5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)
Научная статья Research article
УДК 316.42
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.6. 119-127
Тренды развития социального предпринимательства в сфере туризма
Хугаев А.А.
ГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1
Аннотация. В данной статье обозначена роль социального предпринимательства в развитии территорий и поддержания социальной инфраструктуры регионов и страны в целом. Рассмотрена сущность социального предпринимательства в сфере туризма как социального института, в рамках которого осуществляется реализация разных направлений поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченных и незащищенных слоев населения. Автором выделены основные направления развития социального предпринимательства в сфере туризма, основанные на общих тенденциях развития сферы социального предпринимательства в целом и туризма в частности.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный туризм, сфера туризма.
Для цитирования: Хугаев А.А. Тренды развития социального предпринимательства в сфере туризма. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(6 (63)):119-127.
Trends in the development of social entrepreneurship in tourism
Khugaev A.A.
«North Caucasus Federal University», 355017, Stavropol, st. Pushkina, 1
Abstract. This article outlines the role of social entrepreneurship in the development of territories and maintaining the social infrastructure of regions and the country as a whole. The essence of social entrepreneurship in the field of tourism as a social institution is considered, within the framework of which various areas of support for people with disabilities, low-income and vulnerable segments of the population are implemented. The author has identified the main directions of development of social entrepreneurship in the field of tourism, based on general trends in the development of the field of social entrepreneurship in general and tourism in particular.
Keywords: social entrepreneurship, social tourism, tourism sector.
For citation: Khugaev A.A. Trends in the development of social entrepreneurship in tourism. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(6 (63)):119-127 (In Russ.)
Введение
В условиях рыночной экономики наблюдается переосмысление роли государства в устойчивом развитии, в связи с чем, на предпринимательство возлагаются большие надежды, отводится особое значение в решении многих актуальных задач всех сфер жизни общества. Инструменты и ресурсы социального предпринимательства направлены не только на получение прибыли, но и на решение социальных проблем, которые остаются «в стороне» от коммерческого или государственного секторов экономики.
Сегодня пристальное внимание к социальному предпринимательству связано не только с необходимостью решения большого количества социальных проблем, но и трендом на социально ориентированную деятельность предприятий, которая повышает их престиж. Помимо этого, приходит переосмысление предпринимателями того, что важен не только доход, но и достижение социально значимых целей. В свою очередь государство поощряет таких предпринимателей за счет государственной финансовой поддержки, льготного кредитования, грантов.
Методы
Законодательное определение социального предпринимательства представлено в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: - это «предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем граждан и общества» [1].
Сама суть социального предпринимательства заключается в его воз-
можности и потенциале при решении глобальных и локальных проблем за счет социальных инноваций. Социальное предпринимательство направлено на частичное нивелирование проблем определенных слоев населения за счет помощи государства и региональных властей, а также - непосредственно предпринимателей. При этом такая помощь преследует дополнительную цель - получение прибыли (как и любой вид предпринимательства).
Решение социальных проблем возможно в результате развития и поддержки инициатив социальных предпринимателей. «Важное отличие данного вида бизнеса от классического предпринимательства заключается не только в ориентации на потребности и нужды «особой» категории потребителей и граждан, достижении социально значимых целей, но и «получение прибыли для дальнейшего вложения средств в социально значимые проекты» [2, с. 152].
Помимо этого, социальное предпринимательство выступает инструментом развития социальной инфраструктуры за счет своей нацеленности на решение социально значимых проблем и ориентации на определенные группы потребителей: людей с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченных граждан, людей старшего возраста и т.д. Посредством социального предпринимательства наряду с региональными бюджетами (которые зачастую ограничены) на развитие социальной инфраструктуры направляются частные инвестиции и часть прибыли предпринимателей [3].
Результаты и обсуждения
По уровню развития социального предпринимательства в стране и регионах можно судить о развитости демократического государства и гражданского общества. Динамика развития в стране и регионах социального предпринимательства показывает, насколько значимыми становятся социальные проблемы на разных уровнях предпринимательской активности.
Если в 2015 году преимущественно социальное предпринимательство было представлено малыми или средними предприятиями (97%), то уже в 2021 году больше половины составляли индивидуальные предприниматели (60%). А остальные составляли юридические лица. «Из общего числа социального предпринимательства: 16 % - направлено на дополнительное образование, 13 % - услуги по дневному уходу за детьми, 10 % - деятельность в области физкультуры, спорта и оздоровления, 7 % - область здравоохранения, 5 % - творчество и искусство, 4 % - отдых и развлечение, 3 % -дошкольного образования»[4].
