ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ PROBLEMS OF TRAINING FOR THE SERVICES SECTOR
УДК 338.48
Кучумов А. В.1 Печерица Е. В.
Обзор Review
DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-0
Управление развитием устойчивого туризма: социальные аспекты
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, наб. канала Грибоедова, 30-32, литер А, Санкт-Петербург 191023, Россия
1е-mail: [email protected] 2е-mail: [email protected] ^ОТ 0000-0002-8819-2291 ^ОТ 0000-0002-1963-4471
Статья поступила 30 января 2023 г.; принята 28 февраля 2023 г.; опубликована 31 марта 2023 г.
Аннотация. В статье авторы анализируют сложившуюся в настоящее время ситуацию, когда в современной научной литературе, посвященной проблемам устойчивого развития, основная масса исследований, как правило, сосредоточена на экологических и экономических аспектах развития туризма, при этом социальному аспекту незаслуженно уделяется наименьшее внимание или он полностью игнорируется. Целью исследования является рассмотрение ключевых социальных аспектов управления развитием устойчивого туризма. В статье представлен систематический обзор литературы по тематике «социальные аспекты устойчивого туризма», выполненный с помощью всестороннего поиска релевантных публикаций по определенной теме. В результате поиска научной литературы было подобрано более 100 публикаций, после их проверки и оценки по критериям приемлемости было оставлено 23 публикации, а остальные были исключены, поскольку в них не рассматривались или не упоминались социальные аспекты устойчивого развития или развития устойчивого туризма. В результате анализа научных публикаций российских и зарубежных ученых авторами было выделено 9 социальных аспектов управления устойчивым развитием туризма, к которым авторы отнесли: местные культурные нормы и традиции, гармоничную социокультурную среду, занятость местного населения, здоровье местного населения, социальную ответственность, сохранение культурной и экологической привлекательности туристического направления, надлежащее управление туристическими дестинациями, поддержку местного предпринимательства, экономическую самодостаточность туристической де-стинации.
Ключевые слова: устойчивое развитие; туристические дестинации; туризм; социальные аспекты; устойчивый туризм
Для цитирования: Кучумов А. В., Печерица Е. В., Управление развитием устойчивого туризма: социальные аспекты // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. 9 (1). С. 111-122. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-0
UDC 338.48
Artur V. Kuchumov1
2
Elena V. Pecheritsa
Management of sustainable tourism development: social aspects
1St. Petersburg State University of Economics, 30-32, letter A, Griboedov Canal emb., St. Petersburg 191023, Russia
1 e-mail: [email protected]
2 _
e-mail: [email protected]
1ORCID 0000-0002-8819-2291 2ORCID 0000-0002-1963-4471
Abstract. In the article, the authors analyze the current situation, when in the modern scientific literature devoted to the problems of sustainable development, the bulk of research, as a rule, is focused on the environmental and economic aspects of tourism development, while the social aspect is undeservedly given the least attention or is completely ignored. The aim of the study is to consider the key social aspects of managing the development of sustainable tourism. The article presents a systematic review of the literature on the topic "social aspects of sustainable tourism", carried out with the help of a comprehensive search for relevant publications on a specific topic. As a result of the selection of scientific literature, more than 100 publications were selected, after their verification and evaluation according to the eligibility criteria, 23 publications were retained, and the rest were excluded because they did not consider or mention the social aspects of sustainable development or the development of sustainable tourism. As a result of the analysis of scientific publications of Russian and foreign scientists, the authors identified 9 social aspects of managing the sustainable development of tourism, to which the authors attributed: local cultural norms and traditions, harmonious socio-cultural environment, employment of the local population, health of the local population, social responsibility, preservation of cultural and environmental attractiveness of the tourist destination, proper management of tourist destinations, support for local entrepreneurship, economic self-sufficiency of the tourist destination.
Keywords: sustainable development; tourist destinations; tourism; social aspects; sustainable tourism
For citation: Kuchumov, A. V., Pecheritsa, E. V. (2023), "Management of sustainable tourism development: social aspects", Research Result. Business and Service Technologies, 9 (1), pp. 101-122, DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-0
Введение (Introduction). Устойчивое развитие создает и поддерживает условия, при которых общество и природа могут существовать в продуктивной гармонии, что позволяет удовлетворять социальные, экономические и другие потребности настоящего и будущих поколений.
В настоящее время в академической среде туризм все больше считается деятельностью, которая имеет много негатив-
ных последствий, особенно с точки зрения двух из трех составляющих устойчивого туризма: окружающей среды и социальных аспектов, несмотря на его существенный вклад в экономику большого числа стран. Три аспекта устойчивого развития - экологический, экономический и социальный считаются совместимыми и взаимодополняющими. Однако на наш взгляд основная масса исследований, как правило, сосредо-
точена на экологических и экономических аспектах развития туризма, при этом социальному аспекту незаслуженно уделяется наименьшее внимание или он полностью игнорируется.
Среди трех аспектов устойчивого развития социальная устойчивость наименее представлена как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности и часто предлагается как часть экономической или экологической устойчивости.
