Требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к адвокатской деятельности: проблемы правового регулирования
Васягина Марина Михайловна,
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Средне-Волжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста России) в г. Саранске E-mail: [email protected]
Шигуров Александр Викторович,
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-процессуального права и криминалистики Средне-Волжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста России) в г. Саранске E-mail: [email protected];
В статье дан критический анализ комплекса обязанностей, возложенных на адвоката в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Авторы критикуют позицию о том, что вышеуказанные нормы имеют приоритет над требованиями адвокатской тайны. В статье обоснованы следующие рекомендации адвокатам. Адвокат не вправе сообщать в Росфин-мониторинг о сделках, операциях, которые предположительно или точно совершаются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, если сведения о них он получил в ходе оказания юридической помощи. Если преступная цель таких сделок или операций адвокату очевидна, то он обязан отказаться от оказания юридической помощи в данном деле. Адвокат обязан выполнять комплекс обязанностей, связанных с идентификацией, изучением клиентов, организацией внутреннего контроля и т.д., но при этом не вправе передавать данные сведения, документы каким-либо третьим лицам без письменного согласия клиента.
Ключевые слова: адвокат, адвокатская тайна, терроризм, легализация, отмывание доходов, внутренний контроль.
Эффективное противодействие и предупреждение преступлений террористического характера требует не только скоординированных действий различных государственных органов в направлении выявления, пресечения, раскрытия и расследования совершенных и готовящихся преступлений данной группы, но и принятия комплекса мер, направленных на противодействие финансированию терроризма, а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Ключевую роль в правовой регламентации данной сферы играет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ)[1].
С 2004 г. [2] в данный закон закреплил комплекс взаимосвязанных обязанностей адвокатов, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ:
1) обязанности, связанные с организацией системы внутреннего контроля,
2) обязанности, связанные с идентификацией клиентов,
3) обязанности, связанные с изучением клиента,
4) обязанности по оценке и присваиванию клиенту степени (уровня) риска (высокий - средний -низкий),
5) обязанности по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, имущества,
6) обязанности, связанные с хранением вышеуказанной информации,
7) обязанности по наличию и использованию личного кабинета на сайте Росфинмониторинга,
8) обязанность по уведомлению Росфинмониторинга о сделках или финансовых операциях, которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма,
9) обязанности по обеспечению конфиденциальности информации.
За последующие годы вышеуказанные обязанности адвокатов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения были дополнитель регламентиро-
5 -о
сз
<
ваны широком круге подзаконных актов. Ключевую роль в данной сфере играют:
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1188[3], которое конкретизировало требования к правилам внутреннего контроля, подлежащим разработке и исполнению адвокатами (на основании данного акта решением Совета ФПА РФ от 25 января 2022 г. был разработан Проект «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения» [4], рекомендованный адвокатам к внедрению в практическую деятельность;
- Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 804[5] предусмотрело порядок как определения и доведения до сведения адвокатов через их личные кабинеты на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу перечня физических и юридических лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности;
- Постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. № 492[6] определило следующее квалификационное требование к адвокатам, либо их работникам, которые выполняют функции специального должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля - прохождение им обучения (повышения квалификации) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- Приказы Федеральной службы по финансовому мониторингу, конкретизировали содержание и порядок выполнения обязанностей адвокатов в данной сфере[7, 8, 9].
К сожалению, ни один из вышеуказанных актов не решил фундаментальную проблему правового регулирования обязанностей адвоката в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, существующую в сфере соотношения вышеуказанных обязанностей с обязанностями, вытекающими из института адвокатской тайны.
В научной литературе была выссказана позиция о том, что при разрешении данного противоречия следует учитывать прежде всего то, что ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ принята позднее Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3[10]. Соответственно, в данном случае подлежит применению известный со времен римского права принцип разрешения коллизий между нормативно-правовыми актами «lex posterior derogat priori», т.е. позднейший закон отменяет бо-^ лее ранний». С учетом данного принципа адвока-2 ты, выявившие признаки сделок или финансовых й операций, которые используются или могут ис-еЗ пользоваться для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финанси-
рования терроризма, обязаны игнорировать требования адвокатской тайны и информировать Рос-финмониторинг о реальных или предполагаемых незаконных действиях своих клиентов. Поскольку они будут действовать в соответствии с требованиями ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, недопустимо привлечение их к дисциплинарной ответственности за нарушение адвокатской тай-ны[11, С. 2].
Не соглашаясь с таким толкованием закона, хотим обратить внимание на то, что как в Рекомендациях ФАТФ (№ 16), так и в п. 5 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ для сведений, составляющих адвокатскую тайну, сделано исключение. В частности, Рекомендации ФАТФ предусматривают право адвоката, связанного требованиями профессиональной тайны или профессиональной юридической привеллегий, не сообщать в уполномоченный государственный орган о своих по-дозрениях[12]. В п. 5 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ указано что требования п. 2 данной статьи, касающиеся информирования Росфинмо-ниторинга о подозрительных сделках, не распространяются на сведения, охраняемые адвокатской тайной.
