Научная статья на тему 'Сравнительное исследование моделей политической коммуникации и глобальные тенденции технологического развития'

Сравнительное исследование моделей политической коммуникации и глобальные тенденции технологического развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
137
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / POLITICAL COMMUNICATIONS / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW TECHNOLOGIES / НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бровко Василий Юрьевич

В статье анализируются тенденции развития технологий коммуникации как одного из важнейших факторов трансформации моделей информационной политики и в целом политико-коммуникативного пространства. Автор предпринимает попытку построить прогноз развития технологий коммуникации и его политических последствий и приходит к выводу о перспективности дальнейшего развития визуальных коммуникаций при появлении нового тренда повышения их концептуальной, смысловой насыщенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative study of political communication models and global trends of technological development

Paper analyses current trends in development of communication technologies as a major driver of transformation of information policy models and the whole field of political communications. Author makes an attempt to forecast the development of communication technologies and its political consequences. He concludes that the trend of visualization will persist while new trend of conceptual content of the messages emerges.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование моделей политической коммуникации и глобальные тенденции технологического развития»

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ

В.Ю. БРОВКО

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В условиях динамичной трансформации моделей информационной политики [Чихарев, Бровко, Кожедуб, 2015] важнейшей задачей становится изучение существующих глобальных трендов развития технологий коммуникации, так как последние являются ключевым фактором изменения коммуникативных сред.

Совершенно очевидно, что перспективы дальнейшего развития технологий коммуникации - вопрос, выходящий далеко за рамки проблем эффективности информационной политики, да и комму -никативистики в целом: с постоянно увеличивающейся в современном обществе ролью информационных технологий меняется суть и ход развития всех социальных процессов.

Сейчас в мире существует целый ряд организаций, занимающихся данной проблематикой: IAMCR1 (Международная ассоциация исследований массовой коммуникации), ICA2 (Международная ассоциация коммуникаций), Европейский коммуникационный кон-

1 См.: International Association for Media and Communication Research. -Mode of access: http://iamcr.org (Дата посещения: 14.09.2015.)

2 См.: International Communication Association. - Mode of access: http://www.icahdq.org (Дата посещения: 14.09.2015.)

гресс1, Российская коммуникативная ассоциация2. На повестке дня конференций и других мероприятий, проводимых этими организациями, такие актуальные вопросы современной коммуникативисти-ки, как влияние интернет-технологий и новых медиа на политические и экономические процессы; глобальные тенденции в развитии коммуникаций; цифровые преобразования и их влияние на общественные отношения; эволюция аудитории в рамках процессов массовой коммуникации; динамика вовлеченности населения в использование различных онлайн-сервисов Web 2.0, таких как блоги и социальные сети.

Стоит отметить, что точное предсказание особенностей дальнейшей эволюции технологий коммуникации и медиасреды сейчас, возможно, наиболее затруднительно, чем когда-либо. Это логически вытекает из слабой детерминированности современных онлайн-коммуникаций, обоснованной нами в разделе, посвященном новым медиа: пользователи потребляют контент выборочно, значительную часть его создают сами, могут осуществлять публичную (видимую другим) обратную связь и в свободном порядке объединяться в сообщества. Примером подобной слабой предсказуемости могут служить некоторые интернет-стартапы, такие как приложения для смартфонов, многим из которых свойственен резкий рост популярности в начале с последующим обвалом спроса на них практически до нуля.

Однако о некоторых тенденциях в сфере коммуникаций, безусловно, можно говорить с долей определенности. Так, например, одной из уже оформившихся в наше время тенденций, о которой впервые заговорили на более ранних стадиях развития коммуникативных технологий, является так называемая конвергенция медиа-каналов, или развитие мультимедиа. По сути, о ней говорил еще Маклюен, описывая особенности повсеместного распространения телевидения: уже тогда звуковые и визуальные каналы слились воедино, предлагая зрителю картинку принципиально новой объемности. Само собой, с развитием Интернета мультимедийность приобрела значительно большие масштабы [Хелемендик, 2013]:

1 См.: European Communication Summit. - Mode of access: http://www. communication-summit.eu (Дата посещения: 14.09.2015.)