На май 2023 года в профильный Реестр входит порядка 8100 СП. Больше всего таких предприятий зарегистрировано в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском АО, Пермском и Приморском крае, Московской области.
Сегодня, когда со стороны государства осуществляется разного рода поддержка социальных предпринимателей (снижение ставки налогообложения до 1%, вместо 6%; возмещение до 75% понесенных затрат, но не более 1 млн. рублей; предоставление грантов, субсидий), их количество увеличивается. Однако стоит отметить, что это обусловлено не только мерами государственной поддержки, но и осознанием важности решения социальных проблем, переориентации предпринимателей на решении особой социальной миссии, а не только
максимизации прибыли. Так, в Алтайском крае в мае 2022 года количество социальных предпринимателей увеличилось по сравнению с 2020 годом на 54 субъекта и составило 97 (0,128% от общего числа субъектов МСП). Количество субъектов не слишком большое (общее число субъектов МСП в 2022 году в крае составило более 75 тыс.), однако наблюдается положительная динамика [5].
Социальное предпринимательство ориентировано с одной стороны на производство и выпуск товаров и продуктов для определенных категорий населения, с другой стороны на их поддержку за счет обеспечения рабочими местами. Сегодня социальное предпринимательство развивается в сфере дополнительного образования, сфере услуг, сфере досуга и реабилитации. Одной из перспективных сфер применения социального предпринимательства является сфера туризма. Особенно это актуально для нашего региона, где туризм развивается быстрыми темпами, создаются и развиваются тури-стско-рекреационные кластеры, поддерживаются и продвигаются разные виды туризма, в том числе и социальный туризм.
Вообще сфера туризма последние годы набирает обороты. В 2021 году внутренний турпоток составил 56,5 млн человек при плановом значении 52,2 млн. Внутренний туризм в России по итогам 2022 года составил 68,5 млн человек, а в 2023 году может вырасти на 5% - до 72 млн человек.
Что касается количества турфирм, то на начало 2023 года их было зарегистрировано почти 44 тысячи. По сравнению с 2022 годом их число сократилось почти на 3% и почти на 20% по сравнению с 2020 годом. Основная причина такой динамики - это влияние пандемии и ее последствий, а также определенные сложности, связанные с геополитической обстановкой на международной арене.
Именно социальный туризм оказывает содействие адаптации, реабилитации и интеграции социально незащищенных слоев населения в активную жизнь, в отдых и рекреацию. Как отмечает С.И. Пустовойтенко, «потребность в оздоровлении, реабилитации, участии в туристской деятельности у людей с ОВЗ даже много больше, чем у физически здоровых людей» [6, с. 75].
Социальный туризм представляет собой комплексную систему объектов (социокультурных, туристических) и субъектов, реализующих услуги трансфера, отдыха, рекреации, туризма в целом, органов власти, коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций. Социальный туризм направлен на обеспечении возможности отдыха и путешествий для инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных граждан. Исходя из закона «Об основах туристской деятельности в РФ», данные категории граждан имеют право компенсации части расходов на отдых или всей его суммы из бюджетов органов власти. С.И. Пустовойтенко приводит данные, согласно которым с 2018 по 2020 год наблюдается увеличение числа детей-инвалидов, отдохнувших в учреждениях, предназначенных для их оздоровления.
Автор делает вывод о том, что около 50% людей, обладающих определенными ограничениями по здоровью, имеют «физическую возможность совершать туристскую или экскурсионную поездку при наличии сопутствующих обстоятельств» [6, с. 75]. Данные обстоятельства представлены в первую очередь финансовой поддержкой стороны властей или фондов, кадровых или человеческих возможностей сопровождения таких детей в поездках, туроператоров, готовых организовать такой формат отдыха.
Если говорить о людях пожилого возраста, то в этот же период правом и возможностью отдыха и лечения в санаторно-курортных учреждениях,
воспользовалось меньшее число людей. С 2018 год по 2020 год их число сократилось с 250 тыс. до 170 тыс. человек [7, с. 35]. Основная причина снижения - естественная убыль населения - пожилого возраста.
Обращая внимение на вопросы о социальном туризме, ориентированном на детей, то стоит отметить увеличение количества организаций санаторно-курортного лечения для детей - с 2018 по 2021 год общее число их возросло на 47 объектов.