Несмотря на всю ясность последней нормы в научной литературе встречается и неправильное ее толкование. Например, Ю.В. Лысова посчитала, что п. 8 ст. 7, п. 5 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ закрепляют положение о неприменении в данном случае правил о коммерческой и иной тайне, охраняемой законодательством[13, С. 64]. Автор, к сожалению, не обратила внимание на противоположные положения вышеуказанных норм. Если п. 8 ст. 7 Федерального закона № 115-фЗ, действительно, освобождает кредитные организации от обязанностей по соблюдению служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи применительно к сведениям, сообщаемым в Росфинмониториг в рамках вышеуказанного закона, то у п. 5 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ иное содержание. Здесь, напротив, требование информирования Росфинмонито-ринга не распространяется на сведения, составляющие адвокатскую тайну.
Аналогичным образом толкуют данную норму и органы адвокатского сообщества[14].
Таким образом, с учетом положений п. 5 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ нормы об адвокатской тайне не отменяются вновь принятым законом, а применяются одновременно с ними. При этом закон устанавливает их приоритетное действие. Следовательно, здесь нельзя говорить о «простой» коллизии двух институтов, которую можно было бы разрешить с учетом принципов приоритета специальной нормы над общей или позднее принятой нормы над ранее принятой. Ситуация более сложная. Фактически оба института действуют одновременно, взаимодействуя друг с другом.
Ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ[15] закрепила настолько широкое пони-
мание адвокатской тайны, что любые сведения, полученные адвокатом от своего клиента, в том числе сведения о нем, планируемых сделках, операциях, обстоятельствах, характеризующих данные сделки и операции, как возможно или очевидно для адвоката осуществляемые с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, охватываются данным понятием. К адвокатской тайне относятся и сведения, документы о данных сделках, операциях, которые получены адвокатом самостоятельно в рамках оказания юридической помощи клиенту. Освободить адвоката от обязанности хранить данные сведения в секрете может лишь клиент и только в письменной форме.
С учетом вышеуказанных положений, очевидных еще на этапе принятия анализируемого закона, встает вопрос, о каких же сведениях адвокат вправе сообщать в Росфинмониторинг без риска нарушить профессиональную этику и быть привлеченным к дисциплинарной ответственности. Ни в законодательстве, ни в актах органов адвокатского сообщества, ответа на данный вопрос нет.
Возможно, планы законодателя заключались в том, чтобы без согласия адвокатов использовать сведения об операцих, сделках, и клиентах, их готовящих и совершающих, которые адвокаты обязаны собирать и хранить в силу требований ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ. Однако, и тут законодательство не содержит ясного механизма вовлечения данных сведений в уголовное судопроизводство.
Урегулированный ст. 450.1 УПК РФ порядок обыска и выемки в помещениях адвокатский образований и иных помещениях, используемых адвокатом в своей профессиональной деятельности, предусматривает возможность производства данных следственных действий, например, для изъятия хранящихся там документов о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших сделки, операции с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, лишь в ситуации, когда адвокат является соучастником преступления. В отношении такого адвоката должно быть возбуждено уголовное дело или он должен быть привлечен в качестве обвиняемого.
Подводя итог проведенному исследованию, сделаем ряд выводов.
Во-первых, адвокат не вправе сообщать в Рос-финмониторинг о сделках, операциях, которые предположительно или точно совершаются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, если сведения о них он получил в ходе оказания юридической помощи. Также он не вправе давать показания по данным обстоятельствам без согласия своего доверителя.
Во-вторых, если преступная цель таких сделок или операций адвокату очевидна, то он обязан отказаться от оказания юридической помощи в дан-
ном деле, опираясь на положения п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ. В противном случае, он рискует быть привлеченным к уголовной ответственности в качестве пособника преступления, предусмотренного ст. 174, 205.1 УК РФ. В этом случае хранящиеся у него в адвокатском производстве документы могут быть изъяты в ходе обыска, выемки на основании судебного решения.
В-третьих, в ситуации, когда адвокат отказывается от оказания юридической помощи вышеуказанным клиентам, а также оказывает юридическую помощь клиентам, готовящим или совершающим операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, если их преступная цель не очевидна, он обязан выполнять остальные обязанности, связанные с идентификацией, изучением клиентов, организацией внутреннего контроля и т.д., но при этом не вправе передавать данные сведения, документы каким-либо третьим лицам без письменного согласия клиента.
Литература
1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3224.
3. Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами: Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188 // СЗ РФ. 2021. № 29. Ст. 5684.
4. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.01.2022, протокол № 7) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведе-
5 -о
СЗ
<
см о см
ния организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц: Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 № 804 // СЗ РФ. 2015. № 33. Ст. 4835.
6. О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2982.
7. Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Приказ Росфинмони-торинга от 03.08.2010 № 203 // Рос. газ. 2010. 24 сентября.
8. Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок: Приказ Росфинмонито-ринга от 08.05.2009 № 103 // Финансовая газета. 2009. 24 сентября.
9. О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями: Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
11. Анисимов В.Ф., Рудик О.С. Проблемы реализации адвокатской тайны при противодействии легализации (отмыванию) денежных средств // Адвокатская практика. 2013. № 2. С. 2-5.
