Научная статья на тему 'Моделирование устойчивого развития туризма в регионах'

Моделирование устойчивого развития туризма в регионах Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
626
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / УРАВНЕНИЕ ДИФФУЗИИ ИННОВАЦИЙ / РЕГИОНЫ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Минаев Владимир Александрович, Сесёлкин Алексей Иванович

Описаны взаимодействие и взаимосвязи основных факторов, определяющих состояние и динамические характеристики устойчивого туризма в региональном масштабе. Исходя из Глобальных критериев устойчивого развития для туристских дестинаций (GSTC-D), рассмотрены основные принципы моделирования: системный учет взаимодействующих факторов, определяющих развитие устойчивого туризма, применение интегральных критериев при оценке параметров устойчивого туризма, направленность моделей в качестве основы эффективного управления дестинациями. Показано агрегированное представление модели устойчивого туризма в виде нелинейного дифференциального уравнения диффузии туристских инноваций. В общем виде приведено решение уравнения S-образной кривой. Для понимания влияния инновационных процессов на развитие туризма дан анализ статистического распределения индивидов, вовлеченных в инновации, связанные с устойчивым туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS

Interaction and interrelations of the major factors defining a state and dynamic characteristics of sustainable tourism in regional scale are described. Proceeding from Global Sustainable Tourism Criteria for Destinations (GSTC-D) the basic principles of modeling are considered such as the system accounting of the interacting factors defining development of sustainable tourism, application of integrated criteria at an assessment of parameters of sustainable tourism, an orientation of process of modeling as a basis for effective management of destination. The aggregated representation of the model of sustainable tourism in the form of a nonlinear differential equation for diffusion of tourism innovations is shown. The general solution of the equation in the form of an S-shaped curve is provided. For understanding of influence of innovative processes on tourism development the analysis of statistical distribution of the individuals involved in the innovations connected with sustainable tourism is given.

Текст научной работы на тему «Моделирование устойчивого развития туризма в регионах»

УДК 338.482:316.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ

Аннотация. Описаны взаимодействие и взаимосвязи основных факторов, определяющих состояние и динамические характеристики устойчивого туризма в региональном масштабе. Исходя из Глобальных критериев устойчивого развития для туристских дести-наций (GSTC-D), рассмотрены основные принципы моделирования: системный учет взаимодействующих факторов, определяющих развитие устойчивого туризма, применение интегральных критериев при оценке параметров устойчивого туризма, направленность моделей в качестве основы эффективного управления дестинациями. Показано агрегированное представление модели устойчивого туризма в виде нелинейного дифференциального уравнения диффузии туристских инноваций. В общем виде приведено решение уравнения S-образной кривой. Для понимания влияния инновационных процессов на развитие туризма дан анализ статистического распределения индивидов, вовлеченных в инновации, связанные с устойчивым туризмом.

Ключевые слова: моделирование, устойчивый туризм, уравнение диффузии инноваций, регионы, управление.

MODELING OF SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS

Annotation. Interaction and interrelations of the major factors defining a state and dynamic characteristics of sustainable tourism in regional scale are described. Proceeding from Global Sustainable Tourism Criteria for Destinations (GSTC-D) the basic principles of modeling are considered such as the system accounting of the interacting factors defining development of sustainable tourism, application of integrated criteria at an assessment of parameters of sustainable tourism, an orientation of process of modeling as a basis for effective management of destination. The aggregated representation of the model of sustainable tourism in the form of a nonlinear differential equation for diffusion of tourism innovations is shown. The general solution of the equation in the form of an S-shaped curve is provided. For understanding of influence of innovative processes on tourism development the analysis of statistical distribution of the individuals involved in the innovations connected with sustainable tourism is given. Keywords: modeling, sustainable tourism, equation for diffusion of tourism innovations, regions, management.

