Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ КИТАЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ В ЭПОХУ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ'

ТРЕНДЫ КИТАЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ В ЭПОХУ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА / ГАЗЕТА / ВЕБ-ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ринчинов Артём Бэликтоевич, Шалак Александр Васильевич

Исследуются основные тренды китайской печатной прессы в период рыночных реформ в Китае. Китайская политика в отношении печатных издании на протяжении ХХ в. менялась неоднократно, и переход издательств на коммерческую основу в начале 1980-х гг. стал одной из таких вех. Проведенный анализ позволяет выделить три основных тренда китайских издательств в тот период: переход на самоокупаемость за счёт публикации большего количества рекламных материалов, выход изданий в сеть интернет и создание там собственных веб-страниц, снижение внимания к политической и внешнеполитической повестке в попытке привлечь более широкий круг читателей. Статья исследует изменения, происходящие в китайской информационной среде в период новейшей истории. Работа написана с привлечением широкого круга англоязычных источников, которые вносятся в русскоязычный научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN CHINESE REGIONAL PRESS IN THE ERA OF MARKET REFORMS

The research examines the dynamics of print media forecasts during the period of market transformations. Chinese Printing Policy changed several times during the 20th century, and switched to a commercial basis in the early 1980s, which became one of those milestones. The analysis allows us to identify three main trends for publication in the period: the transition to self-sufficiency due to a large number of advertising materials, publishing online and the creation of a website there, a decrease in attention to the political and foreign policy agenda due to the involvement of a wider range of readers. The article explores the changes taking place in the Chinese information environment in the period of modern history. The study provides a review of a wide range of English-language sources that are introduced into the Russian-language scientific study for the first time.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ КИТАЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ В ЭПОХУ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ»

Информационное пространство и медиадискурс

тмшшшшшш

Information Space. Media Discourse

Научная статья УДК 94(510)+070 EDN NQZFXE

D0I 10.17150/2587-7445.2022.6(4).288-294 Тренды китайской региональной прессы в эпоху рыночных реформ

А.Б. Ринчинов

Байкальский государственный университет,

г. Иркутск, Российская Федерация А.В. Шалак

Байкальский государственный университет,

г. Иркутск, Российская Федерация

Дата поступления: 23.11.2022

Дата принятия к печати: 26.12.2022

Дата онлайн-размещения: 29.12.2022

Аннотация. Исследуются основные тренды китайской печатной прессы в период рыночных реформ в Китае. Китайская политика в отношении печатных издании на протяжении ХХ в. менялась неоднократно, и переход издательств на коммер -ческую основу в начале 1980-х гг. стал одной из таких вех. Проведенный анализ позволяет выделить три основных тренда китайских издательств в тот период: переход на самоокупаемость за счёт публикации большего количества рекламных материалов, выход изданий в сеть интернет и создание там собственных веб-страниц, снижение внимания к политической и внешнеполитической повестке в попытке привлечь более широкий круг читателей. Статья исследует изменения, происходящие в китайской информационной среде в период новейшей истории. Работа написана с привлечением широкого круга англоязычных источников, которые вносятся в русскоязычный научный оборот впервые.

Ключевые слова. Китай, СМИ, информационная повестка, газета, веб-издания.

ъяышш^тшттъш

A.B. Rinchinov

ш&тштштттш'гшш, жш±®80

а=.>.

A.V. Shalak

£^0^:2022^11^230 №0^:2022^12^260

288

© Ринчинов А.Б., Шалак А.В., 2022

Original article

Trends in Chinese Regional Press in the Era of Market Reforms

A.B. Rinchinov

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

A.V. Shalak

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Received:2022 November 23 Accepted: 2022 December 26 Available online: 2022 December 29

Abstract. The research examines the dynamics of print media forecasts during the period of market transformations. Chinese Printing Policy changed several times during the 20th century, and switched to a commercial basis in the early 1980s, which became one of those milestones. The analysis allows us to identify three main trends for publication in the period: the transition to self-sufficiency due to a large number of advertising materials, publishing online and the creation of a website there, a decrease in attention to the political and foreign policy agenda due to the involvement of a wider range of readers.

