Научная статья на тему 'Исследование социально-перцептивных процессов в группе тренинга'

Исследование социально-перцептивных процессов в группе тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1073
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симонова Татьяна Вячеславовна

In this article the results of psychological research of social perception processes taking place in social psychological training group are given. The training group members' self-perception problems and the way they perceived the coach of the group are analyzed. Peculiarities of social perception are defined depending on the development stage of the training group; the dynamics of development is also investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of social perception processes in a training group

In this article the results of psychological research of social perception processes taking place in social psychological training group are given. The training group members' self-perception problems and the way they perceived the coach of the group are analyzed. Peculiarities of social perception are defined depending on the development stage of the training group; the dynamics of development is also investigated.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-перцептивных процессов в группе тренинга»

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ГРУППЕ ТРЕНИНГА

Т.В. Симонова

Simonova T.V. The study of social perception processes in a training group. In this article the results of psychological research of social perception processes taking place in social psychological training group are given. The training group members’ self-perception problems and the way they perceived the coach of the group are analyzed. Peculiarities of social perception are defined depending on the development stage of the training group; the dynamics of development is also investigated.

Термин «социальная перцепция» впервые был предложен Дж. Брунером в 1947 г. в период разработки программы психологических исследований восприятия, получившей название «New Look» («Новый взгляд»).

В социальной психологии под социально-перцептивным процессом понимаются не столько процессуальные в общепсихологическом понимании аспекты порождения образа социальных объектов, сколько результат этого процесса в его качественной и смысловой определенности, для чего в общей психологии используется понятие «образ» [1].

В то же время выявленное в экспериментальных исследованиях богатство характеристик процесса формирования образа другого человека или целой группы, по мнению Г.М. Андреевой, «с трудом укладывается в традиционное понимание перцептивного процесса» [2].

Теория изоморфизма, теория ролей, работы Г. Олпорта отразили лишь отдельные стороны данного процесса, и ни одна из них не может претендовать на исчерпывающее его освещение [3].

Восприятие человека человеком трактуется в «Психологическом словаре» как «процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения» [4].

Словарь практического психолога [5] дает следующее определение: «межличностное восприятие есть восприятие, понимание и оценка человека человеком».

Специфика межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости пред-

ставления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Исследователи выделяют различные уровни перцептивной деятельности, которые включают восприятие человека человеком:

1 уровень: отражательные процессы,

т. е. непосредственные ощущения и восприятие внешности, речи, поведения другого человека.

2 уровень: проективные процессы, наложение на объект восприятия прошлых образов, стереотипов, категоризация по типам, ассоциации с различными представлениями о человеке определенного типа (по возрасту, полу, профессии, общим внешним признакам).

3 уровень: эмпатийные процессы, обеспечивающие восприятие и понимание неповторимых качеств человека, дифференциацию его отдельных черт, особенного и общего в личности и интеграцию в целостные индивидуальные представления о человеке [6].

Отечественными психологами разрабатывались различные аспекты проблемы восприятия человека человеком, в первую очередь относящиеся к первому и второму уровням перцептивной деятельности. Исследовалось влияние приобретенной человеком профессии на восприятие других людей (исследования проводились кафедрой психологии Кубанского университета). Особенности познания людьми друг друга в условиях производственного коллектива изучали психологи Института психологии АН СССР под руководством Б.Ф. Ломова. В лаборатории психологии личности НИИ ОПП АПН СССР под руководством А.В. Петровского был предпринят комплекс исследований по выявлению значимых характеристик группы при формировании у него мнения о других людях. Изучением взаимосвязи особенностей

психического отражения людьми друг друга с их отношениями и поведением подробно занимался В.Н. Мясищев.

Значительная роль в исследовании межличностного восприятия в группе принадлежит сотрудникам кафедры социальной психологии МГУ. Г.М. Андреева под социальной перцепцией понимает восприятие внешних признаков человека, соотнесение с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков [2]. При описании структуры данного процесса Г.М. Андреева использует понятия «когнитивный» и «эмоциональный», констатируя наличие в нем когнитивного и аффективного компонентов.

В современной отечественной социальной психологии выделяют два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции: один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а второй - с анализом процессов межличностного отражения [7].

В большинстве исследований влияние восприятия одного человека другим на формирование самовосприятия личности не исследуется. Проведя анализ отечественных работ по данной проблеме [1-3, 6, 8-11], выделим 5 основных факторов развития самовосприятия.

1. Восприятие себя через соотнесение (идентификацию, различие) себя с другими [2]. Процесс соотнесения себя с другими в случае установления идентичности дает возможность применять перцептивный образ другого в качестве модели самого себя.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими. Значимость этого указанного источника развития представления о самом себе подчеркивалась Л.С. Выготским: «Личность становится для себя тем, что оно есть в себе, через то, что она предъявляет собой для других» [12].

