Научная статья на тему 'ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ»'

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межэтническая толерантность / патриотизм / патриотическое воспитание / «ЮНАРМИЯ» / Юнармеец / общественное движение / дополнительное образование / interethnic tolerance / patriotism / patriotic education / YUNARMIYA / Yunarmeets / social movement / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Мария Михайловна, Троянская Светлана Леонидовна

В работе предлагается модель патриотического воспитания с включением аксиологического, феноменологического и методического компонентов, используемая в процессе формирования межэтнической толерантности участников Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Определяется значимость и специфика процесса патриотического воспитания в рамках образовательного процесса в российских образовательных учреждениях, устанавливается взаимосвязь между межэтнической толерантностью и социальным чувством – патриотизмом. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ЦПВ «Школа юных летчиков» в течение одного года. В эксперименте приняли участие 60 человек в возрасте 12–17 лет: юноши – 42 человека, девушки – 18, обучающиеся по дополнительной общеобразовательной развивающей программе «ЮНАРМЕЕЦ». Методы исследования: наблюдение, тестирование, метод семантического дифференциала Г.У. Солдатовой, анкетирование, психодиагностическая методика изучения типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой. С целью выявления сдвигов показателей в ходе опытно-экспериментальной работы использовался T-критерий Вилкоксона с применением программы IBM SPSS Statistics V 22.0. По результатам теоретического анализа и полученных данных исследования разработана педагогическая программа на основе трехкомпонентной модели патриотического воспитания, направленная на повышение уровня межэтнической толерантности. Эффективность разработанной и апробированной педагогической программы доказывает положительная динамика: 82 % из общего числа респондентов получили оптимальный баланс межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE-COMPONENT MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE AMONG THE PARTICIPANTS OF THE ALL-RUSSIAN CHILDREN's AND YOUTH MILITARY-PATRIOTIC SOCIAL MOVEMENT "YUNARMIYA"

The paper proposes a model of patriotic education based on axiological, phenomenological and methodological components in the process of forming interethnic tolerance among participants of the All-Russian children's and youth militarypatriotic social movement "YUNARMIYA" (Young Army). The significance and specificity of the process of patriotic education within the framework of the educational process in Russian educational institutions are determined, the relationship between interethnic tolerance and social feeling – patriotism – is established. The research has been carried out on the basis of the "School of Young Pilots" during one year. The experiment involved 60 people aged 12–17 years old: boys – 42, girls – 18, studying under the additional general educational developmental program "YUNARMEETS" (Young Army Cadets). Research methods: observation, testing, semantic differential method of G.U. Soldatova, questionnaire survey, psychodiagnostic method of studying the types of ethnic identity of G.U. Soldatova. In order to identify the shifts of indicators in the course of experimental work, the Wilcoxon T-criterion was applied with the use of IBM SPSS Statistics V 22.0 program. According to the results of theoretical analysis and the obtained research data, a pedagogical program based on a threecomponent model of patriotic education was developed, aimed at increasing the level of interethnic tolerance. The effectiveness of the developed and tested pedagogical program was proved by the positive dynamics: 82 % of the total number of respondents got the optimal balance of interethnic tolerance.

Текст научной работы на тему «ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ»»

УДК 37.035.6(045)

М.М. Соловьева, С.Л. Троянская

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ»

В работе предлагается модель патриотического воспитания с включением аксиологического, феноменологического и методического компонентов, используемая в процессе формирования межэтнической толерантности участников Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Определяется значимость и специфика процесса патриотического воспитания в рамках образовательного процесса в российских образовательных учреждениях, устанавливается взаимосвязь между межэтнической толерантностью и социальным чувством - патриотизмом. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ЦПВ «Школа юных летчиков» в течение одного года. В эксперименте приняли участие 60 человек в возрасте 12-17 лет: юноши - 42 человека, девушки - 18, обучающиеся по дополнительной общеобразовательной развивающей программе «ЮНАРМЕЕЦ». Методы исследования: наблюдение, тестирование, метод семантического дифференциала Г.У. Солдатовой, анкетирование, психодиагностическая методика изучения типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой. С целью выявления сдвигов показателей в ходе опытно-экспериментальной работы использовался T-критерий Вилкоксона с применением программы IBM SPSS Statistics V 22.0. По результатам теоретического анализа и полученных данных исследования разработана педагогическая программа на основе трехкомпонентной модели патриотического воспитания, направленная на повышение уровня межэтнической толерантности. Эффективность разработанной и апробированной педагогической программы доказывает положительная динамика: 82 % из общего числа респондентов получили оптимальный баланс межэтнической толерантности.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, патриотизм, патриотическое воспитание, «ЮНАРМИЯ», Юнармеец, общественное движение, дополнительное образование.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-191-202

Введение

Современная военно-политическая ситуация в мире в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные ведением начиная с февраля 2022 года специальной военной операции на территории Украины. Процессы, протекающие в мировом сообществе, трансформировались, как и новые вызовы и угрозы, стоящие перед безопасностью нашего государства.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны [10]. В распоряжении Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» утверждена одна из приоритетных задач - формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности [4; 16]. На современном этапе развития общества становится очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, культуры межэтнических отношений, уважения к общему историческому и культурному наследию России. Проявление межэтнической толерантности становится непременной составляющей трактовки патриотизма, который определяет единство нации, ее историческую силу и культурную идентичность.