Моделирование процессов устойчивого туризма позволяет гораздо более экономичным способом по сравнению с натурным экспериментом и прочими эмпирическими инструментами обосновать управленческие решения и подготовить научную основу для эффективного управления туристскими процессами в регионах и стране в целом [4]. Модели могут активно применяться в образовательном процессе для повышения качества обучения современным направлениям менеджмента туризма и получения современных компетенций управления экономикой регионального туризма [1].

На рисунке 1 в схематическом виде изображено взаимодействие и взаимосвязи основных факторов, определяющих состояние и динамические характеристики устойчивого туризма в региональном масштабе. Из рисунка 1 следует, что при построении моделей устойчивого туризма в том или ином регионе необходимо учитывать параметры его экономического развития, экологической обстановки, характеристики социальных отношений, а также природно-культурный потенциал конкретной территории. Отметим, что особую роль для формирования параметров устойчивого туризма играет правильная и эффективная организация менеджмента дестинации.

Критерии управления и принципы моделирования. Как следует из нормативных документов UNWTO [8], такая организация управления устойчивым туризмом должна подчиняться специальным интегральным критериям. Среди них акцентируем внимание на:

© Минаев В.А., Сесёлкин А.И., 2014

В.А. Минаев А.И. Сесёлкин

Vladimir Minaev Alexey Seselkin

1) на устойчивом управлении дестинациями;

2) максимизации социальных и экономических выгод для местного населения с минимальным воздействием на него;

3) максимизации выгод для путешествующих и объектов культурного наследия с минимальным воздействием на них;

4) максимизации выгод для окружающей природы и минимизация негативного влияния на

нее.

Устойчивый туризм

V_/

Рис. 1. Среда развития устойчивого туризма: взаимодействие и взаимосвязи основных факторов

Именно указанные критерии должны быть основными при разработке и использовании моделей устойчивого туризма для нахождения и обоснования на их базе эффективных и оптимальных решений региональных властей. Исходя из приведенных критериев, рассмотрим основные принципы моделирования. Таких принципов, на наш взгляд, три:

1) системный учет взаимодействующих факторов, определяющих развитие устойчивого туризма;

2) применение интегральных критериев при оценке параметров устойчивого туризма;

3) направленность процесса моделирования как основы эффективного управления дестина-

циями.

Прежде чем приступить к формальному описанию модели и учету взаимовлияний в ней, рассмотрим информационные источники, из которых путешествующие узнают об устойчивом туризме. Это, прежде всего, необходимо для определения степени влияния тех или иных информационных факторов на вовлечение людей в процессы формирования устойчивого туризма. Для этого рассмотрим диаграмму [3], представленную на рисунке 2.

Обоснование модели. Из диаграммы, изображенной на этом рисунке, следует, что советы друзей, прошлый опыт и информация, взятая из интернет-источников, в совокупности составляют 45 %. Таким образом, «сарафанное радио», как говорят в России, имеет серьезное влияние на величину туристских потоков, на параметры устойчивого туризма. Из той же диаграммы видно, что туристские компании привлекают 17 % туристов, а каждый из иных источников вносит вклад от 3 до 7 %.

Из приведенного анализа можно сделать обобщенный вывод - около четверти вовлекаемых в процессы устойчивого туризма основываются на своем собственном опыте и опыте друзей, примерно одна пятая «завлекается» туристскими компаниями, одна пятая находит «притяжение» к устойчивому туризму посредством интернет-ресурсов, и около одной трети начинают заниматься им, благодаря действию рекламы в СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, буклеты, путеводители, наружная реклама).

Отсюда следует, что в процессе моделирования процессов устойчивого туризма необходимо учитывать две группы факторов, влияющих на его формирование - воздействие тех путешественников, кто уже испытал на себе возможности и преимущества устойчивого туризма (межличностные контакты), а также воздействие рекламы и активной работы туристских компаний (опосредованное влияние). Если учитывать, что контакты на интернет-сайтах к настоящему времени по своей сути стали межличностными, то воздействие названных групп факторов распределяется в соотношении один к одному.

