Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/73PDMN217.pdf Статья опубликована 06.06.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Шулева Е.И. Исследование взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/73PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9
Шулева Елизавета Игоревна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук E-mail: lizunova07@rambler.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=484348
Исследование взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности. Цель исследования -изучить взаимосвязь между этнической идентичностью и этнической толерантностью. Выборку составили 62 студента в возрасте от 19 до 25 лет, представители как русской национальности, так и народов Кавказа (грузины, чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, армяне). Методики исследования: «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, «Этническая аффилиация» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой, а также метод регрессионного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона. Анализ полученных данных выявил статистически значимые корреляции между показателями этнической идентичности и этнической толерантности.
Полученные результаты могут быть использованы как в исследованиях по отдельным проблемам социологии, политологии, этнопсихологии, так и в междисциплинарных исследованиях этнических проблем. Кроме того, они могут быть использованы специалистами в области социологии, психологии, педагогики и поликультурного образования при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий, разработке образовательных программ и методических материалов, направленных на формирование позитивной этнической идентичности и развитие этнической толерантности.
Ключевые слова: этническая идентичность; этническая толерантность; студенты; русские; народы Кавказа
В современных условиях растущей мобильности населения и резкого усиления миграционных процессов актуальность проблемы оптимизации взаимоотношений между этническими группами неуклонно возрастает. Особенно остро данная проблема стоит в поликультурных регионах, где вопросы этнической толерантности становятся определяющими при взаимодействии представителей различных культур. Идеологические и экономические подходы в решении этнических проблем зачастую не дают желаемых результатов.
Традиционно значительный интерес к ее исследованию проявляют социологи [1, 2, 3, 4, 5]. Этнопсихология имеет специфические возможности в исследовании механизмов формирования этнических феноменов [6, 7, 8, 9]. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы соотношения этнической идентичности и этнической толерантности.
Цель исследования - изучить взаимосвязь между этнической идентичностью и этнической толерантностью. Выборку исследования составили студенты средних профессиональных и высших учебных заведений в возрасте от 19 до 25 лет. Общее количество респондентов 62 человека. Респонденты были разделены на две группы по этническому признаку: 31 человек - представители русской национальности, 31 человек - представители народов Кавказа (грузины, чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, армяне), постоянно проживающих на территории города Магнитогорска. Все респонденты из моноэтнических семей, семей в которых оба родителя одной национальной принадлежности. В исследовании респондентов кавказской этнической группы была оказана поддержка Центра культуры народов Кавказа «Оджах» (г. Магнитогорск, Челябинской области). Методики исследования: «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой [8], «Этническая аффилиация» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой [8], «Индекс толерантности», Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой [8].
Результаты корреляционного анализа данных, полученных при проведении всех указанных методик, с применением коэффициента корреляции Пирсона (гкр = 0,05 для p < 0,355, Гкр = 0,01 для p < 0,456) по выборке русских респондентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа по русской выборке
Шкалы Этнонигилизм Индифферентность Норма Этноэгоизм Этноизоляционизм Этнофанатизм Этноаффилиативные Анти- этноаффилиативные Толерантность Этническая толерантность
Этнонигилизм 1
Индифферентность 0,03 1
Норма 0,03 0,35 1
Этноэгоизм -0,07 -0,31 -0,04 1
Этноизоляционизм 0,04 -0,16 -0,24 -0,01 1
Этнофанатизм 0,31 -0,15 -0,14 -0,04 0,29 1
Этноаффилиативные -0,23 0,16 0,23 -0,08 -0,08 0,22 1
Анти-этноаффилиативные 0,07 -0,16 -0,19 0,36 0,3 0,06 -0,02 1
Общий уровень толерантности -0,44 0,07 0,18 0,16 -0,14 -0,12 0,05 0,15 1
Этническая толерантность -0,02 0,2 0,03 -0,39 -0,13 -0 0,37 -0,11 0,03 1
Составлено автором
Результаты показали наличие значимых прямых корреляций между показателями «Этноэгоизм» - «Анти-этноаффилиативные тенденции» (г = 0,36) и «Этническая толерантность» - «Этноаффилиативные тенденции» (г = 0,37).
Прямая корреляция показателей «Этноэгоизм» - «Анти-этноаффилиативные тенденции» указывает на то, что рост тенденции этноэгоизма, выражающийся в: убежденности в образе жизни своего народа как единственно правильного, признании превосходства своего народа над другими; в признании за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет; в восприятии взаимодействия с людьми других национальностей как источника неприятностей; напряжении при звучании чужой речи и общении с людьми других этнических групп приводят
к снижению потребность в этнической принадлежности своему этносу. Объяснение возникновения данной корреляции, с нашей точки зрения, заключается в том, что глубокое познание и понимание особенностей национальной культуры широком смысле, помогает человеку понимать ценность культуры других народов и наоборот.
