Научная статья на тему 'Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма'

Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1104
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма»

УДК 338.48+332.1

Е. А. Гречишкина,

кандидат экономических наук, «Полесский государственный университет», Республика Беларусь

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Современный этап развития человечества характеризуется высоким уровнем динамичности во всех сферах деятельности: экономической, политической, социальной, экологической, инновационной, коммуникационной, культурной. В условиях ограниченности ресурсов проблема устойчивого развития приобретает все большую актуальность, поскольку направлена на сбалансирование социального, экономического и экологического развития. Как отмечает А. Д. Урсул, «стратегия устойчивого развития требует достижения гармонии между людьми и между обществом и природой» [27]. Важной составляющей социально-экономического и со-циоприродного развития является сфера туризма. Влияние туристической деятельности на региональное развитие обусловлено тем, что туризм приносит доходы государству и регионам; выступает катализатором социально-экономического развития, поскольку оказывает влияние на прочие важные отрасли экономики, способствует созданию рабочих мест, повышению уровня качества жизни населения, выравниваю диспропорций в региональном развитии, интеграции страны и отдельных регионов в мировое пространство; тесно связан с природной и социокультурной средой; способствует духовному и физическому развитию каждого человека.

С одной стороны, развитие регионального туризма связано с сохранением природного и историко-культурного наследия, в то же время эффективное функционирование данной отрасли обеспечивает поддержание и восстановление природных и историко-культурных ресурсов региона. При этом неконтролируемое быстрое приумножение доходов турпредприятий может иметь негативный результат в виде нанесения вреда окружающей среде, которая является основой регионального развития. Поэтому исследование вопросов устойчивого развития туризма является актуальным и имеет важное значение как для государства в целом, так и для отдельно взятого региона.

В научной литературе существует много вариантов трактовки понятия «развитие». В самом общем виде развитие представляет собой характеристику качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений, связанных с преобразованием их внутренних и внешних связей [20]. Это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное [26]. Развитие - это необратимое, направленное, закономерное

изменение объектов [7]. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей) [7].

Философская наука определяет, что в отличие от явлений движения, изменений, которые могут вызываться действием внешних по отношению к объекту сил, развитие представляет собой самодвижение объекта - имманентный процесс, источник которого находится в самом объекте развития. Развитие возникает в результате противоречий, борьбы нового и старого, борьбы противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций, присущих объектам природы, их преодоления, преобразования в новые противоречия. Развитие является «борьбой» противоположностей [30, с. 454]. Современная философия находит, что этот процесс является саморазвитием (самодвижением), поскольку основным источником развития выступают внутренние противоречия [24, с. 65].

С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова рассматривают развитие как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [21, с. 643]. Р. Л. Акофф утверждает, что развитие - это увеличение способностей и компетенций [1, с. 62].

Авторы монографии [4] утверждают, что в процессе развития формируются новые свойства системы. Развитие может сопровождаться количественным ростом каких-либо показателей, однако может проходить и без их роста [4, с. 27].

Й. А. Шумпетер отмечает, что развитием являются только такие изменения хозяйственного кругооборота, которые экономика сама порождает, то есть только случайные изменения «предоставленного самому себе», а не того, что приводится в движение импульсами извне народного хозяйства [35, с. 154].

Концепция устойчивого развития, под которым понимается «развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не подрывающее при этом возможности удовлетворения потребностей будущих поколений» (Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, 1987), стала руководящим принципом для долгосрочного глобального развития [2].

Х. Виссема отмечает, что на смену старой парадигмы: «Сначала сохранение, затем развитие» пришла новая парадигма: «Сохранение через развитие», потому что если постоянно заниматься самосохранением, не обращая внимания на окружающую среду, и полагаться на собственное субъективное восприятие, может произойти саморазрушение социально-экономической системы [15, с. 6].

Устойчивое развитие на уровне предприятия определяется как равновесные сбалансированные поступательные изменения всех показателей деятельности предприятия, способного противостоять энтропийным тенденциям, сохраняя при этом целостность и основные свойства [14, с. 80].

В Республике Беларусь в 2004 г. в соответствии с принципами «Повестки дня на XXI век» и другими документами ООН с учетом специфики страны - ее природно-ресурсного, производственно-экономического и социального потенциалов - была разработана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [18]. Данная стратегия обосновывала белорусскую модель устойчивого развития, основными элементами которой являются духовная, социальная, экономическая и экологическая составляющие как равнозначные, равноценные, гармонично взаимосвязанные сферы жизнедеятельности человека [29, с. 9].