Можно с уверенностью утверждать, что развитие устойчивого туризма нуждается в трехмерном подходе. Все три аспекта устойчивости - экологические, социальные и экономические - должны неукоснительно соблюдаться в комплексе, в противном случае, если хотя бы один из принципов не соблюдается, туризм перестает быть устойчивым.
Так, например, под предлогом развития экологического туризма в Курортном районе Санкт-Петербурга были организованы эко-тропы «Сестрорецкое болото» и «Комаровский берег». На первый взгляд -прекрасное развитие экологической составляющей устойчивого туризма. В то же время горы мусора, оставляемые несознательными туристами, парковка автомобилей на зеленой территории, приехавшими на эко-тропу, крики и громкая музыка, пугающие краснокнижных животных, категорически нарушают как экологические, так и социальные принципы развития устойчивого туризма.
В том же Курортном районе Санкт-Петербурга уже практически все социально-значимые санатории (Сестрорецкий Курорт, Дюны, Белые ночи и т.д.), перешли из государственной собственности в частную, и вместо общедоступных для всех жителей зеленых парковых территорий местное население получает огромные закрытые частные территории, в которых пока еще вроде как можно прогуливаться пешком, но вот на велосипеде уже ездить нельзя, как это было раньше. В парковых зонах для строительства апартаментов (а по сути - жилья) вырубаются вековые сос-
ны. Более того, там, где ранее был запрещен проезд частных машин, теперь проложена асфальтированная дорога и любой желающий за небольшую сумму, уплаченную на въезде на территорию санатория, может подъехать практически к пляжу, создавая тем самым неудобства для посетителей санатория, прогуливающихся в парковых (лесных) зонах. Кроме всего этого у местных жителей становится все меньше места для их собственной жизни.
Без уважения местных традиций социальная устойчивость невозможна. Еще одним примером неустойчивости в развитии туризма может быть халатное отношение к сохранению архитектурного и культурно-исторического наследия.
Положительным примером в развитии социальных аспектов устойчивого туризма может служить пример вмешательства городского совета Порту (Португалия), после которого открыть любое жилье для краткосрочного пребывания можно только при покупке заброшенного здания и после его ремонта.
Эко-отель, который использует множество экологических стратегий, таких как строительство из переработанных материалов, минимизация отходов и использование только органических продуктов, но принадлежит международной компании или иностранцу, получающему всю прибыль, не является устойчивым. Пока местное сообщество не получит прибыли, экономическая устойчивость не будет обеспечена.
Когда вы посещаете Мачу-Пикчу, с вами будут работать только местные перуанские гиды. Тем не менее, это не устойчивая деятельность, так как каждый день приезжает слишком много туристов, которые оставляют мусор и пытаются погладить лам. В таких местах, страдающих от чрезмерного туризма, экологические цели устойчивости никогда не могут быть достигнуты.
Цель исследования (The aim of the work). На наш взгляд, если не учитывать социальную составляющую устойчивого развития туризма, достижение устойчиво-
сти невозможно, в связи с чем целью данного исследования является рассмотрение ключевых социальных аспектов управления развитием устойчивого туризма.
Теоретический обзор (Theoretical review). Теоретические аспекты управления устойчивым туризмом рассматривались в работах многих российских и зарубежных ученых. Так, например, Басюк А.С. (Басюк, 2015) в своем исследовании напрямую не пишет об устойчивом развитии туризма, но уточняет, что развитие оздоровительного туризма происходит по трем основным направлениям: экономическому, эколого-инфраструктурному и социальному, что в полной мере соответствует принципам устойчивого развития.
Гричишкина Е.А. связывает устойчивое развитие сферы туризма со сбалансированным, гармоничным развитием экономики, природной и социокультурной среды (Гричишкина, 2017).
По мнению Кочкорбаевой М.Д. (Кочкорбаева, 2020) обществу необходим постепенный переход на путь устойчивого развития туризма, так как для этого существует ряд причин: диспропорции в социально-экономическом развитии регионов, низкий уровень качества жизни населения и т.д.
В работе Махлюф А. (Махлюф, 2019), хотя в названии присутствует словосочетание «устойчивый туризм», рассматривается использование и внедрение зеленых технологий в бизнес-процессы индустрии туризма и гостеприимства, с целью чего представлены пять кейсов «зеленых» отелей, предлагающих гостям экологичный отдых мирового класса.
Авторы из Кыргызстана (Чубурова., Кочкорбаева, 2019) в своем исследовании также сосредоточили внимание в основном на экологической составляющей устойчивого туризма и мероприятиях, позволяющих ее улучшить.
Представляет интерес работа Рубцовой Н.В. (Рубцова, 2014), в которой в результате проведенного автором корреляционного анализа между индикатором устойчивого развития региона и индикато-
рами устойчивого развития сферы рекреации и туризма в регионах Прибайкалья была обнаружена сильная взаимосвязь, хотя автору и не удалось получить однозначных свидетельств о ее характере.