Межэтническая толерантность - «динамично развивающееся моральное качество личности, характеризующееся корректным и терпимым отношением к представителям других национальностей, их обычаям, привычкам, поступкам, которые не причиняют вред физическому и психическому здоровью других людей...и при этом иметь возможность сохранять свою собственную этническую индивидуальность» [17]. Межэтническая толерантность - уважительно-доброжелательное отношение к представителям другой этнической (расовой, национальной) традиции. Толерантный человек, по мнению Баевой Л.В., толерантен не к определенным этносам (псевдотолерантность, продолжаю-

щая демаркацию «свой-чужой»), а к любому народу и его представителю [1]. Толерантность - априорное признание равенства представителей иного этноса и отношение к ним с позиции уважения как личностей (за человеческие качества и поступки), а не как носителей другой традиции. Межэтническая толерантность формируется тогда, когда у индивида есть убеждение в своей групповой этнической идентичности, что является основой для уважительного и терпимого отношения к представителям других групп, а также для готовности к позитивным коммуникациям и совместному сотрудничеству. С.В. Рыжова и Г.У. Солдатова отмечают, что оптимальный баланс толерантности устанавливает позитивная этническая идентичность [11; 13].

В рамках индивидуально-личностного подхода межэтническая толерантность рассматривается как психологическая готовность и нравственная позиция личности взаимодействовать с представителями другого этноса или в качестве ее способности и практического признания носителей других ценностей, другой логики мышления, других типов поведения. В этот контекст вписывается и определение толерантности Г.У. Солдатовой: интегральная характеристика личности, которая определяет способность человека к активному взаимодействию с окружающей средой в сложных и кризисных обстоятельствах [15]. В своем исследовании мы также придерживаемся понимания межэтнической толерантности как интегрального свойства целостной индивидуальности человека в единстве его личностных, субъектных и индивидных свойств. На индивидуальном уровне она реализуется как норма поведения личности, проявляющаяся в отсутствии негативного отношения к иной этнической культуре, при котором сохраняется восприятие собственной культуры. По мнению Жуковой О.В., в основе этого понимания лежит постулат ценностной равнозначности этнических культур и отсутствие в этом отношении преимуществ одних культур перед другими [3].

Выводы, сделанные в работах Хотинец В.Ю., позволяют трактовать культуру межэтнического общения как условие позитивного межэтнического взаимодействия в различных сферах общественной жизни [18; 19]. Это взаимодействие происходит с помощью обмена опытом, заимствования лучших образцов культуры и характеризуется стремлением к распространению своего опыта. Педагогически организованное такое взаимодействие представляет собой процесс воспитания.

В 2016 году, по инициативе Министра обороны Российской Федерации Сергея Кужугетовича Шойгу, в нашей стране было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение (ВВПОД) «ЮНАРМИЯ», которое направлено на патриотическое воспитание. Движение призвано воспитывать в подростках доброту, сочувствие, толерантность, верность, любовь к своей Родине и своему Отечеству.

На территории города Ижевска активно ведет деятельность по патриотическому воспитанию Штаб Местного Отделения (МО) ВВПОД «ЮНАРМИЯ», базирующийся в МБОУ ДО «Центр патриотического воспитания «Школа юных летчиков» им. А.А. Девятьярова». Штаб выступает инициатором целого ряда мероприятий военно-патриотической направленности, ведет профориентационную работу, способствует формированию у подростков чувства любви к своему Отечеству, активной гражданской позиции, уважения к героическому прошлому и настоящему своей Родины, готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации [8; 9].

Главная задача Штаба МО ВВПОД «ЮНАРМИЯ» - воспитание детей, подростков в духе патриотизма, имеющего определенные социальные функции, которые заключаются в единении государства и общества. Так, в случае ослабления влияния патриотизма, в обществе может возникнуть социальный кризис, заключающийся в трансформации общественных ценностей, а впоследствии - уничтожении общества и государства [6; 14]. Также, этому может способствовать тенденция к «переписи истории» и уничтожению памятников истории, набирающая популярность в ряде стран.

В связи с вышеперечисленным, воспитание патриотизма является приоритетной задачей нашего общества и государства. Воспитание подрастающего поколения на основе духовных и нравственных ценностей, с учетом героического прошлого и настоящего нашего Отечества, где проявление толерантности к представителям различных национальностей, вероисповеданий, социальных слоев общества становится условием существования патриотизма - залог стабильности общественной жизни [2; 3; 5; 7]. Однако, в настоящее время воспитательной работе в военно-патриотических центрах по развитию межэтнической толерантности как одной из составляющих патриотического воспитания отведена недостаточная доля времени. В большинстве случаев данный вопрос актуализируется только при возникновении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и/или по инициативе самого педагога.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Целью исследования является разработка и реализация педагогической программы развития межэтнической толерантности участников МО ВВПОД «ЮНАРМИЯ» г. Ижевска в центре патриотического воспитания, базирующейся на трехкомпонентной модели патриотического воспитания.