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [19, с. 13] представлена модель устойчивого развития, которая включает совокупность принципов и требований к социально-экономической и политической системам государства, режиму функционирования и взаимодействия их подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек - окружающая среда -экономика». Системообразующим блоком функционирования модели должно стать социально ориентированное, экономически эффективное и эколого-защитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.

Для обеспечения устойчивого развития страны модель предусматривает взаимоувязанное, комплексное развитие всех ее элементов на основе соблюдения следующих критериев [19, с. 14]:

• максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды;

• рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормативами;

• соблюдение ограничений на ресурсы всех видов;

• максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ.

Неотъемлемой составляющей устойчивого развития является устойчивое развитие туризма. По определению ЮНВТО, устойчивый туризм - это туризм, который в полной мере учитывает его текущие и будущие экономические, социальные и экологические последствия в процессе удовлетворения потребностей посетителей, промышленности, окружающей среды и принимающих регионов [39].

Различные аспекты устойчивого развития туризма исследуются в работах таких ученых, как Л. Бутовски, К. Ааль, Е. Г. Киякбаева, А. Е. Злотни-кова, Е. В. Лебедев и др.

Л. Бутовски в своей работе предлагает краткосрочную модель устойчивого туризма [38]. Данная модель направлена на достижение состояния равновесия между потребностями туристов и потребностями местного сообщества, сохраняя ценность природной и социально-культурной среды в зонах приема.

К. Ааль различает два противоположных подхода к «окружающей среде» и три различных уровня экологического сознания при изучении взаимосвязи между окружающей средой и туризмом в процессе исследования вопросов устойчивого туризма. «Environment-sensitive» туризм направлен на снижение воздействия туризма на окружающую среду, в то время как «environment-dependent» туризм использует окружающую среду в качестве ресурсной базы для туризма [36, с. 2565].

Под устойчивым развитием туризма Е. Г. Кияк-баева понимает его долгосрочное развитие на основе гармонизации социальных, экономических, экологических и культурных целей для настоящего и будущих поколений [13, с. 23]. В работе [3] устойчивое развитие туризма рассматривается как развитие, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестинаций, местного населения), на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства [3].

По мнению А. Е. Злотниковой и Е. В. Лебедева туристическая деятельность может считаться «устойчивой» при условии суммарного положительного баланса экологических, социально-культурных и экономических воздействий [10, с. 246].

Таким образом, вопросы устойчивого развития туризма широко освещаются в современных научных работах, однако эта проблема по-прежнему сохраняет свою актуальность. Поэтому целью данного исследования является построение механизма управления устойчивым развитием регионального туризма на основе сотрудничества государственных и местных органов власти с туристическими пред-

приятиями, повышения их инновационной активности.

Устойчивое развитие туризма необходимо рассматривать как составляющую устойчивого развития региона в целом. С одной стороны, регион выступает как целевой комплексный ресурс для развития сферы туризма, с другой - туризм, обладая мультипликативным эффектом, оказывает прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры, и создает предпосылки для социально-экономического развития региона [5, с. 113].

Механизм управления устойчивым развитием экономики региона - это совокупность действий, объединяющая комплексное использование административных, экономических, социальных, правовых, управленческих, стимулирующих инструмен-

Исходя из приведенной информации, туризм как составляющая устойчивого регионального развития, оказывает большое влияние на экологическое развитие и тесно связан с социально-экономическим развитием. Если для региона с недостаточно высоким уровнем социально-экономического развития

тов, методов управления, а также совокупность локальных ресурсных средств с целью сохранения стабильности региональной системы, обеспечения ее целостности, динамического равновесия и адаптации к внутренним и внешним воздействиям среды в процессе реализации стратегии развития региона, обеспечивая его устойчивость в долгосрочной перспективе [16, с. 8-9]. Неотъемлемой составляющей данного механизма является управление устойчивым развитием туризма в регионе. Под устойчивым развитием туризма следует понимать совокупность количественных и качественных изменений, которые обеспечивают переход к более высокому уровню сбалансированности экономического, социального и экологического развития региона. Выделяют четыре типа устойчивости в туристической отрасли (табл. 1).

туристическая отрасль является основным источником доходов, чаще всего наблюдается первый и второй тип устойчивости. Третий тип устойчивости связан с направленностью на экологическое развитие и охрану окружающей среды. Четвертый тип устойчивости может быть характерным для экологически уязвимых регионов.

