социологические науки
Шамардина Марина Валерьевна, Даренских Светлана Сергеевна ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КАК УСЛОВИЕ ...
УДК 316.62
ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
© 2017
Шамардина Марина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Социальной психологии» Даренских Светлана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Социальной психологии» Алтайский государственный университет (656049, Россия, Барнаул, проспект Ленина, 61, e-mail: [email protected])
Аннотация. Авторы статьи показывают возможность развития коммуникативной компетентности посредством метода психологического тренинга у студентов психологов. Коммуникативная компетентность рассматривается, как умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач, т.е. быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В статье представлен подход к формированию умений и навыков партнерского общения; развитие установок, определяющих поведение и созданию в итоге собственного стиля (модели) поведения, посредством социально-психологического тренинга, реализующего упражнения с методами психологического воздействия, что способствует профессиональному самоопределению личности. Рост личности рассматривается как следствие столкновения с внутренними конфликтами, без которых нет стимула к изменениям. Участники группы тренинга проходят как чувственную, так и рациональную «фильтрацию» в ходе чего происходит переосмысление и смена внутренних установок, в тренинге ставились в такие условия, при которых не только бы проявлялась другая модель поведения, но и ее проявление было осознанным (посредством саморефлексии) и доставляло «удовлетворение» от результата ее реализации. В процессе такого осознания и возникало новое качественное состояние, которое и стало впоследствии результатом изменения личностной структуры участника тренинговой группы, что подтвердили результаты проведенного эксперимента.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, самореализация, рефлексия, идентификация, метод социально-психологического тренинга, психологическое воздействие, модели поведения.
TRAINING OF PERSONAL GROWTH AS CONDITION OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY
© 2017
Shamardina Marina Valeryevna, candidate of psychological Sciences,
department of social psychology of the faculty of psychology Darenskikh Svetlana Sergeevna, candidate of psychological Sciences, department of social psychology of the faculty of psychology Altai State University (656049, Russia, Barnaul, pr-t Lenina 61, e-mail: [email protected])
Abstract. The authors of article show a possibility of development of communicative competence by means of method of the psychological training for the students of psychologists. A communicative competence is examined, as ability to put and decide the certain types of communicative tasks, i.e. to be ready to intelligent change of own speech behavior. In the article, going is presented near forming of abilities and skills of partner communication, to development of the installations defining behavior and as a result to creation of own style (model) of behavior by means of the social and psychological training, realizing exercises with the methods of psychological influence, that assists professional self-determination of personality. The height of personality is examined as a result of collision with internal conflicts without that there is not a stimulus to the changes. The participants of the group training passed sensual and rational "filtration" during that there is a reconsideration and change of internal installations, were put in such conditions under which not only other behavior model would be shown, but also its manifestation was conscious (by means of a self-reflection) and brought "satisfaction" from result of its realization. In the process of such understanding, there was a new qualitative state, which acted as change of personal structure of the participant of training group subsequently, this fact is confirmed by the results of the made experiment.
Keywords: communicative competence, self-realization, reflection, identification, method of social and psychological training, psychological influence, behavior models.
Современному обществу требуется конкурентоспособный профессионал, способный оценить свою индивидуальность, уникальность, а также имеющий потенциал к самореализации и профессиональному самоопределению, где определяющий выступает направленность личности на достижение успеха в профессиональной деятельности. Л.С. Выготский писал, что путь к совершенству лежит через преодоление препятствий; затруднение функции есть стимул к ее повышению. В «теории самоэффективности» (А. Бандура) рассматривается основой самореализации убежденность человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать адаптивное поведение. Клочко В.Е. в теории психологических систем [1] рассматривает человека как целостную самоорганизующуюся, саморазвивающуюся, самореализующуюся психологическую систему, у которого есть способность к инициативному поведению, и есть потребность к самореализации. Формирование и развитие такой личности требует создания определенных условий, поэтому мы выбрали метод психологического тренинга с упражнениями, реализующими методы психологического воздействия, что позволит решить данную проблему, т.к. Селезнева Е.В. подчеркивает, что че-
АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
ловек может самореализоваться как уникальная целостная личность только во встрече с другими [2]. Основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста, а также окружающий мир. Рефлексия и идентификация выступают здесь процессом познания себя через другого человека [1].
Цель нашего исследования заключалась в определении эффективности тренинговой программы, составленной с учетом развития коммуникативной компетентности и личностного роста участника группы.
Составленная нами тренинговая программа ориентирована на оптимизацию коммуникативных моделей поведения у студентов психологов, что может выступать необходимым условием для профессионального становления личности в выбранной профессии типа «человек-человек».
Объектом исследования выступили методы психологического воздействия как детерминанты личностного роста.