The article explores the changes taking place in the Chinese information environment in the period of modern history. The study provides a review of a wide range of English-language sources that are introduced into the Russian-language scientific study for the first time.

Keywords. China, media, information agenda, newspaper, web editions.

Начавшаяся в 1978 г. «политика реформ и открытости» в КНР способствовала небывалой трансформации местного медиарынка. За век до начала этой политики китайские периодические издания проделали большой путь от попыток контроля и цензуры со стороны правительства в имперский период и полного запрета частных изданий в 1953 г. до коммерциализации и децентрализации начала века. Период «Культурной революции» (1966-1976 гг.) сопровождался общей деградацией прессы. Для сравнения, если в 1958 г. в Китае выходило около 500 газет и более 800 журналов, то в годы «Культурной революции» их выпускалось 43 и 27, соответственно [1, с. 85]. Поэтому, на момент начала реформ правительству Дэн Сяопина предстояло заново выстраивать многие отрасли государственно-общественных отношений, среди которых была и китайская пресса.

Начиная с 1986 г. газеты начинают функционировать на основе принципов рыночной экономики. Государство, в лице партийных властей, не отказывалось от ответственности за публикуемые материалы, однако коммерческая окупаемость становится ключевым фактором успешности издания [2, с. 579]. В материальном отношении издательства начинают зависеть от рекламных контрактов, которыми быстро насыщается китайская экономика переходного периода. Рынок печатной прессы быстро растет, возникают новые типы газет: «вечерние», «экономические обозреватели», полностью рекламные издания и т.п. По состоянию на начало

2000-х гг. в стране существовало уже 146 «вечерних» и 70 местных, городских газет [1, с. 86], из которых 90 % было открыто после 1986 г. [3].

Реформа СМИ 1986 г. проходила в условиях открытия китайской экономики для глобального капитала. Поэтому доходы китайских газет от размещения рекламы быстро росли, и в 2003 г. их сумма составляла уже 2,4 млрд долл. США [4, с. 359]. При этом, как отмечает большинство исследователей проблемы, государство, отказавшись от прямого финансирования печатных изданий, не отказывалось от контроля за региональной прессой [1-4]. Политика самоокупаемости газет не касалась центральных газет, которые могли себе позволить даже сокращение рекламных контрактов до минимума, но в целом тренд на «самоокупаемость» изданий был задан. С началом 1990-х гг. тенденция получила закрепление посредством дополнительного снижения норм и ограничений на процентное соотношение между содержанием газеты и рекламными материалами [1, с. 86].

Профессор Пекинского университета Чжан Цзян в эволюции политического содержания печатных изданий выделяет три периода: от XIII съезда КПК (1987 г.) до смерти Ху Яобана, с 1989 по 1992 гг. (завершившийся «Южным турне» Дэна Сяопина) и с 1992 по 2012 гг. Содержание публикаций первого периода, в основном, определялось общим тоном, задаваемым прессе ежедневной газетой комсомольской организации КПК «Чжунго Циннянь Бао», находившейся под протекцией Ху Яобана. Помимо этого,

в ходе XIII съезда КПК был провозглашен важный политический лозунг: «Народ должен знать о тяжелых событиях, народ должен обсуждать тяжелые события» (кит.:

Формально ограничения на освещение трагичных инцидентов были сняты, однако подавляющее большинство изданий продолжило игнорировать «неудобные темы». Например, факт вспышки тифа в одном из уездов не нашел освещения в провинциальной газете. Редактор не проявлял в данном случае инициативы, несмотря на отсутствие каких-либо инструкций из центральных или местных партийных органов. «Чжунго Циннянь Бао» в данных условиях была своеобразным ориентиром, задающим новое статус-кво для китайской региональной журналистики. В этот короткий период издание являлось единственной газетой, которая могла вести журналистские расследования в отношении высших государственных чиновников. После 1989 г. из-за смены целого ряда чиновников, ответственных за пропагандистскую работу, отношение к СМИ изменилось. Возник новый лозунг, «делать ставку на позитивную пропаганду» (кит.: Многие реформы и тенденции, фактически, были заморожены, однако этот период не продлился долго. После поездки Дэн Сяопина в Гуандун, вновь встал вопрос о коммерческих изданиях, а в 1994 г. одной из функций прессы был провозглашен «общественный надзор» (кит.: касавшийся, в том числе, государственно-партийного аппарата [3].

Дополнительное ослабление контроля за редакциями привело к атмосфере равной конкуренции между региональными и центральными, партийными и массовыми газетами. При этом по показателям окупаемости массовые газеты превосходили партийные. Ослабление контроля начала 1990-х гг. привело даже к появлению новых газет условно-регионального уровня «§Р ШМ» (палл.: Ду Ши Бао) в провинциях Хэбэй, Гуандун, Хайнань и др. которые стали прямыми конкурентами «вечерних» газет [1, с. 86; 3]. Атмосфера конкуренции способствовала утверждению более разнообразной структуры не только печатных изданий, но и всего медиарынка Китая. Газета «Наньфан ду шибао» (Гуандун) основанная в 1997 г., считается главным популяризатором жанра журналистских расследований в Китае на данном этапе [3].

Постепенная интеграция Китая в структуры Всемирной торговой организации (ВТО) послужила дополнительным стимулом для даль-

нейшей коммерциализации медиаотрасли. С 2001 г. проводилось акционирование предприятий, при этом подчеркивалось, что контрольный пакет акций должен оставаться в руках государственного регулятора. В условиях отсутствия четких политических целей и ослабления контроля со стороны государства, региональные издательства проводят эксперименты с целью увеличения собственной финансовой отдачи. Как правило, таким шагом становился запуск веб-издания газеты. По состоянию на начало 2001 г., 14 % всех китайских издательств имели свои веб-сайты, подавляющее большинство из которых принадлежало региональным газетам [4, с. 361]. Менеджмент активно стремился адаптировать западные стратегии ведения бизнеса к медиарынку, стали активно проводиться опросы фокус-групп читателей, развивается сегментация аудитории и таргетированность заметок [5, с. 155]. При этом первые шаги в области веб-журналистики для китайских изданий выглядели скромно: среднее количество новостных публикаций в сутки не превышало 28 (самый высокий показатель «Сычуань жибао»); издания практически не пользовались гиперссылками, в лучшем случае ссылались на собственную предыдущую новость по теме; за исключением главной ежедневной партийной газеты Китая — «Жэньминь жибао», практически не использовались иллюстрации (табл.).

В исследовании, опубликованном в августе 2005 г. «Китайские газеты и рыночные теории веб-журналистики», профессор университета Восточной Каролины Бриан Мэсси описывает компьютерный алгоритм, разработанный студентами китайского происхождения, позволивший на протяжении июня-августа 2003 г. провести оценку текущей наполняемости веб-страниц китайских газет. В течение этого периода алгоритм считывал обновление сайтов 32 крупнейших китайских газет и по итогам предоставил средние значения по суточным добавлениям новостных публикаций, среднему количеству гиперссылок и иллюстраций в публикациях. В целом, исследование позволяет увидеть, какие издания по состоянию на 2003 г. отдавали наибольший приоритет цифровому формату. Региональная «Сычуань жи-бао» при восьмимиллионном тираже сохраняла достаточно высокую интернет-активность, газеты малой региональной тиражности, такие как «Ляо-нин жибао», «Хайнань жибао», активно обновляли свои сайты. В это же время полуторамиллионная «Гуанчжоу жибао» в данном направлении работало малоэффективно [4, с. 364-368].