Таблица 1

Типы устойчивости в туристической отрасли_

Типы устойчивости Характеристика

Очень слабая (сценарий туристического императива) Статус: туризм находится на раннем этапе формирования. Критерий: туристическая деятельность не приводит к деградации. Преимущества: туризм является альтернативной формой развития; создает дополнительные рабочие места; повышает защиту окружающей среды. Расходы: формирует определенное антропологическое влияние на местность.

Слабая (сценарий турпродукта) Статус: развитая отрасль туризма. Критерий: поддержка туристической деятельности и развитие новых тур-продуктов. Преимущества: способствует улучшению местной экономики и повышению занятости, сохранению окружающей среды, развитию туристического планирования. Расходы: на сохранение существующей инфраструктуры и турпродуктов.

Сильная (сценарий экологического туризма) Статус: туризм находится на раннем этапе формирования. Критерий: применение экологического менеджмента. Преимущества: высокое качество окружающей среды; экономический рост; рост уровня занятости; формирование мощной туристской дестинации. Расходы: в случае недостаточного уровня спроса.

Очень сильная (сценарий неотенического туризма) Статус: туризм на стадии активной эксплуатации. Критерий: абсолютная консервация природы. Преимущества: защита возобновляемых и невозобновляемых ресурсов; долгосрочная экологическая привлекательность. Расходы: в связи с ограничением развития туризма; практически запрет туристической деятельности с целью минимизации негативного экологического воздействия.

Источник: [36, с. 115-116; 21, с. 108].

Исследования Европейской комиссии подтверждают значимость окружающей природной среды в формировании туристического потенциала (рис. 1, 2). На рис. 1 приведены основные причины туристических поездок европейцев. По результатам исследований наибольший интерес для отдыхающих представляют природные особенности, качество

размещения, культурные и исторические достопримечательности и общий уровень цен. При этом в 2015 году на 1% увеличился интерес к природным особенностям и общему уровню цен. Рис. 2 показывает, что желание туристов повторно посетить прежнее место отдыха часто связано с природно-климатическими условиями.

Природные особенности

Качество размещения

Культурные и исторические достопримечательности Общий уровень цен

Качество деятельности / доступные услуги

Обслуживание клиентов

Доступность для людей с особыми потребностями

Другие

'/////////////////////<

й

й

'///////////////////А

///////////7777*

24% 24%

__ _2%

2

3

ищ 6

■ ш 6%

У////Л

Т

10е 10е

30% 30%

7%

%

3% 33%

7%

%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%

□ 2015

□ 2014

Рис. 1. Основные причины туристических поездок европейцев

Источник: [40, с. 6].

Солнце / пляж ;

Посещение семьи / друзей / родственников

Природа (горы, озеро, пейзаж и т.д.)

Культура (например религиозные поездки, гастрономия, искусство)

Городские поездки

СПА / курортное лечение

Спортивные мероприятия (например, подводное плавание, езда на велосипеде и т.д.) Определенные мероприятия (спортивные события / фестивали / клубные)

Другие

0% 10% Н2014 □ 2015

20%

30%

40%

50%

60%

Рис. 2. Причины возвращения на прежнее место отдыха европейцев

Источник: [40, с. 7].

Остановимся на некоторых аспектах развития туризма в западных районах Припятского Полесьяе (Пинский, Столинский, Лунинецкий районы Брестской области, Республика Беларусь). Данный регион имеет уникальные природные условия, к которым относятся дюнноболотный комплекс, небольшие озера на водоразделах, реки, леса, лугопарки, уникальная флора и фауна и многое другое [9]. В При-пятском Полесье природа богата и крайне разнообразна, поэтому здесь есть все виды особо охраняемых природных территорий, какие только используются (на начало 21 века) в природоохранной практике Беларуси: памятники природы, заказники, национальный парк, заповедник [9, с. 12].

Данный регион обладает неоценимым потенциалом историко-культурного наследия [25]. Припят-ское Полесье является одним из богатейших этнографических регионов Беларуси. Здесь немало самобытных уголков уже получивших признание белорусских и зарубежных любителей этнографического туризма. Для многих туристов, посещающих Полесье, является открытием богатая событиями и именами история края, которая уходит в глубокую древность. На Припятском Полесье большое число старинных сел и местечек, бывших усадеб, мест, связанных с известными людьми и историческими событиями. Их наличие, сохранность и доступность позволяет наполнить программу пребывания гостей интересными прогулками и экскурсиями, позволяет сочетать агротуризм с познавательным туризмом [31, с. 167-168].

