Научная статья на тему 'Тренинг туристско-рекреационной направленности как средство сплочения трудового коллектива'

Тренинг туристско-рекреационной направленности как средство сплочения трудового коллектива Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ТИМБИЛДИНГ / СПЛОЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА / TOURISTIC-RECREATIONAL AREAS ACTIVITIES / TRAINING / TEAM BUILDING / CONSOLIDATION AND THE FORMATION OF LABOR COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврухина Галина Михайловна

В статье рассматриваются вопросы тренинга туристско-рекреационной направленности как средства командообразования (тимбилдинга) работников сферы обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISTIC-RECREATIONAL AREAS TRANING AS MEANS FOR UNITING LABOR COLLECTIVES

The article deals with the touristic-recreational areas activities as a means of team building (team building), for service workers.

Текст научной работы на тему «Тренинг туристско-рекреационной направленности как средство сплочения трудового коллектива»

УДК 37.032.5

ТРЕНИНГ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО

СПЛОЧЕНИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Лаврухина Галина Михайловна кандидат педагогических наук, доцент Национальный Государственный Университет физической культуры,

спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Россия

TOURISTIC-RECREATIONAL AREAS TRANING AS MEANS FOR UNITING LABOR

COLLECTIVES

Lavrukhina Galina Mikhaylovna the candidate of pedagogical sciences, the associate professor Lesgaft National State University of physical education, sports and health

St. Petersburg, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы тренинга туристско-рекреационной направленности как средства командообразования (тимбилдинга) работников сферы обслуживания.

Summary. The article deals with the touristic-recreational areas activities as a means of team building (team building), for service workers.

Ключевые слова. Рекреационно-туристская деятельность, тренинг, тимбилдинг, сплочение и формирование трудового коллектива.

Keywords. Touristic-recreational areas activities, training, team building, consolidation and the formation of labor collective.

Введение. Одной из активных форм рекреационно-развлекательных туристских мероприятий является особая форма корпоративного отдыха, на природе называемая «team building» (что означает тренинг по командообразованию, и его особенно близкая к технике туризма форма -«веревочные курсы»). В настоящее время «тимбилдинг» считается одним из лидеров по популярности и престижу в туристско-развлекательном бизнесе [2].

Команды, сформированные по производственному принципу (команды коллег), соревнуются в преодолении естественных и искусственных препятствий, выполнении «подвижных» конкурсных заданий, применяя при этом, в том числе, технику туризма. Условия игры (а это именно игра, а не спорт) требуют определенной ловкости, выносливости, интеллекта и, взаимовыручки, взаимопомощи в процессе коллективных действий [1].

Психологическая основа тренинга заключается в том, что вырванный из привычной обстановки человек реже возвращается к стереотипам поведения, мышления, сложившихся в ней. В иной обстановке возникает необходимость

действовать по-другому, человек учится не только делать, но и воспринимать, анализировать ситуацию по-новому. Эмоциональный подъем, наложенный на необходимость действовать сообща, закладывает новый принцип работы - в команде, создает предпосылки для доверия к членам коллектива в рабочих условиях [3].

Объект исследования: туристско-рекреационная деятельность на примере работников сферы обслуживания.

Предмет исследования: тренинг туристско-рекреационной деятельности как средство командообразования (тимбилдинга) работников сферы обслуживания.

Цель: изучить возможности тренинга туристско-рекреационной направленности как средства сплочения трудового коллектива.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Разработать комплекс упражнений (характерных для спортивно-оздоровительного туризма) туристско-рекреационной направленности, способствующий сплочению и формированию трудового коллектива (на примере работников сферы обслуживания).

2. Апробировать и экспериментально доказать эффективность тренинга (туристско-рекреационной направленности, способствующего сплочению и формированию трудового коллектива).

Гипотеза исследования: предполагается, что тренинг туристской направленности будет являться эффективным средством образования команды трудового коллектива (тимбилдинга) работников сферы обслуживания в процессе туристско-рекреационной деятельности.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент, как метод исследования проводился с целью проверки выдвинутой гипотезы, что средством образования команды в процессе туристской деятельности является тренинг туристкой направленности, который будет способствовать формированию более сплоченного коллектива.

