Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4
Управление устойчивым развитием туризма в регионе
Management of sustainable tourism development in region
УДК 338.48
Е. А. Гречишкина, Учреждение образования «Полесский государственный университет» (Пинск, Республика Беларусь)
O. O. Hrechyshkina, Educational Institution «Polessky State University» (Pinsk, Republic of Belarus)
В статье обоснована актуальность исследования устойчивого развития туризма в региональном аспекте. Целью исследования является построение механизма управления устойчивым развитием туризма в регионе на основе сотрудничества государственных и местных органов власти с предприятиями индустрии туризма, повышения их инновационной активности. Охарактеризована модель устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Рассмотрены различные аспекты устойчивого развития туризма. В статье предложено рассматривать устойчивое развитие туризма как совокупность количественных и качественных изменений, которые обеспечивают переход к более высокому уровню сбалансированности экономического, социального и экологического развития региона. Охарактеризованы условия развития туризма в западных районах Припятского Полесья. Приведен механизм управления устойчивым туризмом на региональном уровне. Обоснована целесообразность использования кластерного подхода. Инновационная деятельность рассматривается как одно из направлений повышения уровня устойчивого развития регионального туризма. Приведены направления и виды инноваций в туризме.
Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм, туристские предприятия, регион, механизм, кластер, инновации, инновационная активность.
The relevance of research of sustainable tourism development in the regional aspect is justified in the article. The aim of the work is construction a mechanism for the management of sustainable development of regional tourism based on cooperation of authorities with tourism enterprises and increasing their innovative activity. The model of sustainable development of the Republic of Belarus for the period up to 2030 is described. Various aspects of sustainable tourism de-
© Гречишкина Е. А., 2017
velopment are examined. In the article it is proposed to study sustainable tourism development as a set of quantitative and qualitative changes that allow the transition to a higher level of balance of economic, social and environmental development of tourism in the region. The conditions of tourism development in the western regions of the Pripyat Polesie are characterized. Mechanism of management of sustainable tourism development in the region is shown. Expediency of clustering using is founded. Innovative activity is regarded as one of the ways of increasing the level of sustainable development of regional tourism. Directions and kinds of innovations in tourism are given.
Keywords: Sustainable development, tourism, tourism enterprises, region, mechanism, cluster, innovation, innovation activity.
Введение
Исследование различных аспектов устойчивого развития по-прежнему сохраняет свою актуальность, поскольку направлено на сбалансирование социального, экономического и экологического развития общества. Развитие сферы туризма и гостеприимства во многих странах мира во временной прогрессии соответственно росту форм, масштабов и качества общественных потребностей оказывает влияние на рынок труда, расширение предпринимательской активности, а также перераспределение общественных благ, изменение направленности инвестиционных поступлений, стимулирование и появление новых нестандартных технологий, управленческих решений и формирование новых потребностей человека [7, с. 36]. Сфера туризма оказывает все большее влияние на социально-экономическое развитие Беларуси, что подтверждается данными World Travel & Tourism Counsil. В частности, в Беларуси прямой вклад сферы туризма и гостеприимства в ВВП в 2016 году составил 18 041 млрд. бел. руб. (1,9 % ВВП], общий вклад — 56 068 млрд. бел.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4
руб. (5,9 % ВВП] [12; 25]. Как отмечалось ранее [3, с. 214; 22, с. 19], значительное влияние туристической деятельности на региональное развитие связано с тем, что туризм приносит доходы государству и регионам; выступает катализатором социально-экономического развития, поскольку оказывает влияние на прочие важные отрасли экономики, способствует созданию рабочих мест, повышению уровня качества жизни населения, выравниваю диспропорций в региональном развитии, интеграции страны и отдельных регионов в мировое пространство; способствует духовному и физическому развитию каждого человека.
Демографические и социальные изменения, изменение климата и стихийные бедствия, новые технологии и социальные сети, технологии он-лайн бронирования, бюджетные услуги, изменение ценностных ориентиров в обществе, повышение интереса к услугам, направленным на сохранение окружающей среды, развитие нетрадиционного и мелкомасштабного туризма — это неполный перечень факторов, которые оказывают влияние на развитие туризма.