Отмечается, что сегодня наиболее развит социальный туризм в половине регионов страны - около 40 субъектов. Наибольшую популярность социальные проекты получили в таких регионах как: Краснодарский край, Алтайский край, Астраханская область, Санкт-Петербург.
В Алтайском крае социальный туризм развивается с 2008 года. В период пандемии социальный туризм перешел в виртуальное пространство. Гражданам старшего возраста были предложены виртуальные экскурсии по всему миру, а также концерты и спектакли в знаменитых театрах в режиме онлайн. В 2022 году туристы посетили город курорт Белокуриха, побывали на Чарыше, на Колыванском озере, с. Алтайское, совершили поездки в Горный Алтай. Традиционными стали посещения краевых мероприятий: Рождественские чтения и Шукшинские чтения.
Стоит отдельно отметить особые проекты в рамках развития социального туризма. Например, в Бийске было разработано несколько экскурсий, в том числе экскурсия по храмам Алтайского края. В городе Славгороде давно работает Клуб путешественников «Я возьму тебя с собой». В 2019 году данный проект получил поддержку Фонда президентских грантов. Этот проект объединил несколько степных районов.
На региональном этапе Всероссийского Конкурса «Лучший социальный проект года» в 2021 году по номинации «Лучший проект социального предпринимательства в сфере социального туризма» стал проект «Алтайская резиденция Деда Мороза» (ООО «Сказочный край», г. Белокуриха).
Однако государственная политика в сфере социального туризма находится на стадии внедрения. На сегодняшний день отсутствуют подробные разъяснения и комментарии относительно групп людей, которые могут рассчитывать на льготный отдых в рамках социального туризма. Не проработана схема субсидирования и выплат данным слоям населения. Еще в конце ХХ века ведется работа по внесению отдельных положений в законодательство о туризме и выделении социального туризма. Однако данные поправки и закон «О социальном туризме» так и не приняты, что создает определенные сложности при урегулировании вопросов, связанных с ассигнованиями в рамках социального туризма.
Все же стоит отметить и положительные моменты в плане государственной поддержки социального туризма. Так, например, на Камчатке государством ежегодно выделяется почти 5 млн рублей на развитие социального туризма. Помимо этого, действует грантовая поддержка социальных проектов в сфере туризма.
В рамках социального туризма важно говорить и о инватуризме и инклюзивном туризме как формах отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья. Но для этого необходимы соответствующие законодательные изменения - нормативно-правовое закрепление данных понятий, создание социальной инфраструктуры (особенно в регионах). Это позволит более детально регламентировать отдельные положения реализации социального предпринимательства в сфере туризма, а также более детально провести
градацию предпринимателей, нацеленных на сферу социального туризма, т.к. зачастую наблюдается увеличение количества «лжесоциальных предпринимателей», которые приобретают данный статус с целью получения финансовой помощи со стороны государства и регионов [8].
Отмечается важность выделения данных видов туризма отдельно от социального туризма. «Тогда компании, организующие туры для инвалидов, смогут претендовать на льготы, например, при страховании ответственности. Сейчас небольшим турфирмам с социальным уклоном не под силу выплачивать ежегодный страховой взнос. Не лишним были бы и субсидии на покупку спецсредств: пандусов, колясок, специальных автобусов, которые существенно дороже обычных» [9].
Также перспективным направлением развития социального предпринимательства в сфере туризма является развитие и поддержка отдельных видов туризма - экотруизма и сельского туризма - как видов туризма, нацеленных не только на развитие муниципальных территорий, но и создание определенных социально-экономических условий повышения благосостояния населения регионов. М.А. Любарская и Т.А. Акинбумити отмечают: «Экотуризм - это поле для сотрудничества с социальными предпринимателями. При планировании и управлении зонами экотуризма присутствие местных сообществ в природных ресурсах является очень важным фактором. Это требует, чтобы деятельность по экотуризму приносила пользу местному населению. Развитие экотуризма осуществляется с помощью программ социального предпринимательства, направленных на повышение осведомленности и заботы об охране природы и улучшении благосостояния местных сообществ» [10, с. 22].
По прогнозам экспертов, к 2025 году число экотуристов должно достигнуть
22 млн человек. Это перспективное направление для создания проектов социальных предпринимателей. Оно позволяет организовать путешествия для незащищенных категорий граждан и создать новые рабочие места в отдалённых уголках страны. 2022 году национальные парки уже посетило порядка 14 млн. человек. Экотуризм перспективно развивать в экономически слаборазвитых регионах.
