стр. 140 из 206
УДК 338.482:316.3 DOI: 10.12737/10803
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА
Минаев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассматриваются вопросы математического моделирования процессов развития устойчивого туризма. Предлагаемый подход позволяет более экономичным способом, по сравнению с другими инструментами, обосновать эффективные варианты управления туристскими процессами в регионах. Описаны взаимодействия и взаимосвязи основных факторов, определяющих состояние и динамические характеристики устойчивого туризма в региональном масштабе. Показано, что при построении моделей устойчивого туризма в том или ином регионе необходимо учитывать параметры его экономического развития, экологической обстановки, характеристики социальных отношений, а также природно-культурный потенциал конкретной территории. Отмечено, что особое значение для формирования параметров устойчивого туризма имеет эффективная организация менеджмента дестинации. Исходя из нормативных документов UNWTO, выделены следующие основные критерии управления: устойчивое управление дестинациями, максимизация социальных и экономических выгод для местного населения с минимальным воздействием на него, максимизация выгод для путешествующих и объектов культурного наследия с минимальным воздействием на них, максимизация выгод для окружающей природы и минимизация негативного влияния на неё. С учетом этих критериев, рассмотрены основные принципы моделирования: системный учет взаимодействующих факторов, определяющих развитие устойчивого туризма, применение интегральных критериев при оценке параметров устойчивого туризма, направленность процесса моделирования в качестве основы эффективного управления дестинациями. На основе исследований автором сделан вывод, что в процессе разработки математической модели устойчивого туризма в конкретном регионе необходимо учитывать две группы факторов, сказывающихся на его развитии: межличностные контакты между «бывалыми» туристами и новичками, с одной стороны, и воздействие рекламы и туристических компаний - с другой. Дано агрегированное представление модели устойчивого туризма в виде нелинейного дифференциального уравнения диффузии туристских инноваций. Показано качественное решение уравнения в виде S-образной кривой. Для понимания влияния инновационных процессов на развитие туризма, приведен анализ статистического распределения индивидов, вовлеченных в инновации, связанные с устойчивым туризмом.
Ключевые слова: моделирование, устойчивый туризм, уравнение диффузии инноваций, регионы, управление
Роль моделирования и основные факторы развития устойчивого туризма
Моделирование процессов устойчивого туризма позволяет гораздо более экономичным способом, по сравнению с натурным экспериментом и прочими эмпирическими инструментами, обосновать управленческие решения и подготовить
стр. 141 из 206
научную основу для эффективного управления туристскими процессами в регионах и стране в целом [1]. Модели могут активно применяться в образовательном процессе для повышения качества обучения современным направлениям менеджмента туризма и получения современных компетенций управления экономикой регионального туризма.
На рисунке 1 в схематическом виде изображены взаимодействие и взаимосвязи основных факторов, определяющих состояние и динамические характеристики устойчивого туризма в региональном масштабе.
Устойчивый туризм
Рисунок 1 - Среда развития устойчивого туризма: взаимодействие и взаимосвязи основных факторов
Из рисунка 1 следует, что при построении моделей устойчивого туризма в том или ином регионе необходимо учитывать параметры его экономического развития, экологической обстановки, характеристики социальных отношений, а также природнокультурный потенциал конкретной территории. Отметим, что особую роль для формирования параметров устойчивого туризма играет правильная и эффективная организация менеджмента дестинации.
Критерии управления и принципы моделирования
Как следует из нормативных документов UNWTO [2], такая организация управления устойчивым туризмом должна подчиняться специальным интегральным критериям. Среди них акцентируем внимание на следующих:
1) устойчивое управление дестинациями;
2) максимизация социальных и экономических выгод для местного населения с минимальным воздействием на него;
3) максимизация выгод для путешествующих и объектов культурного наследия с минимальным воздействием на них;
4) максимизация выгод для окружающей природы и минимизация негативного влияния на неё.