Еще одной представляющей интерес работой является статья Рябовой Л.А., в которой автор анализирует теоретические аспекты социальной устойчивости на местном уровне, определяя подходы к измерению социальной устойчивости муниципальных образований Российской Арктики, используя для этого метод кейс-стади социального аспекта устойчивого развития в типичном для Российской Арктики прибрежном поселении Териберка Мурманской области (Рябова, 2013).
В работе Хоссейни С.А. (Хоссейни, 2015) представлена оценка устойчивого туризма в районах с наибольшим туристическим потенциалом провинции Исфахан. Работа представляет особый интерес в связи с тем, что в ней рассмотрены три основных аспекта устойчивого туризма (экономический, социокультурный, экологический), включающие 11 показателей экономической устойчивости, 11 показателей социокультурной устойчивости, 7 показателей экологической устойчивости.
Казахские ученые (Шайкин, Абута-лип, Бекматова, 2021) в своем исследовании уточняют определение термина «устойчивое развитие экономики туризма», дополняя и представляя его как возможность туризма в течение определенного периода времени обеспечивать устойчивую динамику развития количественных и качественных экономических показателей, которые ее характеризуют.
В соответствующей литературе управление устойчивым развитием туризма обсуждается чаще всего в связи с внедрением «зеленых» инноваций, экономикой, конкурентоспособностью, развитием территорий и защитой окружающей среды (Alonso-Muñoz, Torrejón-Ramos, Medina-Salgado and González-Sánchez, R., 2022; Blancas, González, Lozano-Oyola, and Pérez, 2010; Dwyer, 2020; Nunkoo, Seetanah and Agrawal, 2019; Воронцова, Кучумов, Пече-
рица, 2019), при этом практически во всех работах за редким исключением основное внимание уделено экологической и экономической составляющим устойчивого развития.
Материалы и методы исследования (Materials and methods). В данном исследовании представлен систематический обзор литературы по тематике «социальные аспекты устойчивого туризма», выполненный с помощью всестороннего поиска релевантных публикаций по определенной теме. Данный метод применим для раскрытия вопросов, что известно и что в настоящее время неизвестно об исследуемом предмете, кроме того, метод эффективен для управления разнообразными и междисциплинарными базами знаний. Процесс систематического обзора в этом исследовании был выполнен в виде последовательности нескольких этапов (Tolkes, 2018; Petticrew and Roberts, 2006):
1. Определение цели и вопросов исследования;
2. Определение критериев для подбора литературы;
3. Поиск литературы;
4. Проверка результатов поиска по критериям;
5. Идентификация и анализ содержания литературы.
Первым шагом было определение вопросов исследования. Основным исследовательским вопросом в данной статье является определение аспектов социального измерения устойчивого развития туризма, которые были рассмотрены ранее в научной литературе.
На втором этапе были определены тип исследований и критерии для этого обзора. Процедура поиска включала определение базы данных и определение критериев включения и исключения для выбора литературы. Из-за ограниченного количества исследовательских статей о социальных аспектах устойчивого развития туризма в рецензируемых журналах диапазон обзора литературы был расширен и включает статьи конференций, монографии, статьи из российского перечня ВАК,
авторефераты диссертаций, статьи из рецензируемых зарубежных журналов. В исследовании анализировались научные публикации на русском и английском языках. Временные рамки ограничены следующим интервалом: 2000 - 2023 гг. Литература была отобрана на основе следующих критериев: ключевые слова должны включать словосочетания «социальные показатели», «социальные аспекты», которые обсуждаются в темах «устойчивый туризм» или «устойчивое развитие туризма».
Третьим шагом был поиск соответствующей литературы в электронных базах данных, таких как Elibrery (русскоязычные публикации (при условии, что доступ к тексту публикации открыт и публикация входит в РИНЦ)). Еще одним источником поиска послужила база публикации researchgate.net. для анализа англоязычных публикаций (на данном ресурсе также использовались в основном публикации со свободным доступом. В случае, если в заголовке или аннотации статьи была обнаружена информация, представляющая интерес для исследования, нами был использован поиск Google для поиска открытой версии статьи).
Затем, на четвертом этапе, результаты поиска были проверены и отобраны по критериям включения и исключения. В результате поиска было подобрано более 100 публикаций, после их проверки и оценки по критериям приемлемости было оставлено 23 публикации, а остальные были исключены, поскольку в них не рассматривались или не упоминались социальные аспекты устойчивого развития или развития устойчивого туризма.
Пятым шагом была критическая оценка литературы. Из 23 статей, выбранных на предыдущем этапе, были выделены аспекты социального измерения в устойчивом развитии туризма.
Результаты исследования и их обсуждение (Results and discussion).
В процессе изучения научной литературы по соответствующим поисковым запросам было выявлено, что исследований, связанных с социальными аспектами устойчивого развития туризма, немного. В
начале 21 века социальная устойчивость начала получать значительное признание. С тех пор количество исследований социальной устойчивости увеличилось, хотя в предметных областях туризма они по-прежнему рассматривались меньше. В связи с этим, довольно сложно было найти соответствующие публикации. Туризм -это сфера, которая состоит из различных дисциплин и предметных областей и строится на основе синергии между этими дисциплинами и областями. Поэтому помимо научной литературы по туризму, это исследование также включает публикации, связанные с другими предметными областями.
