Научная статья на тему 'Тренинг как средство коррекции социальной дезадаптации подростков'

Тренинг как средство коррекции социальной дезадаптации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
866
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ПОДРОСТОК / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / TRAINING / TEENAGER / MALADJUSTMENT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна

Статья посвящена теоретическому обоснованию понятия «тренинг». В статье представлены данные проведенного исследования влияния социально-психологического тренинга на социальную дезадаптацию подростков. Дана характеристика тренинговой группы. Сформулированы выводы о положительном влиянии тренинга на дезадаптацию подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AS A MEANS OF CORRECTING SOCIAL MALADJUSTMENT OF ADOLESCENTS

The article is devoted to the theoretical justification of the concept of "training". The article presents the data of the study of the impact of socio-psychological training on the social maladaptation of adolescents. The characteristic of the training group is given. The conclusions about the positive impact of training on the maladaptation of adolescents are formulated.

Текст научной работы на тему «Тренинг как средство коррекции социальной дезадаптации подростков»

поставленной цели; «процесс жизни» и «самоуверенность» (r = 0,710, р=0,05) - уверенный в себе человек воспринимает процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенней и наполненный смыслом; «локус контроля Я» и «ожидаемое отношение от других» (r = 0,708, р=0,05) - положительное отношение других к действиям, поступкам влияет на ощущением себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Так же нами установлена корреляционная зависимость между показателями по шкале «результат жизни» и такими показателями самоотношения, как «самоинтерес» (r = 0,704, р=0,05), «самоуверенность» (r = 0,856 р=0,01), «ожидаемое отношение от других» (r = 0,822, р=0,01),«аутосимпатия» (r = 0,705, р=0,05), «самоуважение» (r = 0,684 , р=0,05), «глобальное самоотношение» ((r = 0,09, р=0,01).

По нашему мнению, это объясняется тем, что вера человека в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценка своих возможностей, умение контролировать собственную жизнь, одобрение себя в целом, позитивная самооценка, в совокупности позволяет адекватно оценивать результативность пройденного участка жизни, в полней мере ощущать её продуктивность.

Выводы. Личностное самоопределение в студенческом возрасте имеет значимую ориентацию на достижение определённого уровня социальных отношений и требований. Именно на этом жизненном этапе у человека вырабатываются собственные представления, формируется собственная позиция в обществе.

В процессе личностного самоопределения происходит обретение ценностно-смыслового единства, которое в дальнейшем будет реализовано в деятельности и поможет в построении жизненных ориентиров.

Результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы о том, что, значимой психологической детерминантой становления личностного самоопределения у студентов вуза является самоотношение.

Литература:

1. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988. - №2. - С. 19—26.

2. Елисеева Е.В., Петухова Л.П., Митюченко Л.С., Морозова С.И., Осипова Л.А. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и поведения студентов вуза в конфликтных ситуациях // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - №.51 - 5. С. 576-584.

3. Елисеева Е.В., Вейлер В.П., Макарова Г.В., Гуляева И.В., Петухова Л.П. Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал), 2016. - №3-2. - С. 295-301.

4. Куканова, Е.В. Социально-психологическая характеристика современного студента // Образование и наука, 2013. - № 8. - С. 5-6.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Электронный ресурс]. - URL: http://www.litru.ru/ (дата обращения: 11.11.2018 г.).

6. Психология: Словарь / Сост. Л.А.Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 496 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер Ком, 1999, С. 289.

8. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения [Электронный ресурс]: URL: http://www.naukarus.com(дата обращения: 11.11.2018 г.).

9. Шульгина, Т.А. Социально-психологические условия личностного самоопределения старшеклассников [Текст] / Т.А. Шульгина. - Курск: КГУ, 2010. - 194 с.

Психология

УДК 159.96

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию понятия «тренинг». В статье представлены данные проведенного исследования влияния социально-психологического тренинга на социальную дезадаптацию подростков. Дана характеристика тренинговой группы. Сформулированы выводы о положительном влиянии тренинга на дезадаптацию подростков.

Ключевые слова: тренинг, подросток, дезадаптация, социально-психологический тренинг. Anmtation The article is devoted to the theoretical justification of the concept of "training". The article presents the data of the study of the impact of socio-psychological training on the social maladaptation of adolescents.

The characteristic of the training group is given. The conclusions about the positive impact of training on the maladaptation of adolescents are formulated.

Keywords: training, teenager, maladjustment, socio-psychological training.