Развитие регионального туризма тесно связано с его взаимодействием с окружающей средой. Ресурсы окружающей среды обеспечивают основные факторы, необходимые для формирования туристического продукта. В то же время туризм прямо или косвенно приводит к изменениям в окружающей среде. Поэтому эффективное функционирование сферы туризма должно обеспечивать сохранение, восстановление и приумножение природных и культурно-исторических ресурсов. Исходя из этого, исследование вопросов устойчивого развития туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельно взятого региона.
Концепция устойчивого развития, под которым понимается «развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не подрывающее при этом возможности удовлетворения потребностей будущих поколений» (Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, 1987], стала руководящим принципом для долгосрочного глобального развития [14].
В Республике Беларусь в 2004 г. в соответствии с принципами «Повестки дня на XXI век» и другими документами ООН с учетом специфики страны — ее природно-ресурсного, про-
изводственно-экономического и социального потенциала, разработана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [10, с. 13]. В данной Стратегии представлена модель устойчивого развития, которая включает совокупность принципов и требований к социально-экономической и политической системам государства, режиму функционирования и взаимодействия их подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика». Системообразующим блоком функционирования модели должно стать социально ориентированное, экономически эффективное и экологозащитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.
Для обеспечения устойчивого развития страны модель предусматривает взаимоувязанное, комплексное развитие всех ее элементов на основе соблюдения следующих критериев [10, с. 14]:
• максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды;
• рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормативами;
• соблюдение ограничений на ресурсы всех видов;
• максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ.
Неотъемлемой составляющей устойчивого развития является сфера туризма. По определению ЮНВТО, устойчивый туризм — это туризм, который в полной мере учитывает его текущие и будущие экономические, социальные и экологические последствия в процессе удовлетворения потребностей посетителей, промышленности, окружающей среды и принимающих регионов [23].
Изучению устойчивого развития туризма посвящены работы таких ученых, как к Butowski, С. Аа11, Е. Г. Киякбаева, А. Е. Злотни-кова, Е. В. Лебедев и др.
L. Butowski рассматривает краткосрочную модель устойчивого туризма [20], которая направлена на достижение состояния равновесия между потребностями туристов и потреб-
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4
ностями местного сообщества, сохраняя ценность природной и социально-культурной среды в зонах приема.
C. Aall в процессе исследования вопросов устойчивого туризма выделяет «environmentsensitive» туризм, который направлен на снижение воздействия туризма на окружающую среду (зеленый туризм, экологически чистый туризм, эко-туризм, устойчивый туризм, гео-туризм, альтернативный туризм], и «environment-dependent» туризм, который использует окружающую среду в качестве ресурсной базы для туризма (зеленый туризм, туризм на природе, эко-туризм, медленный туризм, гео-туризм, сельский туризм] [19, с. 2565].
Под устойчивым развитием туризма Е. Г. Киякбаева понимает его долгосрочное развитие на основе гармонизации социальных, экономических, экологических и культурных целей для настоящего и будущих поколений [8, с. 23]. В работе [1] устойчивое развитие туризма рассматривается как развитие, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестинаций, местного населения], на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства.
По мнению А. Е. Злотниковой и Е. В. Лебедева туристическая деятельность может считаться «устойчивой» при условии суммарного положительного баланса экологических, социально-культурных и экономических воздействий [5, с. 246].
Таким образом, вопросы устойчивого развития туризма получили широкое освещение в современных научных работах, однако эта проблема по-прежнему сохраняет свою актуальность. Поэтому целью данного исследования является построение механизма управления устойчивым развитием регионального туризма на основе кластерного взаимодействия, повышения инновационной активности предприятий туристской индустрии.
Устойчивое развитие туризма
Устойчивое развитие туризма следует рассматривать в контексте устойчивого развития
региона в целом. Механизм управления устойчивым развитием экономики региона — это совокупность действий, объединяющая комплексное использование административных, экономических, социальных, правовых, управленческих, стимулирующих инструментов, методов управления, а также совокупность локальных ресурсных средств с целью сохранения стабильности региональной системы, обеспечения ее целостности, динамического равновесия и адаптации к внутренним и внешним воздействиям среды в процессе реализации стратегии развития региона, обеспечивая его устойчивость в долгосрочной перспективе [9, с. 8—9]. Неотъемлемой составляющей данного механизма является управление устойчивым развитием туризма в регионе. Как отмечалось ранее, под устойчивым развитием туризма следует понимать совокупность количественных и качественных изменений, которые обеспечивают переход к более высокому уровню сбалансированности экономического, социального и экологического развития региона [19, с. 20].