* Составлена авторами по Бриан Мэсси: «Китайские газеты и рыночные теории веб-журналистики».

** Столь резко выделяющееся значение вызвало у нас интерес. При попытке перепроверки результатов команды Мэсси было проанализировано содержание сайта газеты «Гуанси жибао». Было выявлено, что сайт активно использует макеты страниц собственного печатного издания в качестве иллюстрации к материалам. Эти макеты действительно содержат в себе иллюстрации, однако стоит ли считать сам макет газетной страницы иллюстрацией к новостному материалу — дискуссионный вопрос. В остальном, данные в таблице, составленной по итогам работы команды Мэсси, были подтверждены.

Характеристика веб-сайтов китайских газет*

Название Ежедневный Тираж Публикаций на сайте в сутки Гиперссылок (ср. в одной) Иллюстраций (ср. в одной)

Сычуань жибао 8,000,000 28 1,11 0,07

Жэньминь жибао 2,100,000 27 7,89 0,93

Гуанчжоу жибао 1,600,000 8 1 0,13

Синминванбао 1,108,000 23 0 0

Гунжэнь жибао 960,000 16 2,13 0

Гуанмин жибао 920,000 7 1 0

Хубэй жибао 800,000 7 1 0,14

Бэйцзин жибао 700,000 12 0,08 0,17

Чжэцзян жибао 700,000 11 0 0,18

Гуанси жибао 650,000 6 1 1,83**

Ляонин жибао 600,000 27 0,04 0,04

Тяньцзинь жибао 600,000 15 0 0,27

Хэйлунцзян жибао 500,000 15 0 0,07

Хайнань жибао 100,000 22 0 0,09

В рассматриваемый период отмечается и снижение политизированности новостного блока. Среди изданий растет аполитичность, вместе с тем увеличиваются развлекательные разделы, светские хроники и новости шоу-бизнеса [5, с. 157-160]. Одним из ключевых факторов, позволяющих напрямую отметить деполитиза-цию региональной печатной прессы в Китае в 1990 — 2000-х гг., можно назвать изменяющееся освещение ими международной политической обстановки.

Вплоть до начала 2000-х гг. все новости, связанные с международной тематикой, поступали в региональные издательства исключительно из одного источника: государственного информационного агентства «Синьхуа». Журналисты и привлекаемые ими эксперты могли лишь дополнить новости отдельными деталями и мнениями. Одним из переломных моментов в взаимоотношениях центральных и региональных редакций стало землетрясение и последовавшее за ним цунами в Индийском океане 2004 г., когда региональные издательства направляли на место трагедии собственных корреспондентов [6, с. 82]. Однако даже на тот момент, подобные действия могли позволить себе только обеспеченные издательства Гуандуна, Хэбэя и Чжэцзяна (а также китайских городов центрального подчинения). Одной из наиболее частых форм получения напрямую новостей из-за рубежа становится не наличие собственных корреспондентов,

а сотрудничество с местными китаеязычными СМИ [6, с. 83]. Основным источником зарубежных новостей все ещё оставалось «Синьхуа», однако у него появились конкуренты в лице зарубежных офисов «China Daily» и «China Radio International» (оба, как и «Синьхуа» подконтрольны центральному правительству напрямую).

За годы эволюции в китайских СМИ возникла тенденция условного разделения международного блока новостей на две группы: «зарубежные новости», освещающие события и инциденты без упоминания Китая или необходимости подчеркнуть его позицию, и «новости зарубежной политики», повествующие о внешнеполитическом курсе Китая, государственных визитах и саммитах, реакциях официальных лиц Китая на те или иные международные вопросы и инциденты [7, с. 623-624]. Подобное жёсткое деление, практикующееся в китайских изданиях, дало журналистам и редакторам достаточно широкую свободу при выборе точек зрения и выражении мнений в разделах, относящихся к «зарубежным новостям». Однако не все издательства преминули воспользоваться такими возможностями. Например, газета «Хэйлунцзян жибао», имеющая статус официального печатного органа приграничной с Россией провинции Хэйлунцзян и самое крупное печатное издание провинции, в 1989 г. упоминала о новостях из 31 зарубежного государства, а в 2009 г. число стран, события в которых освещала газета, сократилось до 18.