Среди памятников истории и культуры Полесья много культовых сооружений. Здесь есть настоящие шедевры народного деревянного полесского зодчества: Свято-Георгиевская церковь в Давид-Городке, Свято-Михайловская церковь в д. Рубель, Свято-Николаевская церковь в д. Кожан-Городок, Свято-Георгиевская церковь в д. Синкевичи и др. Отдельные храмы являются объектами религиозного паломничества: логишинский костел - Санктуарий Матери Божьей Логишинской Королевы Полесья, дубойская часовня 18 в., Свято-Николаевская церковь в д. Купятичи, православная часовня в д. Хото-мель и др. [31, с. 168].

Усадьбы местной аристократии, которые полностью или частично дошли до наших дней, в прошлом были центрами не только экономической, но и культурной жизни края. Размещение на их территории или поблизости агроусадеб приносит таковым дополнительную популярность. В этой связи можно отметить деревни Поречье и Дубое, где сохранились старинные парки, остатки усадьбы Корсаков в д. Стошаны, Маньковичский парк князей Радзивиллов на окраине Столина и парк «Новое Бережное» в Столинском районе и т. д. Туристам и

экскурсантам интересны и литературные места Полесья, связанные с Якубом Коласом, Александром Блоком, Евгенией Янищиц [31, с. 168].

К сожалению, современное состояние туризма западных районов Припятского Полесья свидетельствует о том, что рекреационные ресурсы используются недостаточно эффективно, поэтому основной задачей на пути к устойчивому развитию региона является повышение его привлекательности для туристов. Это будет способствовать улучшению показателя качества жизни населения, росту занятости в туризме и сопутствующих отраслях, выравниванию социально-экономических диспропорций, инвестиционной привлекательности региона, бережному и рациональному природопользованию.

К причинам, сдерживающим развитие внутреннего и въездного туризма в Припятском Полесье, можно отнести следующие: неэффективная политика продвижения регионального турпродукта в зарубежных странах; недостаточное развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры; невысокий уровень сервиса; небольшое количество точек продажи сувенирной продукции; слабое информационное обеспечение туризма в Припятском Полесье; низкая инновационная активность туристических предприятий; радиоактивное загрязнение отдельных территорий.

С точки зрения процессного подхода устойчивое развитие туристического предприятия представляет собой процесс постоянных гармоничных изменений в его экономической, социальной и экологической среде, направленных на повышение потенциала предприятия, достижение стратегических целей, удовлетворение потребностей туристов и экскурсантов, повышения качества жизни населения и сохранение природного и культурного наследия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку основными субъектами, которые обеспечивают развитие сферы туризма в регионе, являются туристические предприятия, рассмотрим основные группы факторов, влияющих на их деятельность (табл. 2).

В целом общая среда состоит из факторов, которые не связаны с предприятием напрямую, но влияют на формирование общей атмосферы бизнеса, создают общие условия хозяйствования [23, с. 89]. Рабочая среда - это среда непосредственных контактов туристического предприятия, она включает тех участников рынка, с которыми имеются прямые отношения или которые прямо влияют на организацию. Внутренние факторы представляют собой условия, которые сложились в различных направлениях деятельности самого туристического предприятия. При планировании путей устойчивого развития туристическим предприятиям следует определить факторы, влияющие на их деятельность, оценить степень их влияния и разработать соответствующие рекомендации.

Таблица 2

Факторы устойчивого развития турпредприятий

Группа Факторы

Факторы общей среды - экономические факторы; - политико-правовые факторы; - международные факторы; - социально-демографические факторы; - научно-технические факторы; - экологические и природно-географические факторы

Факторы рабочей среды - потребители; - партнеры; - поставщики; - посредники; - конкуренты; - инвесторы; - органы государственной и местной власти и пр.

Внутренние факторы - организационные факторы; - кадровые факторы; - социально-психологические и этические факторы; - производственные факторы; - маркетинговые факторы; - финансовые факторы; - инвестиционно-инновационные факторы

Источник: разработано автором

Главной целью развития туризма на период до 2030 г. является вхождение Беларуси в число 50 ведущих стран по его уровню в результате создания высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса [19, с. 57]. К приоритетным направлениям в сфере туризма отнесены следующие [19, с. 58]:

• развитие внутреннего и въездного туризма;

• формирование благоприятной среды для развития частного бизнеса и привлечения инвесторов;

• поддержка развития перспективных территорий и проектов в сфере туризма на принципах государственно-частного партнерства;

• развитие экологического туризма;

• усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала белорусских граждан.