Одним из направлений развития социального предпринимательства в сфере туризма служит комплексная и системная деятельность федеральных и региональных органов власти, бизнес-структур и организаций, некоммерческих и образовательных организаций. Так, например, в этой сфере осуществляет деятельность Фонд «Наше будущее» [11].
Стоит отметить, что предприниматели нуждаются не только в финансовой помощи, им необходима консультационная и образовательная поддержка. Зачастую предприниматели не имеют определенных знаний и компетенций по ведению бизнеса в рамках социального предпринимательства. Именно поэтому необходимо активное содействие в рамках образования, обучения начинающих социальных предпринимателей с целью получения ими определенных навыков и компетенций.
Сегодня обучение проводится в крупных городах страны, но предприниматели из регионов не имеют возможности проходить подобное обучение. В связи с этим большая роль отводится дистанционному образованию, консультационной поддержке специалистами и экспертами. Так, например, одним из центров образования в сфере социального предпринимательства является «Лаборатория социального предпринимательства». На базе данной организации проводятся семинары по отдельным вопросам ведения бизнеса в социальной сфере,
основам социального предпринимательства, обмен опытом [12].
Дальнейшее развитие социального предпринимательства в сфере туризма возможно за счет популяризации и развития такой формы бизнеса, как социальный франчайзинг. Данная форма сотрудничества предпринимателей, форма ведения бизнеса в России только развивается. «Однако на этом рынке еще нет общих четких критериев, правил и требований, обучение и информирование всех заинтересованных сторон пока ведется не совсем активно» [13, с. 1493].
Социальная франшиза - это инструмент масштабирования социальных проектов и усиления социального воздействия. Как и коммерческий франчайзинг, социальный франчайзинг представляет собой определенную бизнес-модель с набором методов ведения бизнеса, технологиями, формами работы с потребителями и поставщиками. Но такая форма бизнеса ориентирована на решение социальных проблем и транслировании социально приемлемых и социально необходимых практик оказания социальных услуг или товаров. Один из примеров успешной социальной франшизы в сфере труизма и рекреации является проект - «Новый город «Дружный». Проект представляет собой инклюзивную программу для детей и молодежи (с инвалидностью и без в возрасте от 6 до 25 лет), и нацелен на всестороннее развитие их за счет организации и проведения различных туров [7].
Выводы
Таким образом, основными трендами развития социального предпринимательства в сфере туризма являются следующие:
- дальнейшее развитие нормативной правовой базы регулирования социального предпринимательства в целом и в сфере туризма в частности;
- формирование эффективной государственной системы поддержки и мониторинга социальных предпринимателей, создание целостной системы консультационной, финансовой и иной помощи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- образование и обучение социальных предпринимателей в сфере туризма, разработка соответствующих образовательных программ, практик, научно-практических площадок совместно с государственными, коммерческими и некоммерческими организациями;
- дальнейшее развитие социального туризма, инватуризма и инклюзивного туризма, закрепление на законодательном уровне данных понятий как разновидностей общего туризма;
- развитие социального франчайзинга.
Заключение
Сегодня наблюдается популяризация идеи социального предпринимательства в различных общественных средах. Дальнейшее развитие его видится в комплексном подходе федеральных и региональных органов власти, общественных организаций и коммерческих структур, создании единой платформы социальных услуг. Сфера туризма может и должна стать одной из основных сфер социального предпринимательства как возможность отдыха, развития и восстановления для определенных категорий граждан, а также как инструмент повышения благосостояния отдельных слоев населения. Помимо этого, важное значение социальное предпринимательство имеет в комплексном развитии и поддержки социальной сферы в целом, социальной инфраструктуры регионов и муниципалитетов.
Список литературы / References
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144.
Federal Law "On the Development of Small and Medium Enterprises in the Russian Federation" dated 24.07.2007 № 209-FZ. (In Russ.)
Consultant.ru. [Electronic resource]. -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144.
2. Патракеева О.Ю. Социальное предпринимательство в России: возможности и перспективы развития / О.Ю. Патракеева. Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021;(2(3)):149-160.
Patrakeeva O .Yu. Social entrepreneurship in Russia: opportunities and development prospects / O.Yu. Patrakeeva. Social entrepreneurship and corporate social responsibility. 2021;(2(3)):149-160.
(In Russ.)
3. Никулина И.Ю. Роль социального предпринимательства в социально-экономическом развитии территории / И.Ю. Никулина. Вестник экспертного совета. 2018;(4):36-43.