стр. 142 из 206
Именно указанные критерии должны быть основными при разработке и использовании моделей устойчивого туризма для нахождения и обоснования на их базе эффективных и оптимальных решений региональных властей.
Исходя из приведенных критериев, рассмотрим основные принципы моделирования. Таких принципов, на наш взгляд, три.
Первый - системный учет взаимодействующих факторов, определяющих развитие устойчивого туризма.
Второй - применение интегральных критериев при оценке параметров устойчивого туризма.
Третий - направленность процесса моделирования на обоснование системы эффективного управления дестинациями.
Прежде чем приступить к формальному описанию модели и учету взаимовлияний в ней, рассмотрим информационные источники, из которых путешествующие узнают об устойчивом туризме. Это необходимо для определения степени влияния тех или иных информационных факторов на вовлечение людей в процессы формирования устойчивого туризма. С этой целью рассмотрим диаграмму [3], представленную на рисунке 2.
Рисунок 2 - Источники информации о туризме Обоснование модели
Из диаграммы, изображенной на этом рисунке, следует, что советы друзей, прошлый опыт и информация, взятая из Интернет-источников, в совокупности составляют 45%. Таким образом, «сарафанное радио», как говорят в России, имеет серьезное влияние на величину туристских потоков, на параметры устойчивого туризма. Из той же диаграммы видно, что туристические компании привлекают 17% туристов, а каждый из иных источников вносит вклад от 3 до 7%.
стр. 143 из 206
Из приведенного анализа можно сделать обобщенный вывод - около четверти вовлекаемых в процессы устойчивого туризма основывается на своем собственном опыте и опыте друзей, примерно одна пятая - «завлекается» туристическими компаниями, одна пятая - находит «притяжение» к устойчивому туризму посредством Интернет-ресурсов, и около одной трети - начинает заниматься им благодаря действию рекламы в СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, буклеты, путеводители, наружная реклама).
Отсюда следует, что, разрабатывая модели процессов устойчивого туризма, необходимо учитывать две группы факторов, влияющих на его формирование -воздействие тех путешественников, кто уже испытал на себе возможности и преимущества устойчивого туризма (межличностные контакты), и воздействие рекламы и активной работы туристических компаний (опосредованное влияние). Если иметь в виду, что контакты на Интернет-сайтах к настоящему времени по своей сути стали межличностными, то воздействие названных групп факторов распределяется в соотношении один к одному.
Конечно, это приближенная оценка, сделанная на примере процессов формирования сельского туризма в Подмосковном регионе [3], в реальной же действительности приведенное соотношение может варьироваться, исходя из региональных особенностей, развитости Интернет-ресурсов в регионе, активности СМИ и эффективности деятельности туристических компаний, развитости процессов устойчивого туризма в конкретном регионе.
Однако в любом случае в процессе разработки математической модели устойчивого туризма в конкретном регионе необходимо учитывать две группы факторов, сказывающихся на его развитии: межличностные контакты между «бывалыми» туристами и новичками, с одной стороны, и воздействие рекламы и туристических компаний - с другой.
Описание модели
С учетом проведенного анализа и данного вывода на рисунке 3 показано агрегированное представление модели устойчивого туризма.
Фигура с буквой N отображает потенциал (возможный контингент туристов), могущих приехать в тот или иной регион. Фигура с буквой у представляет количество путешествующих в регионе (изменяющееся во времени), связанных с устойчивым туризмом. Большой белой стрелкой показаны людские потоки, формирующие устойчивый туризм в регионе. Малыми черными стрелками отображено: сверху - влияние комплексов факторов роста туристских потоков (экономических, социальных, экологических,
стр. 144 из 206
культурных, управленческих и др.), внизу - факторов снижения туристских потоков (экономическая регрессия, негативные социальные изменения, деградация окружающей среды, некоторые виды культурной трансформации, издержки управления и других негативных факторов). Кроме того, показано взаимовлияние в результате межличностных контактов реальных и потенциальных туристов, связанное с привлекательностью дестинации.