35Т
Шамардина Марина Валерьевна, Даренских Светлана Сергеевна социологические
ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КАК УСЛОВИЕ ... науки
Метод психологического тренинга - это личностный рост участников, «почва» для самопознания: через ситуации межличностного взаимодействия, рефлексию в тренинге (обратная связь от участников группы) появляется адекватное самовосприятие и последующее самосовершенствование, поэтому можно предположить - участие в тренинге позволит участникам принять на себя личную ответственность за формирование (развитие) и проектирование своей жизни в целом, а значит это может стать условием профессиональной самореализации личности в будущей профессиональной деятельности. Тренинговая программа направлена на коррекцию партнерского общения и развитие системы межличностных отношений в целом, а значит и создание собственной (индивидуальной) модели поведения.
Факт способности современного человека к самореализации, стремления к ней легко фиксируется в профессиональной деятельности, если она целенаправленна и изначально предполагает результат. Самореализация достигается только тогда, когда у человека появляется сильный побудительный мотив личностного роста, где основным является интерес, а способ и средство - это социальная активность через творчество [1]. Существуют определенные психолого-педагогические условия способствующие самореализации: это - развивающая творческая среда (пространство самореализации); которая создает свободу выбора деятельности в соответствии с потребностями, ценностями и целями; дает развитие внутренних мотивационных стимулов личности к самореализации. Хрящева Н.Ю. считает, что способность к творчеству (как процессу, имеющему определенную специфику, приводящему к созданию опыта) - один из наиболее важных условий для успешного самовыражения и условие всесторонней самореализации - адаптивности личности в современном мире [4]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской «активность личности проявляется в том, как она преобразует обстоятельства, направляет ход собственной жизни, формируя жизненную позицию. Личность находится в постоянном развитии, меняются личностные смыслы, а также переживания и стремления, которые совершенствуют ее, что составляет основу личностного роста. Динамика жизни человека перестает быть случайным чередованием событий, она начинает зависеть от активности человека, от способности организовать и придавать событиям желаемое направление» [5]. А.И. Крупнов считает базовыми свойствами личности те, которые составляют основание для развития остальных более частных свойств личности. К таковым он относит организованность, трудолюбие, инициативность, любознательность, целеустремленность, ответственность и общительность [6]. Указывая на системную природу свойств личности, С.Л. Рубинштейн отмечал, что они представляют собой сплав образа мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимосвязи, взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действия [7]. Таким образом, любое личностное свойство не автономно [8], а является сложным системным образованием, включающим в себя мотивационно-смысловые и регу-ляторно-динамические компоненты, интегрирующие в себе совокупность основных психических функций, а также личностные и индивидуальные характеристики субъекта [9].
Для анализа стилей межличностного взаимодействия, нами была выбрана двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту и установка на определенные формы поведения. Для каждой стратегии существует класс ситуаций, в которых она является наиболее эффективной. Зависимость эффективности стратегии от требований ситуации вынуждает людей приспосабливать свое поведение к этим требованиям. Мы сделали 352
предположение о том, что для «коррекции» моделей поведения будет максимально эффективен психологический тренинг, с упражнениями, реализующими методы психологического воздействия (убеждение, давление, атака, программирование), содержащий в своей основе дискуссионные методы и ролевые игры. Сущность психологического воздействия проявляется в направленной передаче информации от одного человека к другому, с целью воздействия на изменение «обычной» модели поведения и психологических характеристик личности, а также других особенностей партнера по общению, что и составляет основу межличностного взаимодействия. Основная задача психологического воздействия - это осознание помощи личности в достижении аутентичного существования. Наиболее существенным на этом пути оказывается расширение сферы сознания самого себя, через увеличение способности человека к полному опыту жизни, опыту переживания (новые роли). Тем самым увеличивается потенциал выборов и повышается степень свободы личности [1]. В процессе общения участников тренинговой группы можно выделить две составляющие - движение информации (саморефлексия упражнений и моделей поведения) и взаимодействие участников тренинга. В процессе обратной связи в тренинге идет развитие адекватной самооценки, корректировка коммуникаций в поведении - это позволяет управлять эмоциональными состояниями.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина». В нашем эксперименте принимали участие студенты 2-3 курсов, факультета психологии, в количестве - 76 человек; по результатам тестирования была выделена контрольная группа - 16 человек, у которых были определены такие преобладающие стратегии поведения как приспособление - 75% и избегание - 62,5% (средние показатели). Предмет нашего исследования - психологический тренинг с упражнениями, реализующими методы психологического воздействия, предполагает изменения в моделях поведения и может выступать следствием изменения структуры личностных характеристик. Поэтому нами была дополнительно проведена методика по изучению личностных факторов с помощью многофакторного исследования личности (16 PF) Р. Кеттелла. Для того чтобы перестроить смысловые структуры личности, необходимо изменить порождающие их деятельности, поэтому тренинго-вая работа в группах строилась в рамках деятельностно-го подхода (А.Г. Асмолов, Т.В Зайцева, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Л.А. Петровская). Если учесть, что де-терминантой социально-психологической групповой реальности выступает совместная деятельность, то и перестраивать, корректировать модели поведения, реализующиеся в межличностном взаимодействии следует путем создания ситуации-игр, как правило, оказывающийся значимой для их участников. Для этой цели участники тренинговых групп ставились в такие условия, при которых не только бы проявлялись разные модели поведения в межличностном взаимодействии, но и их проявление было осознанным (посредством саморефлексии) и доставляло «удовлетворение» от результата ее реализации. По мнению Крупнова А.И. при анализе любого свойства личности, центральным «ядром» выступает стремление, характеризующееся силой, интенсивностью, частотой (динамические признаки), направленностью (мотиваци-онный аспект), осознанностью и осмысленностью (когнитивный аспект), особенностями переживаний (эмоциональный аспект), уровнем контроля и регуляции (регу-ляторные характеристики) и ориентацией на получение результата (продуктивный компонент) [6]. В процессе такого осознания возникало новое качественное состояние объекта, которое и стало впоследствии условием для изменения личностной структуры участника тренинго-вой группы.