2 См.: Российская коммуникативная ассоциация. - Режим доступа: http://www.russcomm.ru (Дата посещения: 14.09.2015.)

сейчас можно без труда публиковать на одном ресурсе большие массивы текстового, звукового, визуального и других возможных видов контента. Ярким примером больших конвергентных платформ предстают такие социальные сети, как «ВКонтакте» и Facebook.

На уровне технологической платформы - Интернета - этот тренд уже полностью оформился, и сейчас его интересно наблюдать на локальном уровне онлайн-сервисов: в блоги, микроблоги и социальные сети интегрируется большое количество не поддерживавшихся ранее функций (фото и видео в Twitter и Facebook; статусы, личные сообщения и другие виды взаимодействия между пользователями на узкоспециализированных сайтах типа «Кинопоиск», Lastfm, Sports.ru), и в свете этого большую популярность набирают такие изначально конвергентные платформы, как Tumblr.

Некоторые специалисты выделяют возрастание роли визуализированной информации и видеоконтента как еще одну параллельно развивающуюся тенденцию. Так называемая видеолизация [Круглова, 2010], т.е. использование видеозаписей как основного вида контента в большинстве интернет-сервисов, явила собой закономерное продолжение тренда на переход от текста к визуализации, который отмечался исследователями технологий коммуникации еще в XX в.

Действительно, видеоконтент поддерживается сейчас большинством социальных сетей, блогов и микроблогов (например, видео теперь можно выкладывать в Instagram, изначально ориентированный на работу только с фотографиями), многие СМИ перешли на систему поддержки текстовых материалов видеозаписями и видеоподкастами (водкастами) - так, например, популярный сайт о науке «Постнаука» от публикаций классических интервью и текстов лекций практически полностью перешел на видеоматериалы. Еще одним ярким подтверждением тренда на визуализацию является значительный рост популярности инфографики (графического способа подачи информации) [Нефедьева, 2013], которая за последние несколько лет стала наиболее популярным в СМИ способом представления данных для широкой общественности.

Значительная часть современных работ о развитии коммуникаций посвящена вопросам влияния новых коммуникативных технологий на другие сферы общественной жизни. Распространена точка зрения, что Интернет расширяет возможности индивидуаль-

ного воздействия граждан на политическую систему и потребителей на производителей товаров и услуг [Gil Zuniga, Molineux, Zheng, 2014]. В частности, отмечается, что «сегодня многим государствам свойственно отвечать на недовольство и кризисы демократии путем организации диалога с гражданами и предпринимателями через он-лайн-сервисы государственных услуг и электронной торговли» [Svedin, 2014].

В соответствии с этими процессами в публичной среде изменяется отношение к целевым аудиториям в коммуникационных процессах и набирают популярность новые более открытые формы взаимодействия с ними. Надо признать, что хотя «основополагающие принципы, отраженные в коммуникационной модели Субъект-Сообщение-Канал-Реципиент, все еще могут быть полезны в определенных случаях, развитие коммуникаций все более сдвигается в сторону горизонтальной двухсторонней модели, которая способствует активному и прямому взаимодействию между субъектами посредством консультаций и диалогов, заменяя тем самым односторонние процессы распространения информации посредством массмедиа» [Mefalopulos, 2008].

Однако на самом деле вопрос о том, действительно ли распространение технологий онлайн-коммуникации способствует процессам демократизации, является довольно спорным. Многие специалисты отвечают на него отрицательно, подчеркивая, что параллельно с новыми возможностями участия в общественных процессах и повышением информированности также развиваются соответствующие технологии управления коммуникациями и контроля информации. Существует опасность формирования культуры, «которая станет поощрять граждан осуществлять свой вклад в общественную жизнь посредством онлайновых голосований и опросов по сравнительно незначительным поводам, но не будет предоставлять возможностей для реального участия в решении по-настоящему актуальных вопросов сегодняшнего дня» [Thomas, 2014].

Еще один вопрос, являющийся предметом широкой дискуссии, состоит в том, стоит ли считать формирование обществ такой неограниченной коммуникации сугубо конструктивным процессом. Очевидно, что основная задача субъектов коммуникации в публичном пространстве - не только максимально использовать преимущества новых инструментов информационно-коммуникативных взаимодействий, но и сохранить при этом устойчивость сущест-

вующих общественных институтов, разрушение которых может погрузить социум в глубокий кризис.

