Научная статья на тему 'Тренинг как способ профессионального развития персонала'

Тренинг как способ профессионального развития персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Натейкина Ю.О.

В статье рассмотрено понятие тренинга как способа профессионального развития персонала, а также рассмотрена уникальность данного способа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF

The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.

Текст научной работы на тему «Тренинг как способ профессионального развития персонала»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 3 (45) • Часть 1 •Март

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.179 Натейкина Ю.О.

Магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В статье рассмотрено понятие тренинга как способа профессионального развития персонала, а также рассмотрена уникальность данного способа.

Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие.

Nateikina Y.O.

Undergraduate, National Research Tomsk State University TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF

Abstract

The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.

Keywords: training, professional development.

Одним из успешных способов профессионального развития персонала является такой способ, как тренинг.

Тренинги на формирование и развитие различных компетенций уже успели зарекомендовать себя в практиках организаций как наиболее эффективные способы развития персонала, особенно в новых или меняющихся условиях работы.

Для понимания данного способа профессионального развития персонала необходимо обратиться к толкованию самого понятия «тренинг». Авторы Е.В. Буйло и И.В. Иванова [1] пишут, что «тренинг - это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций». Автор В.А. Саакова [3] считает, что «профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых профессиональных качеств».

Тренинг способствует быстрому и эффективному профессиональному, а также личностному развитию работников организации. Мощное развитие происходит в основном благодаря тому, что тренинг позволяет овладеть необходимыми компетенциями через игровые ситуации, а также с помощью техники активного общения и слушания. Иными словами тренинг - это специально созданная модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт и не боится совершать ошибки за счет искусственности ситуации. Разнообразные программы тренинга призваны научить участников справляться с трудностями, преодолевать личностные и профессиональные риски. Цели любой программы тренинга специфичны и предполагают формирование, развитие или совершенствование какой-либо компетентности. Компонентами компетентности авторы считают знания, умения, социальные или профессиональные установки и компетентные действия [1].

Уникальность тренинга как способа развития персонала состоит в том, что с его помощью можно не только развивать компетенции, но еще и ненавязчиво прививать персоналу необходимые организации ценности. Кроме того, А. Журавлев [2] отмечает, что тренинг может способствовать формированию продуктивной для деятельности установки, так как успеху часто мешают не столько недостаточность необходимых знаний и навыков, сколько непродуктивные установки, задающие принципиально неправильный подход к работе.

Существует множество видов и классификаций тренинга. Большинство авторов выделяют самую распространенную из них - классификация по направленности и способу воздействия на обучающихся, а также по типу изменения поведения у участников. По этой классификации все тренинги можно разделить на следующие виды: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, а также бизнес-тренинг. Навыковый тренинг призван сформировать и отработать определенный навык, он подходит тем, кто точно определился с темой, которой ему необходимо овладеть. Психотерапевтические тренинги призваны изменить сознание человека, победить личностные кризисы человека, а также способствуют личностному росту. Социально-психологический тренинг направлен и на изменения в сознании и формирование определенных компетенций. Бизнес-тренинг в настоящее время является наиболее популярным способом обучения, так как основывается на совершенствовании навыков конкретных сотрудников.

Тренинг как любой вид обучения имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: овладение конкретными компетенциями за короткое время, возможность применения в работе полученных знаний и навыков сразу после тренинга, повышение мотивации персонала, сплочение коллектива. К недостаткам можно отнести: необходимость составления качественной и продуманной программы тренинга, а также посттренинговое сопровождение.

Учитывая все плюсы тренингов как способа профессионального развития, можно предположить, что данный вид обучения сотрудников будет высокоэффективным. Кроме того, он позволит не просто формировать и развивать необходимую нам компетенции персонала, а еще и формировать культуру, ориентированную на желаемые ценности организации.

Литература

1. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. - 2014. - №12. - с. 12.

2. Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. -2013. - №1. - с.49-53.

3. Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование . - 2007. - №2. - с.60-61.

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 3 (45) • Часть 1 'Март

References

1. Bujlo E.V. Trening kak metod razvitija kommunikativnoj kompetentnosti / E.V. Bujlo, I.V. Ivanova. // Zhurnal Nauchno-metodicheskaja rabota. - 2014. - №12. - s. 12.

2. Zhuravljov Aleksej. Specifika obuchenija s pomoshh'ju treningov // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. - 2013. -№1. - s.49-53.

3. Saakova V. A. Professional'nyj trening kak faktor povyshenija jeffektivnosti organizacii truda // Srednee professional'noe obrazovanie . - 2007. - №2. - s.60-61.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.096 Немченко А.В.

Доцент, кандидат экономических наук, Волгоградский государственный аграрный университет МЕСТО И РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрено место сельскохозяйственного производства в формировании ВВП страны, в целях представления объективной картины отмеченных была проанализирована динамика объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Также в статье определены основные трудности с которыми столкнулось агропроизводство на современном этапе, в составе которых выделены сокращение численности трудоспособного сельского населения, высокая доля импортной техники и низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Предложены основные пути по их преодолению.

Ключевые слова: сельское хозяйство, инвестиционная привлекательность, энерговооруженность труда, трудовые и земельные ресурсы.

Nemchenko A.V.

Associate professor, PhD in Economics, Volgograd state agriculture university PLACE AND ROLE OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE RUSSIAN ECONOMY

Abstract

The article deals with the place of agricultural production in the country's GDP, in order to present an objective picture of the marked dynamics was analyzed in output of major agricultural products. The article also identifies the main challenges faced by the agricultural production at the present stage, as part of which marked reduction in the working of the rural population, a high proportion of imported equipment and low investment attractiveness of the industry. The basic ways to overcome them.

Keywords: agriculture, investment attractiveness, installed power of labor, labor and land.

Сложившиеся экономические условия предопределяют необходимость структурных сдвигов в сырьевой модели хозяйствования, призванных усилить позиции других отраслей, особенно развивающихся на инновационной основе. В этой связи одно из приоритетных значений отводится сельскохозяйственному производству. Именно сельское хозяйство обладает всем необходимым ресурсным потенциалом, способным в полной мере обеспечить не только продовольственную безопасность страны, но и экспортировать часть продукции. Необходимо признать, что агропроизводству принадлежало и принадлежит значимый удельный вес в ВВП страны, хотя в последние годы (вплоть до 2013 года) его величина снижалась [1], несмотря на наличие всех необходимых предпосылок для наращивания объемов производства (табл. 1).

Таблица 1 - Доля сельского хозяйства в экономике Россииза 2002-2015 гг.

Годы Производство ВВП, млрд. руб. Сельское хозяйство в % к ВВП

2002 10831 5,30

2005 21610 4,54

2008 41277 3,60

2011 59698 3,26

2013 71055 3,19

2014 77893 3,48

2015 80413 3,95

Наибольшее сокращение доли сельского хозяйства в ВВП страны произошло в период с 2005 по 2008 гг. - на 0,94%, в последующие годы снижение замедлилось и к 2013 г. удельный вес достиг своего минимального значения. В последние 2 года место агропроизводства в экономике России укреплялось и приблизилось к результатам 2006 г. Следует отметить, что на величину данных показателей влияет два фактора - ценовой и непосредственно объемы производства [2]. В целях нивелирования ценового фактора и представления более объективной картины развития агропроизводства считаем целесообразным провести анализ динамики производства основных видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении (табл. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.