерными для интересующей его культуры.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в процессе подготовки к межкультурному взаимодействию необходимо стремиться использовать разные типы тренингов.
Эффективность тренингов по формированию культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста определяется следующими компонентами тренинговой программы: анализом потребностей в тренинге; подбором методов и техник, соответствующих теме и цели тренинга; оценкой программы тренинга и его результатов [6].
Эффективность первого компонента заключается, в том, как определены основные проблемы, требующие детального рассмотрения и усвоения, т.к. в процессе одного тренинга физически невозможно освоить все особенности чужой культуры. Следовательно, для их изучения необходимо выбрать наиболее важные.
Для эффективности второго компонента важно подобрать методы и техники, максимально соответствующие целям тренинга.
На сегодняшний день, учеными выделяются четыре основных вида тренинговой техники: информационная, симуляционная (имитационная), упражнения по практическому выполнению заданий и групподинамические упражнения. Выбор оптимальной для конкретного тренинга техники зависит от многих факторов, однако важнейшим среди них является цель тренинговой программы.
Оценка эффективности тренинговой программы предполагает сопоставление состояния обучаемых до тренинга и после него по заданным критериям.
Итогом работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников средствами тренингов межкультурной компетенции должно стать овладение «платиновым правилом», сформулированным по аналогу с «золотым правилом» нравственности: «делай так, как делают другие, как они любят, как им нравится». Это правило означает, что, попадая в чужую культуру, целесообразно поступать в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая своих религии, ценностей, образа жизни» [7].
Теория и методика обучения и воспитания
59
Через переживание собственного отличия от других, через осознание и принятие уникальности и неповторимости каждой личности, ребенок младшего школьного возраста должен понять, что существование многонационального общества невозможно без правил, норм межнационального общения, принимаемых всеми членами общества. Поэтому логическим завершением работы по формированию культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста может быть выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни собственного класса, включающего детей разных национальностей.
Список литературы:
1. Гончаров В.Н. Общество как объект философского анализа // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. -№ 13. - С. 257-261.
2. Сафонова В.В. Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. научных трудов / В.В. Сафонова. - М.: «Еврошкола», 2005.
3. Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности / Л.Г. Почебут // Введение в этническую психологию. - СПб., 2005.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: «ИП РАН», 2005.
5. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. - М.: Юнити, 2004.
6. Кириллова Л.С., Хусаинова Н.Б. Этнокультурные особенности воспитания подрастающего поколения ставропольских туркмен // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 4. - С. 16-19.
7. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов // Методы этнопсихологического исследования. - М., 2003.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Верёвкина Л.Е.*
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург
В данной статье рассматриваются методы и способы применения игровых технологий на различных этапах урока.
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится
Преподаватель математики.