Педагогический эксперимент проводился для 2 групп трудящихся: экспериментальная группа в количестве 15 человек (из них 6 девушек) и контрольная группа в количестве 13 человек (из них 5 девушек).

Нами был взят тренинг «веревочного курса» для командообразования трудящихся, предположительно способствующий сплочению и формированию команды [4]. Для проведения тренинга, направленного на сплочение рабочего коллектива был разработан комплекс из 10 упражнений, характерных для спортивно-оздоровительного туризма.

Тренинг по командообразованию проводился по выходным дням (в процессе похода выходного дня), один раз в неделю в течение 3 месяцев (июнь-август). Продолжительность похода - с 8.00 до 21.00. Размер группы- 13-15 человек. Длительность выполнения упражнений 2 раза по 2часа.

Комплекс упражнений, характерных для спортивно-оздоровительного туризма.

Упражнение №1. «Паутина». Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. Верхняя веревка - на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя - на высоте 0,3 метра. Ячейки

«паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на две-три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от «паутины». Задание: пролезть всей группе сквозь «паутину». Ограничения:

^ сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;

^ над «паутиной» и под ней могут пролезть два участника;

^ обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону;

^ нельзя касаться «паутины» (веревки);

^ при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала.

Примечание для ведущего: использовать ячейки «паутины» вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.

Упражнение № 2. «Колодец» («Треугольник»). Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями - 2 метра. Внутри «треугольника» лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»). Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками.

Ограничения:

^ нельзя касаться веревки и пролезать под ней;

^ при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.

Упражнение № 3. «Бревно» («Обрыв»). Исходные условия: вся группа встает в шеренгу на бревно, скамейку или поребрик (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров).

Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стад первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д.

Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.

Упражнение № 4. «Крокодил». Исходные условия: участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки, сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в «хвост» группы.

Задание: «переправить» таким образом всех участников.

Ограничения:

^ переправляющим участникам нельзя вставать;

^ переправляемый участник не должен касаться земли (пола);

^ при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала.

Упражнение № 5. «Гать». Исходные условия: на земле начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми 25 метров. У одной линии лежат

три жерди длиной 4,5 метра и диаметром 10 - 15 см. Перед этой линией находится группа.

Задание: всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения:

^ можно использовать три жерди;

^ при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.

Упражнение № 6. «Переправа». Исходные условия: между двумя деревьями на высоте 3,5—4 метра натянута прочная веревка. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. К середине веревки привязана висящая вертикально прочная веревка с узлами в нижней части. Нижний конец висящей веревки - на высоте 0,5 метра над землей. Параллельно натянутой между деревьями веревке на земле чертятся две линии на расстоянии 1,5 метра от деревьев. Расстояние между линиями - 3 метра. Группа находится за одной из линий.

Задание: всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения:

^ нельзя касаться земли между линиями;

^ нельзя обходить деревья;

^ нельзя перепрыгивать.

Упражнение № 7. «Квадрат». Исходные условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр.

Задание: уместиться всей группой внутри квадрата.

Ограничения:

^ не заступать за его стороны;

^ продержаться в таком положении не менее 10 секунд.

Упражнение №8. «Гусеница». Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними (ногами), стоящему сзади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом

рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Упражнение № 9. «Откос». Исходные условия: участники встают в колонну вплотную друг за другом. Ведущий с помощью одной веревки затягивает петли на правой ноге каждого участника (на уровне щиколотки). Длина веревки 10 метров.

Задание: не распутывая петель, пройти 100 метров.

Упражнение № 10. «Траст - фол». Исходные условия: Команды строятся в две шеренги, лицом друг к другу. Руки вытянуты вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя "колыбель" для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и,

чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. По мере продвижения очереди можно изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держать сильных в середине.

Для обработки результатов исследования мы использовали способы количественной обработки: табличный - социометрическая матрица, графический -социограмма и индексологический - социометрические индексы.

