Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИСТУДЕНТОВ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД'

ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИСТУДЕНТОВ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ФРУСТРАЦИЯ / ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башкова Л.С., Живаева Ю.В.

В статье представлены результаты исследования тревожности студентов в предсессионный период. Показана актуальность исследования данной проблематики. Описаны результаты статистической обработки по выявлению эффективности коррекционных мероприятий.The article presents the results of a study of anxiety of the students in the pre-session period. The urgency of study of this problem.Describes the results of statistical processing to identify the effectiveness of corrective actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИСТУДЕНТОВ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД»

УДК 159.923-053.6

Башкова Л. С. студент 3 курса институт педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный Университет Живаева Ю.В., к.психол.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск ТРЕНИНГ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИСТУДЕНТОВ В

ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

В статье представлены результаты исследования тревожности студентов в предсессионный период. Показана актуальность исследования данной проблематики. Описаны результаты статистической обработки по выявлению эффективности коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: тревожность, тренинг,фрустрация, предсессионный период.

The article presents the results of a study of anxiety of the students in the pre-session period. The urgency of study of this problem.Describes the results of statistical processing to identify the effectiveness of corrective actions.

Key words: anxiety, training, frustration, pre-session period.

Проблема юношеской тревожности, как основы эмоциональных расстройств в настоящее время является междисциплинарной. Она относится к сферам интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стресогенныхфакторов и как феномен сопутствующий фрустрации социальных потребностей и в качестве специфического личностного свойства[1]. Исследование уровня тревожности у студентов в предсессионный период является актуальной, так как тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или же является причиной расстройства эмоциональной сферы личности.

Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности [2].

С целью изучения тревожности у студентов-первокурсников нами было организовано и проведено исследование на базе кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярского Государственного Медицинского университета. Выборка исследования:40 чел. Средний возраст

исследуемых от 18 до 20 лет.

С целью исследования тревожности в качестве диагностического инструментария мы использовали методику диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности), Личностную шкалу проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина). В результате исследования показателей тревожности по методики диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина были получены следующие результаты.

Данные первой группы: По первой шкале очень высокий уровень тревожности выявлен у 48% испытуемых, для 35% испытуемых характерен средний уровень тревожности и для 17% испытуемых характерен низкий уровень тревожности. По второй шкале у 65% испытуемых выявлен высокий уровень тревожности, для 25% испытуемых характерен средний уровень тревожности, у 10% испытуемых выявлен низкий уровень тревожности.

У второй группы по первой шкале высокий уровень тревожности представлен у 10% испытуемых, что говорит что характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги, средний уровень тревожности характерен для 51% испытуемых, 34% испытуемых характеризуются низким уровнем тревожности и у 5% испытуемых выявлен очень низкий уровень тревожности, что иногда является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». По второй шкале высокий уровень тревожности выявлен у 5% испытуемых, что характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, средний уровень тревожности характерен для 59% испытуемых, 24% испытуемых характерен низкий уровень тревожности и для 12% испытуемых характерен очень низкий уровень тревожности.

Данные по личностной шкале проявлений тревоги (Дж. Тейлор адаптация Т.А.Немчина) таковы:

Данные первой группы: Очень высокий уровень тревожности выявлен у 41% испытуемых, для 36% испытуемых характерен высокий уровень тревожности, у 18% испытуемых выявлена тенденция к низкому уровню тревожности и для 5% характерен низкий уровень тревожности.

Данные второй группы: высокий уровень тревожности характерен для 8% испытуемых, тенденцию к высокому уровню тревожности имеют 29% испытуемых, 52% испытуемых характерна тенденция к низкому уровню тревожности и для 11% испытуемых характерен низкий уровень тревожности.

В результате исследования показателей тревожности по проективной методике «рисунок человека» у первой группы, также отмечается более повышенный уровень тревожности, в отличие от второй группы.Исходя из показателей исследования, выявлено, что у исследуемых первой группы факультета Клинической психологии показатели уровня тревожности выше, чем у исследуемых второй группы.На основании данных исследования мы определили первую группу как экспериментальную.

Учитывая особенности юношеского возраста и особенности проявления тревожности в юношеском возрасте, нами была разработана программа коррекции тревожности в предсессионный период: Цель программы: уменьшение напряжения и повышенной тревожности. Задачи:

- Развитие личности;

- Усилением рефлексивной способности сознания:

- Коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям:

- Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

После реализации тренинговой программы была проведена повторная диагностика.