3. Восприятие себя через результат собственной деятельности. Этот источник развития самовосприятия акцентируется и исследуется в работах Л.И. Божович, А.И. Липкиной, М.П. Лисиной и других авторов. Характеризуя роль указанного источника, Л.И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии возможны серьезные осложнения, если самовосприятие субъекта не опирается на

умение самостоятельно оценить результаты своей деятельности и ограничивается лишь ориентацией на оценки, даваемые окружающими людьми.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. В материалистической интерпретации, противостоящей интроспективной психологии, наблюдение, направленное на себя, органично включено в систему научных представлений об основных источниках самопознания [10, 11].

5. Непосредственное восприятие собственного внешнего облика. Исследование данного источника самовосприятия представлено в работах А.А. Бодалева и его последователей (Б.А. Еремеев, В.Н. Панферов,

А.Г. Гусева).

Указанные факторы самовосприятия подтверждают тезис о диалектической взаимосвязи самовосприятия и восприятия окружающих людей [8, 13]. «Представление о другом человеке, - пишет Г.М. Андреева, раскрывая этот тезис, - тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве глубоких характеристик), тем более полным становится представление о самом себе» [14].

Все эти факторы развития реализуются в рамках психологического тренинга. Особую роль играют факторы «восприятие себя через восприятие себя другими» и «восприятие себя через соотнесение (идентификацию, различие) себя с другими» [3, 14].

Изучая особенности познания людьми друг друга, психологи делают акцент на выяснение роли деятельности в развертывании познавательных процессов у человека в ходе общения его с другими людьми. В проведенных исследованиях изучались межличностное восприятие в трудовом коллективе (Т.Ю. Базаров), в учебно-воспитательной группе (Е.М. Дубовская, О.И. Ефремова), в семье (Л.Я. Гозман), был поставлен вопрос и о восприятии в тренинговой группе (Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская). При этом социально-психологический тренинг рассматривался как средство оптимизации перцептивных процессов в группе.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [15] определяют социально-психологический тренинг как «совокупность методов развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умение анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, умение адекватно воспринимать себя и окружающих».

Л.А. Петровская считает основной целью психологического воздействия в различных формах СПТ развитие социально-психологической компетентности личности [9, 10, 16].

Л.М. Митина выделяет четыре стадии СПТ, критерием которых является изменение поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие [13]. Ее модель объясняет развитие основных психических процессов, обусловленное участием сотрудников в группе социально-психологического тренинга (СПТ):

• мотивационные (1 стадия),

• когнитивные (2 стадия),

• аффективные (3 стадия),

• поведенческие (4 стадия).

В качестве критериев эффективности СПТ в социальной психологии обычно применяются:

1) динамика самосознания участников (О. В. Немиринский) [17];

2) изменение поведения и мотивации, когнитивных и аффективных процессов (Л.М. Митина) [13];

3) стиль психологического воздействия ведущего в процессе управления тренинговой группой (Б.М. Мастеров) [13].

Большинство авторов выделяют четырехстадийную модель развития тренинговой группы, которая обязательно включает в себя этап кризиса. Анализ существующих моделей стадийного развития тренинговой груп-

пы позволяет предположить, что на каждой из них участники воспринимают и отражают ведущего соответственно изменениям, которые протекают как в группе в целом, так и в каждой отдельно взятой личности. Все это дает нам основание провести эмпирическое исследование данной проблемы, концентрируя свое внимание на личности ведущего тренинговой группы и его основных характеристиках.

Базой нашего исследования являлись 9 тренинговых групп. Объектом исследования выступили процессы социальной перцепции у членов тренинговых групп (218 человек) в возрасте от 16 до 53 лет.

Для изучения особенностей восприятия ведущего тренинговой группы на разных стадиях ее развития, а также особенностей самовосприятия участников СПТ применялись методики: личностный дифференциал (ЛД), по Ч. Осгуду; интерперсональный анализ Т. Лири; модифицированная методика М. Хэрроу; тест «Двадцать утверждений» М. Куна; методика изучения особенностей самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн.

Полученные данные об особенностях социальной перцепции ведущего и членов группы применялись при графическом моделировании в трехмерном пространстве, образованном тремя осями:

ось X - доминирование - подчинение, ось У - эмоциональность - аналитичность. ось Ъ - дружелюбие - недружелюбность. Эмпирические значения Т-критерия попадают в зону значимости, интенсивность положительного сдвига показателей самооценки превышает интенсивность отрицательного сдвига на стадиях «переоценка» и «действие».

Таблица 1

Динамика социально-перцептивных процессов в группе СПТ N = 218)

№№ Стадии СПТ Данные по ЛД

оценка сила активность

1. Подготовка 2,03 2,2 2,3

2. Кризис 2,5 2,2 2,2

Осознание 2,0 2,2 2,2

3. Переоценка 2,0 1,8 1,6

4. Действие 2,4 1,8 1,1

Таблица 2

Сводная таблица средних показателей Т-критерия Вилкоксона при сопоставлении стадий развития группы СПТ

Стадии Данные по Дембо - Рубинштейн

Подготовка - осознание Индивидуальные показатели самооценки и восприятия себя понижаются

Тэмп. = 85

Подготовка - переоценка Индивидуальные показатели самооценки и восприятия себя повышаются

Тэмп. = 63,5

Подготовка - действие Индивидуальные показатели самооценки и восприятия себя повышаются

Тэмп. = 13

На основе проведенного анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.