Исследования Европейской комиссии подтверждают значимость окружающей природной среды в формировании туристического потенциала (рис. 1, 2]. На рисунке 1 приведены основные причины туристических поездок европейцев. По результатам исследований основными причинами туристических поездок в 2016 г. являлись солнце или пляж (39 %], посещение семьи, друзей или родственников (38 %), природа (31 %). Рисунок 2 показывает, что желание туристов повторно посетить прежнее место отдыха часто связано с природными условиями (45 % респондентов выбрали данный вариант]. К наиболее важным факторам относят качество размещения (32 %), а также культурные и исторические достопримечательности (31 %).
Развитие туризма в западных районах Припятского Полесья
Остановимся на некоторых аспектах развития туризма в западных районах Припятского Полесья (Пинский, Столинский, Лунинецкий районы Брестской области, Республика Беларусь]. Данный регион имеет уникальные природные условия, к которым относятся дюнноболотный комплекс, небольшие озера на водоразделах, реки, леса, лугопарки, уникальная флора и фауна и многое другое [4].
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4
Рис. 1. Основные причины туристических поездок европейцев в 2015 г.
Источник: [24, с. 6]
Рис. 2. Причины возвращения на прежнее место отдыха европейцев
Источник: [24, с. 7]
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4
В Припятском Полесье природа богата и крайне разнообразна, поэтому здесь есть все виды особо охраняемых природных территорий, какие только используются (на начало 21 века) в природоохранной практике Беларуси: памятники природы, заказники, национальный парк, заповедник [4, с. 12].
Регион обладает неоценимым потенциалом историко-культурного наследия [13]. Припятское Полесье является одним из богатейших этнографических регионов Беларуси. Здесь немало самобытных уголков уже получивших признание белорусских и зарубежных любителей этнографического туризма. Для многих туристов, посещающих Полесье, является открытием богатая событиями и именами история края, которая уходит в глубокую древность. На Припятском Полесье большое число старинных сел и местечек, бывших усадеб, мест, связанных с известными людьми и историческими событиями. Их наличие, сохранность и доступность позволяет наполнить программу пребывания гостей интересными прогулками и экскурсиями, позволяет сочетать агротуризм с познавательным туризмом [15, с. 167—168].
Среди памятников истории и культуры Полесья много культовых сооружений. Здесь есть настоящие шедевры народного деревянного полесского зодчества: Свято-Георгиевская церковь в Давид-Городке, Свято-Михайловская церковь в д. Рубель, Свято-Николаевская церковь в д. Кожан-Городок, Свято-Георгиевская церковь в д. Синкевичи и др. Отдельные храмы являются объектами религиозного паломничества: логишинский костел — Санктуарий Матери Божьей Логишинской Королевы Полесья, дубойская часовня 18 в., Свято-Николаевская церковь в д. Купятичи, православная часовня в д. Хотомель и др. [15, с. 168].
Усадьбы местной аристократии, которые полностью или частично дошли до наших дней, в прошлом были центрами не только экономической, но и культурной жизни края. Размещение на их территории или поблизости агроусадеб приносит таковым дополнительную популярность. В этой связи можно отметить деревни Поречье и Дубое, где сохранились старинные парки, остатки усадьбы Корсаков в д. Стошаны, Маньковичский парк князей Радзивиллов на окраине Столина и парк «Новое Бережное» в Столинском районе и т. д. Туристам и экскурсантам интерес-
ны и литературные места Полесья, связанные с Якубом Коласом, Александром Блоком, Евгенией Янищиц [15, с. 168].
А. О. Васильченко отмечает [2, с. 97], что основными сильными сторонами исследуемой дестинации являются: наличие и концентрация объектов историко-культурного наследия и аг-ротуризма, наличие объектов ЮНЕСКО, а также большое количество туристических предприятий на территории дестинации. Основными слабыми сторонами являются: отсутствие единого сформированного имиджа дестинации, ярко выраженная сезонность туров, отсутствие комплексных туров, связывающих весть туристический потенциал региона.
К сожалению, современное состояние туризма западных районов Припятского Полесья свидетельствует о том, что рекреационные ресурсы используются недостаточно эффективно, поэтому основной задачей на пути к устойчивому развитию региона является повышение его привлекательности для туристов. Это будет способствовать улучшению показателя качества жизни населения, росту занятости в туризме и сопутствующих отраслях, выравниванию социально-экономических диспропорций, инвестиционной привлекательности региона, бережному и рациональному природопользованию.