В результате процесса систематического обзора в этом исследовании было обнаружено 9 социальных аспектов устойчивого развития, которые были обнаружены в 23 литературных источниках. Этими аспектами являются:
местные культурные нормы и традиции;
гармоничная социокультурная среда; занятость местного населения; здоровье местного населения; социальная ответственность; сохранение культурной и экологической привлекательности туристического направления;
надлежащее управление туристическими дестинациями;
поддержка местного предпринимательства, экономическая самодостаточность туристической дестинации.
В научной литературе под «социокультурным или социальным аспектом устойчивости» подразумевается то, как индустрия туризма влияет на местное сообщество туристической дестинации.
До сих пор индустрия массового туризма часто игнорирует местные культурные нормы и традиции. В погоне за выгодой, получаемой от развития системы общественного питания, торговых центров, «быстрых развлечений» типа музеев из двух-трех залов (например, «дом вверх дном»), мало внимания уделяется созданию качественных, аутентичных и куль-
турно богатых впечатлений, которые приносят пользу как хозяевам, так и посетителям. В результате большинство современных туристических направлений являются неустойчивыми из-за различных факторов, таких как слишком быстрое развитие и отсутствие учета устойчивых параметров, таких как окружающая среда и местные сообщества.
Если туризм должен измениться и стать более устойчивым, необходимо учитывать в том числе социальный аспект культуры. Когда мы говорим о культуре в туризме, мы имеем в виду как культуру принимающей стороны, так и гостевую культуру. Цель состоит в том, чтобы создать гармоничную социокультурную среду, в которой поддерживаются долгосрочные устойчивые отношения между всеми заинтересованными сторонами туризма. Это может показаться чрезмерно идеалистичным, тем не менее, стоит попробовать, хотя бы попытаться отразить это в проектах развития туризма.
Туроператоры, работающие на внутреннем рынке, а также владельцы различных досуговых и торговых организаций, предприятий общественного питания заинтересованы в больших группах туристов, потому что они могут получать прибыль от посещения туристами определенных магазинов, музеев, ресторанов и т.д. В массовом туризме есть большой круг игроков, которые ищут свою долю выгоды. В том числе выгода для местного населения может состоять в решении проблемы занятости населения путем организации новых рабочих мест, при этом обязательно должен соблюдаться принцип справедливой оплаты труда.
В контексте развития социального аспекта устойчивого туризма также важно уделять внимание окружающей среде. Несмотря на множество экологических норм, на самом деле соблюдаются лишь немногие из них. В погоне за развитием туризма экологические нормы могут нарушаться, тем самым нанося вред здоровью постоянно проживающего в туристической дести-нации населения (Cui and Xu, 2020).
Туристические операторы должны понимать, что устойчивый туризм - это больше, чем просто сохранение красивого ландшафта туристического направления. Это означает, например, уважение менталитета деревенских жителей, соблюдение обычаев в местах отправления культа, не нанесение вреда сельскохозяйственным угодьям, всего, что необходимо для сохранения местной культурной самобытности.
Туристические операторы должны постоянно задаваться вопросом, будет ли то, что они разрабатывают, полезным для местных жителей и не нанесут ли они ущерб для местных жителей.
При продвижении массового туризма происходит захват земель, расширение дорог, увеличивается количество транспорта, трафика, загрязнение окружающей среды -то есть побочные эффекты, которые изначально кажутся источником рабочих мест и доходов, но наносят ущерб и просто не устойчивы в долгосрочной перспективе. Поэтому сегодня как никогда возникает вопрос: как сохранить культурную и экологическую привлекательность туристического направления, которая со временем может быть утрачена от развития массового туризма (Gulati, 2022).
Более того, если поток туристов внезапно прекратится, как это было во время нынешней пандемии COVID-19, то что станет с местными сообществами, которые в итоге становятся слишком зависимыми от туризма, потому что это делает их экономически уязвимыми или не самодостаточными перед неожиданными глобальными бедствиями (Nugraheni, Priyambodo, Sutikno and Kusworo, 2020).
Туризм часто рассматривается правительствами как отрасль, приносящая доход, особенно в развивающихся странах. Данный факт можно рассматривать как форму неоколонизации, когда внешние заинтересованные стороны навязывают де-стинации определенный тип развития.
Экономическая отдача от массового туризма значительна, но при этом мало внимания уделяется стрессу, который
он причиняет местным жителям и их культуре.
Некоторые сообщества очень уязвимы перед лицом массового туризма, который ежедневно влияет на качество их жизни, как на материальном, так и на нематериальном уровнях. Массовый туризм может позволить местным жителям покупать мобильные телефоны, пока у них дома нет водопровода. Такие странные «развития» могут создать очень неравную социокультурную среду в дестинации. Даже в развитых странах и городах (возьмем, к примеру, Венецию) массовый туризм настолько вышел из-под контроля, что карантин в пандемию COVID-19 во многих отношениях рассматривался как «благословение» для окружающей среды и многих местных жителей.