Анализ выявил прямую корреляцию показателей «Этническая толерантность» и «Этноаффилиативные тенденции» (г = 0,37), следовательно, рост потребности в этнической принадлежности ведет к усилению тенденции дружелюбного, положительного отношения человека к представителям других этнических групп и формированию позитивной установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Результаты корреляционного анализа показали наличие обратных корреляций между показателями: «Этноэгоизм» - «Этническая толерантность» (г = -0,36) и «Общий уровень толерантности» - «Этнонигилизм» (г = 0,37).
Наличие корреляции между показателями «Этническая толерантность» и «Этноэгоизм»» (г = -0,36), указывает на то, что усиление тенденции трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности, ступенью формирования которого является этноэгоизм, ведет к формированию интолерантности, то есть преимущественно негативного восприятия иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной.
Общий уровень толерантности обратно взаимосвязан с типом этнической идентичности этнонигилизм (г = -0,37), то есть снижение уровня толерантности, терпимости к образу жизни, поведению, обычаям и к иному мировоззрению, ведет к усилению тенденции отдаления человека от собственной этнической группы и актуализии поиска устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
Результаты анализа выборки респондентов кавказских национальностей с применением коэффицента корреляции Пирсона (гкр = 0,05 для р < 0,355, Гкр = 0,01 для р < 0,456) представлены в таблице 2.
Результаты корреляционного анализа показали наличие значимых прямых корреляций между показателями: «Этноаффилиативные тенденции» - «Общий уровень толерантности» (г = 0,37); «Анти-этноаффилиативные тенденции» - «Этноэгоизм» (г = 0,37).
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа по кавказской выборке
Шкалы Этнонигилизм Индифферентность Норма Этноэгоизм Этноизоляционизм Этнофанатизм Этноаффилиативные Анти- этноаффилиативные Толерантность Этническая толерантность
Этнонигилизм 1
Индифферентность -0,15 1
Норма 0,12 -0,14 1
Этноэгоизм -0,07 -0,38 -0,11 1
Этноизоляционизм -0,04 0,03 -0,21 -0,23 1
Этнофанатизм -0,11 -0,07 -0,05 0,2 0,06 1
Этноаффилиативные 0,32 -0,13 0,27 -0,19 0,25 0,28 1
Анти-этноаффилиативные -0,36 0,04 0,04 0,37 -0,14 0,17 0,02 1
Общий уровень толерантности -0,09 0,28 -0,12 -0,15 -0,09 -0,3 0,36 -0,02 1
Этническая толерантность 0,03 0,14 0,08 -0,09 -0,39 -0,25 -0,16 -0,13 0,28 1
Составлено автором
Страница 3 из 6 ^^^^^^^^^^^^^ННННННННННННВН! http://mir-nauki.com 73РВМ№17
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
Прямая корреляция между показателями «Этноаффилиативные тенденции» и «Общий уровень толерантности» (r = 0,37) показывает, что, чем больше человек ассоциируют себя со своей этнической группой и выше уровень выраженности его потребности в принятии своей группы, тем терпимее он относятся к иным обычаям, поведению, укладу жизни и мировоззрению. Наличие реализованной потребности в создании тёплых, эмоционально значимых отношений внутри своей диаспоры, образование сплочённых и устойчивых этнических групп в стране проживания, поддержание и развитие своей идентичности и общности, обычаев, традиций и образа жизни своего народа, ощущение себя частью своего народа способствует формированию позитивной толерантности, выработке у человека уважения к другим людям, их традициям и обычаям. Выделенная тенденция взаимообратна.
Прямая корреляция показателей «Этноэгоизм» - «Анти-этноаффилиативные тенденции» указывает на то, что рост тенденции этноэгоизма, выражающийся в: убежденности в образе жизни своего народа как единственно правильного, признании превосходства своего народа над другими; в признании за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет; в восприятии взаимодействия с людьми других национальностей как источника неприятностей; напряжении при звучании чужой речи и общении с людьми других этнических групп приводят к снижению потребность в этнической принадлежности своему этносу. Объяснение возникновения данной корреляции, с нашей точки зрения, заключается в том, что глубокое познание и понимание культуры своего народа в широком смысле, помогает человеку понимать ценность культуры других народов и наоборот. Необходимо отметить, что данная корреляция установлена при анализе результатов в группе русских респондентов.
Результаты корреляционного анализа также показали наличие обратных корреляций между показателями: «Анти-этноаффилиативные тенденции» - «Этнонигилизм» (r = -0,36) и «Этническая толерантность» - «Изоляционизм» (r = -0,39).