При этом приоритетом развития туризма на долгосрочную перспективу являются бережное и рачительное отношение к природопользованию, а также дозированная антропогенная и техногенная нагрузка на природные экосистемы [19, с. 60].

Для эффективного управления устойчивым развитием туризма на региональном уровне необходимым видится сотрудничество органов государственной и местной власти, туристических предприятий и субъектов туристской инфраструктуры. Схематически механизм управления устойчивым туризмом на региональном уровне приведен на рис. 3.

Объединенные, слаженные действия вышеназванных субъектов обеспечивают соответственно и более эффективную работу каждого из них в отдельности. Целью создание объединений по типу госу-

дарственно-частного партнерства является управление устойчивым развитием туризма путем повышения региональной и национальной конкурентоспособности туризма, усиления инновационных процессов, привлечения внутренних и внешних инвестиций, т.е. более эффективное использования природных ресурсов, повышение социальной ответственности всех субъектов.

Сотрудничество органов государственной и местной власти и предприятий туриндустрии должно быть направлено на управление туристским рынком, эффективное использование туристских ресурсов и повышение туристской привлекательности региона. Для достижения устойчивого развития сферы туризма необходимо решение таких задач, как государственное и региональное регулирование устойчивого развития туризма, совершенствование и реализация соответствующей стратегии, поощрение хозяйствующих субъектов в осуществлении деятельности, направленной на реализацию стратегических целей и задач, постоянный мониторинг управления устойчивым развитием туризма. Такой мониторинг должен осуществляться как на уровне туристических предприятий, так и на региональном уровне на основе определенной системы показателей. При этом необходимо видение влияния всех факторов в комплексе, а не только внешних или внутренних, оказывающих положительное или негативное воздействие. По результатам проведенного мониторинга должны корректироваться тактические задачи и приоритетные направления управления устойчивым развитием туризма на основе использования комплекса методов (государственных, экономических, административных, экологических, маркетинговых, инновационных).

СУБЪЕКТЫ

ОБЪЕКТЫ

✓ N

1 1 1 Государственные и Туристские пред- Туристская инфра-

местные органы вла- приятия структура

1 1 сти

ч N --------------------

Туристский рынок Туристские ресурсы Туристская привлека-

■ 1 тельность

\

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ

Обеспечение устойчивого развития туризма в регионе

Государственное регулирование устойчивого развития туризма

Совершенствование и реализация стратегии устойчивого развития туризма

Заинтересованность всех субъектов в достижении целей устойчивого развития туризма

Мониторинг управления устойчивым развитием туризма

/

\

Государственные Экономические Экологические

Административные Маркетинговые Инновационные

Рис. 3. Механизм управления устойчивым развитием туризма в регионе

Источник: разработано автором.

Важным фактором устойчивого развития является социальная ответственность. Остановимся кратко на некоторых подходах к определению ее сущности. Так, М. Фридман дает следующее определение: «Социальная ответственность бизнеса заключается в использовании имеющихся ресурсов и осуществлении направленной на получение прибыли деятельности до тех пор, пока он (бизнес) придерживается установленных правил игры и ведет открытую честную конкуренцию». По мнению Р. Л. Дафта [8, с. 157] социальная ответственность предусматривает обязанность руководства организации принимать решение и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам, как общества, так и самой компании. Т. В. Калинеску, Е. А. Зеленко [12, с. 198] под социальной ответственностью понимают вклад бизнеса в социально-экономическое развитие общества, которое может быть осуществлено в рамках задекларированного законом минимума или за его

пределами. М. Х. Мэскон и др. [17, с. 128] утверждают, что социальная ответственность подразумевает определенную меру добровольной реакции организации на социальные проблемы.

Основным документом, который отображает главные направления корпоративной социальной ответственности, является Глобальный договор ООН (UN Global Compact). Он содержит 10 принципов, отображающих ключевые области корпоративной социальной ответственности делового человека [41]:

1) принципы прав человека подчеркивают необходимость защищать и уважать признанные права человека мировым сообществом;

2) принципы труда направлены на поддержку свободы ассоциаций и признания права на коллективный договор, ликвидацию всех форм принудительного, обязательного и детского труда и недопущения дискриминации при приеме на работу и в профессиональной деятельности;

3) экологические принципы говорят об осторожном подходе к экологическим задачам и необходимости реализации инициатив относительно усиления экологической ответственности, поощрении разработок и использования экологически безопасных технологий;

4) антикоррупционный принцип характеризует необходимость борьбы со всевозможными проявлениями коррупции.