Есть некоторые археологические памятники, такие как, например, археологический парк Ангкор в Камбодже (и это лишь один из многих), которые рискуют разрушить собственный «смысл существования» из-за феномена неконтролируемого чрезмерного туризма (Venturini, 2022). Правительства стран склонны полагаться на величину прибыли, которую обеспечивает развитие туризма, особенно в развивающихся странах. На них влияет бизнес-модель, основанная на экономическом стремлении развития и целях, которые необходимо достичь. Туризм рассматривается как «экспорт». Работа должностных лиц в туризме при этом заключается в том, чтобы наблюдать за увеличением числа посетителей, невзирая на то, что это, в свою очередь, вызывает стресс у местных жителей.
Социальная основа устойчивого развития - это нечто большее, чем защита окружающей среды. Когда дело доходит до социальной основы устойчивого развития, люди занимают центральное место. Потребности человека должны быть в балансе с потребностями группы (Santos, Fernández-Gámez, Guevara-Plaza, Custódio Santos and Pestana, 2022). И все индивидуумы, группы или общества должны иметь шанс на социальное благополучие в долгосрочной перспективе. Социальной основой
устойчивости в туризме является сохранение и поддержка интересов местных жителей. К условиям жизни местных жителей нужно относиться с таким же приоритетом, как и к развитию массового туризма. Следовательно, только при не нанесении вреда местным жителям туризм может развиваться устойчиво.
Гостиницы, рестораны и другие предприятия в сфере туризма должны сосредоточиться на справедливых условиях труда для своих сотрудников, таких как безопасная рабочая среда, справедливая заработная плата и рабочее время. В идеале предприятия туризма должны вкладываться в местную экономику путем инвестирования в местные проекты, сбора средств на улучшение экологии или сохранения культурного наследия, спонсорства или предоставления стипендий для студентов, обучающихся в сфере туризма (Печерица, 2012).
Туризм должен не только набивать карманы предприятий, но и в равной степени помогать местному сообществу. Сообщество должно получать выгоду от предоставления новых рабочих мест, получения лучшего образования и повышения уровня жизни. Местные жители никогда не должны страдать от туризма, например, из-за того, что у них меньше пресной воды или меньше места для проживания (Jill on journey, 2022).
Инфраструктура туризма, которая обычно включает транспорт, размещение и центры притяжения в дестинации, играет важную роль в развитии туризма (Virkar and Mallya, 2018). В начале этого процесса инвестиции в туризм осуществляются местными предпринимателями (отели малого и среднего бизнеса, туристические агентства, рестораны, сувенирные магазины, транспортные компании, торговые магазины), на следующем этапе - национальными предпринимателями в сфере туризма (средние и крупные отели, сетевые рестораны), крупные туристические агентства, компании по аренде автомобилей, национальные авиакомпании и др.) и на последнем этапе - предпринимателями в сфере международного туризма (сетевые отели
(Hilton, Accor, Marriott, IHG, Radisson и др.), туроператоры (Tui, Coral Travel, Anex tour, Expedia TAAP и др.), компании по производству продуктов питания и напитков (McDonald's, Burger King, Pizza Hut, KFC, Starbucks и др.), компании по прокату автомобилей (Hertz, Europcar и др.), авиакомпании (FinnAir, Delta, Lufthunsa, Ryanair и др.)) (Akay, 2022). В ходе этого процесса доля местного сообщества снижается, а туристические доходы крупных туристических предприятий растут. В литературе показано, что туристический доход должен сохраняться в регионе за счет увеличения доли местного туристического предпринимательства.
Заключение (Conclusions). Туризм рассматривается как важное социокультурное событие, влияющее на образ и качество жизни и мировоззрение местных сообществ. С социальной точки зрения сам факт туризма может вызвать некоторые изменения в социокультурной структуре общества, в его сложившихся социальных ценностных системах, семейных отношениях, поведении человека, моральных правилах, коллективном образе жизни, концепции безопасности и традиций. Такие изменения могут происходить как в положительную, так и в отрицательную сторону. К положительным эффектам можно отнести социокультурное развитие туристических дестинаций (уровень жизни, использование свободного времени, качество обслуживания), социальное обеспечение, знакомство с различными культурами и культурный обмен, развитие взаимопонимания и толерантности, развитие человеческих отношений, прогресс в отношении прав женщин, сохранения культурных ценностей и их защиты. С другой стороны, к негативным последствиям можно отнести рост преступности в регионе (грабежи, употребление алкоголя и последующее неподобающее поведение, проституция, дорожно-транспортные происшествия, незаконные азартные игры и др.), изменение социальных ценностей, увеличение заимствованных слов в языке, враждебное отношение к иностранцам, ухудшение состояния местных культурных ценностей и
аутентичности (культурное вырождение) и коммерциализация культурных ценностей.