К причинам, сдерживающим развитие внутреннего и въездного туризма в Припятском Полесье, можно отнести следующие: неэффективная политика продвижения регионального турпродукта в зарубежных странах; недостаточное развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры; невысокий уровень сервиса; небольшое количество точек продажи сувенирной продукции; слабое информационное обеспечение туризма в Припятском Полесье; низкая инновационная активность туристических предприятий; радиоактивное загрязнение отдельных территорий.
Механизм управления устойчивым развитием туризма на региональном уровне
С точки зрения процессного подхода устойчивое развитие туристического предприятия представляет собой процесс постоянных гармоничных изменений в его экономической, социальной и экологической среде, направленных на повышение потенциала предприятия,
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4
достижение стратегических целей, удовлетворение потребностей туристов и экскурсантов, повышения качества жизни населения и сохранение природного и культурного наследия.
Главной целью развития туризма на период до 2030 г. является вхождение Беларуси в число 50 ведущих стран по его уровню в результате создания высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса [10, с. 57]. К приоритетным направлениям в сфере туризма относятся следующие [10, с. 58]:
• развитие внутреннего и въездного туризма;
• формирование благоприятной среды для развития частного бизнеса и привлечения инвесторов;
• поддержка развития перспективных территорий и проектов в сфере туризма на принципах государственно-частного партнерства;
• развитие экологического туризма;
• усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала белорусских граждан.
При этом приоритетом развития туризма на долгосрочную перспективу являются бережное и рачительное отношение к природопользованию, а также дозированная антропогенная и техногенная нагрузка на природные экосистемы [10, с. 60].
Для эффективного управления устойчивым развитием туризма на региональном уровне необходимым видится кластерное сотрудничество органов государственной и местной власти, туристских предприятий и субъектов туристской инфраструктуры, научно-образовательных учреждений. Кластер представляет собой группу взаимосвязанных и взаимодействующих между собой предприятий, организаций и учреждений, целью которых является достижение определенного социально-экономического эффекта, реализующих конкурентные преимущества территории, на которой они функционируют. Схематически механизм управления устойчивым развитием туризма на региональном уровне приведен на рис. 3.
ЗАДАЧИ
Государственное регулирование устойчивого развития туризма
Совершенствование и реализация стратегии устойчивого развития туризма
Заинтересованность всех субъектов в достижении
целей устойчивого развития туризма
Мониторинг управления устойчивым развитием туризма
МЕТОДЫ
Государственные
Административные
Экономические
Маркетинговые
Экологические
Инновационные
Рис. 3. Механизм управления устойчивым развитием туризма в регионе Источник: разработано автором
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4
Объединенные, слаженные действия вышеназванных субъектов обеспечивают соответственно и более эффективную работу каждого из них в отдельности. Целью создания кластерных объединений является управление устойчивым развитием туризма путем повышения региональной и национальной конкурентоспособности туризма, усиления инновационных процессов, привлечения внутренних и внешних инвестиций, т. е. более эффективное использования природных ресурсов, повышение социальной ответственности всех субъектов.
Сотрудничество органов государственной и местной власти, предприятий туриндустрии и учреждений образования должно быть направлено на управление туристским рынком, эффективное использование туристских ресурсов и повышение туристской привлекательности региона. Для достижения устойчивого развития сферы туризма необходимо решение таких задач, как государственное и региональное регулирование устойчивого развития туризма, совершенствование и реализация соответствующей стратегии, поощрение хозяйствующих субъектов в осуществлении деятельности, направленной на реализацию стратегических целей и задач, постоянный мониторинг управления устойчивым развитием туризма. Такой мониторинг должен осуществляться как на уровне туристских предприятий, так и на региональном уровне на основе определенной системы показателей. При этом необходимо видение влияния всех факторов в комплексе, а не только внешних или внутренних, оказывающих положительное или негативное воздействие. По результатам проведенного мониторинга должны корректироваться тактические задачи и приоритетные направления управления устойчивым развитием туризма на основе использования комплекса методов (государственных, экономических, административных, экологических, маркетинговых, инновационных].