Если спроецировать тенденцию на другие издания приграничных областей Китая, то можно отметить, что снижение интереса к мировым новостям компенсируется увеличением заметок на тему новостей государства-соседа провинции. При этом следует отметить изменение тональности публикаций. В 1989 г. «зарубежные новости» являлись более контрастными: 16 % позитивных публикаций, 77 % нейтральных и 7 % негативных. В 2009 г. их тональность стала более, чем сдержанной: 0,6 %, 98,8 % и 0,6 %, соответственно. Однако в группе «новостей зарубежной политики» отмечается поляризация публикаций. Если в 1989 г. на страницах «Хэйлунцзян жибао» было 67 % публикаций, позитивно характеризующих китайские международные отношения, 25 % нейтральных и 8 % негативных, то в 2009 г. эти цифры выглядят как 36 %, 38 % и 26 % соответственно [7, с. 625-631]. В первую очередь, это связанно с «регионализацией» внешней политики, которую описывает «Хэйлунцзян жибао». Ключевыми государствами-соседями, события в которых освещаются на её страницах становятся Россия (и государства СНГ), Монголия, КНДР, Южная Корея и Япония.

Из исследования И. В. Ставрова, посвященного изучению образа России на страницах «Хэйлунцзян жибао» за декабрь 2016 г., следует, что список зарубежных государств, новости которых появлялись на страницах газеты, остался практически прежним: Россия, Украина, США, Южная Корея, КНДР и Япония. Отдельно упоминались Индонезия и Турция. Всего за декабрь 2016 г. Россия была упомянута 24 раза [8, с. 56-58]. Из них 10 можно охарактеризовать как «зарубежные новости», посвященные крупным инцидентам в России и российским отношениям с третьей страной. 14 новостей касались «зарубежной политики Китая» и были посвящены торгово-экономическому и культурному обмену, а также проводившимся в тот период в г. Харбин (столица провинции Хэйлунцзян) международным юношеским соревнований. Эти новостные публикации сфокусированы на проблематике (и описании выгод) межрегионального сотрудничества России и Китая, фактически никак не отсылая читателя к позициям китайского МИД или чиновников из центрального правительства. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что высшее китайское руководство — Си Цзиньпин и Ли Кэцян, в контексте России были упомянуты лишь однажды: газета публиковала их соболезнования из-за катастрофы Ту-154 над Чёрным морем [8, с. 57].

Исследователи медиарынка Китая отмечают, что тематика региональной прессы становится более фокусированной. В 1989 г. региональные издания Китая суммарно освещали новости из 128 государств. К 2009 г. их количество возросло до 155, но в процентном отношении относительно государств-членов ООН их доля осталась неизменной — 80 %. Произвольная выборка по пяти региональным изданиям в 1989 г. показала, что новости дублировались только по шести государствам (3,8 %), в 2009 г. таких стран осталось четыре (2,1 %). Это подтверждает тенденцию распределения внимания китайской региональной прессы на протяжении 20 лет в пользу более узкой региональной повестки [7].

Интересны и конкретные географические регионы, которым уделяли свое внимание китайские газеты. Так, с 1989 по 2009 г. снизилось освещение стран Восточной Европы на 11 %, Центральной Америки на 7,6 % и Южной Америки на 2,2 %. Повысилось внимание к странам Северной Америки на 7,4 %, Ближнего Востока на 6 % и Африки на 3,1 % [7, с. 628]. В 2009 г. основным источником информации для региональных китайских СМИ оставалось агентство «Синьхуа». Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод, что фокус внимания китайского государства в процессе рыночных реформ был переориентирован со стран социалистического блока на условный центр мировых рынков и развивающиеся страны.