Для устойчивого развития туризма решающее значение имеет группа экологических принципов, поскольку данные принципы обосновывают необходимость участия предприятий в сохранении и улучшении состояния окружающей среды.

Таким образом, под социальной ответственностью туристических предприятий следует понимать систему его добровольных сознательных обязательств перед коллективом, туристами и экскурсантами, контрагентами и обществом, которая способствует обеспечению устойчивого развития региона.

Соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности дает туристическим предприятиям ряд преимуществ, таких как: улучшение отношений между заинтересованными лицами; снижение уровня текучести кадров; безопасные условия труда; улучшение репутации предприятия; стимулирование инновационной активности; снижение расходов; увеличение конкурентных преимуществ и т. п.

При этом необходимо осознать значимость социально ответственного поведения всех заинтересованных сторон на пути к устойчивому развитию туризма. Принципы социальной ответственности должны соблюдаться не только туристическими предприятиями, но и органами государственной и местной власти, поскольку одностороннее соблюдение принципов предприятиями не даст желаемых результатов и в конечном итоге все вернется на прежний уровень взаимоотношений.

Функции органов государственной и местной власти в процессе управления устойчивым развитием туризма в Припятском Полесье на основе государственно-частного партнерства заключаются в следующем:

• определение основных приоритетов, целей, задач и принципов государственно-частного партнерства в сфере туризма;

• комплексный анализ уровня социально-экономического и экологического развития региона в целом, и сферы туризма в частности, выявление факторов, оказывающих влияние на развитие;

• разработка и реализации программ устойчивого развития Припятского Полесья;

• согласование программ инвестиционно-инновационного развития региона с целями и направлениями деятельности туристических предприятий;

• формирование и внедрение программ совершенствования инфраструктуры региона для создания условий, способствующих эффективному развитию сферы туризма;

• мотивация туристических предприятий к ведению деятельности, направленной на обеспечение устойчивого развития Припятского Полесья.

Одним из главных факторов устойчивого развития, в том числе и в сфере туризма, становятся инновации. Рыночные условия развития экономики постоянно предъявляют высокие требования к осуществлению как количественных, так и качественных преобразований. В глобальной системе инноваций на сегодняшний день происходит много решающих изменений, которые значительно трансформируют систему отношений в сфере туризма. Это касается таких изменений, как увеличение интенсивности инновационных процессов, ускорение процесса создания инноваций, появление новых участников инновационной деятельности. Инновации взаимодействуют со многими процессами в экономической, социальной, природной сферах, обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности туристической индустрии, приток инвестиционных ресурсов, улучшают качество жизни населения, создают положительный имидж турпредприятий-ин-новаторов.

Инновационная деятельность является одним из направлений повышения уровня устойчивого развития регионального туризма. Устойчивое инновационное развитие связано с созданием условий, дающих возможность улучшения качественных и количественных показателей сферы туризма. Эти условия должны основываться на конкурентных преимуществах туризма в регионе, динамически изменяющихся под влиянием рыночных тенденций внешних и внутренних факторов, корректировки дерева целей при достижении поставленных целей в рамках допустимых пределов роста [34, с. 120].

Можно согласиться, что к основным направлениям инновационной деятельности в сфере туризма относятся [32, с. 30-31]:

— внедрение новых туристских маршрутов, выпуск нового туристского и ресторанного продукта, предоставление новых гостиничных услуг и т.д.;

— применение новой техники и технологий;

— использование новых туристских ресурсов;

— применение новых способов и методов организации бизнес-процесса;

— открытие новых направление и новых рынков сбыта и др.

Специалисты турбизнеса выделяют несколько основных классификационных признаков инноваций в туристической деятельности на современном этапе [33, с. 20]:

— происхождение идеи (спрос потенциальных туристов, новые научные и технические открытия);

— форма инновации (туристский продукт, туристские услуги, изменения в инфраструктуре гостеприимства);

— масштаб распространения (область, край, регион, страна, континент, мировая система);

— капиталоемкость (большая, средняя, незначительная).

Инновации в туризме можно классифицировать в зависимости от полученного эффекта на экономические, социальные, экологические; в зависимости от условий их реализации - реальные и потенциальные; в зависимости от сроков реализации -кратко-, средне- и долгосрочные; по степени новизны - абсолютно новые, усовершенствованные, улучшенные.