Функции органов государственной и местной власти в процессе управления устойчивым развитием туризма в Припятском Полесье на основе кластерного подхода заключаются в следующем:
• определение основных приоритетов, целей, задач и принципов кластерного сотрудничества в сфере туризма;
• комплексный анализ уровня социально-экономического и экологического развития ре-
гиона в целом, и сферы туризма в частности, выявление факторов, оказывающих влияние на развитие;
• разработка и реализация программ устойчивого развития Припятского Полесья;
• согласование программ инвестиционно-инновационного развития региона с целями и направлениями деятельности туристских предприятий;
• формирование и внедрение программ совершенствования инфраструктуры региона для создания условий, способствующих эффективному развитию сферы туризма;
• мотивация туристских предприятий к ведению деятельности, направленной на обеспечение устойчивого развития Припятского Полесья.
Инновации в обеспечении устойчивого развития туризма
Одним из главных факторов устойчивого развития, в том числе и в сфере туризма, становятся инновации. Рыночные условия развития экономики постоянно предъявляют высокие требования к осуществлению как количественных, так и качественных преобразований. В глобальной системе инноваций на сегодняшний день происходит много решающих изменений, которые значительно трансформируют систему отношений в сфере туризма. Это касается таких изменений, как увеличение интенсивности инновационных процессов, ускорение процесса создания инноваций, появление новых участников инновационной деятельности. Инновации взаимодействуют со многими процессами в экономической, социальной, природной сферах, обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности туристической индустрии, приток инвестиционных ресурсов, улучшают качество жизни населения, создают положительный имидж турпредприя-тий-инноваторов.
Инновационная деятельность является одним из направлений повышения уровня устойчивого развития регионального туризма. Устойчивое инновационное развитие связано с созданием условий, дающих возможность улучшения качественных и количественных показателей сферы туризма. Эти условия должны основываться на конкурентных преимуществах туризма в регионе, динамически изменяющих-
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4
ся под влиянием рыночных тенденций внешних и внутренних факторов, корректировки дерева целей при достижении поставленных целей в рамках допустимых пределов роста [18, с. 120].
Можно согласиться, что к основным направлениям инновационной деятельности в сфере туризма относятся [16, с. 30—31]:
• внедрение новых туристских маршрутов, выпуск нового туристского и ресторанного продукта, предоставление новых гостиничных услуг и т. д.;
• применение новой техники и технологий;
• использование новых туристских ресурсов;
• применение новых способов и методов организации бизнес-процесса;
• открытие новых направление и новых рынков сбыта и др.
Специалисты турбизнеса выделяют несколько основных классификационных признаков инноваций в туристической деятельности на современном этапе [17, с. 20]:
• происхождение идеи (спрос потенциальных туристов, новые научные и технические открытия];
• форма инновации (туристский продукт, туристские услуги, изменения в инфраструктуре гостеприимства];
• масштаб распространения (область, край, регион, страна, континент, мировая система];
• капиталоемкость (большая, средняя, незначительная].
Инновации в туризме можно классифицировать в зависимости от полученного эффекта на экономические, социальные, экологические; в зависимости от условий их реализации — на реальные и потенциальные; в зависимости от сроков реализации — на кратко-, средне- и долгосрочные; по степени новизны — на абсолютно новые, усовершенствованные, улучшенные.
Реальный эффект от осуществления инновационной деятельности проявляется при условии ее активности, то есть недостаточно просто разработать какой-либо один турпро-дукт или услугу, необходимо активно и постоянно развивать инновационность. Именно при этих условиях инновации будут давать желаемые результаты. Как уже отмечалось ранее, инновационная активность является критерием инновационного потенциала предприятия, на основе которого формируется оценка качества потенциала, способности и готовности пред-
приятия осуществлять инновационные изменения в соответствии с потребностями, интересами и целями [6, с. 28].
К критериям инновационной активности туриндустрии можно отнести интенсификацию, инициативность и ситуативность. Интенсификация связана с количественно-качественными усиливающимися инновационными изменениями на уровне региона или предприятия в сфере туризма.
Инициативность рассматривается как побуждение к инновационной деятельности. Инициатива нововведений может исходить как от органов государственной и местной власти, так и от руководителей туристических предприятий, местных сообществ.
Ситуативность активности [6, с. 30] рассматривается как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели, превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для ее достижения. Деятельность, которая не позволила субъекту достигнуть поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе не может называться активной.