В этом свете такие феномены современной эпохи, как, например, 'МЫЬеакБ (международная интернет-организация, публиковавшая в Сети секретные данные государственной важности), выглядят довольно противоречиво: с одной стороны, подобные явления стимулируют субъекты публичного пространства работать с большей эффективностью, с другой - создают дополнительные риски для общественной стабильности.

Другой отмечаемой тенденцией является ускоренное развитие плюрализма и конкуренции под воздействием интернет-технологий и новых медиа [Вершинин, 2004]. По аналогии с он-лайн-пространством Сети общество становится сегментированным: избирательное потребление информации пользователями способствует значительному разнообразию мнений и поведенческих стереотипов в области политики и потребления товаров и услуг. Вопрос особенно актуален с той точки зрения, что в условиях современных коммуникаций граждане имеют больше возможностей для публичного обмена мнениями и объединения на этой основе в реальные или виртуальные сообщества.

Виртуальные сообщества как новая форма общественных объединений заслуживают отдельного рассмотрения: многими специалистами отмечается все возрастающая популярность онлайновой групповой коммуникации при падении роли реальных взаимодействий. Образованные в Интернете сообщества (например, форумы или группы в социальных сетях) решают ряд проблем, связанных с организацией коммуникации в группе, в частности, отпадает вопрос физической удаленности. Многие локальные сообщества в результате этого получают недоступные ранее перспективы для обретения известности и последующего расширения.

Некоторые ученые рассматривают подобную тенденцию как частный случай формирования так называемого общества без границ, имея в виду, что современные коммуникативные процессы преодолели географические и социальные границы. Предположительно такие транснациональные взаимодействия и формирование единого онлайн-пространства для коммуникации ведут к повышению уровня взаимной толерантности между различными социальными группами и формированию коллективных интернациональ-

ных ценностей - т.е. они изменяют культурные контексты комму -никации.

Так это в действительности или нет - вопрос дискуссионный: некоторые современные феномены, например китайский проект «Золотой щит», в массовой культуре известный как «Великий китайский файрвол», свидетельствуют, как минимум, о противоречивости происходящих процессов. Однако следует признать, что «так называемые новые информационные и коммуникационные технологии предоставили инструменты для формирования новых отношений внутри и между сообществами... общественные субъекты коммуникации стали также взаимодействовать через национальные границы, в результате чего концепт глобального гражданского общества получил признание» [Milan, Padovani, 2014].

Еще одна тенденция, которую следует рассмотреть, относится к субъектной стороне коммуникативных процессов: новая система медиакоммуникаций и расширение онлайн-среды требует как от частных компаний, так и от общественных организаций нового уровня технологической поддержки своей деятельности. Значительное внимание уделяется IT-разработкам по созданию онлайн-платформ и веб-инструментов для коммуникации с удобным интерфейсом взаимодействия, а также особенностям информационного дизайна.

На данный момент в России степень технологического оснащения инструментами, которые необходимы для осуществления многосторонних взаимодействий в современной информационно-коммуникативной среде, у значительной части субъектов публичного пространства существенно отстает от необходимого для поддержания эффективности уровня. Подобные недостатки остро проявляются в конкурентной среде и оказывают негативное влияние на имидж, поэтому логично ожидать рост финансирования IT-разработок со стороны организаций, занимающихся информационно-коммуникативной деятельностью, с расчетом на интенсификацию процессов технологического обновления и на последующее расширение функционала этих организаций в веб-пространстве.

Значительная часть исследований, посвященных перспективам развития современных коммуникаций, концентрируется на более частных и прикладных аспектах проблемы, в частности, на изучении трендов, актуальных для отдельных видов новых медиа. Последнее время наибольшее внимание специалисты уделяют со-

циальным сетям, так как роль, которую они играют в жизни пользователей Интернета, с каждым годом все возрастает.