В современной научной литературе ученые выделяют 9 социальных аспектов устойчивого развития тризма. Выявление этих аспектов дает представление о том, как строится концепция социальной устойчивости. Выделенные социальные аспекты связаны с обязательностью сохранения местных культурных норм и традиций, созданием гармоничной социокультурной среды, обеспечением местного населения занятостью, сохранением здоровья местного населения, зависящего в том числе от уровня и качества жизни, а также от соблюдения экологических норм и безопасности туристической дестинации, социальной ответственностью бизнеса, сохранением культурной и экологической привлекательности туристического
направления, надлежащим управлением туристическими дестинациями, поддержкой местного предпринимательства, экономической самодостаточностью туристической дестинации.
При рассмотрении социальных аспектов устойчивого туризма необходимо учитывать несколько условий, таких как состояние туристической дестинации, тип развиваемого в ней туризма, уровень культуры принимающего сообщества, местную политическую ситуацию и нормативно-правовую базу. Поэтому социальные аспекты управления устойчивым развитием туризма в случае каждой конкретной туристической дестина-ции будут индивидуальны.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
Басюк А.С. Оздоровительный туризм и его влияние на устойчивое социально-экономическое развитие региона // Электронный сетевой политематический журнал "Науч-
ные труды КубГГУ". 2015№ 14. С. 10-19. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 25379 011 96018502.pdf Дата обращения 15 января
2023).
Воронцова М.Г., Кучумов А.В., Печерица Е.В. Развитие устойчивого туризма с применением принципов ресурсосбережения и энергоэффективности в гостиничном бизнесе // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 2. С. 138-142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38735257 (дата обращения 15 января 2023).
Гречишкина Е.А. Управление устойчивым развитием туризма в регионе. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета 2017. № 4. С. 29-39. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32474 506_16292092.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Кочкорбаева М.Д. Устойчивый туризм и социальное развитие // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. № 7. С. 121-128. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45586 210 25612618.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Махлюф А. Устойчивое развитие: факторы конкурентоспособности в индустрии туризма и гостеприимства // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1 (37). С. 203-206. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37274 280 75794045.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Печерица Е.В. Социальная ответственность бизнеса как основной принцип формирования входных барьеров на рынок гостиничных услуг региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 16. С. 45-50. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 17664 180 52956216.pdf (дата обращения 15 января
2023).
Рубцова Н.В. Влияние устойчивого развития сферы рекреации и туризма на устойчи-
вое развитие региона (эмпирическое исследование на примере регионов Прибайкалья) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5. С. 47-60. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22304 698 56562478.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Рябова Л.А. Социальная устойчивость развития муниципальных образований российской Арктики: теория и практика // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 6 (37). С. 4-14. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 20379 259_57416665.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Хоссейни С.А. Оценка устойчивого туризма в районах с наибольшим туристическим потенциалом с акцентом на социальных, экономических и экологических показателях // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1817. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25325 606 49590279.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Чубурова Ж.Т., Кочкорбаева М.Д. Индикаторы устойчивого развития туризма // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. № 11. С. 97-104. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42637 986 25077035.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Шайкин Д.Н., Абуталип Д.О., Бекматова А.Ж. К вопросу оценки показателей устойчивого развития экономики туризма в Республике Казахстан // Экономика: стратегия и практика. 2021. Т. 16. № 2. С. 154-163. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 46383 588_11797311.pdf (дата обращения 15 января 2023).
Akay, B. (2022), "The Relationship between Tourism Development, Satisfaction, Support to Tourism and Tourism Entrepreneurship in Emerging Tourism Destination: Residents' Perspective", Journal of Tourism Management Research, Conscientia Beam, vol. 9 (1), pp. 64-81 [Online], available at: at:
https: //www.researchgate.net/publication/3624554 30_The_Relationship_between_Tourism_Develop ment_Satisfaction_Support_to_Tourism_and_Tou rism Entrepreneurship in Emerging Tourism D estination Residents' Perspective (Accessed: 15 January 2022).
Alonso-Muñoz, S., Torrejón-Ramos, M., Medina-Salgado, M.-S. and González-Sánchez, R. (2022), "Sustainability as a building block for
tourism - future research: tourism agenda 2030", Tourism Review [Online] available at: https://doi.org/10.1108/TR-12-2021-0568 (Accessed: 15 January 2023).
Blancas, F.J., González, M., Lozano-Oyola, M. and Pérez, F. (2010), "The assessment of sustainable tourism: application to Spanish coastal destinations", Ecological Indicators, Vol. 10, 2, pp. 484-492 [Online], available at: https://www.academia.edu/8889142/The_assessm ent_of_sustainable_tourism_Application_to_Span ish_coastal_destinations (Accessed 15 October 2022).
Cui, Q. and Xu, H. (2020), "Monkey and the mandate of heaven: rethinking the social construction of nature in ecotourism", Tourism Critiques, Vol. 1, 1, pp. 21-34 [Online], available at: https://doi.org/10.1108/TRC-03-2020-0005 (Accessed: 15 January 2023).
Dwyer, L. (2020), "Tourism development and sustainable well-being: a beyond GDP perspective", Journal of Sustainable Tourism [Online], doi: 10.1080/09669582.2020.1825457 (Accessed: 15 October 2022).