Выводы
Инновационная деятельность Припятского Полесья должна быть направлена на повышение туристкой привлекательности региона путем внедрения новых видов туризма и совершенствования существующих, создания условий для развития туристской инфраструктуры, новых туристских центров, проведения эффективной маркетинговой политики для развития внутреннего и въездного туризма, повышения качества размещения и предоставляемых услуг в соответствии с международными требованиями, внедрения новых информационных технологий, создания единого информационного ресурса туристкой зоны в современном формате на разных языках.
Таким образом, устойчивое развитие сферы туризма связано с гармоничным, сбалансированным развитием экономики, социокультурной и природной среды, и является жизненно необходимым. Предложенный механизм управления устойчивым развитием туризма
в регионе обосновывает необходимость кластерного сотрудничества всех заинтересованных сторон (органов государственной и местной власти, туристских предприятий и турист-
кой инфраструктуры, научно-образовательных учреждений). Инновационная деятельность должна стать основой устойчивого развития туризма в Припятском Полесье.
Список литературы
1. Арбузова К. И. Реализация принципов устойчивого развития туризма через государственно-частное партнерство. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3776.pdf (дата обращения: 06.11.2017)
2. Васильченко А. О. Формирование туристического кластера как элемента устойчивого развития региона (на примере Пинского Полесья) // Часопис економiчних реформ: науково-виробничий журнал. 2017. № 3 (27). С. 94—100.
3. Гречишкина Е. А. Теоретические аспекты устойчивого развития туризма // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов X междунар. науч.-практ. конф., г. Пинск, 4 апреля 2016 г. / Мин-во образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. Пинск: ПолесГУ 2016. С. 196—198.
4. Демянчик В. Т., Лысюк А. И., Соколовская М. Г., Демянчик В. В. Агроэкотуристическое развитие сельских территорий Припятского Полесья. Брест: Альтернатива, 2014. 152 с.
5. Злотникова А. Е., Лебедев Е. В. Международные принципы устойчивого развития туризма (перспективы применения на региональном уровне) // Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России». Новосибирск: ЦРНС, 2011. С. 245—250.
6. Калшеску Т. В., Недобега О. О., Наталенко О. М. 1нновацп у соцiально-економiчному розвитку шдприемств регюну. Луганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2012. 272 с.
7. Калшеску Т. Соцiально-економiчний феномен розвитку туризму // Галицький економiчний вкник. 2015. № 2 (49). С. 34—40
8. Киякбаева Е. Г. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России: диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук по спец. 25.00.24 — экономическая, социальная, политическая и рекреационная география. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. 147 с.
9. Масюто И. А. Механизм управления устойчивым развитием экономики региона: авторферерат на со-иск. уч. степени канд. экон. наук по спец. 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Оренбург, 2014. 24 с.
10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. № 4. С. 6—97.
11. Осипчук М. Д. Мiжнародний туризм у контекст модершзацп зовнiшньоекономiчноl дiяльностi Украши на засадах сталого розвитку // Науковий вкник Херсонського державного ушверситету. 2014. Вип. 6. Ч. 1. С. 107—111.
12. Статистический ежегодник 2017 / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; [редкол.: И. В. Медведева — председатель редакционной коллегии и др.]. Минск: 2017. 506 с.
13. Стратегия развития экотуризма дестинации «Пинское Полесье» / Богатко И. Н., Демьянов С. А., Дорогенский А. В., Кутузов В. А., Минич А. И., Садовский А. С., Стрельцов А. В., Тарасенок А. И., Трубкина И. С., Фабишевская Г. В., Фабишевский В. В., Хвагина Т. А.; под общ. ред. к. г. н., доц. Тарасенка А. И. Брест, 2014. 42 с.
14. Устойчивое развитие / Генеральная Ассамблея ООН. URL: http://www.un.org/ru/ga/president/65/is-sues/sustdev.shtml (дата обращения: 06.11.2017).
15. Хвагина Т. А. Агротуристический потенциал сельских территорий западной части Припятского Полесья // Материалы V Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы». Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, 28—29 апреля 2011 г. Ч. 2. ред. К. К. Шебеко [и др.]. Пинск, 2011. С. 166—169.
16. Чабанюк О. В. Инновационный менеджмент в туристской дестинации «Московский регион». М.: Логос, 2014. 207 с.
17. Чирский Н. А., Хвагина Т. А. Инновации в экскурсионной деятельности // Туризм и гостеприимство: научно-практический журнал. 2015. № 2. С. 20—27.
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4
18. Швец Ю. Ю. Анализ основных подходов и тенденций устойчивого развития сферы туризма // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 118—122.