12. Зубков В.А., Осипов С.К. Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2010. 367 с.
13. Лысова Ю.В. О правовом статусе кредитных и некредитных финансовых организаций при реализации ими публично-правовых функций // Хозяйство и право. 2020. № 12. С. 64-74.
14. Рекомендации по организации исполнения адвокатами требований законодательства о про-
тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 27.09.2007 (протокол № 2)) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
15. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
REQUIREMENTS OF LEGISLATION ON COUNTERING THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME AND THE FINANCING OF TERRORISM FOR ADVOCACY: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Vasyagina M.M., Shigurov A.V.
All -Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation) in Saransk
The article provides a critical analysis of the complex of duties assigned to a lawyer in the field of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism. The authors criticize the position that the above-mentioned norms take precedence over the requirements of attorney-client privilege. The article substantiates the following recommendations to lawyers. A lawyer does not have the right to report to Rosfinmonitoring about transactions, transactions that are allegedly or accurately committed for the purpose of legalizing (laundering) proceeds from crime or financing terrorism, if he received information about them in the course of providing legal assistance. If the criminal purpose of such transactions or operations is obvious to the lawyer, then he is obliged to refuse to provide legal assistance in this case. The lawyer is obliged to perform a set of duties related to the identification, study of clients, organization of internal control, etc., but at the same time has no right to transfer this information, documents to any third parties without the written consent of the client.
Keywords: lawyer, attorney-client privilege, terrorism, legalization, money laundering, internal control.
References
1. On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the Financing of terrorism: Federal Law No. 115-FZ of 07.08.2001 // SZ RF. 2001. No. 33 (Part I). Article 3418.
2. On Amendments to the Federal Law «On Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and the Financing of Terrorism»: Federal Law No. 88-FZ of 28.07.2004 // SZ RF. 2004. No. 31. St. 3224.
3. On approval of requirements to internal control rules developed by lawyers, notaries, trust owners (managers) of a Foreign structure without the Formation of a Legal entity, persons engaged in entrepreneurial activity in the provision of legal or accounting services, audit organizations and individual auditors: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1188 of 07/14/2021 // SZ RF. 2021. No. 29. St. 5684.
4. Rules of internal control in order to counteract the legalization (laundering) of proceeds from crime, the financing of terrorism, the financing of the proliferation of weapons of mass destruction (approved by the decision of the Council of the Federal Chamber of Lawyers of 25.01.2022, Protocol No. 7) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system «Consultant-Plus».
5. On approval of the Rules for Determining the List of Organizations and Individuals in Respect of which there is information about Their Involvement in extremist Activities or terrorism, and bringing this list to the attention of Organizations Carrying out Transactions with Money or Other Property, Other Legal Entities, as well as Individuals: Decree of the Government of the Russian Federation No. 804 of 06.08.2015 // NW RF. 2015. No. 33. St. 4835.
6. On qualification requirements for special officials responsible for the implementation of internal control rules, as well as require-
ments for the training and training of personnel, identification of clients, client representatives, beneficiaries and beneficial owners in order to counteract the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism and invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of 29.05.2014 No. 492 // SZ RF. 2014. No. 23. St. 2982.
7. On the approval of the regulations on the requirements for the training and training of personnel of organizations engaged in operations with money or other property in order to counteract the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism: Order of Rosfinmonitoring dated 03.08.2010 No. 203 // Russian Gas. 2010. September 24.
8. On approval of Recommendations on the development of criteria for identifying and identifying signs of unusual transactions: Rosfinmonitoring Order No. 103 dated 08.05.2009 // Financial Gazette. 2009. September 24.
9. On methodological recommendations for conducting an assessment of ML/FT risks by organizations engaged in transactions with cash or other property and individual entrepreneurs: Ros-finmonitoring Information Letter No. 59 dated 01.03.2019 [Elec-
tronic resource]. Access from help. - the legal system «Consult-antPlus».
10. On advocacy and advocacy in the Russian Federation: Federal Law No. 63-FZ of 31.05.2002 // SZ RF. 2002. No. 23. St. 2102.
11. Anisimov V.F., Rudik O.S. Problems of the implementation of attorney-client privilege in countering the legalization (laundering) of funds // Lawyer practice. 2013. No. 2. pp. 2-5.
12. Zubkov V.A., Osipov S.K. International standards in the field of countering the laundering of criminal proceeds and the financing of terrorism: textbook. Moscow: Jurisprudence, 2010. 367 p.
13. Lysova Yu.V. On the legal status of credit and non-credit financial organizations in the implementation of their public legal functions // Economy and law. 2020. No. 12. pp. 64-74.
14. Recommendations on the organization of lawyers' compliance with the requirements of legislation on countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism (approved by the Council of the Federal Chamber of Lawyers on 27.09.2007 (Protocol No. 2)) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system «ConsultantPlus».
15. On advocacy and advocacy in the Russian Federation: Federal Law No. 63-FZ of 31.05.2002 // SZ RF. 2002. No. 23. St. 2102.