УДК 338.482
Е.А. ГРЕЧИШКИНА, канд. экон. наук, доцент заведующий кафедрой маркетинга и международного менеджмента Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Статья поступила 6 октября 2021 г.
ПРОБЛЕМАТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье приводятся основные показатели развития туризма в мире и в Республике Беларусь по данным World Travel & Tourism Council в 2019-2020 годах, в т.ч. отмечается высокая чувствительность сферы туризма к изменениям и ограничениям, введенным разными странами в связи с пандемией COVID-19. Обосновывается актуальность проблематики устойчивого развития туризма в Республике Беларусь. Целью данного исследования является изучение новейших зарубежных исследований в сфере устойчивого развития туризма и возможностей их адаптации для Республики Беларусь. На основе проведенного исследования и систематизации изученного материала автором предложена концептуальная схема устойчивого развития туризма, которая включает продукт дестинации (турпродукт), дестинацию, ресурсы дестинации, стейкхолдеров (предприятия туриндустрии, местные сообщества, органы государственного управления, исследовательские учреждения), маркетинг дестинации и людей (совокупность посетителей дестинации). Отмечается, что устойчивое развитие туризма должно основываться на принципах поддержания качества окружающей среды, сохранения и защиты культурного наследия, создания выгод для местного населения и туристов, гармонии между местными сообществами, потребностями туристов и окружающей средой и осознанных совместных усилий всех стейкхолдеров.
Ключевые слова: туризм, устойчивое развитие, местные сообщества, стейкхолдеры.
HRECHYSHKINA O.O., PhD in Econ. Sc, Associate Professor Head of the Department of Marketing and International Management, Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT ISSUES IN FOREIGN RESEARCH
The article presents the main indicators of tourism development in the world and in the Republic of Belarus according to the World Travel & Tourism Council in 2019-2020. There is a high sensitivity of the tourism industry to changes and restrictions introduced by different countries in connection with the COVID-19 pandemic. The relevance of sustainable tourism development in the Republic of Belarus is substantiated. The purpose of this study is to examine the latest foreign research in the field of sustainable tourism development and the possibilities of their adaptation for the Republic of Belarus. Based on the research and systematization of the studied material, the author proposed a conceptual scheme for
13
sustainable tourism development, which includes the destination product (tourist product), destination, destination resources, stakeholders (travel industry enterprises, local communities, government officials, research institutions), destination marketing, and people (the totality of the destination's visitors). It is noted that sustainable tourism development should be based on the principles of maintaining the quality of the environment, preserving and protecting cultural heritage, creating benefits for the local population and tourists, harmony between local communities, the needs of tourists and the environment, and deliberate joint efforts of all stakeholders.
Keywords: tourism, sustainable development, local communities, stakeholders
В последние десятилетия туризм стал важной сферой экономик многих стран и мировой экономики в целом. Его развитие было достаточно эффективным и динамичным [1, с. 111; 2, с. 214] до 2020 года. Однако ограничения, введенные в разных странах мира в связи с пандемией COVID-19, показали, насколько чувствительной является данная сфера деятельности. По данным World Travel & Tourism Council (WTTC), до 2019 года туризм развивался более быстрыми темпами, чем мировая экономика, и обеспечивал 10,4% мирового ВВП, каждое десятое рабочее место, 6,8% от общего экспорта, 27,4% от мирового экспорта услуг. Пандемия COVID-19 послужила причиной огромных убытков в 2020 году (почти 4,5 триллиона долларов США). Вклад сферы туризма в мировой ВВП снизился на 49,1% по сравнению с 2019 годом и составил 4,7 триллиона долларов США в 2020 году. При этом в мировой экономике произошло снижение ВВП на 3,7% [3]. Таким образом, это свидетельствует о высокой чувствительности сферы туризма к ограничению мобильности путешествующих.
В Республике Беларусь падение было еще большим. В 2019 году вклад сферы туризма в ВВП составил 6,1%, в то время как в 2020 году произошло снижение на 54,6% и вклад туризма в ВВП составил всего 2,8%. Туристический экспорт сократился на 61,0% и составил 1,1 млрд руб., доходы от внутреннего туризма сократились на 52,3% и составили 3,0 млрд руб. При этом в структуре поступлений туристических доходов увеличилась доля внутреннего туризма на 4%, в 2020 году она составила 74% [3].
Несмотря на сложившуюся ситуацию, вопросы обеспечения устойчивого развития туризма в Республике Беларусь сохраняют свою актуальность, поскольку в долгосрочной перспективе «стратегическая цель устойчивого развития - достижение высоких стан-
дартов уровня жизни населения на основе качественного роста экономики на новой цифровой технологической базе, формирования полноценной конкурентной среды, создания комфортных условий для жизнедеятельности и развития личностного потенциала при сохранении природных систем для нынешних и будущих поколений» [4, с. 15].