Реальный эффект от осуществления инновационной деятельности проявляется при условии ее активности, то есть недостаточно просто разработать какой-либо один турпродукт или услугу, необходимо активно и постоянно развивать инновацион-ность. Именно при этих условиях инновации будут давать желаемые результаты. Как уже отмечалось ранее, инновационная активность является критерием инновационного потенциала предприятия, на основе которого формируется оценка качества потенциала, способности и готовности предприятия осуществлять инновационные изменения в соответствии с потребностями, интересами и целями [11, с. 28].

К критериям инновационной активности ту-риндустрии можно отнести интенсификацию, инициативность и ситуативность. Интенсификация связана с количественно-качественными усиливающимися инновационными изменениями на уровне региона или предприятия в сфере туризма.

Инициативность рассматривается как побуждение к инновационной деятельности. Инициатива нововведений может исходить как от органов государственной и местной власти, так и от руководителей туристических предприятий, местных сообществ.

Ситуативность активности [2] рассматривается как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели, превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для ее достижения. Деятельность, которая не позволила субъекту достигнуть поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе не может называться активной.

Инновационная деятельность Припятского Полесья должна быть направлена на повышение туристкой привлекательности региона путем внедрения новых видов туризма и совершенствования существующих, создания условий для развития ту-

ристской инфраструктуры, новых туристских центров, проведения эффективной маркетинговой политики для развития внутреннего и въездного туризма, повышения качества размещения и предоставляемых услуг в соответствии с международными требованиями, внедрения новых информационных технологий, создания единого информационного ресурса туристкой зоны в современном формате на разных языках.

Таким образом, устойчивое развитие сферы туризма связано с гармоничным, сбалансированным развитием экономики, социокультурной и природной среды, и является жизненно необходимым. Предложенный механизм управления устойчивым развитием туризма в регионе обосновывает необходимость тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон (органов государственной и местной власти, туристских предприятий и туристкой инфраструктуры) в форме государственно-частного партнерства. Инновационная деятельность должна стать основой устойчивого развития туризма в Припят-ском Полесье.

Литература

1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ.; под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. 448 с. 2. Активность личности. URL: https://ru. ■даЫре^а.о^/^гЫ/Активность^ичности. 3. Арбузова К.И. Реализация принципов устойчивого развития туризма через государственно-частное партнерство. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/ 3776.pdf. 4. Афанасьев Н. В., Рогожин В. Д., Ру-дыка В. И. Управление развитием предприятия: монография. Харьков: ИНЖЭК, 2003. 184 с. 5. Богома-зова И.В. Сфера туризма как фактор инновационного регионального развития (на примере Белгородской области). Ысник Харювсъкого национального университету iмет В. Н. Каразта. 2013. №1086. С. 112-114. 6. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. 816 с. 7. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) / ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. Моства: «Советская Энциклопедия». 1975. URL: http://slovari.yandex.ru/. 8. Дафт Р.Л. Менеджмент, 2-е издание: пер. с англ. СПб: Издательский дом «Питер», 2001. 832 с. 9. Аг-роэкотуристическое развитие сельских территорий Припятского Полесья / В.Т. Демянчик, А.И. Лысюк, М.Г. Соколовская, В.В. Демянчик Брест: Альтернатива, 2014. 152 с. 10. Злотникова А.Е., Лебедев Е.В. Международные принципы устойчивого развития туризма (перспективы применения на региональном уровне). Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. Новосибирск: ЦРНС, 2011. С. 245-250. 11. 1нновацп у соцiально-економiчному розвитку тдприемств регюну: монография / Т. В.