Введение. Социальная ситуация в современном обществе констатирует большое возникновение психогенно обусловленных депрессивных состояний у подростков, которые чаще всего бывают причиной и в дальнейшем следствием социальной дезадаптации. В этой возрастной группе она ярко видна, так как затрагивает биологические, личностно-психологические и психопатологические стороны развития подростка.

К сожалению, проявившееся личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации подростков и повышенной криминальной их активности.

К проблеме социальной дезадаптации подростков обращались такие ученые как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, С. Раттер и другие).

Социальная дезадаптация в этом возрасте ведет к тому, что подростки в дальнейшем противопоставляют себя всему обществу и демонстрируют не желание принимать те нормы и требование, по которым живет

общество. У них ярко выражено не желание трудиться, учиться, перенимать жизненный опыт ближнего социального окружения и т.д.

Поиск новых форм работы с подростками является на сегодняшний момент самым главным не только для учителей и специалистов, работающих с детьми, но и их родителей.

Групповая работа в форме тренинга весьма продуктивна, так как ее можно использовать как для конкретной социальной группы, так и для смешанной (например, семейный тренинг), так считают В.В. Петрусинский, С.И. Макшанов, В.В. Никардов. С их точки зрения с помощью тренинга возможно облегчить и ускорить процесс овладения знаниями и умениями эффективного положительного социального поведения. Это очень удобный профилактический инструмент.

Образ жизни людей постоянно меняется, при этом влияя в первую очередь на социальное здоровье населения. В современном сообществе молодых людей, увеличивается уровень эмоциональной напряженности и агрессивности. В настоящее время вызывает опасения уровень социальной дезадаптации и ее постоянный рост. Особое беспокойство вызывает рост числа детей со школьной и социальной дезадаптацией.

Формулировка цели статьи: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать положительное влияние тренинга на дезадаптацию подростков.

Изложение основного материала статьи. В конце 19 вначале 20 века была предпринята первая попытка Э. Дюркгеймом и Г. Зиммелем изучать групповую форму работы ее методы, функции и механизмы. Термин «тренинг» возник в работе со здоровыми людьми, но в процессе своего использования и применения стал включать в себя психокоррекционные и психотерапевтические методы, которые возможно применять для людей, имеющих отклонения и в частности в социальной адаптации.

Зарождение тренинговых групп связано с именем такого известного социального психолога, как К. Левин, отмечает Гузяева Н.В. в своей диссертации [2, С. 149].

Работа с группами сделала возможным соединение ряда подходов:

Первый подход должен быть направлен на изучение межличностных взаимодействий, закономерностей социальных процессов, особенностей формирования и развития человеческих общностей, затрагивающий научные области таких наук, как психологии и социологии.

Второй подход направлен на изменение внутренней индивидуальности личности и подготовки ее к развитию и в дальнейшем на саморазвитие.

В современном обществе ярко действует и используется третий подход, направленный на улучшение организации людей в трудовой их деятельности.

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров в своем составленном педагогическом словаре тренингу дают следующее определение, в котором они констатируют, что тренинг- это один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на всевозможный ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения [3, С. 219].

Ю.Н. Емельянов считает, что понятие «тренинг» должно использоваться как метод развития тех или иных способностей (учебных, трудовых, социальных) [1, С. 112].

Используя тренинговую форму, ученые расширили ее понятие. Известный специалист в области нейролингвистического программирования (НЛП) и акмеологии А.П. Ситников дает следующее определение тренинга: «Тренинги являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельности, происходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций...» [4, С. 82].

Что касается дезадаптации, то Александровский Ю.А. определяет ее как «поломку» в механизмах психической адаптации человека, обусловленную стрессом, возможно острым или хроническим проявлением, которая активирует систему компенсаторных защитных реакций [1, С. 44].

При работе с подростками используют социально-психологический ролевой тренинг, ведущий свою историю от техники психодрамы, основателем которой является Дж. Морено. Психологический ролевой тренинг представляет собой развитие сюжетной игры, направленный на решение внутренних конфликтов личности подростка в процессе выработки навыков выполнения определенных социальных функций, к примеру - развитие и закрепление социокультурных норм [2, С. 31].

На тренинговых занятиях в группе, чувствуя себя в безопасности, принятым и принимающим других, подросток пользуется доверием и не боится доверять, проявляет искренний интерес к людям, помогает им и рассчитывает на их помощь и понимание.

Можно активно экспериментировать с различными стилями общения, учиться и усваивать совершенно новые, не присущие более ранним коммуникативным навыкам, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

Для достижения цели исследования была определена следующая задача: изучение влияния тренинга на снижение уровня социальной дезадаптации у подростков.

Для исследования возможности тренинга как средства коррекции социальной дезадаптации подростков, исходя из поставленной цели данной статьи было проведено исследование на базе Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 4».