Gulati, S. (2022), "Social and sustainable: exploring social media use for promoting sustainable behaviour and demand amongst Indian tourists", International Hospitality Review, Vol. 36, 2, pp. 373-393 [Online], available at: https://doi.org/10.1108/IHR-12-2020-0072 (Accessed: 15 January 2023).
Jill on journey. Inspiration on sustainable travel. (2022), The three pillars of sustainability in tourism [Online], available at:
https://jillonjourney.com/the-three-pillars-of-sustainability-in-tourism/ (Accessed 25 January 2023).
Nugraheni, Agusta, Priyambodo, Tri, Sutikno, Bayu and Kusworo, Hendrie (2020). "The Social Dimensions' Aspects of Sustainable Tourism Development Analysis: A Systematic Literature Review", Digital Press Social Sciences and Humanities, 4 [Online], available at: https://www.researchgate.net/publication/3427406 66_The_Social_Dimensions'_Aspects_of_Sustain able_Tourism_Development_Analysis_A_System atic_Literature_Review (Accessed: 15 January 2023).
Nunkoo, R., Seetanah, B. and Agrawal, S. (2019), "Guest editorial: innovations in sustainable tourism research", Tourism Review, Vol. 74, 2, pp. 129-137 [Online], available at: doi: 10.1108/TR-04-2019-209 (Accessed: 15 October 2022).
Petticrew, M. and Roberts, H. (2006), Systematic reviews in the social sciences: A practical
guide, Oxford: Blackwell, 352 pp. [Online], available at: http s: //www .tandfonline.com/doi/abs/10.1080/147 33140600986250 (Accessed: 15 January 2023).
Santos, J.A.C., Femández-Gámez, M.Á., Guevara-Plaza, A., Custódio Santos, M. and Pestana, M.H. (2022), "The sustainable transformation of business events: sociodemographic variables as determinants of attitudes towards sustainable academic conferences", International Journal of Event and Festival Management, [Online], available at:
https://doi.org/10.1108/IJEFM-05-2022-0041 (Accessed: 15 January 2023).
Tolkes, C. (2018), "Sustainability communication in tourism - A literature review", Tourism Management. Perspectives, 27, pp. 10-21 [Online], available at:
https://doi.org/10.1016/j.tmp.2018.04.002 (Accessed 15 January 2023).
Venturini, B. (2022), Sustainability in Tourism: The socio-cultural lens, EHL Isights [Online], available at:
https://hospitalityinsights.ehl.edu/sustainability-tourism (Accessed: 25 January 2023).
Virkar, A. R. and Mallya, P. D. (2018), "A review of dimensions of tourism transport affecting tourist satisfaction", Indian Journal of Commerce and Management Studies, 9 (1), pp. 72-80. [Online], available at:
https://doi.org/10.18848/ijcms/v9i1/10 (Accessed: 25 January 2023).
References
Akay, B. (2022), "The Relationship between Tourism Development, Satisfaction, Support to Tourism and Tourism Entrepreneurship in Emerging Tourism Destination: Residents' Perspective", Journal of Tourism Management Research, Conscientia Beam, vol. 9 (1), pp. 64-81 [Online], available at: at:
https: //www.researchgate.net/publication/3624554 30_The_Relationship_between_Tourism_Develop ment Satisfaction Support to Tourism and Tou rism Entrepreneurship in Emerging Tourism D estination Residents' Perspective (Accessed: 15 January 2022).
Alonso-Muñoz, S., Torrejón-Ramos, M., Medina-Salgado, M.-S. and González-Sánchez, R. (2022), "Sustainability as a building block for tourism - future research: tourism agenda 2030", Tourism Review [Online], available at: https://doi.org/10.1108/TR-12-2021-0568 (Accessed: 15 January 2023).
Basyuk, A.S. (2015), "Health tourism and its impact on the sustainable socio-economic development of the region", Electronic networkpol-ythematic journal "Scientific works of KubGTU", 14, pp. 10-19.
Blancas, F.J., González, M., Lozano-Oyola, M. and Pérez, F. (2010), "The assessment of sustainable tourism: application to Spanish coastal destinations", Ecological Indicators, Vol. 10, 2, pp. 484-492 [Online], available at: https://www.academia.edu/8889142/The_assessm ent_of_sustainable_tourism_Application_to_Span ish_coastal_destinations (Accessed 15 October 2022).
Chuburova, Zh.T. and Kochkorbaeva, M.D. (2019), "Indicators of sustainable development of tourism", Science, new technologies and innovations of Kyrgyzstan, 11, pp. 97-104.
Cui, Q. and Xu, H. (2020), "Monkey and the mandate of heaven: rethinking the social construction of nature in ecotourism", Tourism Critiques, Vol. 1, 1, pp. 21-34 [Online], available at: https://doi.org/10.1108/TRC-03-2020-0005 (Accessed: 15 January 2023).