Рисунок 3 - Агрегированная схема взаимодействий и взаимовлияний в модели устойчивого туризма
Как показывают исследования [4], наилучшим формальным представлением агрегированной схемы взаимодействий и взаимовлияний, приведенной на рисунке 3, выступает модель диффузии инноваций (в нашем случае модель туристских инноваций), представляемая в виде нелинейного дифференциального уравнения
d = а' (У)' У +M(t) • b • (Nny) - g • y, (1)
dt N J N 6 J
где буквами N и y по-прежнему обозначено число реальных и потенциальных туристов; буквами а и b - вероятности инновационного вовлечения конкретного индивида в процессы устойчивого туризма в единицу времени (эти вероятности зависят от множества взаимодействующих факторов как положительного, так и отрицательного характера влияния), приведенных на рисунке.3; буквой g - вероятность «забывания» туристской инновации в единицу времени из-за различных негативных факторов, условий и недоработок; функция M(t) отражает интенсивность и качество маркетинговой активности по продвижению устойчивого туризма в регионе.
стр. 145 из 206
О диффузии туристских инноваций
На рисунке 4 показана S-образная кривая, в общем виде отражающая решение уравнения диффузии туристских инноваций (1).
Рисунок 4 - Общее решение уравнения диффузии туристских инноваций (1)
Для того чтобы глубже понимать процессы диффузии туристских инноваций, влияние инновационных процессов на развитие устойчивого туризма, на рисунке 5 приведено статистическое распределение индивидов, вовлеченных в инновации [5].
Рисунок 5 - Статистическое распределение индивидов, вовлеченных в туристские инновации, связанные с устойчивым туризмом
Из рисунке 5 следует, что только 2,5% потенциальных туристов выступают реальными инноваторами формирования устойчивого туризма в регионе, 13,5%
потенциальных туристов - ранние последователи инноваторов, 34% - раннее
большинство инноваторов, 34% - позднее большинство инноваторов, а 16% -запаздывающие инноваторы.
стр. 146 из 206
В заключение отмечу, что исследования, связанные с моделированием процессов устойчивого туризма, активно развиваются в Российском государственном университете туризма и сервиса.
Следующие этапы исследований - сбор дополнительных статистических данных для проверки различных гипотез о закономерностях развития устойчивого туризма в регионах России, а также в зарубежных странах. На повестке дня - настройка структуры модели под конкретные региональные условия, вовлечение в её разработку специалистов из различных, связанных с туризмом сфер деятельности.
Базовая цель исследований состоит в разработке таких моделей устойчивого туризма, которые позволили бы проигрывать различные сценарии его развития в регионах и странах. В качестве методологической основы моделирования могли бы быть взяты известные разработки Римского клуба, тесно связанные с именем Дж. Форрестера [6, 7], разработавшего еще в прошлом веке модели мировой динамики, индустриальной динамики, исследовавшего пределы роста социально-экономических систем.
Кроме того, для проведения исследований представляют определенный интерес крупные работы советского и российского академика Н.Н. Моисеева и его последователей [8-10], занимавшихся моделированием так называемой «ядерной зимы»,
крупномасштабных экономических систем и проектов.
Следует также отметить, что за рубежом уже появились работы, связанные с моделированием устойчивого туризма на основе принципов системной динамики Дж. Форрестера [11, 12].
Совершенно очевидно, что моделирование развития устойчивого туризма по своей масштабности, экономической, экологической и культурно-исторической значимости сравнимо с названными глобальными проектами. Понятно также, что развитая модель процессов устойчивого туризма, позволяющая эффективно прогнозировать последствия различных человеческих решений, управлять этими процессами, может быть создана только в рамках междисциплинарного подхода, путем объединения усилий ученых различных стран. Настоящую работу мы рассматриваем как важный шаг в этом направлении.