19. Aall C. Sustainable Tourism in Practice: Promoting or Perverting the Quest for a Sustainable Development? // Sustainability. 2014. Vol. 6. pp. 2562—2583.
20. Butowski L. Sustainable Tourism — A Model Approach // Visions for Global Tourism Industry — Creating and Sustaining Competitive Strategies, Dr. Murat Kasimoglu (Ed.), InTech. URL: http://www.intechopen.com/books/ visions-for-global-tourism-industry-creating-and-sustainingcompetitive-strategies/sustainable-tourism-a-model-ing-approach (дата обращения: 28.10.2017).
21. Flash Eurobarometer 432: Preferences of Europeans towards tourism: Report / Conducted by TNS Political & Social at the request of the European Commission, Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2016. 195 р.
22. Hrechyshkina, Olena. Management of sustainable development of regional tourism / О. Hrechyshkina // Управление и образование — Management and education. Series Мениджмънт, Маркетинг, Туризъм — Management, Marketing, Tourism: академично списание. 2016. Кн. 2. Том XII. № 2. С. 19—24.
23. Hunter C. Sustainable Tourism as an Adaptive Paradigm // The globalization of Tourism and Hospitality: A Strategic Perspective (by T. Knowles, D. Diamantis; J. B. El-Mourhabi). London: Cromwell Press, 2001. pp. 115— 116.
24. Making Tourism More Sustainable — A Guide for Policy Makers, UNEP and UNWTO, 2005. pp. 11—12.
25. Travel and tourism economic impact 2017 Belarus / World Travel and Tourism Council. URL: https://www. wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/countries—2017/belarus2017.pdf (дата обращения: 28.10.2017).
References
1. Arbuzova K. I. Realizacija principov ustojchivogo razvitija turizma cherez gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Implementation of principles of sustainable tourism development through public-private partnership]. Available at: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3776.pdf (accessed 06.11.2017)
2. Vasil'chenko A. O. Formirovanie turisticheskogo klastera kakjelementa ustojchivogo razvitija regiona (na prim-ere Pinskogo Polesja) [Formation of tourist cluster as an element of sustainable development of the region (on the example of Pinsk Polesie)]. Chasopys ekonomichnyh reform, 2017, No. 3 (27). pp. 94—100.
3. Hrechyshkina O. O. Teoreticheskie aspekty ustojchivogo razvitija turizma [Theoretical aspects of sustainable tourism development]. Ustojchivoe razvitie jekonomiki: sostojanie, problemy, perspektivy: sbornik trudovXmezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Sustainable economic development: state, problems, perspectives: proceedings of the X Intern. scientific.-pract. conf]. Pinsk, 2016. pp. 196—198.
4. Demjanchik V. T., Lysjuk A. I., Sokolovskaja M. G., Demjanchik V. V. Agrojekoturisticheskoe razvitie sel'skih terri-torij Pripjatskogo Polesja [Agro-ecotourism development of rural areas of Pripyat Polissya]. Brest: Al'ternativa, 2014. 152 p.
5. Zlotnikova A. E., Lebedev E. V. Mezhdunarodnye principy ustojchivogo razvitija turizma (perspektivy primen-enija na regional'nom urovne) [International principles of sustainable tourism development (perspectives of application at the regional level)] Sbornik materialov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Strategija ustojchivogo razvitija regionov Rossii» [Proceedings of the V Russian scientific-practical conference «Strategy of sustainable development of Russian regions»]. Novosibirsk, 2011. pp. 245—250.
6. Calinescu T. V., Nedobjega O. O., Natalenko O. M. Innovacii' u social'no-ekonomichnomu rozvytku pidpryjemstv region [Innovation in socio-economic development of enterprises in the region]. Lugans'k: Vyd-vo SNU im. V. Dalja, 2012. 272 p.
7. Calinescu T. Social'no-ekonomichnyjfenomen rozvytku turyzmu [Socio-economic phenomenon of tourism development]. Galyc'kyj ekonomichnyj visnyk, 2015. No. 2 (49). pp. 34—40.
8. Kijakbaeva E. G. Social'no-jekonomicheskie mehanizmy ustojchivogo razvitija turizma v regionah Rossii. Diss. kand. geogr. nauk. [Socio-economic mechanisms of sustainable tourism development in the regions of Russia]. Moscow, 2015. 147 p.