Задачи исследования: 1) выявить уровень патриотического воспитания и межэтнической толерантности Юнармейцев в центре патриотического воспитания; 2) разработать педагогическую программу по развитию уровня межэтнической толерантности патриотической направленности; 3) апробировать педагогическую программу в среде Юнармейцев МБОУ ДО ЦПВ «Школа юных летчиков» и доказать ее эффективность.

Выборка и методы исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ЦПВ «Школа юных летчиков» в течение одного года. В эксперименте приняли участие 60 человек - юноши и девушки в возрасте 12-17 лет (юношей - 42 человека, девушек - 18), обучающиеся по дополнительной общеобразовательной развивающей программе «ЮНАРМЕЕЦ».

В ходе работы использовались теоретические методы - анализ, сравнение, обобщение; экспериментальные методы - наблюдение, тестирование, метод семантического дифференциала Г.У. Солдатовой, анкетирование, психодиагностическая методика изучения типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой; методы обработки полученных данных - количественные и качественные; с целью сопоставления показателей, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, нами использовался T-критерий Вилкоксона с применением программы IBM SPSS Statistics V 22.0.

Разработка педагогической программы. Патриотическое воспитание - это многогранный процесс, затрагивающий большую часть сфер жизни человека, заключающийся в способствовании формирования у подрастающего поколения социально-значимых личностных качеств, гражданственности, рациональных и объективных представлений о Родине, готовности к служению своему Отечеству. Помимо этого, патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование у детей и подростков межэтнической толерантности - принятии и уважении этнического разнообразия нашей страны и нашего региона, на территории которого долгие десятилетия мирно сосуществует более 100 народов. Необходимо знакомить подростков с традициями, культурным наследием, укладом жизни, историей государства и общества, в котором они проживают [12]. Процесс развития межэтнической толерантности подрастающего поколения средствами патриотического воспитания эффективен при правильной постановке целей и задач педагогической программы, соблюдении определённых условий, а также использовании различных форм и методов работы, направленных на развитие толерантных качеств личности.

Именно поэтому процесс патриотического воспитания должен основываться на определенных компонентах, которые лежат в основе формирования патриотизма:

1. Аксиологический компонент направлен на актуализацию эмоциональной части патриотизма как социального чувства, возникающего у человека. Эмоции должны носить позитивный характер и проявляться в чувстве уважения и любви к своему Отечеству, истории и культуре своей Родины и народа, его героическому прошлому и настоящему, традициям и специфике уклада жизни, менталитета. Важным условием реализации данного компонента является наглядность материала, возможность погрузиться в историю своей страны и своего народа. Способствовать формированию патриотических чувств будут положительные эмоции, закрепляющиеся посредством повторения нравственных действий, поступков, решения определенных задач и ситуаций в пользу морального выбора.

2. Феноменологический компонент. Эффективность реализации данного компонента будет зависеть от правильно спланированного направления работы педагога/наставника/куратора/родителя. При планировании работы важно определить явление/чувство, на которое будет направлен воспитательный процесс. Это связано с тем, что корректное планирование работы будет способствовать построению правильной модели психолого-педагогического воздействия, которое должно учитывать возрастные, социальные и психологические особенности объекта патриотического воспитания. При этом, при формировании модели воздействия особое внимание стоит уделить региональному аспекту, который заключается в адаптации информационного и образовательного материала к территории проживания детей и подростков.

3. Методический компонент затрагивает поведенческий аспект патриотизма, организацию воспитательной деятельности, её методику/технологию. Процесс патриотического воспитания позволяет также создать условия и среду, которые имеют влияние на выстраивание действий и суждений детей и подростков по определенному вектору. Например, формированию объективных представлений об

Отечестве и Родине будет способствовать организованное педагогом знакомство детей и подростков с привычными объектами, предметами, окружающей их средой. Включая подростков в такую деятельность, можно предложить обучающимся самостоятельно собрать информацию о земляках, которые бесстрашно сражались за свою Родину, о тех, кто отдал жизнь, защищая свою страну. Собранную информацию возможно использовать, например, для создания своих видеофильмов по данной тематике. Для формирования межэтнической толерантности детей и подростков следует организовать целенаправленный педагогический процесс их включения в различные виды и формы социокультурной деятельности, направленные на формирование патриотизма, гражданской идентичности и толерантности.

Безусловно, на эффективность процесса патриотического воспитания и формирования патриотизма оказывают влияние возрастные, социальные и психологические характеристики объекта воспитания. В связи с тем, что подростковый возраст - это период созревания и развития человека, которому сопутствует ряд психологических изменений, он является одним из основных этапов воспитания, в том числе патриотического.

Исследование. Среди участников МО ВВПОД «ЮНАРМИЯ» г. Ижевска было проведено исследование, которое выявило, что одними из приоритетных ценностей для современных подростков являются благополучие своей страны и своего народа (42 %), а также свобода в выражении себя и своего мнения (35 %). Помимо этого, часть опрошенных отметила, что материальное благополучие является не последним из ориентиров в их жизни (21 %).