Данное исследование направлено на изучение новейших зарубежных исследований в сфере устойчивого развития туризма и возможностей их адаптации для Республики Беларусь.
Ранее в работах автора [5-8] уже освещались различные аспекты и высокая значимость устойчивого развития туризма, в т.ч. существующие научные подходы по данной тематике. Среди исследований последних лет можно выделить следующие работы [9-15].
Согласно S. Zhang, E.S.W. Chan [9], устойчивый туризм можно интерпретировать как этику развития туризма, ориентированную на ресурсы, которая учитывает потребности всех заинтересованных сторон, таких как государственный сектор, НПО, средства массовой информации, индустрия туризма, принимающие сообщества и туристы, и одновременно этика развития туризма касается преемственности окружающей среды для обеспечения роста, особенно в экономическом, экологическом, социальном и культурном аспектах, вплоть до локально-глобального контекста.
По мнению I. M. S. Amerta, I. M. Sara и K. Bagiada [10, c. 249], устойчивое развитие туризма всегда должно приносить выгоду и пользу местным сообществам, правительствам, инвесторам и другим заинтересованным сторонам как в настоящее время, так и в будущем. Авторы выделяют три аспекта устойчивого туризма [10, с. 251], которые можно рассматривать в качестве концептуальных принципов:
1) оптимальное использование природных ресурсов, которые составляют ключевой элемент в развитии туризма, поддерживая важные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биоразнообразие;
2) уважение социокультурной самобытности принимающих сообществ, сохранение их уклада, культурного наследия и традиционных ценностей, содействие межкультурному взаимопониманию и толерантности;
3) обеспечение жизнеспособных, долгосрочных экономических операций, предоставление социально-экономических выгод всем заинтересованным сторонам, которые справедливо распределены, включая стабильную занятость и возможность получения дохода и социальных услуг для принимающих сообществ, а также содействие сокращению бедности.
8.М. Майки, I. Zuwarimwe и N. Т8Ыра1а [11] отмечают необходимость реализации туристических проектов, ориентированных на местные сообщества, для того чтобы защитить и сохранить имеющиеся ресурсы, способствовать благосостоянию сообщества, а также поддерживать туризм как отрасль. При этом индикаторы устойчивого туризма должны быть основой для планирования и оценки таких проектов. Авторы предлагают систему индикаторов устойчивого туризма, которая включает такие группы: природные ресурсы и окружающая среда, культурные активы и социальные ценности, экономическая устойчивость, управление туризмом. А также модель управления такими проектами, ориентированную на всех стейкхолдеров [11].
В работе В. Оауигоуа, Ь. и М.
Rige1sky [12, с. 983] подчеркивается важность изучения параметров туризма по отношению к конкретным макроэкономическим показателям, а также исследование и количественное определение значимых причинно-следственных связей. Это позволит выявить новые детерминанты развития и устойчивости туризма на основе сравнительного анализа. Авторы отмечают, что инициированные государством мероприятия позволят оказывать систематическую помощь и поддержку бизнес-сообществу и иным субъектам индустрии туризма в повышении качества услуг,
обеспечении регионального развития и конкурентоспособности. Необходимым является создание качественной базы данных в каждой стране для разработки сравнительных индикаторов и методов исследования причинно-следственных связей между отдельными параметрами туризма [12, с. 995].
Киа^-№п Tsai и Wei-Shuo Ьо [13, с. 406] предлагают практический подход по внедрению эко-инновационной стратегии для устойчивого туризма на примере эко-фермы. Первый этап - это разработка услуг, которые могут быть реализованы как продукт устойчивого туризма. Второй этап - приглашение туристов опробовать разработанную услугу. Третий этап - анализ и построение психологических процессов на основе экспериментальных рефлексивных отчетов туристов и владельцев ферм. Построение личного психологического процесса важно для поиска и понимания экзистенциальной аутентичности. Дестинация рассматривается авторами [13, с. 407] как сложная сервисная система, которая должна анализироваться и управляться от цепочки поставок услуг В2В до цепочки поставок услуг В2С.
Ки2юг и др. [14] обосновывают необходимость внедрения инструментов цифрового маркетинга в продвижение постиндустриальных туристических услуг. Облачные технологии и искусственный интеллект будут основными драйверами для индивидуализации постиндустриальных туристических услуг, экологической осведомленности, компьютеризации и модернизации туристического бизнеса. Национальные и региональные органы власти и туристические организации должны стать основными участниками устойчивого развития туризма. В этом случае правительство должно контролировать и стимулировать устойчивое развитие туризма с помощью экономических и финансовых инструментов.
Особого внимания заслуживает работа Ь. Butowski [15], в которой предлагается при построении модели устойчивого развития туризма выдвинуть на первый план мнения различных групп местных сообществ и серьезно принять их во внимание при обсуждении путей развития туризма в их регионах.