Таким образом, анализ эволюции печатных изданий Китая позволяет выявить основные тенденции их трансформации на различных этапах проводимых реформ: поиск новых моделей взаимодействия с государством в 19861992 гг., массовое открытие множества новых региональных изданий в 1992-2005 гг., их выход на рыночную самоокупаемость, создание ими собственных корреспондентских сетей и переход в цифровую эпоху. Пиком политизации китайских СМИ после начала реформы можно назвать период 1998-2003 гг. В дальнейшем многие издания предпочитали избегать журналистских расследований, а в освещении крупных событий и важных международных новостей полагались на публикации «Синьхуа», «Жэньминь жибао», «China Daily» и «China Radio International» [3].

Деполитизация и коммерциализация изданий продолжились в 2000-х гг. Однако степень автономности китайской региональной прессы остается условной и дискуссионной [9]. Большая часть её контента по-прежнему поступает

из партийных источников информации. Нынешнее руководство КНР хорошо осознает опасность утраты контроля за информационным пространством. Выступая на симпозиуме по работе с новостными изданиями и общественным мнением 19 февраля 2016 г., председатель КНР Си Цзиньпин эту позицию выразил следующим образом: «... возглавляемые партией СМИ должны представлять партию» (кит.: [10].

Поэтому, несмотря на определенную свободу печатных изданий в своих действиях, расширение источников информации, в том числе политической, утверждение в медиасреде рыночных подходов, нынешнее поколение китайских руководителей осознает роль СМИ в обеспечении национальной безопасности и поэтому будет ориентироваться на сохранение политического контроля за деятельностью печатных изданий.

Список использованной литературы

1. Ткачева Н.В. Этапы формирования китайской медиасистемы / Н.В. Ткачева. — EDN ZZELMT // Российско-китайские исследования. — 2019. — T. 3, № 1. — С. 83-89.

2. Chen H. Press Finance and Economic Reform in China / H. Chen, C.-C. Lee // The China Review. — 1998. — P. 577-609.

3. Jiang Z. Chinese Media through the Decades / Z. Jiang ; S. Chen // China Media Project. — 2021. — 10 November. — URL: https://chinamediaproject.org/2021/11/10/chinese-media-through-the-decades.

4. Massey B. Chinese Newspapers and Market Theories of Web Journalism / B. Massey, Wei Luo. — DOI 0.1177/0016549205054285 // Gazette. — 2005. — Vol. 167, iss. 4. — P. 359-371.

5. SQkosd M. How to Conceptualize Media Pluralization in China? / M. SQkosd. — DOI 10.1057/9781137304308_9 // Media Pluralism and Diversity. — London : Palgrave Macmillan, 2015. — P. 152-170.

6. Wei W. Solutions for International News reporting in the Era of New Media: An Exploration of the Crowd-Sourcing Model in the Regional Press / W. Wei // Journalism Review. — 2010. — N. 5. — P. 81-84.

7. Song Y. The News and Local Production of the Global: Regional Press Revisited in post-WTO China / Y. Song, T.-K. Chang. — DOI 10.1177/1748048513482541 // The International Communication Gazette. — 2013. — Vol. 75, iss. 7. — P. 619-635.

8. Ставров И.В. Образ России на страницах газеты «Хэйлунцзян жибао» / И.В. Ставров. — EDN YIWIUH // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2017. — № 1 (40). — С. 54-60.

9. Фйэиетадшжйй^жшФ // ттт. — 2016.—э^ 21 s. — url:

https://cn.nytimes.com/china/20160321/c21chinaren [Чу Б. КПК столкнулась с критикой как внутри партии, так и за ее пределами из-за инцидента с ЖэньЧжицяном / Байлян Чу // Нью-Йорк Таймс. — 2016. — 21 марта.].