С момента возникновения социальных сетей взгляды на перспективы их развития неоднократно менялись. На примере Facebook можно отследить, как технологические обновления в разные годы влияли на рост и падение популярности сети [Brown, 2009]. Изначально рассматривая социальную сеть как удобную платформу для установления социальных контактов со знакомыми из офлайна на просторах Интернета, пользователи вскоре стали терять первоначальный интерес к ней, однако появление в 2008 г. возможности добавлять к себе на страницу и делиться с друзьями различными формами контента с других ресурсов тут же вызвало новую, гораздо более значительную, волну популярности Facebook. То же самое происходило и позже с появлением встроенных в сеть развлекательных приложений и более глубокой взаимной интеграции с блогами, микроблогами и различными тематическими мобильными приложениями.

Facebook в этом смысле вовсе не уникальный ресурс: аналогичные тенденции мы можем наблюдать в развитии наиболее крупной социальной сети России «ВКонтакте»: появление музыкального, а затем и видеоконтента, временный бум на встроенные игры и приложения, интеграция со СМИ и сторонними онлайн-сервисами. Едва ли сейчас найдется специалист, прогнозирующий упадок социальных сетей: в них среднестатистический пользователь Интернета проводит наибольшее количество времени, сети превратились в интерактивное хранилище контактов и пользовательского контента, а также, вероятно, в самый популярный источник новостей. Вопрос современных коммуникаций состоит в том, какая из социальных сетей (или какой из микроблогов с функциями сети) имеет наилучшие перспективы для расширения и развития.

На последней Social Media Week, одном из самых значимых мероприятий, где обсуждаются проблемы развития социальных сетей1, большинство специалистов признало Twitter наиболее перспективной платформой с точки зрения дальнейшего развития ме-

1 См.: Social media week. - Mode of access: http://socialmediaweek.org (Дата посещения: 14.09.2015.)

диасреды1. С одной стороны, это обусловлено удобностью сервиса для субъектов публичного пространства с точки зрения налаживания механизмов многоуровневой оперативной обратной связи с клиентами, партнерами, пользователями и собственными сотрудниками [Петухов, 2014]. С другой стороны, рост популярности Twitter объясняется наметившейся тенденцией к персонификации брендов и организаций: современных пользователей больше интересует личность людей, занимающих руководящие посты в компаниях и общественных организациях, нежели публичные структуры в их целостном понимании2.

Подобный интерес аудитории способствует переходу субъектов коммуникации от корпоративных страниц к ведению личных аккаунтов или, по крайней мере, использованию в своей информационно-коммуникативной политике и того и другого. Аккаунт в Twitter, в свою очередь, является для пользователя максимально удобным и доступным способом из всех существующих узнать какие-либо подробности о личности публичной фигуры.

Помимо этого важно отметить, что согласно оценкам многих ученых из разных областей Twitter оказывает существенное влияние на международные политические и социальные процессы, а также, по мнению некоторых экспертов, способен воздействовать на котировки акций [см., напр.: Смирнова, 2013]. Например, сейчас мы в режиме реального времени можем наблюдать, как Twitter становится консолидирующей технологией для протестных движений в некоторых странах Азии и Ближнего Востока, тем самым становясь непосредственным участником общемировых политических процессов.

С учетом растущей персонификации субъектов публичного пространства закономерно, по аналогии с Twitter, ожидать и последующего роста фотосервиса Instagram, так как тот может представлять собой «глаза» организации или публичной фигуры. Действительно, численность пользователей платформы продолжает расти, однако с точки зрения информационной политики эффективность его использования пока отмечена только для некоторых узкоспециализированных брендов, таких как, например, марки

1 См.: Cossa.ru: Social Media Week в Лондоне. - Mode of access: http://www. cossa.ru/articles/152/52735/ (Дата посещения: 14.09.2015.)

2 См.: Там же.

модной одежды. В остальном же конкретных инструментов осуществления информационно-коммуникативной деятельности через Instagram пока не обнаружено, за исключением промоакций с привлечением фотографий клиентуры1.