Литература
1. Минаев, В.А., Фаддеев, А.О. Оценка геоэкологических рисков: моделирование безопасности туристско-рекреационных территорий. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
стр. 147 из 206
2. Сесёлкин, А.И. Устойчивое развитие туризма как приоритетное направление деятельности ЮНВТО: постановка проблемы исследования // Вестник РМАТ. - 2014. -№1(10). - С. 9-14.
3. Минаев, В.А., Рассохина, Т.В., Сесёлкин, А.И. Российский рынок сельского туризма: современное состояние, факторы устойчивого развития, особенности управления // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2015. - №1(9). - С. 5-13.
4. Как управлять массовым сознанием: современные модели / В.А. Минаев, А.С. Овчинский, С.В. Скрыль, С.Н. Тростянский. - М.: РосНОУ, 2013. - 200 с.
5. Зернов, В.А., Минаев, В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых системах // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 6.
- С. 9-16.
6. Форрестер, Дж. Мировая динамика: пер. с англ. / под редакцией Д. Гвишиани, Н. Моисеева. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 379 c.
7. Форрестер, Дж. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика).
- М.: Прогресс, 1971. - 340 с.
8. Моисеев, Н.Н. Человек, среда, общество. Проблема формализации описания. -М.: Наука, 1982. - 240 с.
9. Моисеев, Н.Н. Человек, природа и будущее цивилизации: «Ядерная зима» и проблема «запретной черты». - М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1986. - 92 с.
10. Моисеев, Н.Н., Александров В.В., Тарко, А.М. Человек и биосфера: опыт системного анализа и эксперименты с моделями. - М.: Наука, 1985. - 271 с.
11. Yuyan Luo, Maozhu Jin, Zhixue Liao, Peiyu Ren,Huafeng Gao. Sustainable Development of Economic Circle in Tourist Destinations Based on System Dynamics//An International Journal “Applied Mathematics & Information Sciences”. No. 3, 2012. P 10111018.
12. 12 Xing Y., Dangerfield B. Modeling the sustainability of mass tourism in Island tourist economies//Journal of the Operational Research Society. 15 September, 2010, P 1-11.
13. 13 Johnston R.J., Tyrrell T. A Dynamic Model of Sustainable Tourism//Journal of Travel Research, Vol. 43, Month 2005, P. 1-11
стр. 148 из 206
MODELING OF PROCESSES OF SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT
Minaev Vladimir Alexandrovich, PhD (Dr. Sc.) in Technics, Professor, Leading Researcher,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article deals with mathematical modeling of sustainable tourism development. The proposed approach allows for a more cost-effective manner, as compared with other instruments, to prove effective management options in tourism development in the regions. Described are the interaction and interrelationship between main factors determining the state and dynamic characteristics of sustainable tourism on a regional scale. It is shown that the construction of models of sustainable tourism in a particular region should take into account the parameters of its economic development, environmental conditions, characteristics of social relations, as well as natural and cultural potential of a specific area. It is noted that a special importance for the formation parameters of sustainable tourism has an effective organization of destination management. Based on the regulations of UNWTO, the following main criteria management are suggested: sustainable management of destinations, maximizing social and economic benefits for the local population with minimal impact on it, maximizing benefits for traveling and cultural heritage sites with minimal impact on them, maximizing the benefits for the natural environment and minimizing the negative impact on it. On the basis of these criteria, the basic principles of modeling are highlighted: a systematic account of interacting factors that determine the development of sustainable tourism, the use of integrated criteria when evaluating options for sustainable tourism, the direction of the modeling of process as a basis for effective management for destinations. Based on the research, the author concluds that the development of a mathematical model for sustainable tourism in a particular region should take into account two groups of factors affecting its development: interpersonal contacts between the "experienced" tourists and newcomers on the one hand, and the impact of advertising and travel agencies, on the other. The author provides an aggregated view of a model of sustainable tourism as a nonlinear differential equation of diffusion of innovations tourist. Qualitative solution of the equation in the form of an S-shaped curve is suggested. To understand the impact of innovation processes in the development of tourism, the author suggests an analysis of the statistical distribution of the individuals involved in innovation related to sustainable tourism.