Рисунок - Концептуальная схема устойчивого развития туризма
Примечания - Источник: авторская разработка
Модель предполагает, что решения о социальных, экологических, экономических затратах и преимуществах, достигнутых в связи с развитием туризма, должны приниматься в первую очередь (в широком понимании) принимающими сообществами с учетом мнения туристов, которые посещают их районы. При обсуждении модельных допущений необходимо руководствоваться законодательством. В то же время туристические субъекты должны быть максимально вовлечены в законотворческий процесс. Безусловно, можно согласиться с мнением автора, что оптимальным решением для планирования устойчивого туризма было бы использование как «объективных» методов с количественной оценкой, так и их «субъективного» восприятия всеми участниками туризма в данных областях.
На основе изученного материала концептуальную схему управления устойчивым развитием туризма можно представить следующим образом (рисунок).
Таким образом, для достижения устойчивого развития туризма уровень использования ресурсов не должен превышать возможностей восстановления ресурсов. Устойчивое развитие туризма должно основываться на принципах поддержания качества окружаю-
щей среды, сохранения и защиты культурного наследия, создания выгод для местного населения и туристов, гармонии между местными сообществами, потребностями туристов и окружающей средой и осознанных совместных усилий всех стейкхолдеров.
Для обеспечения гармоничного и сбалансированного взаимодействия между местными сообществами, предприятиями туринду-стрии, органами государственного и местного управления, исследовательскими и иными организациями, целесообразным видится внедрение кластерного подхода и разработка региональных стратегий устойчивого развития туризма на основе изучения зарубежного опыта.
Список литературы
1. Чеботарев, В. А. Финансирование устойчивого развития туризма в Республике Беларусь / В. А. Чеботарев, Е. А. Гречиш-кина // Беларусь - Украина: многовекторные направления развития туризма в регионах : монография / Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет»; [авт. кол.: Аксенчик Н.В., Андриевич А.М., Антоненко И.Я. и др.]. - Пинск : ПолесГУ, 2020. - С. 111-120.
2. Гречишкина, Е. А. Роль маркетинга дести-наций в развитии туризма / Е. А. Гречишкина // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития : коллективная монография / Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». -Пермь, 2016. - С. 214-227.
3. Economic Impact Reports [Electronic resource] / World Travel & Tourism Council. -Mode of access: https://wttc.org/Research/Economic-Impact.
- Date of access: 20.10.2021.
7. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь.
- Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/O bsugdaemNPA/NSUR-203 5-1.pdf. - Дата доступа: 12.10.2021.
8. Hrechyshkina, O. Management of sustainable development of regional tourism / О. Hrechyshkina // Management, Marketing, Tourism. - 2016. - Vol. XII (2). - С. 19-24.
9. Гречишкина, Е. А. Индикаторы оценки устойчивого развития туризма / Е.А. Гречишкина, О. А. Криошина // Региональная экономика. Юг России : научно-практический журнал. - 2017. - № 3 (17).
- С. 37-44.
10. Гречишкина, Е. А. Управление устойчивым развитием туризма в регионе / Е. А. Гречишкина // Корпоративное управление и инновационное развитие: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета : электронный научный журнал. - 2017. - № 4. -С. 29-39.
11. Гречишкина, Е. А. Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма / Е. А. Гречишкина // Економiчний вюник Донбасу : науковий журнал. - 2018.
- № 1 (51). - С. 150-159.
12. Zhang, S. A modernism-based interpretation of sustainable tourism / S. Zhang, E. S. W. Chan // International Journal of Tourism Research. - 2019. - Vol. 22 (2). - P. 223-237. DOI: org/10.1002/jtr.2330. DOI: org/10.1002/jtr.2330.
13. Amerta, I. M. S. Sustainable tourism development / I. M. S. Amerta, I. M. Sara, K.
Bagiada // International Research Journal of Management, IT and Social Sciences. - 2018.
- Vol. 5 (2). - P. 248-254.
14. Matiku, S. M. Sustainable Tourism Planning and Management for Sustainable Livelihoods / S. M. Matiku, J. Zuwarimwe, N. Tshipala // Development Southern Africa. - 2020. - Vol. 38 (4). - P. 524-538. DOI: org/10.1080/0376835x.2020.1801386.
15. Gavurova, B. Tourist spending and productivity of economy in OECD countries - research on perspectives of Sustainable Tourism / B. Gavurova, L. Suhanyi, M. Rigelsky // Entrepreneurship and Sustainability Issues.
- 2020. - Vol. 8(1). - P. 983-1000. DOI: org/10.9770/jesi.2020.8.1(66).