По результатам социологического опроса до и после тренинга, мы составили социограммы в виде мишений для каждой группы (рис. 1-4). Испытуемые, набравшие большее количество выборов (популярные) помещаются в центр нескольких концентрических колец, «не популярные» - в наружное кольцо, «средние» - во внутреннее.

До проведения «веревочного курса» в экспериментальной группе не наблюдалось явных лидеров (рис.1). В нашем случае лидерами принято было считать юноши или девушки, которых выбрали более 30% участников. Выявлено 2 человека «отверженных» (рис.1) (те, которых не выбрал ни один участник).

В контрольной группе наблюдался один лидер (те, которого выбрали более 30% участников). Возможно, полученный результат связан с тем, что в данной группе работают люди, ранее занимавшиеся совместной деятельностью и один «отверженный». В ходе беседы с управляющей выяснилось, что данный работник отсутствовал в начале года в связи с тем, что он был в отпуске и приехал прямо перед самим исследованием (рис. 2).

Рис. 1. Результаты социометрического опроса до проведения тренинга (экспериментальная группа)

Рис. 2. Результаты социометрического опроса до проведения тренинга (контрольная группа)

После проведения тренинга в контрольной группе социограмма не изменилась, а в экспериментальной - изменилась. На ней видно, что выявились 2 лидера: парень (его выбрало 5 человек) и девушка (её выбрали 6 человек). К тому же девушка «лидер» выбрала парня «лидера». Исходя из полученных данных, можно предположить, что испытуемый парень является неформальным или ситуационным

лидером. Таким образом, его можно рекомендовать, например, стать администратором. Кроме того, в полученной социограмме наблюдается, что «отверженных» работников не оказалось вовсе (рис. 3, 4).

Рис. 1 3. Результаты социометрического опроса после проведения тренинга (экспериментальная группа)

Рис. 1 4. Результаты социометрического опроса после проведения тренинга (контрольная группа)

Помимо всего прочего, для обработки данных опроса составляется социометрическая матрица, где каждый испытуемый представлен как в вертикальном, так и в горизонтальном ряду. По ней четко видно, кто кого выбрал, общее количество выборов, число взаимных выборов. По этим данным мы вычислили индекс взаимности (групповой сплоченности).

Сплоченность группы измеряется отношением количества сделанных взаимных выборов к количеству возможных взаимных выборов.

^ _ количество взаимных ВЫбйрОВ ^ ^ ^

До проведения тренинга С= 0,7, после он незначительно увеличился С=0,9. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что данный «веревочный курс» является эффективным средством командообразования, сплочения коллектива и выявления лидерских качеств. По W-критерию различия существенны на уровне значимости 0.05.

Заключение.

Тренинг туристско-рекреационной направленности способствует сплочению коллектива, о чем свидетельствует изменение индекса сплоченности (С=0,7- до эксперимента и С= 0,9 - после его проведения). Кроме того, тренинг позволяет выявить лидерские качества, что подтверждается изменением социограммы до и после проведения исследования.

_Q

^ Список литературы

1. Андронов, О. П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности / О. П. Андронов. - Москва : Мир, 2007.

2. Белбин, Р. М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Р. М. Белдин; Пер. с англ. - Москва : HIPPO - 2008. - 315 с.

3. Браткин, А.С . Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов / А. С. Браткин, И. М. Скоробогатова. - Москва : Генезис, 2010. - 205 с.

4. Сартан, Г. Н. Тренинг командообразования / Г. Н. Сартан - Санкт-Петербург : Речь, 2010. — 87 с.

_Q

References

1. Andronov, O. P. "Physical culture as a means of influence on the formation of personality"/O.P. Andronov. - Moscow : Mir, 2007.

2. Belbin, R. M. "Team managers. Secrets of success and failure reasons" / R. M. Beldin; Trans. from English. - Moscow : HIPPO - 2008. - 315 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bratkin, A. S. "Couch Guide: 10 Best-selling tranings" / A. S. Bratkin, I. M. Skorobogatov. - Moscow : Genesis, 2010. - 205 p.

4. Sartan, G. N. "Teambuilding training"/ G. N. Sartan - SPb .: Rech, 2010 - 87 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.