Отрицательная корреляция показателей «Анти-этноаффилиативные тенденции» и «Этнонигилизм» (r = -0,36) показывает, что снижение потребности человека в причастности к своей этнической группе, влечет за собой снижение его стремлению к духовной и эмоциональной связи со своим народом. При наличии данной тенденции человек все больше отдаляется от собственной этнической группы, отторгает ее, а поиски устойчивых социально-психологических ниш происходят не по этническому критерию и наоборот.
Отрицательная корреляция показателей «Этническая толерантность» - «Изоляционизм» (r = -0,39) указывает, что рост убежденности имеет респондента в превосходстве своего народа над другими народами, формирование убежденности необходимости «очищения» национальной культуры, негативного отношения к межэтническим брачным союзам, тем ниже уровень его этнической толерантности, влечет за собой снижение уровня этнической толерантности, терпимости к представителям других этносов.
Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования позволил установить наличие статистически значимых взаимосвязей между такими этнопсихологическими феноменами, как этническая идентичность и этническая толерантность, а также проанализировать содержание и специфику установленных корреляций на выборке русской и кавказской этнических групп.
Полученные результаты могут быть использованы как в исследованиях по отдельным проблемам социологии, политологии, этноспихологии, так и в междисцинарных исследованиях этнических проблем. Кроме того, они могут быть использованы специалистами в области социологии, психологии, педагогики и поликультурного образования при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий, разработке образовательных программ и методических материалов, направленных на формирование позитивной этнической идентичности и развитие этнической толерантности.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Левченко Н.С. Особенности представлений о мире у молодёжи с разной этнической идентичностью [Текст] / Н.С. Левченко // Ученые записки КИПУ. Серия: Педагогика. Психология. - 2015. - № 1. - С. 123 - 125.
2. Магомедова М.З. Этническая идентичность и толерантность в поликультурном пространстве республики Дагестан [Текст] / М.З. Магомедова // Вестник Дагестанского университета. - 2010. - № 37. - С. 68 - 76.
3. Масленникова Е.Е. Специфика эмоционального компонента этнической толерантности в социокультурном пространстве [Текст] / Е.Е. Масленникова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 1. -С. 25 - 27 ISSN: 2500-2279.
4. Петров В.Н. Толерантность и идентичность: взаимодействие этнических мигрантов и местного населения в краснодарском крае [Текст] / В.Н. Петров // Социологический журнал. - 2002. - № 4. - С. 110 - 120.
5. Реверчук И.В. Философские и социологические противоречия исследования этнической толерантности и идентичности [Текст] / И.В. Реверчук // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. - 2010. - № 3. - С. 72 - 73.
6. Старченко В.В. Дреева С.В. Этнопсихологическая специфика психологических защит осетин, русских и ингушей, проживающих в республике Северная Осетия-Алания // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 / http://mir-nauki.com/PDF/57PSMN117.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
7. Уруджева И.Ш. Межэтническая толерантность и позитивная этническая идентичность как условия успешной адаптации мигрантов к новой социокультурной среде [Текст] / И.Ш. Уруджева // ALMA MATER (Вестник высшей школы). - 2013. - № 3. - С. 35 - 39.
8. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 208 с. ISBN: 978-5-7567-0418-1, 5-75670418-3.
9. Якупов П.В. Психологические характеристики, особенности общей культуры, а также сходства и различия деловой культуры русского и китайского этносов // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/06PSMN616.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Shuleva Elizaveta Igorevna
Nosov Magnitogorsk stat technical university, Russian, Magnitogorsk
E-mail: lizunova07@rambler.ru
Investigation of the relationship between ethnic identity and ethnic tolerance
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the problem of the relationship between ethnic identity and ethnic tolerance. The aim of the study is to study the relationship between ethnic identity and ethnic tolerance. The study involved 62 students aged 19 to 25 years. They are representatives of the Russian nationality and the peoples of the Caucasus (Georgians, Chechens, Dagestanis, Azerbaijanis, Armenians). Methods of research: "Types of ethnic identity" G.U. Soldatova and S.V. Ryzhovoy, "Ethnic Affiliation" G.U. Soldatova and S.V. Ryzhova, "Index of Tolerance" by G.U. Soldatova, OA Kravtsovoy, O.E. Khukhlaeva and L.A. Shaigerova the regression analysis method was used: the Pearson correlation coefficient. The analysis of the obtained data revealed statistically significant correlations between the indicators of ethnic identity and ethnic tolerance. The obtained results can be used both in studies on individual problems of sociology, political science, ethnopsychology, and in interdisciplinary studies of ethnic problems. In addition, they can be used by specialists in the field of sociology, psychology, pedagogy and multicultural education in the preparation of lecture courses and seminars, the development of educational programs and methodological materials aimed at the formation of positive ethnic identity and the development of ethnic.
Keywords: ethnic identity; ethnic tolerance; students; russians; peoples of the caucasus