1. При восприятии ведущего членами тренинговой группы в первую очередь оцениваются его уважительное отношение к людям и его желание оказать помощь обучаемым в трудных ситуациях.

2. Группа склонна воспринимать ведущего как сильного, однако не подчеркивающего своей авторитарности во взаимодействии с группой.

3. Восприятие ведущего членами тренинговой группы на разных стадиях ее развития характеризуется следующими особенностями:

а) на подготовительной стадии развития

члены группы наиболее высоко оценивают активность, общительность, открытость,

энергичность, эмоциональную уравновешенность ведущего;

б) на кризисной стадии группа высоко оценивает обаяние, добросовестность, доброжелательность, отзывчивость, справедливость, дружелюбие, честность своего ведущего;

в) на стадии осознания и переоценки эти качества продолжают восприниматься группой как значимые, но степень их важности несколько снижается, и на стадии «действие» вновь повышается;

г) показатель «активность» имеет тенденцию к снижению своего значения для участников тренинга, поскольку группа предпочитает действовать самостоятельно, без вмешательства тренера.

4. Оценка волевых качеств личности ведущего в группе происходит достаточно ровно и высоко. В целом группа воспринимает ведущего как уверенную, независимую, самостоятельную, сильную, работоспособную личность.

Самовосприятие участников группы тренинга личностного роста на разных стадиях развития имеет следующие особенности.

1. На начальной стадии участники группы воспринимают и оценивают себя пассивными и необщительными не только с ведущим, но и с членами тренинговой группы. Они избегают ситуаций откровения, не готовы поделиться своими внутренними проблемами.

2. Переход на стадию осознания, более глубокого познания членами группы своей личности. Осознание своих личностных проблем и своего поведения приводит к изменению восприятия себя. В самоотчетах участники обращают особое внимание на коммуникативные качества своей личности. На этой стадии они воспринимают себя все еще замкнутыми, неуверенными в своих действиях, недостаточно активными и общительными.

3. На стадии переоценки участники СПТ воспринимают и оценивают себя как волевых и ответственных за свое поведение. Они более открыто и доверчиво ведут себя по отношению к группе и своему ведущему. Члены группы более независимы от посторонних мнений, воспринимают себя гармоничными и полноценными личностями.

Перечисленные выводы позволяют нам разработать эффективную программу социально-психологического тренинга по развитию социально-перцептивных процессов личности. В основу программы положена психологическая модель восприятия, оценки, конструирования и коррекции социальных представлений личности о себе и о других людях.

Программа предназначена для использования психологами службы по работе с персоналом и имеет целью развитие профессионализма у специалистов, работающих с клиентами своей организации.

1. Агеев B.C., Андреева Г.М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии. М., 1981.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

4. Психологический словарь / под ред.

B.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.

5. Словарь практического психолога / сост.

C.Ю. Головин. Мн., 1997.

6. Ершов А.А. Представление о восприятии человека человеком. М., 1980.

7. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.

8. Князев В.А. // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 4. С. 55-60.

9. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

11. Столин В.В. Самопознание личности. М., 1983.

12. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 3.

13. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. 2-е изд. М., 2000.

14. Андреева Г.М. Современная социальная психология на Западе: теорет. направления. М., 1978.

15. Краткий психологический словарь / под ред. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича. Мн., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1973.

17. Немиринский О.В. // Моск. психотерапевт. журн. 1993. № 3. С. 24-38.

Поступила в редакцию 25.04.2007 г.

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.А. Калинина

Kalinina I.A. Methods of complex estimation of psychological readiness for professional activity. At present there are practically no methods of estimation of psychological readiness for professional activity. But corporations and universities need them in case of adaptation of students and young professionals. The article presents complex methods of testing psychological readiness for professional activity, including tests for selfdevelopment, will for learning (at working place), self-esteem evaluation, R.B. Cattel’s 16PF test, professional readiness tests and life meaning test. The article also contains results of test-program experiment.

В настоящий момент в связи с произошедшими социальными изменениями появился особый сектор психологических услуг -профессиональный отбор, оценка персонала (асессмент-центры), адаптация, обучение и управление карьерой новых сотрудников.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности как одна из ступеней к формированию профессиональной пригодности, таким образом, попадает в число актуальных проблем психологической науки и практики.

Однако необходимо констатировать, что в наиболее распространенных руководствах по профессиональному отбору и психологии менеджмента (таких например, как [1]) основное внимание уделяется профориентации

молодежи на стадии оптации (т. е. выбора профессии), картированию интересов, составлению различных профилей мышления, восприятия, психомоторных функций, значимых в той или иной сфере профессиональной деятельности.

При этом авторы соответствующих методик (например, автор опросника ДДО Е.А. Климов) указывают, что наличие интереса к той или иной профессии как установки к ее усвоению, а также наличие комплекса профессионально-значимых качеств не гарантируют успешного вхождения в профессиональную деятельность, поскольку необходимо выработать индивидуальный стиль деятельности, эффективный для конкретного человека. Для этого молодой профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.