Показатели тревожности по методике диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина у первой группы в результате проведенного нами тренинга значительно снизились. По первой шкале высокий уровень тревожности выявлен у 5% испытуемых, для 16% испытуемых характерен средний уровень тревожности и для 57% испытуемых характерен низкий уровень тревожности очень низкий уровень тревожности характерен для 22%.По второй шкале для 22% испытуемых характерен средний уровень тревожности, у 65% испытуемых выявлен низкий уровень тревожности и для 13% испытуемых характерен очень низкий уровень тревожности.

Данные по личностной шкале проявлений тревоги (Дж. Тейлор адаптация Т.А.Немчина) также были несколько снижены: высокий уровень тревожности выявлен у 5% испытуемых, для 31% испытуемых характерна тенденция к высокому уровню тревожности, у 41% испытуемых выявлена тенденция к низкому уровню тревожности и для 23% характерен низкий уровень тревожности.

Для определения статистической достоверности различий между данными выборок нами был проведен расчет ^критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t по шкале «методика диагностики самооценки» (2,8) находится в зоне значимости кр.=1,97; p < 0,05), что говорит о статистической существенности различий между выборками и о том, что наша гипотеза подтвердилась. Для определения статистической достоверности различий между данными выборок нами был проведен расчет ^критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t по шкале «Личностная шкала проявлений тревоги» (2,4) находится в зоне значимости кр.=1,97; p < 0,05), что говорит о статистической существенности различий между выборками и о том, что наша гипотеза подтвердилась. Таким образом мы считаем, что созданные нами условия, способствующие снижению тревожности, в качестве профилактики тревожности в предсессионный период является эффективным.

Использованные источники: 1. Артюхова, Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности/ Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск,

2000.-197 c.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 2009. - 456 с.

3. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности - М., 2006. - 326 с.

Башмаков Р.Р. преподаватель Уфимский ЮИ МВД России Россия, г. Уфа

ДЕМОГРАФИЯ В РОССИИ

Демографическая ситуация в России в целом остается стабильной, но может потребовать дополнительных и в чем-то кардинальных мер в 2016-2020 годах. Такой вывод содержится в аналитической записке экспертов РАНХиГС "О плане мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики РФ до 2025 года". Эксперты отмечают, что основной демографический прирост в последние два года был осуществлен за счет жителей присоединенного Крыма - они составили 2,3 млн человек из 3,4 млн прироста. При этом рост числа уезжающих из страны опережает по темпам рост числа приезжающих. В частности, за половину 2015 года число прибывших выросло на 3 процента, а число выбывших - на 18,2. Вследствие экономического кризиса и девальвации рубля сократился миграционный приток: из Таджикистана - на 47,8 процента, из Киргизии - на 41.[1]

По данным Росстата, сегодня в России рождается около двух миллионов малышей в год. Но прогнозы неутешительны: через десять лет количество новорожденных сократится до 1,6 миллиона, а далее составит 1,3 миллиона. [2]

Беспокойство экспертов вызывает и уровень смертности. Он снизился не на треть, как планировалось, а на 12 процентов. Рекомендуется развивать медикаментозное обеспечение и медпомощь при самых социально значимых видах заболеваний - туберкулезе, сердечно-сосудистых и онкологических. [3] В Совете Федерации зампред правительства Ольга Голодец признала, что снижение числа абортов - огромный плюс для российской демографии, но действовать тут нужно крайне осторожно. По поводу абортов действует специальная правительственная программа, да и раньше кабмин уже принимал целый комплекс мер по профилактике абортов. "У нас по сравнению с прошлым годом число абортов сократилось почти на 100 тысяч. Но надо сказать, что число их в абсолютном значении продолжает оставаться очень высоким", - констатировала вице-премьер. Так, в стране на 1 миллион 900 тысяч рождения сохраняется 700 тысяч искусственных прерываний беременностей. И здесь очень важно взвешенно относиться к здоровью матери и ребёнка. [4]

Улучшение демографической ситуации в России напрямую зависит от государственной семейной политики, и если не предпринять неотложных и радикальных мер, население страны уже в обозримом будущем может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.