Научная статья на тему 'Тренды развития социальных сетей в информационном обществе'

Тренды развития социальных сетей в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
367
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Писаревский В. Г.

В статье представлен анализ развития социальных сетей как феномена информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренды развития социальных сетей в информационном обществе»

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Писаревский В.Г.*

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

В статье представлен анализ развития социальных сетей как феномена информационного общества.

Ключевые слова социальные сети, информационное общество.

Современное общество исследователи называют информационным по нескольким причинам. Это лавинообразное распространение информации, интенсификация коммуникационного обмена, влияние интернета и как коммуникационного канала, и как организационной структуры информационного общества на происходящие в социуме процессы - экономические, политические, социальные.

Среди зарубежных исследователей информационного общества - классик теории коммуникации Маршалл Маклюэн, социологи Мануэль Кас-тельс, Дэвид Бэлл, Элвин Тоффлер, Френк Уэбстер, философы Юрген Ха-бермас, Никлас Луман, Жан Бодрийар, Жан-Франсуа Лиотар, Пьер Бурдье.

В сфере исследования интернет-сообществ необходимо отметить работы американских социологов Говарда Рейнгольда и Роберта Хаммана.

В России феномену информационного общества посвятили свои работы исследователь В.Л. Иноземцев, эксперт в сфере веб-журналистики И.Я. За-сурский, социологи А.В. Чугунов, И.Д. Фомичева и другие.

По мнению многих ученых, наибольшее влияние на развитие и интернета, и общественных процессов оказывают сегодня социальные сети. В этой связи возникает вопрос: каковы же тенденции развития самих социальных сетей?

Рассмотрим основные из них.

Первой тенденцией является «социализация» сторонних сайтов. Сегодня практически на любом сайте можно встретить кнопки «мне нравится» и «ре-публиковать» основных социальных сетей - Facebook, Вконтакте, Twitter. В этом заинтересованы и владельцы сайтов - наличие и, самое главное, активное использование читателями данных кнопок принесет дополнительный трафик на сайт, и социальные сети - ибо все предпочтения пользователя мгновенно отображаются на его странице в соцсети.

Рассмотрим еще два интересных инструмента, иллюстрирующих данную тенденцию, - социальные комментарии и социальные голосования. Социальные комментарии позволяют прокомментировать любую статью на

* Научный сотрудник Информационно-аналитического центра факультета социальных наук.

сайте, используя свой аккаунт в социальной сети. Что касается социальных голосований, то он предназначен для того, чтобы читатели голосовали за то или иное событие / предмет / персонаж, используя свой аккаунт в социальной сети. С точки зрения социолога, здесь особенно интересен «вирусный» эффект - в рунете существуют примеры, когда такое голосование позволило привлечь более 100 тысяч пользователей на сайт буквально за неделю.

Вторая тенденция связана с развитием нишевых социальных сетей. Если Facebook и Вконтакте - это сети «общего профиля», то сегодня есть социальные сети для меломанов (buzznet.com), дизайнеров (behance.net), политиков (govloop.com), фотографов (fotolog.com), ученых (academia.edu) Кстати, две последние социальные сети насчитывают примерно по 33 миллиона пользователей каждая.

В рамках тенденции социальных сетей к нишеванию есть еще один интересный аспект. Некоторые сети, например Instagram, стараются не просто сфокусироваться на нишевании («каждый может загрузить в нашу социальную сеть запоминающиеся и яркие моменты своей жизни», - говорится на сайте Instagram), но и создать некий wow эффект, позиционируя фотосеть как идеальную для владельцев iphone. Не отстает от конкурента и аналогичная фотосеть Pinterest.

Еще один пример нишевания - уже не по интересам, а по видам контента - это Youtube. Ошибочно было бы считать его только бесплатным видеохостингом. На самом деле это полноценная социальная сеть со своими зарегистрированными пользователями, системой фильтрации контента (пиратский контент мгновенно удаляется), системой оценки пользователями контента (кнопки нравится / не нравится). Наиболее активным пользователям Youtube предоставляет возможность организации прямых трансляций мероприятий. Пока эта функция требует наличия сложного компьютерного оборудования, но можно предполагать, что в ближайшем будущем ее реализация станет возможной с помощью смартфонов.