Важным аспектом анкетирования явилось выявление поведенческих установок, которых должен придерживаться патриот. Большая часть респондентов отметила, что каждый патриот, в первую очередь, должен защищать свое Отечество, быть готовым к служению на благо своей Родины и своего народа (78 %). Это является показателем того, что Юнармейцы отдают себе отчет в том, что каждый гражданин страны, называющий себя патриотом, должен отдать долг своей Родине и защитить ее в случае угрозы, к чему и стремится большинство опрошенных, выражающих готовность к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (73 %).

В ходе работы нами была выявлена предпочтительная организация досуга юнармейцев. Большинство опрошенных свободное время проводит в социальных сетях или играя в компьютерные/мобильные игры (68 %). Это свидетельствует о том, что досуговая деятельность подростков переходит в онлайн-формат и проходит в виртуальном пространстве. Также, респонденты активно участвуют в мероприятиях, проводимых МО ВВПОД «ЮНАРМИЯ» г. Ижевска (86 %).

Также, нами были получены данные о выраженности типов этнической идентичности, которые определили, что у 50 % Юнармейцев сформирована позитивная этническая идентичность. Но стоит отметить, что у другой половины респондентов ответы варьируются от этнонигилизма (14 %) и этнической индифферентности (25 %) до дискриминационных форм межэтнических отношений (11 %). Диагностический тест показал, что у респондентов отношение к представителям национальностей, отличных от своей, имеет отрицательное направление. Помимо этого, отношение к ««Типичному» представителю своей национальности» характеризуется амбивалентностью.

Педагогическая программа. Проведенное исследование по исходному уровню межэтнической толерантности с использованием нескольких методик позволило сделать вывод о его недостаточно высоком уровне. Для его повышения необходима разработка и апробация педагогической программы развития межэтнической толерантности патриотической направленности (табл. 1).

Анализ и обсуждение результатов. После реализации программы количество Юнармейцев, имеющих оптимальный баланс толерантности в значении позитивной этнической идентичности, т. е. в норме, возросло. Снизилось количество Юнармейцев, выраженность этнической идентичности которых превалировала в отрицательном значении. От общего числа опрошенных по итогам повторного исследования типа этнической идентичности 82 % респондентов имели одинаково положительное отношение к своему народу одновременно с положительным отношением к иным народам. Сравнительный анализ типов этнической идентичности до и после реализации педагогической программы представлен на рис. 1.

_Трехкомпонентная модель патриотического воспитания..._195

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2024. Т. 34, вып. 2

Таблица 1

Программа для юнармейцев по развитию межэтнической толерантности патриотической направленности

Тема занятия и его Цель и задачи занятия Методы, формы Реализация компонен-

№ краткое содержание и ход работы тов

1. Вводное занятие Образовательные: Аудиторное группо- Аксиологический

«Знакомство с куль- 1. Рассказать Юнармейцам вое занятие. компонент - учет

турой народов Уд- об этническом составе насе- Словесные, нагляд- ценностных структур

муртской Республи- ления УР; ные, ИКТ методы. при формировании

ки (УР)». 2. Изучить национальные Юнармейцы знако- положительных

Понятия «этнос», традиции, культуру народов, мятся с основными чувств к своей малой

«народ», «толерант- историю и обычаи малой понятиями занятия. Родине.

ность», «культура», Родины. Просмотр мульти- Феноменологичес-кий

«традиции». Развивающие: медийной презента- компонент - развитие

«Этническая карта» 1. Развивать межэтническую ции о национальной межэтнической толе-

УР. толерантность Юнармейцев, культуре этнических рантности.

Определяются пре- их способности групп. Методический компо-

валирующие этни- к толерантному общению. нент -знакомство

ческие группы, их Воспитательные: с традициями, обыча-

традиции, обычаи, 1. Способствовать формиро- ями и культурой

культура, нацио- ванию толерантного отно- народов, проживаю-

нальные блюда, ко- шения к этническим груп- щих на территории

стюмы. пам, проживающим УР, беседа, обсужде-

на территории УР. ние.

2. «Единство в нас». Образовательные: Онлайн-акция. Аксиологический

В социальной сети 1. Изучение истории воз- Словесные, нагляд- компонент - призна-

«ВКонтакте» никновения праздника Дня ные, ИКТ, видео ме- ние равенства всех

Юнармейцы знако- народного единства. тоды. людей.

мятся с историей Развивающие: Просмотр видео- Феноменологический

Дня Воинской Сла- 1. Развивать умения пра- фильма «Единство в компонент - форми-

вы - Днем народно- вильно обобщить данные и нас». рование уважительно-

го единства». сделать вывод. Юнармейцы отве- го отношения

Проверяют свои Воспитательные: чают на вопросы к истории и культуре

знания по данной 1. Способствовать формиро- онлайн-викторины. Родины.