Тренинговые занятия проводились совместно с педагогом-психологом и заместителем директора по воспитательной работе.

В исследовании приняли участие обучающиеся 7-го, 8-го классов. Экспериментальная выборка, состояло из 20 человек, из них 12 юношей и 8 девушек возраста от 12 до 15 лет. Число подростков, участвующих в группе, составляло от 9 до 12 человек. Используемый тренинг состоял из семи встреч, проводился два раза в неделю по 60 минут.

На каждом тренинге подростков перед занятием позитивно настраивали на групповую работу, поощряли проявлять себя, эффективно и активно взаимодействовать с другими участниками, быть внимательными и уважительными к другим участникам, учиться рефлексии и эмпатии.

Для определения уровня дезадаптации была использована экспресс-анкета по выявлению мотивов учебной деятельности.

Данные, полученные в результате тестирования обучающихся экспресс-анкетой по выявлению мотивов учебной деятельности дали сведения о том, что преимущественной частью испытуемых движет мотив избегания неприятностей и узкие социальные мотивы.

Контрольная фаза эксперимента показала эффективность использования тренинга в процессе развития социальной адаптации подростков.

После проведения курса тренингов, было проведено контрольное тестирование, которое выявило, что 90% испытуемых считают, что к школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации, что говорит о способности доверять и умении поделиться собственными проблемами.

75% испытуемых считают, что в классном коллективе всегда могут свободно высказывать свое мнение, что говорит о стремлении выражать свою точку зрения, уверенности в себе, но 25% от общего числа обучающихся затруднились с ответом.

У 70% испытуемых есть любимый школьный учитель, что говорит о наличии у них образца для подражания и наличия интереса к предмету, который преподает данный педагог. 30% испытуемых затруднились с ответом, мотивируя это тем, что не могут прийти к общему выводу так, как им нравятся многие педагоги, преподающие у них, данный факт может иметь несколько сторон, одна из них -положительное и уважительное отношение к педагогам, интерес к многим школьным предметам.

Вторая сторона, представляла собой со стороны подростков нейтральное, усредненное отношение к каждому учителю. Аналогичная ситуация просматривалась и по отношению к любимым школьным предметам.

65% испытуемых уверены, что в школе для лично каждого из них созданы благоприятные условия для развития их способностей, так как из данного количества контингента испытуемых посещают школьные кружки по актерскому мастерству, спортивной тематики, пению, изобразительного искусства (25% из них стали посещать вышеперечисленные кружки после проведения курса тренинговых занятий) и только 10% еще демонстрировали отстранённость, закрытость, а иногда и агрессию.

Интересным фактом стало то, что ровно половина испытуемых уверены, что школа не может по-настоящему их подготовить к самостоятельной жизни, так как, по мнению их данных, знаний, которые дает школа, недостаточно во взрослой жизни и большинство полученных знаний в школе считают бесполезными, однако вторая половина испытуемых уверены в обратном, делая акцент на предметах, которые уже принесли им практическую значимость и пользу.

80% обучающихся считают, в период времени летних каникул им по школе скучать нет времени потому, как они встречаются с одноклассниками и друзьями вне школы, что свидетельствует о сплоченности и дружбе коллектива класса.

Столбчатая диаграмма - это показатели мотивов учебной деятельности на констатирующем этапе исследования.

График показывает полученные результаты контрольного этапа исследования

Рисунок 1. Наличие социальной дезадаптации у подростков на констатирующем и контрольном

этапах исследования

После проведения тренинга было проведено контрольное тестирование. Сравнивая данные проведенных диагностик на этапах составления и контроля исследовательской работы, представлена на рисунке 1.

Исходя из полученных данных социально-психологической адаптации в тренинговой группе, можно дать им следующую характеристику:

1. Была выявлена динамика повышения уровня адаптации подростков до проведения тренинговых занятий и после.

2. Участники тренинга в результате проведения тренинговых занятий приобрели такие социальные навыки как самоанализ, умение видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, ситуации, возникающие в процессе общения с ними, внимательное отношение к другим людям, общение с помощью внеязыковых средств, умение продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации, опыт взаимодействия с группой при выполнении новых задач, чувство собственной значимости, индивидуальности, влиятельности.

Выводы. Быстро развивающиеся социальные явления и события негативно влияют на развитие общества, так как люди не успевают за этими изменениями перестроиться и принять их, социальная группа -подростки попадают в саму уязвимую, так как они себя не считают детьми, но и полного ощущения

взрослости у них нет. Они понимают, что еще зависят от взрослых и многие жизненные вопросы им не под силу решать. Требования, выдвигаемые к ним, вводят их в определенные негативные проявления.