Dwyer, L. (2020), "Tourism development and sustainable well-being: a beyond GDP perspective", Journal of Sustainable Tourism, [Online], available at: doi:
10.1080/09669582.2020.1825457 (Accessed: 15 October 2022).
Grechishkina, E.A. (2017), "Management of sustainable development of tourism in the region", Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 4, pp. 29-39.
Gulati, S. (2022), "Social and sustainable: exploring social media use for promoting sustainable behaviour and demand amongst Indian tourists", International Hospitality Review, Vol. 36, 2, pp. 373-393 [Online], available at: https://doi.org/10.1108/IHR-12-2020-0072 (Accessed: 15 January 2023).
Hosseini, S.A. (2015), "Assessment of sustainable tourism in areas with the greatest tourism potential, with a focus on social, economic and environmental performance", Modern problems of science and education, 1-1, p. 1817.
Jill on journey. Inspiration on sustainable travel. (2022), The three pillars of sustainability in tourism [Online], available at:
https://j illonj ourney .com/the -three -pillars-of-sustainability-in-tourism/ (Accessed 25 January 2023).
Kochkorbaeva, M.D. (2020), "Sustainable tourism and social development", Science, new technologies and innovations of Kyrgyzstan, 7, pp. 121-128.
Makhluf, A. (2019), "Sustainable development: factors of competitiveness in the tourism and hospitality industry", Economics of sustainable development, 1 (37), pp. 203-206.
Nugraheni, Agusta, Priyambodo, Tri, Sutikno, Bayu and Kusworo, Hendrie (2020), "The Social Dimensions' Aspects of Sustainable Tourism Development Analysis: A Systematic Literature Review", Digital Press Social Sciences and Humanities, 4 [Online], available at: https://www.researchgate.net/publication/3427406 66_The_Social_Dimensions'_Aspects_of_Sustain able_Tourism_Development_Analysis_A_System atic_Literature_Review (Accessed: 15 January 2023).
Nunkoo, R., Seetanah, B. and Agrawal, S. (2019), "Guest editorial: innovations in sustainable tourism research", Tourism Review, Vol. 74, 2, pp. 129-137 [Online], available at: doi: 10.1108/TR-04-2019-209 (Accessed: 15 October 2022).
Pecheritsa, E.V. (2012), "Social responsibility of business as the main principle of formation of entry barriers to the market of hotel services in the region". Regional economy: theory and practice. 16. pp. 45-50.
Petticrew, M., and Roberts, H. (2006), Systematic reviews in the social sciences: A practical guide, Oxford, Blackwell, 352 p. [Online] available at: http s: //www .tandfonline.com/doi/abs/10.1080/147 33140600986250 (Accessed: 15 January 2023).
Rubtsova, N.V. (2014), "The influence of sustainable development of the sphere of recreation and tourism on the sustainable development of the region (an empirical study on the example of the regions of the Baikal region)", News of the Irkutsk State Economic Academy, 5, pp. 47-60.
Ryabova, L.A. (2013), "Social sustainabil-ity of the development of municipalities in the Russian Arctic: theory and practice", The North and the Market: Shaping the Economic Order, 6 (37), pp. 4-14.
Santos, J.A.C., Fernandez-Gamez, M.A., Guevara-Plaza, A., Custodio Santos, M. and Pestana, M.H. (2022), "The sustainable transformation of business events: sociodemographic variables as determinants of attitudes towards sus
tainable academic conferences", International Journal of Event and Festival Management, [Online] available at:
https://doi.org/10.1108/IJEFM-05-2022-0041 (Accessed: 15 January 2023).
Shaykin, D.N., Abutalip, D.O. and Bek-matova, A.Zh. (2021), "On the issue of assessing indicators of sustainable development of the tourism economy in the Republic of Kazakhstan", Economy: strategy and practice, Т. 16, 2, pp. 154163.
Tölkes, C. (2018), "Sustainability communication in tourism - A literature review", Tourism Management. Perspectives, 27, pp. 10-21 [Online], available at:
https://doi.org/10.1016/j.tmp.2018.04.002 (Accessed 15 January 2023).
Venturini, B. (2022), Sustainability in Tourism: The socio-cultural lens. EHL Isights [Online], available at:
https://hospitalityinsights.ehl.edu/sustainability-tourism (Accessed: 25 January 2023).
Virkar, A. R., and Mallya, P. D. (2018). "A review of dimensions of tourism transport affecting tourist satisfaction", Indian Journal of Commerce and Management Studies, 9 (1), pp. 72-80. [Online], Available at:
https://doi.org/ 10.18848/ijcms/v9i 1/10 (Accessed: 25 January 2023).
Vorontsova, M.G., Kuchumov, A.V. and Pecheritsa, E.V. (2019), "Development of sustainable tourism using the principles of resource saving and energy efficiency in the hotel business", Journal of Legal and Economic Research, 2, pp. 138-142.
Данные об авторах
Кучумов Артур Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Печерица Елена Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления социально-экономическими системами
Information about the authors Artur V. Kuchumov, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management in the Service Sector Elena V. Pecheritsa, PhD in sociology, Associate Professor of the Department of Economics and Management of Socio-Economic Systems