Результаты тестирования участников тренинговой АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
социологические науки
Шамардина Марина Валерьевна, Даренских Светлана Сергеевна ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КАК УСЛОВИЕ ...
программы показали изменения в личностных структурах (средние показатели): повысилась - аффектотимия (сердечность, доброта) на 25%; сила «Я» (эмоциональная устойчивость) на 19%; доминантность (настойчивость) на 15%; пармия (смелость) - 12,5%; и повышение менее 10% наблюдались у группы таких характеристик, как праксерния (практичность), искусственность (проницательность, расчетливость), радикализм (гибкость), самодостаточность (самостоятельность, независимость от группы); контроль желаний (высокий самоконтроль поведения).
Таким образом, самоопределение осуществляется личностью в конкретных ситуациях, что является формированием предпосылок профессионального становления, может реализоваться посредством методов активного социально-психологического обучения (дискуссионные методы и ролевые игры), а именно в условиях психологического тренинга с упражнениями, реализующими методы психологического воздействия. Преимущества метода тренинга в ситуациях профессионального самоопределения личности оказались бесспорны. Уже в начале процесса обучения участники тренинга и ведущий тренинга определились в целях, путях движения, ожидаемых результатах, распределении ответственности и правилах совместной работы, и весь ход работы стал обоснованным, отвечающим запросам каждой из сторон. Целью такого «сохраняющего» обучения является усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно взаимодействовать в повторяющихся ситуациях. Данный тип программ особенно эффективен для анализа существующих моделей поведения участников тренинговой группы (которые чаще всего реализуются в межличностном взаимодействии), а также «проработки» существующего «проблемного поля» в условиях взаимодействия - это определенные модели поведения, которые реализуются такими стратегиями поведения (К. Томас), как «избегание», «приспособление» и «соперничество». По результатам тестирования (средние показатели) у участников тренинговой группы после участия в тренинге наблюдалось проявление новых стилей поведения: компромисс
- у 62% участников; сотрудничество - у 68,75%; соперничество - у 56,25% - что подтверждает эффективность подобранных упражнений, реализуемых методы психологического воздействия (убеждение, заражение, программирование и др.).
События, происходящие с человеком, и информация, поступающая в процессе актуальной деятельности или взаимодействия с другими людьми, проходят как чувственную, так и рациональную «фильтрацию». Предпосылкой «роста личности» оказывается не ее открытость внешнему миру, а прежде всего, центрированность на собственном внутреннем мире [3]. Переосмыслить свое отношение к себе можно, встав в рефлексивную позицию к самому себе [1]. Переживание, возникающее в процессе осознания собственной модели поведения посредством обратной связи и идентификации, способствует построению социально адаптивной модели поведения, реализующейся в межличностных взаимосвязях и перестройках личностной структуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд /Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского университета. 1999. - 154с.
2. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. - М., 2007. http://psyjournals.ru/inclusive_ edu/issue/44020_full.shtml [Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью
- Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]
3. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ. 1982. 168с.
4. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире / Н.Ю. Хрящева // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1998. - С. 171-175.
5. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. - М.; Наука, 1991. С. 19-44.
6. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системное исследование личности. - М.: УДН, 1994. С. 9-23.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Просвещение, 1976. 320с.
8. Шубина Л.В. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления: Дис. канд. псх. наук. - М., 2004. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disser Cat http://www.dissercat.com/content/proyavlenie-lyubozatelnosti-mladshikh-shkolnikov-s-razlichnym-urovnem-razvitiya-tvorcheskog#ixzz4cuQEo7xe.
9. Крупнов А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. - С. 92 - 102с.
Статья поступила в редакцию 21.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.
АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
353