теме посредством ванию уважительного отно- Просмотр видео- Методический компо-

прохождения он- шения к Родине, ее истории вопросов, Юнар- нент -изучение

лайн-викторины, и культуре; мейцы отвечают на в деятельности исто-

видео-вопросов. 2. Способствовать формиро- них. рии возникновения

ванию чувства общности и праздника, сопостав-

сопричастности к культур- ление его значения на

ному наследию разных сегодняшний день.

национальностей.

3. «Моя Удмуртия». Образовательные: Фотоконкурс. Аксиологический

Конкурс фотогра- 1. Самостоятельное изуче- Наглядные методы. компонент - фиксация

фий. ние достопримечательно- Создание фотогра- уровня познаватель-

Юнармейцы делают стей УР. фии Юнармейцами, ной сферы

снимки достопри- Развивающие: их отправка у Юнармейцев в ас-

мечательностей, 1. Развивать у Юнармейцев в сообщество пекте патриотизма.

расположенных образное воображение «Вконтакте» МБОУ Феноменологический

в г. Ижевске или УР. при фотосъемке; ДО ЦПВ «Школа компонент - учет

2. Развивать творческие спо- юных летчиков». принципа региональ-

собности и эстетический ной составляющей.

вкус. Методический компо-

Воспитательные: нент - изучение

1. Способствовать формиро- в деятельности исто-

ванию патриотизма и любви рии своей малой Ро-

к Родине. дины.

196_М.М. Соловьева, С.Л. Троянская_

2024. Т. 34, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Продолжение табл. 1

4. «Герои народа - Ге- Образовательные: Аудиторное занятие. Аксиологический

рои страны». Поня- 1. Рассмотреть взаимосвязь Наглядные, словес- компонент -

тия «патриотизм», между сплоченностью наро- ные и видео методы. воспитание чувства

«сплоченность», да и событиями в истории Юнармейцы знако- любви и уважения

«подвиг», «Герой», нашей страны; мятся с основными к Родине, народу, ге-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Герой Советского 2. Приобщение Юнармейцев понятиями занятия. роическому прошло-

Союза», «Герой к изучению героической ис- Просмотр видеоро- му своей страны.

Российской Федера- тории Отечества. лика «Герои народа Феноменологический

ции». Развивающие: - Герои страны». компонент -

1. Развивать умение слушать Обсуждение: определение народно-

и вести диалог, излагать каждый высказывает го единства как усло-

свое мнение свое мнение вия для эффективной

и анализировать. на вопрос «Кто совместной деятель-

Воспитательные: для меня Герой?». ности народов.

1. Воспитание Методический компо-

у Юнармейцев любви нент - участие в об-

и уважения к родному краю, суждении, где опре-

стране, Отечеству. деляется личное мнение о понятии «Герой».

5. «Соколы Ижевска - Образовательные: Экскурсия Аксиологический

Герои России». 1. Познакомить Юнармей- по музейному про- компонент -

Уроженцы УР - Ге- цев с примерами подвигов странству «Соколы раскрытие эмоцио-

рои Советского Со- Героев СССР, Героев РФ - Ижевска - Герои нальной составляю-

юза (СССР), Герои уроженцев УР. России». щей патриотизма. Фе-

Российской Федера- Развивающие: Аудиторное занятие. номенологический

ции (РФ). 1. Развивать умение форму- Наглядные, словес- компонент -изучение

лировать и излагать свою ные и видео методы. истории подвигов

точку зрения. Просмотр видеоуро- земляков.

Воспитательные: ка «Соколы Ижевска Методический компо-

1. Способствовать формиро- - Герои России». нент реализован

ванию устойчивого интереса Обсуждение: в экскурсии, где про-

к истории родного края и Юнармейцы выска- исходит сопоставле-

желания активно участво- зывают свое мнение ние привычных объ-

вать в жизни своего города и на вопросы «Что для ектов с более широ-

страны. меня подвиг?», «Кто кими представления-

2. Способствовать духовно - может совершить ми - вкладе УР в по-

нравственному воспитанию подвиг?». беду в Великой Оте-

Юнармейцев. чественной войне.

6. «Урок мужества». Образовательные: Аудиторное занятие. Аксиологический

Встреча Юнармей- 1. Знакомство с военной ле- Словесный метод. компонент - прямая

цев с ветеранами тописью XX - XXI в. РФ. Встреча коммуникация

боевых действий (в Развивающие: с ветеранами боевых с людьми, совершив-

том числе 1. Развивать умение струк- действий. Рассказ шими нравственные

с участниками турировать информацию, ветеранов о военной действия, поступки.

СВО), уроженцами формулировать вопросы. службе, боевом пу- Методический компо-

УР. Воспитательные: ти. нент - совместная де-

1. Способствовать формиро- Обсуждение: Юнар- ятельность, направ-

ванию любви к своему Оте- мейцы задают инте- ляющая поведение

честву; ресующие их вопро- и суждения

2. Способствовать формиро- сы ветеранам. в определенной траек-

ванию уважительного отно- тории.