Nikulina I.Yu. The role of social entrepreneurship in the socio-economic development of the territory / I.Yu. Nikulina. Bulletin of the Expert Council. 2018;(4):36-43. (In Russ.)
4. Данилина М.Н. Социальное предпринимательство в индустрии гостеприимства / М.Н. Данилина. Молодой ученый. 2021;(41 (383)):159-163. - URL: https:// moluch.ru/archive/383/84491/.
Danilina M.N. Social entrepreneurship in the hospitality industry / M.N. Danilina. Young scientist. 2021;(41(383)):159-163. -URL: https://moluch.ru/archive/383/84491/. (In Russ.)
5. Сеялова Г.С. Тенденции развития социального предпринимательства в России / Г.С. Сеялова, О.Г. Го-реликова-Китаева // Human Progress.
2022;(8(2)). URL:http://progress-human. com/images/2022/Tom8_2/Seyalova.pdf.
Seyalova, G.S. Trends in the development of social entrepreneurship in Russia / G.S. Seyalova, O.G. Gorelikova-Kitaeva // Human Progress. 2022. (8(2)). - URL: http://progress-human.com/images/2022/ Tom8_2/Seyalova.pdf. (In Russ.)
6. Новый город «Дружный»: сайт. -URL: https://friendly.camp/
New city "Friendly": website. - URL: https://friendly.camp/ (In Russ.)
7. Карпова Ю.И. Социальный туризм в Российской Федерации / Ю.И. Карпова, Т.А. Волкова, Д.А. Комаров, Д.В. Максимов // ADVANCES IN CURRENT NATURAL SCIENCES. 2023;(7):32-41.
Karpova Yu.I. Social tourism in the Russian Federation / Yu.I. Karpova, T.A. Volkova, D.A. Komarov, D.V. Maksimov // ADVANCES IN CURRENT NATURAL SCIENCES. 2023;(7):32-41. (In Russ.)
8. Пустовойтенко С.И. Развитие социального туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья / С.И. Пустовойтенко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022; (8 (74)2))):74-87.
Pustovoitenko S.I. Development of social tourism for people with disabilities / S.I. Pustovoitenko // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Economics and Management. 2022; (8 (74)2))):74-87. (In Russ.)
9. Социальный туризм в России [Электронный ресурс]. - URL: http://nb-forum. ru/interview/experts/socialny-turizm-v-rossii.
Social tourism in Russia [Electronic resource]. - URL: http://nb-forum.ru/ interview/experts/socialny-turizm-v-rossii. (In Russ.)
10. Любарская М.А. Экотуризм как направление развития социального предпринимательства в сфере гостеприимства / М.А. Любарская, Т.А. Акинбумити. Экономический вектор. 2019;(2):20-23.
Lyubarskaya, M.A. Ecotourism as a direction for the development of social entrepreneurship in the field of hospitality / M.A. Lyubarskaya, T.A. Akinbumiti. Economic vector. 2019;(2):20-23. (In Russ.)
11. Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как инструмент управления развитием территории: условия реализации возможностей / С.М. Сафа-ров // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2022;(3(2)):113-124.
Safarov S.M. Social entrepreneurship as a tool for managing the development of a territory: conditions for realizing opportunities / S.M. Safarov // Social entrepreneurship and corporate social responsibility. 2022;(3(2)):113-124.
(In Russ.)
12. Лаборатория социального предпринимательства: сайт. - URL: https:// lab-sp.ru/.
Laboratory of Social Entrepreneurship: website. - URL: https://lab-sp.ru/. (In Russ.)
13. Яхнеева И.В. Социальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы / И.В. Яхнеева, А.В. Павлова // Экономика, предпринимательство и право. 2021;(11(6):1485-1496.
Yakhneeva I.V. Social entrepreneurship in Russia: status, influence factors, prospects / I.V. Yakhneeva, A.V. Pavlova // Economics, entrepreneurship and law. 2021;(11(6):1485-1496. (In Russ.)
Информация об авторе
Хугаев Ацамаз Асланбекович, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Институт экономики и управления, кафедра социологии. E-mail: [email protected]
Information about author
Khugaev Atsamaz Aslanbekovich,
graduate student, North-Caucasus federal university, Institute of economics and management, department of Sociology. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 1.12.2023; поступила после доработки 8.12.2023; принята к публикации 13.12.2023
Received 1.12.2023; Revised 8.12.2023; Accepted 13.12.2023