Третья тенденция заключается в персонализации работы социальных сетей с конкретным пользователем. Дело в том, что у любой социальной сети функционал позволяет отслеживать поведение конкретного пользователя, его интересы, местоположение. И уже на основе этой информации выдавать как интересующий его контент, так и таргетированную рекламу. Данной тенденции уже больше пяти лет, но исследователи социальных сетей настаивают, что она будет только усиливаться. Сети стремятся сложить разрозненные сведения о каждом пользователе в единую семантическую картину, создавая сложные многоуровневые связи.

В то же время недавний громкий скандал, связанный со слежкой спецслужбами США за интернет-пользователями, послужил причиной того, что многие из них в своих профилях в социальных сетях указывают заведомо неверную информацию о себе. Многие из пользователей хотят отслеживать

Социологические науки

91

в сети активность своих «друзей», не выдавая при этом своего присутствия. На этом принципе успешно стартовали интернет-проекты joindiaspora.com и nekto.me.

Еще одним проявлением тенденции персонализации является геолокация. Этот процесс развивается во многом благодаря тому, что все больше и больше пользователей социальных сетей пользуются ими с помощью современных мобильных устройств - смартфонов и планшетов. С их помощью социальные сети определяют географическое местоположение человека и предлагают таргетированный контент для определенной местности: кто из их «друзей» в соцсетях живет неподалеку, какие есть рядом рестораны, достопримечательности и т.д. Интересно, что на этой основе возникла социальная сеть Foursquare. В ее рамках вы не просто отмечаете свое местоположение и видите, кто и что находится поблизости. Вы можете изучить отзывы и впечатления участников сети, которые уже были в этом месте, а также получать бонусы и скидки, например, в кафе и магазинах, когда вы отмечаете свое местоположение.

Четвертая тенденция проявляется во все большей «мобилизации» социальных сетей. Как уже было сказано ранее, число людей, использующих мобильные устройства в качестве точки входа в интернет, постоянно растет. Одной из причин является все большее проникновение интернета в России и удешевление стоимости мобильного интернета (некоторые сотовые операторы создают специальные тарифные планы, которые включают бесплатное пользование социальными сетями со смартфона).

Социальные сети создают специальный интерфейс для мобильных пользователей, а разработчики выпускают для них специальные приложения, в том числе и игровые. Социальные сервисы, ориентированные на мобильных пользователей, такие, например, как Foursquare, получили специальное название - «MoSoSo» - mobile social software.

Эксперты сегодня убеждены в том, что в дальнейшем рост мобильного трафика в социальных сетях будет только усиливаться.

Итак, на основе рассмотренных тенденций можно сделать следующие выводы. Социальные сети стали частью жизни миллионов людей, а ряд исследователей убеждены в том, что они представляют собой особую социальную реальность. В то же время сегодня крайне мало социологических исследований, описывающих эту реальность, которая, к тому же, очень быстро меняется. В этой связи представляются актуальными как теоретические разработки методологии исследования социальных сетей, так и эмпирические исследования по данной проблематике.

Вместе с тем развитие социальных сетей несет для общества не только плюсы, но и минусы, среди которых - научно описанный синдром интернет-зависимости, раскрытие социальными сетями личной информации и многое другое. Представляется, что для нейтрализации подобных негативных явле-

ний необходимы детально разработанное законодательство и государственное регулирование в данной сфере.

Рассмотренные в данной статье тенденции - лишь часть перспектив развития социальных сетей в России. Научное изучение социальных сетей -лишь часть социологии интернета, или киберсоциологии, как называет ее, например, английский исследователь Альберт Беншоп. И в России у данного направления социологических исследований, действительно, огромные перспективы.

Список литературы:

1. Ефимов Е.Г. Кузнецов А.А. Виды кризисного потенциала социальных интернет-сетей как региональных социально-экономических систем: научн.-практ. конф. - Волгоград, 2011.

2. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе: пер с англ. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

4. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция: пер. с англ. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

5. Семенов Н. Все о социальных сетях. Перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://secl.com.ua/article-vse-o-socialnyh-setjah-perspectivy-razvitija. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.