шения к старшему поколе-

нию.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Окончание табл. 1

7. «Удмуртия - край Образовательные: Аудиторное занятие. Аксиологический

родной». 1. Закрепить на практике Словесные, ИКТ, компонент - развитие

Вопросы занятия полученные знания. игровые методы. ценностных ориенти-

для Юнармейцев Развивающие: Занятие проводится ров, со-

состоят из 4 блоков: 1. Развивать умение анали- в формате виктори- гласовывающихся

1. Традиции зировать, систематизировать ны «Своя игра». с общими приорите-

и культура народов и обобщать информацию; Юнармейцы делятся тами национальной

Удмуртии; 2. Развивать умение рабо- на команды политики.

2. Национальные тать в команде; и по очереди отве- Феноменологический

блюда народов Уд- 3. Развивать умение уважи- чают на вопросы компонент - учет

муртии; тельно воспринимать точку викторины, зараба- принципа региональ-

3. Национальные зрения других людей. тывая баллы. ной составляющей.

костюмы народов Воспитательные: Победителем стано- Опора на привычное в

Удмуртии; 1. Способствовать формиро- вится команда, рамках реализации

4. Творчество наро- ванию активной жизненной набравшая большее методического ком-

дов Удмуртии. позиции. количество баллов. понента позволяет

сформировать эмоци-

онально-

положительное отно-

шение

к окружающему.

Типы этнической идентичности

Этнонигилизм

5

1

Этническая индифферентность у 11

Норма 23

36

Этноэгоизм

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

1

2

1 1

4

0

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Первичные данные ■ Вторичные данные

Рис. 1. Сравнение типов этнической идентичности до и после реализации педагогической программы

Отношение обучающихся к собственной этнической группе, а также к отличным от своей, пре-

терпело изменения. Безусловно, данный факт является следствием активной деятельности обучаю-

щихся в рамках реализации нашей педагогической программы. Количество обучающихся, имеющих

оптимальный баланс толерантности в значении позитивной этнической идентичности, т. е. в норме,

возросло на 13 человек. Помимо этого, снизилось количество обучающихся, выраженность этниче-

ской идентичности которых превалировала в отрицательном значении: значение «этнонигилизм»

снизилось на 20 %, значение «этноэгоизм» снизилось на 25 %, значение «этноизоляционизм» снизи-

лось на 50 % и значение «этнофанатизм» снизилось на 50 %. Таким образом, от общего числа опро-

шенных (46 чел.) по итогам повторного исследования типа этнической идентичности 78 % респон-

дентов имеют одинаково положительное отношение к своему народу одновременно с положитель-

ным отношением к иным народам. Данное измененное значение является условием положительной

межэтнической коммуникации участников образовательного процесса. Мы считаем, что добиться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таких результатов помогла деятельность, направленная на установление взаимосвязи между сплоченностью народа и событиями в истории нашей страны в рамках учебных занятий. Данная информация оказала сильное влияние на восприятие обучающимися таких понятий, как «этнос», «народ», «патриотизм», «толерантность». Принятие социальных, этнических, религиозных различий стало для большинства опрашиваемых определенной нормой поведения. Данный факт является следствием понимания и принятия того, что различия между людьми не являются препятствием для выстраивания гармоничного взаимодействия.

Следующим этапом нашего исследования стало повторное проведение диагностического теста отношений обучающихся. Полученные данные представлены в сравнительной диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение результатов теста отношений до и после эксперимента

Повторное исследование по данной методике позволило сделать вывод о том, что качества, которые обучающиеся приписывали определенным группам: «Я», «Идеальный представитель своей национальности», ««Типичный» представитель своей национальности», ««Типичный» представитель другой национальности», изменились.

1. «Я»: D = 0,27. Направленность - положительный полюс оценки. Интенсивность - пониженный уровень эмоциональной ориентации личности по отношению к данному объекту.

2. «Идеальный представитель своей национальности»: D = 0,41. Направленность - положительный полюс оценки. Интенсивность - повышенный уровень эмоциональной ориентации личности по отношению к данному объекту.

3. ««Типичный» представитель своей национальности»: D = 0,23. Направленность - положительный полюс оценки. Интенсивность - пониженный уровень эмоциональной ориентации личности по отношению к данному объекту.

4. ««Типичный» представитель другой национальности»: D = 0,11. Направленность - положительный полюс оценки. Интенсивность - низкий уровень эмоциональной ориентации личности по отношению к данному объекту.

Анализируя данные, нами был проведен подсчет результатов, где значение D - количественно выраженный диагностический коэффициент стереотипа. Результаты теста всех респондентов были сложены и разделены на количество участников опроса (46), с целью выявления среднего значения диагностического коэффициента стереотипа ф) и дальнейшей интерпретации.

Эмоциональная ориентация в данном контексте рассматривалась как внутренний план поведения респондента, формирующий принятие объекта, отношение к нему как к равному себе. По результатам повторного исследования респонденты выражали готовность к контактам и взаимодействию с

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

каждым из объектов, интенсивность влияния позитивного стереотипа возросла. Это связано с проведенной воспитательной работой, направленной на формирование уважительного отношения к Родине, ее истории и культуре; формирование чувства общности и сопричастности к культурному наследию разных народов нашей огромной и многонациональной страны. Помимо этого, негативный полюс оценки группы типичного представителя другой национальности изменил свою направленность и стал положительным. Это говорит о значительном изменении в восприятии данной группы и изменении гетеростереотипов респондентов. Это связано с тем, что обучающиеся получили достаточные знания об особенностях поведения, привычках, обычаях различных народов, которые до этого момента воспринимались как «непонятные», «неправильные» и «чужие».