10. ШХЩ. ШПЁЙ^"^" // ФИЙГ^ШИ. — 2016. — 03^04Е. — URL: http://theory. people.com.cn/n1/2017/0801/c40531-29442796.html. [Сюй В. Наше имя это имя Партии / Веньсю Сюи // Новости Коммунистической партии Китая. — 2016. — 4 марта.].

References

1. Tkacheva N.V. Stages of the Formation of the Chinese Media System. Rossiisko-kitaiskie issle-dovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 83-89. (In Russian). EDN: ZZELMT.

2. Chen H., Lee C.-C. Press Finance and Economic Reform in China. The China Review, 1998, pp. 577-609.

3. Jiang Z.; Chen S. Chinese Media through the Decades. China Media Project, 2021, 10 November. Available at: https://chinamediaproject.org/2021/11/10/chinese-media-through-the-decades.

4. Massey B., Wei Luo. Chinese Newspapers and Market Theories of Web Journalism. Gazette, 2005, vol. 167, iss. 4, pp. 359-371. DOI: 0.1177/0016549205054285.

5. SQkosd M. How to Conceptualize Media Pluralization in China? Media Pluralism and Diversity. London, Palgrave Macmillan, 2015, pp. 152-170. DOI: 10.1057/9781137304308_9.

6. Wei W. Solutions for International News Reporting in the Era of New Media: An Exploration of the Crowd-Sourcing Model in the Regional Press. Journalism Review, 2010, no. 5, pp. 81-84.

7. Song Y., Chang T.-K. The News and Local Production of the Global: Regional Press Revisited in post-WTO China. The International Communication Gazette, 2013, vol. 75, iss. 7, pp. 619-635. DOI: 10.1177/1748048513482541.

8. Stavrov I.V. The Image of Russia in the Newspaper "Heilongjiang Daily". Oikumena. Regionovedches-kie issledovaniya = Ojkumena. Regional Researches, 2017, no. 1, pp. 54-60. (In Russian). EDN: YIWIUH.

9. Chu Bailiang. The CCP has Faced Criticism from Within and Outside the Party over the Ren Zhiqiang Incident. The New York Times, 2016, March 21. Available at: https://cn.nytimes.com/china/20160321/

c21chinaren. (In Chinese).

10. Xu Wenxiu. Our Name is the name of the Party. Communist Party of China News Network, 2016, March 4. Available at: http://theory.people.com.cn/n1/2017/0801/c40531-29442796.html. (In Chinese).

Информация об авторах

Ринчинов Артём Бэликтоевич — аспирант, кафедра международных отношений и таможенного дела, Институт мировой экономики и международных отношений, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, hongweibing49@gmail.com.

Шалак Александр Васильевич — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, ShalakAV@bgu.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Artyom B. Rinchinov — йтШ^ШШШМШ,

-^^^ЛЙРШШР, hongweibing49@gmail.com.

Alexander V. Shalak —

ShalakAV@bgu.ru.

Authors

Artyom B. Rinchinov — PhD Student, Department of International Relations and Customs Affairs, Institute of World Economy and International Relations, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, hongweibing49@gmail.com.

Alexander V. Shalak — D.Sc. in History, Professor, Head of Department of International Relations and Customs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, ShalakAV@bgu.ru.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Ринчинов А.Б. Тренды китайской региональной прессы в эпоху рыночных реформ / А.Б. Ринчинов, А.В. Шалак. — DOI 10.17150/2587-7445.2022.6(4).288-294. — EDN NQZFXE // Российско-китайские исследования. — 2022. — Т. 6, № 4. — С. 288-294.

For Citation

Rinchinov A.B., Shalak A.V. Trends in Chinese Regional Press in the Era of Market Reforms. Rossiis-ko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2022, vol. 6, no. 4, pp. 288-294. (In Russian). EDN: NQZFXE. DOI: 10.17150/2587-7445.2022.6(4).288-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.