16. Tsai K.-N., Lo W.-S. Innovative service applies to sustainable tourism: an implemented strategy / K.-N. Tsai, W.-S. Lo // The International Journal of Organizational Innovation. - 2020. - Vol.13(1). - P. 395-412.
17. Kuzior, A. Post-Industrial Tourism as a Driver of Sustainable Development / Kuzior, A.; Lyulyov, O.; Pimonenko, T.; Kwilinski, A.; Krawczyk, D. // Sustainability. - 2021. -Vol, 13(15), 8145. DOI: org/10.3390/su13158145.
18. Butowski, L. Sustainable Tourism: A Human-Centered Approach / L. Butowski // Sustainability. - 2021. - Vol. 13(15), 1835. DOI: org/10.3390/su13041835.
References
1. Chebotarev V.A., Hrechyshkina O.O. Finansi-rovanie ustoichivogo razvitiia turizma v Respublike Belarus [Financing sustainable tourism development in the Republic of Belarus]. Belarus - Ukraina: mnogovektornye napravleniia razvitiia turizma v regionakh [Belarus - Ukraine: multi-vector directions of tourism development in the regions]. Pinsk, PolesGU, 2020, pp. 111-120. (In Russian)
2. Hrechyshkina O.O. Rol marketinga destinatsii v razvitii turizma [The Role of Destination Marketing in Tourism Development]. Sfera obrashcheniia: problemy i perspektivy razvitiia [Sphere of circulation: problems and development prospects]. Perm, 2016, pp. 214-227. (In Russian)
3. Economic Impact Reports. World Travel & Tourism Council. Available at: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (accessed: 20.10.2021).
4. Natsionalnaia strategiia ustoichivogo razvitiia Respubliki Belarus na period do 2035 goda [National strategy for sustainable development of the Republic of Belarus for the period up to 2035]. Available at: http://www.economy .gov.by/uploads/files/O bsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf (accessed: 12.10.2021). (In Russian)
5. Hrechyshkina O. Management of sustainable development of regional tourism. Management, Marketing, Tourism, 2016, vol. XII (2), pp. 19-24.
6. Hrechyshkina O.O., Krioshina O.A. Indi-katory otsenki ustoichivogo razvitiia turizma [Indicators for assessing sustainable tourism development]. Regionalnaia ekonomika. Iug Rossii [Regional Economy. South of Russia], 2017, vol. 3 (17), pp. 37-44. (In Russian)
7. Hrechyshkina O.O. Upravlenie ustoichivym razvitiem turizma v regione [Management of sustainable development of tourism in the region]. Korporativnoe upravlenie i inno-vatsionnoe razvitie: Vestnik Nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniia i venchurnogo investiro-vaniia Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta : elektronnyi nauchnyi zhurnal [Corporate governance and innovative development: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University: electronic scientific journal], 2017, vol. 4, pp. 29-39. (In Russian)
8. Hrechyshkina O.O. Mekhanizm upravleniia ustoichivym razvitiem regionalnogo turizma [Mechanism for managing sustainable development of regional tourism]. Ekonomichnyj visnyk Donbasu [Economic Bulletin of Don-
bass], 2018, vol. 1 (51), pp. 150-159. (In Russian)
9. Zhang, S., Chan, E. S. W. A modernism-based interpretation of sustainable tourism. International Journal of Tourism Research, 2019, vol. 22(2), pp. 223-237. DOI: org/10.1002/jtr.2330.
10. Amerta, I. M. S., Sara, I. M., Bagiada, K. Sustainable tourism development. International Research Journal of Management, IT and Social Sciences, 2018, vol. 5(2), pp. 248254.
11. Matiku, S. M., Zuwarimwe, J., & Tshipala, N. Sustainable Tourism Planning and Management for Sustainable Livelihoods. Development Southern Africa, 2020, vol. 38(4), pp. 524-538. DOI: org/10.1080/0376835x.2020.1801386.
12. Gavurova, B., Suhanyi, L., & Rigelsky, M. Tourist spending and productivity of economy in OECD countries - research on perspectives of Sustainable Tourism. Entrepre-neurship and Sustainability Issues, 2020, vol. 8(1), pp. 983-1000. DOI: org/10.9770/jesi.2020.8.1(66).
13. Tsai K.-N., Lo W.-S. Innovative service applies to sustainable tourism: an implemented strategy. The International Journal of Organizational Innovation, 2020, vol.13 (1), pp. 395-412.
14. Kuzior A., Lyulyov, O., Pimonenko, T., Kwilinski, A., Krawczyk, D. Post-industrial tourism as a driver of sustainable development. Sustainability, 2021, vol. 13(15), 8145. DOI: org/10.3390/su13158145.
15. Butowski L. Sustainable Tourism: A Human-Centered Approach. Sustainability, 2021, vol, 13 (15), 1835. DOI: org/10.3390/su13041835.
Received 6 October 2021