Следует отметить, что критерием для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации служит степень совпадения образа «Я» с образами различных этнических групп. В нашем случае значение образа «Я» практически совпадает с образом ««Типичного» представителя своей национальности». Это говорит о том, что данные образы схожи по направленности эмоциональных и оценочных компонентов, следовательно, у опрошенных уровень этнической идентификации (при сравнении с автостереотипом) выше, а уровень межэтнической дифференциации (при сравнении с гетеростереотипами) - ниже.

Для статистической обработки данных мы использовали Т-критерий Вилкоксона. Результаты представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Результаты проверки изменения типов этнической идентичности

Статистические крите рииа

Э1 Э2 Н Э3 Э4 Э5

Z -5,920ь -5,915ь -5,910с -5,915ь -5,905ь -5,905ь

Асимптотическая значимость (двусторонняя) 0,00009 0,00014 0,00019 0,00014 0,00024 0,00024

а. Критерии знаковых рангов Вилкоксона

Ь. На основе положительных рангов

с. На основе отрицательных рангов

Условные обозначения: Э1 - этнонигилизм, Э2 - этническая индифферентность, Н - норма, Э3 - этноэго-изм, Э4 - этноизоляционизм, Э5 - этнофанатизм.

В исследуемой группе значение Т-критерия (асимптотическая значимость) составляет величину <0,001, что значительно ниже уровня его статистической значимости, т. е. в группе в результате реализации программы произошли существенные изменения: показатели: «этнонигилизм», «этническая индифферентность», «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» понизились, а нормативный показатель позитивной этнической идентификации повысился.

Таблица 3

Результаты проверки изменения социальных стереотипов

Статистические критерии'

Я

ИПСН

ТПСН

ТПДН

Z

-5,850с

-5,694с

-5,911с

-5,910с

Асимптотическая значимость (двусторонняя)

0,000261

0,000417

0,0002

0,00019

а.

Критерии знаковых рангов Вилкоксона

Ь.

На основе положительных рангов

с.

На основе отрицательных рангов

Условные обозначения: Я - отношение к себе как к носителю этноса, ИПСН - отношение к идеальному представителю своей национальности, ТПСН - отношение к типичному представителю своей национальности, ТПДН - отношение к типичному представителю другой национальности.

В исследуемой группе значение T-критерия (асимптотическая значимость) составляет <0,001, что значительно ниже уровня его статистической значимости, т. е. в группе в результате реализации программы произошли существенные изменения, показатели повысились.

Из таблиц следует, что нами получены статистически значимые результаты исследования, значимые в различии до и после проведения опытно-экспериментальной работы. Статистические показатели говорят о том, что результативность и эффективность педагогического воздействия, оказываемого во время опытно-экспериментальной работы, значима. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс развития межэтнической толерантности подростков эффективен при постановке актуальных целей и задач патриотического воспитания, реализации его аксиологического, феноменологического и методического компонентов, использовании различных форм и методов работы. Важное и нередко определяющее значение имеет включение подростков в различные виды и формы социокультурной деятельности, направленные на формирование патриотизма и гражданской идентичности.

Заключение. Межэтническая толерантность подростков представляет собой условие стабильности и единства будущего Российской Федерации, а патриотическое воспитание - одна из основных задач, стоящих перед государством. Стоит отметить, что проявление межэтнической толерантности становится непременной составляющей трактовки патриотизма, который определяет единство нации, ее историческую силу и культурную идентичность.

Внедрение педагогической программы, основанной на трехкомпонентной модели, способствовало формированию положительных личностных качеств и духовно-нравственных ценностей Юнар-мейцев, расширению кругозора, актуализации знаний об истории своей малой и большой Родины, знакомству с подвигами Героев-земляков, формированию чувства патриотизма.

Проведение повторного исследования после апробации педагогической программы выявило существенный рост уровня межэтнической толерантности Юнармейцев. 82 % из общего числа респондентов на момент повторного исследования стали иметь оптимальный баланс толерантности в значении позитивной этнической идентичности. А проецирование гиперидентичности в аспекте «этноэгоизма», «этноизоляционизма», «этнофанатизма» снизилось на 35 %, 60 %, 60 % соответственно. Полюс оценки Юнармейцами представителей другой национальности стал варьироваться в положительном значении, а собственная этническая группа стала идентифицироваться с образом собственного «Я». Статистическая обработка данных по Т-критерию Вилкоксона показала статистически значимые результаты исследования. В группе в результате реализации программы произошли существенные изменения: показатели «этнонигилизм», «этническая индифферентность», «этноэго-изм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» понизились, а нормативный показатель позитивной этнической идентификации повысился. Статистические показатели говорят о том, что результативность и эффективность педагогического воздействия, оказываемого во время опытно-экспериментальной работы, значима.