Пубертатный период считается самым важным в психосоциальном развитии человека. Те требования, которые выдвигает ему общество и есть те задачи, которые он должен уметь решать.

При формировании адаптационного ресурса у подростка взрослые должны учитывать: личностные, процессы саморегуляции, самореализации, самоактуализации в меняющейся социальной его среде.

Итак, тренинг - это многофункциональный метод, использующийся для изменения и развития психологических особенностей личности и группы, с целью улучшения его состояния и гармонизации всех его сторон. В процессе тренинговой работы личность приобретает необходимые и недостающие качества (знания, умения и навыки).

Форма «тренинг» затрагивает как уже выше говорилось и личностные, и общественные стороны жизни подростка, поэтому в научной литературе чаще всего можно встретить его обозначение как социально -психологический тренинг. Это более активная форма взаимодействия, с ее помощью решаются вопросы развития подростка, формирования его коммуникативных навыков, оказывается психологическая помощь и поддержка, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы, происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Социально-психологический тренинг активно используется в психотерапевтической и психокоррекционной работе.

В результате проведения тренинговых занятий испытуемые приобрели практические социальные навыки, необходимые и полезные для применения в их социальном окружении.

Итоги экспериментальной работы подтверждают эффективность влияния тренинга на дезадаптацию подростков. Выявлен качественный результат показателей социально-психологической адаптации обучающихся подросткового возраста.

Значение такой формы оказания помощи подросткам растет. Со слов М.К. Мамардашвили тренинг направлен на преобразование «естественно данных человеку способностей», формирования на их основе культурного феномена подростка [2, С. 110].

Литература:

1. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) Текст. / Ю.А. Александровский. - М., 1976. - 272 с.

2. Гузяева, Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Дисс... канд. психол. наук Текст. / Н.В. Гузяева. - Томск, 1999. - 208 с.

3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. - 314 с.

4. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии / Фирма «Имидж-контакт». - М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. - 429 с.

Психология

УДК 159.9

директор Закревский Алексей Анатольевич

Институт Агхора коучинга (г. Москва)

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ В РАБОТЕ С ЗАВИСИМОСТЯМИ И ФОБИЯМИ

Аннотация. В статье показан авторский подход к психотерапевтической работе с зависимостями и фобиями. Теоретическое обоснование подхода и практическое его применение рассмотрены сквозь призму оппозиций концептуальных метафор, описывающих психический опыт личности. Концептуальная метафора, которая является формой, способной одновременно выразить смысловую и эмоциональную компоненты ценностных ориентаций личности, по мнению автора, выступает действенным инструментом для понимания взаимодействия личности с ценностными ориентациями, для интеграции отделенных ценностей, что в результате приводит к целостному восприятию себя и освобождению от зависимостей и фобий.

Ключевые слова: метафора, метафорический концепт, ценности, интеграция ценностей, психотерапевтическая практика, фобия, работа с фобиями.

Annotation. The article shows the author's approach to psychotherapeutic work with addictions and phobias. Theoretical substantiation of the approach and its practical application are considered through the prism of oppositions of conceptual metaphors describing the mental experience of the individual. Conceptual metaphor, which is a form that can simultaneously Express the semantic and emotional components of the value orientations of the individual, in the author's opinion, is an effective tool for understanding the interaction of the individual with value orientations, for the integration of separated values, which as a result leads to a holistic perception of oneself and liberation from addictions and phobias.

Keywords: metaphor, metaphorical concept, values, integration of values, psychotherapeutic practice, phobia, work with phobias.

Введение. В последние годы в психологической науке и практике открыты новые грани метафоры, позволяющие успешно использовать ее в социальной психологии, коучинге, психодиагностике, психокоррекции, психотерапии, гипнотерапии и некоторых других видах и формах прикладной психологии.

Как инструмент психотерапии метафоры находят применение во всех терапевтических подходах и системах. В классической психологии известны примеры сексуальной символики Фрейда для интерпретации сновидений, фантазий и бессознательных ассоциаций. У Бёрна были «игры», у Юнга - «анимус» и «анима», Перлза - «большая собака и щенок» и т.д. Каждая терапевтическая система психологии содержит в качестве своих базовых основ некоторый набор метафорических концептов, с помощью которых выражается некая часть опыта о мире. Многие направления психотерапии (эриксоновский гипноз, НЛП, гештальт-терапия, экзистенциально-гуманистические направления) используют метафору как средство осознанного воздействия на клиента. Относительно недавно благодаря создателям когнитивной теории метафоры [3] Лакоффу и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.