Калшеску, О. О. Недобега, О. М. Наталенко. Луган-ськ: вид-во СНУ ím. В. Даля, 2012. 272 с. 12. Калшеску Т.В., Зеленко О.О. Використання сощаль-но1 вiдповiдальностi для управлiння дiяльнiстю пiдприемстБа. Гуманизация социального управлтня: Тези доповвдей Всеукр. наук.-практ. конф. (29 квiтня 2008 р.). Харкыв: ФОП Александрова К.М., 2008. - С. 197 - 201. 13. Киякбаева Е.Г. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России: дисс. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. 147 с. 14. Кучерова Е. Н. Современный поход к устойчивому развитию предприятия. Вестник ОГУ. 2007. №9. С. 76-81. 15. Масленникова Н. П. Управление развитием организации. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2002. 304 с. 16. Масюто И.А. Механизм управления устойчивым развитием экономики региона: авторферерат ... канд. экон. наук: 08.00.05. Оренбург, 2014. 24 с. 17. Мескон М., Альберт М, Хедуори Ф. Основы менеджмента, 9-е издание: пер. с англ. Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 672 с. 18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. Минск: Юнипак, 2004. 200 с. 19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Экономический бюллетень НИЭИМинистерства экономики Республики Беларусь. 2015. № 4. С. 6-97. 20. Новейший философский словарь. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/ filo /filo-648.html. 21. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд.]. Москва: Русский язык, 1985. 797 с. 22. Осипчук М.Д. Мiжнародний туризм у контекст! модершзаци зовнiшньоекономiчноi дгяльност украши на засадах сталого розвитку. Науковий вгсник Херсонського державного утверситету. 2014. Вип. 6. Ч. 1. С. 107111. 23. Печеркина Е. В. Классификация факторов конкурентоустойчивости предприятия. Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. №8. С. 89-95. 24. Современная философия: Словарь - хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. 511 с. 25. Стратегия развития экотуризма де-стинации «Пинское Полесье» / Богатко И.Н., Демьянов С.А., Дорогенский А.В., Кутузов В.А., Минич А.И., Садовский А.С., Стрельцов А.В., Тарасенок А.И., Трубкина И.С., Фабишевская Г.В., Фабишев-ский В.В., Хвагина Т.А. Бр., 2014. 42 с. 26. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / [под ред. проф. Д. Ушакова]. Москва: Терра, 1996. 752 с. 27. Урсул А.Д. Информатизация общества и пере-

ход к устойчивому развитию цивилизации. Информационное общество. 1993. Вып. 1-2. С. 35-45. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bae746f66 def051bc 32576b100308172\Ecnjqxbdjt. 28. Устойчивое развитие. URL:http://www.un.org/ru/ga/president/ 65/ issues/sustdev.shtml. 29. Устойчивое развитие Республики Беларусь на принципах «зеленой» экономики: национальное сообщение / НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. Минск, 2012. 53 с. 30. Философская энциклопедия. Т.4 «Наука-логики» -[гл. ред. Ф. В. Константинов]. Москва: «Советская энциклопедия», 1967. 592 с. 31. Хвагина Т.А. Агро-туристический потенциал сельских территорий западной части Припятского Полесья. Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: материалы пятой междунар. науч.-практ. конф. ( г. Пинск, Республика Беларусь, 28-29 апреля 2011 г.). Пинск: [б. и.], 2011. Ч. 2. С. 166-169. 32. Ча-банюк О.В. Инновационный менеджмент в туристской дестинации «Московский регион»: монография. Москва: Логос, 2014. 207 с. 33. Чирский Н.А., Хвагина Т.А. Инновации в экскурсионной деятельности. Туризм и гостеприимство. 2015. № 2. С. 2027. 34. Швец Ю.Ю. Анализ основных подходов и тенденций устойчивого развития сферы труизма. Экономика и управление. 2011. 5. С. 118-122. 35. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: пер. с нем. В.С. Автономова и др. Москва: Ди-ректмедиа Паблишинг, 2008. 436 с. 36. Carlo Aall. Sustainable Tourism in Practice: Promoting or Perverting the Quest for a Sustainable Development? Sustaina-bility. 2014. Vol/6. Р. 2562-2583. 37. Hunter C. Sustainable Tourism as an Adaptive Paradigm. The globalization of Tourism and Hospitality: A Strategic Perspective (by T. Knowles, D. Diamantis; J.B. El-Mourhabi). London: Cromwell Press, 2001. Р. 115-116. 38. Leszek Butowski. Sustainable Tourism - A Model Approach // Visions for Global Tourism Industry - Creating and Sustaining Competitive Strategies, Dr. Murat Kasimoglu (Ed.), InTech. URL: http://www.intechopen.com/books /visions-for-global-tourism-industry-creating-and-susta iningcompetitive-strategies/sustainable-tourism-a-mod-eling-approach. 39. Making Tourism More Sustainable - A Guide for Policy Makers, UNEP and UNWTO, 2005, Р.11-12. 40. Preferences of europeans towards tourism - report 2015 - Flash EB no. 414 / Conducted by TNS Political & Social at the request of the European Commission, Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2015. 31 р. 41. The power of principles. Available from: URL: https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/mis-sion/principles.

Стаття надшшла до редакци 26.10.2017

Прийнято до друку 30.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.