Таким образом, разработка и апробация педагогической программы в условиях образовательного процесса в МБОУ ДО ЦПВ «Школа юных летчиков» прошла успешно. Формирование межэтнической толерантности подростков сегодня становится одной из приоритетных образовательных задач современности, решить которую возможно посредством использования и внедрения разработанного инструмента, педагогической программы патриотического воспитания подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии: монография. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. 217 с.

2. Дьячкова М.М. Влияние этнических стереотипов на процесс коммуникации в молодежной среде // XLVII итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета: материалы все-рос. конф. Ижевск, 2019.

3. Жукова О.В. Совместная деятельность школы и национально-культурных объединений как условие успешности воспитания межэтнической толерантности подростков в пространстве большого города / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Роль психологии и педагогики в развитии общества». Уфа: АЭТЕРНА, 13 июня 2015. С. 56-58.

4. Ефремкина И.Н. Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1.

5. Костюк Н.В. Педагогический потенциал этнокультурной деятельности в многонациональном пространстве региона // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

6. Кузнецов А.С. Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3.

7. Маркова Н.Г. Толерантность как индикатор культуры межнациональных отношений. М., 2009.

8. Мартынов М.Л. Роль и место юнармейского движения в реализации государственной программы по патриотическому воспитанию // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/rol-i-mesto-yunarmeyskogo-dvizheniya-v-realizatsii-gosudarstvennoy-programmy-po-patrioticheskomu-vospitaniyu/viewer (дата обращения: 22. 06. 2023).

9. Панова И.Е. Военно-патриотическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1.

10. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/140314/ (дата обращения: 20. 06. 2023).

11. Рыжова С.В. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности. М., 2008.

12. Сикевич З.В. Этнические предубеждения как основа проявления интолерантности // Гуманитарий Юга России. 2018. № 2.

13. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М, 1998.

14. Соловьева М.М. Построение модели патриотического воспитания в процессе формирования межэтнической толерантности кадет // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации: сб. науч. ст. Уфа, 2022.

15. Солдатова Г., Лекторский В., Петренко В. и др. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии // Методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире. М.: Наука, 2011. С. 13-89.

16. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 08. 06. 2023).

17. Ферапонтова Я.Н. Диагностика сформированное™ этнической толерантности у воспитанников дополнительного образования // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения». 2014. № 1. С. 464-470.

18. Хотинец В.Ю. Этнический образ и его изменения в связи с усложнениями межэтнических отношений // Вестник Удмуртского Университета. 2016. №3.

19. Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 40-57.

Поступила в редакцию 08.04.2024

Соловьева Мария Михайловна, магистр психолого-педагогического образования, педагог дополнительного образования I квалификационной категории МБОУ ДО «Центр патриотического воспитания «Школа юных летчиков» имени Героя Советского Союза А.А. Девятьярова» 426063, Россия, г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, 53 E-mail: MmmDia@yandex.ru

Троянская Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: svetatroya@mail.ru

M.M. Solovyova, S.L. Troyanskaya

THREE-COMPONENT MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE AMONG THE PARTICIPANTS OF THE ALL-RUSSIAN CHILDREN's AND YOUTH MILITARY-PATRIOTIC SOCIAL MOVEMENT "YUNARMIYA"

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-191-202

The paper proposes a model of patriotic education based on axiological, phenomenological and methodological components in the process of forming interethnic tolerance among participants of the All-Russian children's and youth military-patriotic social movement "YUNARMIYA" (Young Army). The significance and specificity of the process of patriotic education within the framework of the educational process in Russian educational institutions are determined, the

relationship between interethnic tolerance and social feeling - patriotism - is established. The research has been carried out on the basis of the "School of Young Pilots" during one year. The experiment involved 60 people aged 12-17 years old: boys - 42, girls - 18, studying under the additional general educational developmental program "YUNARMEETS" (Young Army Cadets). Research methods: observation, testing, semantic differential method of G.U. Soldatova, questionnaire survey, psychodiagnostic method of studying the types of ethnic identity of G.U. Soldatova. In order to identify the shifts of indicators in the course of experimental work, the Wilcoxon T-criterion was applied with the use of IBM SPSS Statistics V 22.0 program.

According to the results of theoretical analysis and the obtained research data, a pedagogical program based on a three-component model of patriotic education was developed, aimed at increasing the level of interethnic tolerance. The effectiveness of the developed and tested pedagogical program was proved by the positive dynamics: 82 % of the total number of respondents got the optimal balance of interethnic tolerance.

Keywords: interethnic tolerance, patriotism, patriotic education, YUNARMIYA, Yunarmeets, social movement, additional education.

Received 08.04.2024

Solovyova M.M., Master of psychological and pedagogical education, teacher of additional education of the I qualification category

Center for Patriotic Education "School of Young Pilots" named after Hero of the Soviet Union A.A. Devyatyarov K. Libknekhta st., 53, Izhevsk, Russia, 426063 E-mail: MmmDia@yandex.ru

Troyanskaya S.L., Candidate of Pedagogy, Associate Professor at Department of Pedagogy

and Pedagogical Psychology, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Technologies

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: svetatroya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.