9. Masjuto I. A. Mehanizm upravlenija ustojchivym razvitiem jekonomiki regiona. Avtorfererat kand. jekon. nauk. [Mechanism of management of sustainable development of regional economy]. Orenburg, 2014. 24 p.
10. Nacional'naj'a strategija ustojchivogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Belarus' na period do 2030goda [National strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period till 2030]. Jekonomicheskij bjulleten' NlJel Ministerstva jekonomiki Respubliki Belarus', 2015. No. 4. pp. 6—97.
11. Osypchuk M. D. Mizhnarodnyj turyzm u konteksti modernizacii' zovnishn'oekonomichnoi' dijal'nosti Ukrai'ny na zasadah stalogo rozvytku [International tourism in the context of modernization of foreign economic activity of Ukraine on the principles of sustainable development]. Naukovyj visnyk Hersons'kogo derzhavnogo universytetu. 2014. vyp. 6. ch. 1. pp. 107—111.
12. Statisticheskij ezhegodnik2017 [Statistical Yearbook 2017]. Minsk, 2017. 506 p.
13. Tarasenok A. I., ed. Strategija razvitija jekoturizma destinacii «Pinskoe Poles'e» [Strategy of development of ec-otourism of the destination «Pinsk Polesie»]. Brest, 2014. 42 p.
14. Ustojchivoe razvitie [Sustainable development]. Available at: http://www.un.org/ru/ga/president/65/is-sues/sustdev.shtml (accessed 06.11.2017).
15. Hvagina T. A. Agroturisticheskijpotencialsel'skih territorijzapadnoj chasti Pripjatskogo Polesja [Agrotouristic potential of rural areas in the western part of the Pripyat Polissya]. Materialy VMezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii «Ustojchivoe razvitie jekonomiki: sostojanie, problemy, perspektivy» [Materials of the V International scientific-practical conference «Sustainable development of the economy: state, problems, prospects»]. Pinsk, 2011. pp. 166—169.
16. Chabanjuk O. V. Innovacionnyj menedzhment v turistskoj destinacii «Moskovskij region» [Innovation management in tourist destinations «Moscow region»]. Moscow: Logos, 2014. 207 p.
17. Chirskij N. A., Hvagina T. A. Innovacii v jekskursionnoj dejatel'nosti [Innovations in excursion activities]. Turizm i gostepriimstvo, 2015. No. 2. pp. 20—27.
18. Shvec Ju. Ju. Analiz osnovnyh podhodov i tendencij ustojchivogo razvitija sfery turizma [Analysis of the main approaches and trends of sustainable development of the sphere of turism]. Jekonomika i upravlenie, 2011. No. 5. pp. 118—122.
19. Aall C. Sustainable Tourism in Practice: Promoting or Perverting the Quest for a Sustainable Development? Sustainability, 2014. Vol. 6. pp. 2562—2583.
20. Butowski L. Sustainable Tourism — A Model Approach. Visions for Global Tourism Industry — Creating and Sustaining Competitive Strategies, Dr. Murat Kasimoglu (Ed.), InTech. Available at: http://www.intechopen.com/ books/visions-for-global-tourism-industry-creating-and-sustainingcompetitive-strategies/sustainable-tourism-a-modeling-approach (accessed 28.10.2017)
21. Flash Eurobarometer 432: Preferences of Europeans towards tourism: Report. Conducted by TNS Political & Social at the request of the European Commission, Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2016. 195 p.
22. Hrechyshkina O. Management of sustainable development of regional tourism. Management and education. Series Management, Marketing, Tourism. 2016. Kn. 2. Tom XII, No. 2. pp. 19—24.
23. Hunter C. Sustainable Tourism as an Adaptive Paradigm. The globalization of Tourism and Hospitality: A Strategic Perspective (by T. Knowles, D. Diamantis; J. B. El-Mourhabi). London: Cromwell Press, 2001. pp. 115—116.
24. Making Tourism More Sustainable — A Guide for Policy Makers, UNEP and UNWTO, 2005. pp. 11—12.
25. Travel and tourism economic impact 2017 Belarus. World Travel and Tourism Council. Available at: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/countries—2017/belarus2017.pdf (accessed 28.10.2017).
Для цитирования: Гречишкина Е. А. Управление устойчивым развитием туризма в регионе // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3. С. 29—39.
For citation: Hrechyshkina O. O. Management of sustainable tourism development in region // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 3. P. 29—39.