Keywords: modeling, sustainable tourism, the equation of diffusion of innovations, regions, management
References
1. Minaev, V.A., Faddeev, A.O. Otsenka geoekologicheskikh riskov: modelirovanie bezopasnosti turistsko-rekreatsionnykh territorii [Assessment of geo-environmental risks: modeling the security of tourism and recreational areas]. - M.: Finansy i statistika; INFRA-M, 2009. - 336 p.
2. Seselkin, A.I. Ustoichivoe razvitie turizma kak prioritetnoe napravlenie deiatel'nosti IuNVTO: postanovka problemy issledovaniia [Sustainable development of tourism as a priority of the UNWTO: problem research] // Vestnik RMAT. - 2014. - №1(10). - pp. 9-14.
стр. 149 из 206
3. Minaev, V.A., Rassokhina, T.V., Seselkin, A.I. Rossiiskii rynok sel'skogo turizma: sovremennoe sostoianie, faktory ustoichivogo razvitiia, osobennosti upravleniia [The Russian market of rural tourism: the current state, factors of sustainable development, management features] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for tourism and service Association Bulletin]. - 2015. - №1(9). - pp. 5-13.
4. Kak upravliat' massovym soznaniem: sovremennye modeli [How to manage mass consciousness: the current models] / V.A. Minaev, A.S. Ovchinskii, S.V. Skryl', S.N. Trostianskii. - M.: RosNOU, 2013. - 200 p.
5. Zernov, V.A., Minaev, V.A. Innovatsionnoe obuchenie i biznes-protsessy v mezhdunarodnykh setevykh sistemakh [Innovative teaching and business processes in international network systems] // Vysshee obrazovanie segodnia. - 2013. - № 6. - pp. 9-16.
6. Forrester, Dzh. Mirovaia dinamika [World Dynamics]: per. s angl. / pod redaktsiei D. Gvishiani, N. Moiseeva. - M.: ACT; SPb.: Terra Fantastica, 2003. - 379 p.
7. Forrester, Dzh. Osnovy kibernetiki predpriiatiia (Industrial'naia dinamika) [Fundamentals of Cybernetics of the enterprise (Industrial Dynamics)]. - M.: Progress, 1971. -340 p.
8. Moiseev, N.N. Chelovek, sreda, obshchestvo. Problema formalizatsii opisaniia [The man, environment and society. Problem of formalization of description]. - M.: Nauka, 1982. -240 p.
9. Moiseev, N.N. Chelovek, priroda i budushchee tsivilizatsii: «Iadernaia zima» i problema «zapretnoi cherty» [Man, nature and the future of civilization: "Nuclear Winter" and the problem of "forbidden line"]. - M.: Izd-vo Agentstva pechati «Novosti», 1986. - 92 p.
10. Moiseev, N.N., Aleksandrov V.V., Tarko, A.M. Chelovek i biosfera: opyt sistemnogo analiza i eksperimenty s modeliami [Man and the Biosphere: the experience of systems analysis and experiments with models]. - M.: Nauka, 1985. - 271 p.
11. Yuyan Luo, Maozhu Jin, Zhixue Liao, Peiyu Ren,Huafeng Gao. Sustainable Development of Economic Circle in Tourist Destinations Based on System Dynamics//An International Journal “Applied Mathematics & Information Sciences”. No. 3, 2012. pp. 10111018.
12. Xing, Y., Dangerfield B. Modeling the sustainability of mass tourism in Island tourist economies//Journal of the Operational Research Society. 15 September, 2010, pp. 1-11.
13. Johnston, R.J., Tyrrell, T. A Dynamic Model of Sustainable Tourism//Journal of Travel Research, Vol. 43, Month 2005, pp. 1-11.