На Social Media Week специалистами были отмечены и другие интересные тенденции развития медиасреды, например лайф-логгинг - стремление пользователей Интернета во все возрастающих объемах публиковать подробности свой жизни, и феномен однозадачных приложений - всплески популярности различных мобильных и онлайн-приложений, решающих только одну проблему пользователя. Отметим, что предсказывать дальнейшую судьбу подобных приложений сейчас достаточно проблематично: одни прочно сохраняют аудиторию (например, Shazam - определитель музыки), многие другие, даже пользующиеся в течение длительного времени популярностью в глобальных масштабах (например, Foursquare - социальная сеть, определяющая местоположение друзей на карте), теряют пользователей и сменяются новыми сервисами.

Отдельно рассматривались особенности и перспективы эволюции современной аудитории Интернета: ключевой тенденцией можно считать резкое сокращение среди пользователей доли пассивных наблюдателей в пользу активных создателей, большую часть которых составляет молодежь. Такая аудитория вовлечена в коммуникацию на всех возможных уровнях одновременно: ее представители создают контент, следят за деятельностью публичных субъектов, активно осуществляют обратную связь и принимают участие в формировании тематических сообществ (creation, curation, connection, community). Принимая во внимание то, что доля активно вовлеченных пользователей будет и дальше расти, перспективными инструментами информационной политики выглядят мероприятия, акции и флешмобы, происходящие онлайн при максимальном задействовании целевой аудитории.

Подводя итог, следует сказать, что с точки зрения оптимизации моделей информационной политики наибольший интерес, на наш взгляд, представляют такие тенденции, как рост внимания к айдентике и стратегическому дизайну в коммуникации, повышение

1 Cossa.ru: Social Media Week в Лондоне. - Mode of access: http://www. cossa.ru/articles/152/52735/ (Дата посещения: 14.09.2015.)

роли глобальных идей (миссии) в позиционировании субъектов публичного пространства и использование концепции интегрированных коммуникаций как эффективного инструмента управления процессами реализации информационной политики. Их подробному рассмотрению и будут посвящены следующие разделы работы.

Список литературы

Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: Перспективные направления исследований // Актуальные проблемы коммуникации: Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 98-102.

Круглова Л.А. Видеолизация и аудиолизация традиционных СМИ // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 32-45.

Нефедьева К.В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - СПб., 2013. - Т. 197. - С. 89-93.

Петухов К.А. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в социальных сетях как форма социально ответственного поведения компаний // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - Пермь, 2014. - № 2. -С. 133-139.

Сергеева И.Л. Трансформация информационной среды Великобритании под влиянием социальных медиа (на примере сервиса микроблоггинга Твиттер) // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - № 4. - С. 86-88.

Хелемендик В.С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ // Проблемы современного образования. - 2013. - № 3. - С. 113-114.

Чихарев И.А., Бровко В.Ю., КожедубГ.А. Политические коммуникации: Пределы и возможности концептуального моделирования // Политическая наука. - 2015. -№ 2. - С. 212-231.

Brown R. Public relations and the social web: How to use social media and web 2.0 in communications. - Philadelphia, PA: Kogan Page, 2009. - 192 p.

Gil de Zuniga H., Molineux L., Zheng P. Social media, political expression, and political participation: Panel analysis of lagged and concurrent celationships // Journal of communication. - N.Y., 2014. - N 64. - P. 612-616.

Mefalopulos P. Development communication sourcebook: Broadening the boundaries of communication. - Washington DC: The World bank, 2008. - 244 p.

Milan S., Padovani C. Communication rights media justice between political and discursive opportunities: An historical perspective // Communication rights and social justice: Historical accounts of transnational mobilization / Ed. by Padovani C., Calabrese A. - L.: Palgrave Macmillan, 2014. - P. 29-54.

Svedin I. Continuities and change in the nexus of communication and development // Communication rights and social justice: Historical accounts of transnational mobilization / Ed. by Padovani C., Calabrese A. - L.: Palgrave Macmillan, 2014. - P. 74-96.

Thomas P.N. Development communication and social change in historical context // The handbook of development communication and social change / Ed. by Wilkins K.G., Tufte T., Obregon R. - L.: John Wiley & Sons, 2014. - P. 7-19. -Mode of access: http://download.e-bookshelf.de/download/0000/8418/43/L-G-0000841843-0002905079.pdf (Дата посещения: 20.09.2015.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.