Конечно, это приближенная оценка, сделанная на примере процессов формирования сельского туризма в Подмосковном регионе [3], в реальной же действительности приведенное соотношение может варьироваться, исходя из региональных особенностей, развитости интернет-ресурсов в регионе, активности СМИ и эффективности деятельности туристских компаний, развитости процессов устойчивого туризма в конкретном регионе. Однако в любом случае в процессе разработки математической модели устойчивого туризма в конкретном регионе необходимо учитывать две группы факторов, сказывающихся на его развитии - межличностные контакты между «бывалыми» туристами и новичками - с одной стороны, а также воздействие рекламы и туристских компаний - с другой.

Описание модели. С учетом проведенного анализа и данного вывода на рисунке 3 показано

агрегированное представление модели устойчивого туризма. Фигура с буквой N отображает потенциал (возможный контингент туристов) могущих приехать в тот или иной регион. Фигура с буквой У представляет количество путешествующих в регионе (изменяющееся во времени), связанных с устойчивым туризмом. Большой белой стрелкой показаны людские потоки, формирующие устойчивый туризм в регионе. Малыми черными стрелками отображено сверху влияние комплексов факторов роста туристских потоков (экономических, социальных, экологических, культурных, управленческих и других) внизу - факторов снижения туристских потоков (экономическая регрессия, негативные социальные изменения, деградация окружающей среды, некоторые виды культурной трансформации, издержки управления и других негативных факторов). Кроме того, показано взаимовлияние в результате межличностных контактов реальных и потенциальных туристов, связанное с привлекательностью дестинации.

ФАКТОРНЫЙ КОМПЛЕКС РОСТА: Экономика, Социальные отношения, Окружающая среда, Культура, Эффективный менеджмент и пр.

ФАКТОРНЫЙ КОМПЛЕКС СНИЖЕНИЯ: Экономическая регрессия, Негативные социальные изменения, загрязнение окружающей среды, Негативные трансформации в культуре, упущения в менеджменте и пр.

Рис. 3. Агрегированная схема взаимодействий и взаимовлияний в модели устойчивого туризма

Как показывают исследования [2], наилучшим формальным представлением агрегированной схемы взаимодействий и взаимовлияний, приведенной на рисунке 3, выступает модель диффузии инноваций (в нашем случае модель туристских инноваций), представляемая в виде нелинейного дифференциального уравнения:

£ = а.^у + М(0Ь.^-ГУ. (1)

& N N

где буквами N и у по-прежнему обозначено число реальных и потенциальных туристов. Буквами а и Ь обозначены вероятности инновационного вовлечения конкретного индивида в процессы устойчивого туризма в единицу времени (эти вероятности зависят от множества взаимодействующих факторов (как положительного, так и отрицательного влияния), приведенных на рисунке 3, буквой g -

вероятность «забывания» туристской инновации в единицу времени из-за различных негативных факторов, условий и недоработок. А функция Мф отражает интенсивность и качество маркетинговой активности по продвижению устойчивого туризма в регионе.

О диффузии туристских инноваций. На рисунке 4 показана 8-образная кривая, в общем виде отражающая решение уравнения диффузии туристских инноваций. Для того, чтобы глубже понимать процессы диффузии туристских инноваций, влияние инновационных процессов на развитие устойчивого туризма, на рисунке 5 приведено статистическое распределение индивидов, вовлеченных в инновации [5]. Согласно рисунку 5 только 2,5 % потенциальных туристов выступают реальными ин-новаторами формирования устойчивого туризма в регионе, 13,5 % потенциальных туристов — ранние последователи инноваторов, 34 % — раннее большинство инноваторов, 34 % — позднее большинство инноваторов, а 16 % — запаздывающие инноваторы.

Рис. 4. Общее решение уравнения диффузии туристских инноваций [4]

Рис. 5. Статистическое распределение индивидов, вовлеченных в туристские инновации, связанные

с устойчивым туризмом

Отметим, что исследования, связанные с моделированием процессов устойчивого туризма, активно развиваются в Российском государственном университете туризма и сервиса и Российской международной академии туризма. Следующие этапы исследований - сбор дополнительных статистических данных для проверки различных гипотез о закономерностях развития устойчивого туризма в регионах России, а также в зарубежных странах. На повестке дня - настройка структуры модели под конкретные региональные условия, вовлечение в ее разработку специалистов из различных, связанных с туризмом, сфер деятельности.

Базовая цель исследований состоит в разработке таких моделей устойчивого туризма, которые позволили бы проигрывать различные сценарии его развития в регионах и странах. В качестве методологической основы моделирования могли бы быть взяты известные разработки Римского клуба, тесно связанные с именем Дж. Форрестера [9; 10], разработавшего еще в прошлом веке модели мировой динамики, индустриальной и исследовавшего пределы роста социально-экономических систем. За рубежом уже появились работы, связанные с моделированием устойчивого туризма на основе принципов системной динамики Дж. Форрестера [11; 12; 13]. Кроме того, при проведении исследования весьма интересны крупные работы советского и российского академика Н.Н. Моисеева и его последователей [5; 6; 7], занимавшихся моделированием так называемой «ядерной зимы», крупномасштабных экономических систем и проектов.

Совершенно очевидно, что моделирование развития устойчивого туризма по своей масштабности, экономической, экологической и культурно-исторической значимости сравнимо с названными глобальными проектами. Понятно также, что развитая модель процессов устойчивого туризма, позволяющая эффективно прогнозировать последствия различных человеческих решений, управлять этими процессами, может быть создана только в рамках междисциплинарного подхода, путем объединения усилий ученых различных стран. Настоящую работу мы рассматриваем как важный шаг в этом направлении.

Библиографический список

1. Зернов В.А., Минаев В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых системах // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 6. - С. 9-16.

2. Минаев В.А. Как управлять массовым сознанием: современные модели / В.А. Минаев [и др.]. - М.: Рос-НОУ, 2013. - 200 с.

3. Минаев В.А., Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Российский рынок сельского туризма: современное состояние, факторы устойчивого развития, особенности управления // Вестник РГУТИС, 2014. - Т. 9. - № 1.

4. Минаев В.А. Оценка геоэкологических рисков: моделирование безопасности туристско-рекреационных территорий / В.А. Минаев, А.О. Фаддеев. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

5. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. Проблема формализации описания / Н.Н. Моисеев. - М.: Наука, 1982. - 240 с.

6. Моисеев Н.Н. Человек, природа и будущее цивилизации: «Ядерная зима» и проблема «запретной черты» / Н.Н. Моисеев. - М.: АПН, 1986. - 92 с.

7. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера: опыт системного анализа и эксперименты с моделями / Н.Н. Моисеев, В .В. Александров, А.М. Тарко. - М.: Наука, 1985. - 271 с.

8. Сеселкин А.И. Устойчивое развитие туризма как приоритетное направление деятельности ЮНВТО: постановка проблемы исследования // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1(10). - С. 9-14.

9. Форрестер Дж. Мировая динамика / Пер. с англ.; под ред. Д. Гвишиани, Н. Моисеева. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 379 c.

10. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика) / Дж. Форрестер. - М.: Прогресс, 1971. - 340 с.

11. Johnston R.J., Tyrrell T. A Dynamic Model of Sustainable Tourism // Journal of Travel Research. - 2005. - Vol. 43. - P. 1-11.

12. Luo Y., Jin M., Liao Zh., Ren P., Gao H. Sustainable Development of Economic Circle in Tourist Destinations Based on System Dynamics // Applied Mathematics & Information Sciences. - 2012. - № 3. - P. 1011-1018.

13. Xing Y., Dangerfield B. Modeling the sustainability of mass tourism in Island tourist economies // Journal of the Operational Research Society. - 2010. - 15th of September. - P 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.