Научная статья на тему 'Требования в области оперативности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций'

Требования в области оперативности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поисково-спасательной службы / орган управления / аварийно-спасательные формирования / методика / search and rescue / control of emergency rescue teams / methods

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А. Г. Павлов

Изложены требования к оперативности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS IN THE AREA OF EFFICIENCY OF RESCUE SERVICES, EMERGENCY RESCUE TEAMS IN EMERGENCY SITUATIONS

The requirements for the efficiency of rescue services, emergency rescue units.

Текст научной работы на тему «Требования в области оперативности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций»

Кроме выяснения общего уровня оснащенности необходимо проводить его анализ и указывать в акте оснащенность формирования по группам, например: оснащенность автомобильной техникой, плавсредствами, средствами связи и др. Как правило, значение общего уровня оснащенности получают как простое среднее по всему табелю, а в интересах оценки готовности необходимо знать и общий уровень, и структуру оснащенности.

Оценка специальной подготовки спасателей и расчетов заслуживает особого внимания. Инструкцией предусмотрено выполнение ряда заданий личным составом. Критерии оценки их результатов носят характер нормативов.

Опыт проведения АСР, особенно в зонах разрушений зданий и сооружений с наличием пострадавших, показывает, что разработка нормативов на выполнение операций для реальной обстановки нецелесообразна в связи с тем, что одну и ту же операцию невозможно повторить в одной и той же последовательности дважды, а тем более многократно, так как распределение нагрузок в деформированных или разрушенных конструкциях определить практически невозможно.

Моделирование различных видов защемлений требует создания специального полигона и, как следствие - значительных материальных, финансовых и временных затрат. Кроме того, под завалами могут находиться пострадавшие, поэтому спасателя нецелесообразно ограничивать или ориентировать на фиксированные временные показатели при выполнении той или иной спасательной операции.

Исключение могут составлять нормативы по альпинистской технике (спуск по веревке, вязание узлов и т. п.). Содержание этих нормативов практически полностью соответствует реальным действиям спасателя при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также действиям расчетов спасателей.

УДК 614.8

А.Г. Павлов

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОПЕРАТИВНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Изложены требования к оперативности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Ключевые слова: поисково-спасательной службы, орган управления, аварийно-спасательные формирования, методика.

A.G. Pavlov

REQUIREMENTS IN THE AREA OF EFFICIENCY OF RESCUE SERVICES, EMERGENCY RESCUE TEAMS IN EMERGENCY SITUATIONS

The requirements for the efficiency of rescue services, emergency rescue units. Keywords: search and rescue, control of emergency rescue teams, methods.

Требования к оперативности АСС, АСФ - это нормативные требования к своевременности и качеству выполнения полного комплекса мероприятий (показателей оперативности) с момента поступления сигнала о ЧС до начала проведения АСР (ПСР) в

зоне ЧС.

К таким мероприятиям отнесены:

1. Сбор ОГ при поступлении сигнала о ЧС (tc6.).

2. Выезд ОГ в зону ЧС (tB.).

3. Прибытие к месту ЧС (tnp.).

4. Анализ оперативных данных, выработка возможных сценариев проведения АСР в зоне ЧС (;ан.).

5. Уяснение руководителем задач, стоящих перед ОГ при выполнении АСР (ПСР) в зоне ЧС (уз.).

6. Проведение разведки, оценка обстановки руководителем ОГ, определение масштабов и зоны ЧС (Шц.).

7. Выработка решения руководителем на выполнение возложенных задач ОГ в конкретных условиях сложившейся обстановки, определение последовательности действий Ореш.).

8. Организация взаимодействия с дежурными службами, органами правопорядка в зоне ЧС (вз.).

9. Развертывание ОГ в зоне ЧС, исходя из предстоящих действий (подготовка необходимых средств, снаряжения, оборудования, инструмента) (раз.).

10. Вынесение устного распоряжения руководителя ОГ на проведение работ в зоне ЧС Онач. раб.).

Проведение данных мероприятий осуществляется силами и средствами первого эшелона - оперативной группой (дежурной сменой) АСС, АСФ, для которой установленное время прибытия в зону ЧС, независимо от ее масштаба, составляет не более тридцати минут («Ч»+30). Исходя из этого требования, следует, что АСС, АСФ должны дислоцироваться таким образом, чтобы зона их ответственности находилась в пределах прибытия ОГ к месту ЧС до тридцати минут. Это означает, что при средней скорости передвижения ОГ к месту ЧС 60-80 км/ч радиус зоны прикрытия АСС, АСФ должен составлять не более 35 км, что не имеет фактического подтверждения на практике.

В связи с этим, требования к оперативности АСС, АСФ приобретают следующее содержание:

- время на сбор и выезд ОГ после получения сигнала о ЧС не должно превышать более пяти минут («Ч»+5) в летнее время года и десяти минут («Ч»+10) в зимнее;

- нормативы по времени прибытия в основные пункты назначения в зоне ответственности АСС, АСФ в большинстве случаев не могут быть обозначены конкретной цифрой, так как зависят от целого ряда факторов (расстояния, выбранного способа передвижения, скорости движения транспортных средств, различных метеоусловий; времени года и суток, состояния дорожной сети и других). Но, несмотря на это, время передвижения до конкретных мест возникновения потенциальных ЧС может определяться исходя из сведений, получаемых ОД от руководителя (старшего) ОГ каждый раз по прибытии в место постоянной дислокации после завершения АСДНР в зоне ЧС.

Эмпирические данные времени, затрачиваемого на передвижение до конкретного места ЧС, после каждого выезда ОГ, должны собираться ОД, анализироваться и обобщаться с целью формирования базы данных, одной из составляющей которой будет являться время прибытия на место ЧС в зависимости от его удаления от места постоянной дислокации АСС, АСФ.

При постоянном сборе информации такого характера становится возможным производить полный расчет времени от момента поступления сигнала о ЧС до момента прибытия ОГ с достаточно высокой точностью.

При наличии в зоне ответственности АСС, АСФ потенциально опасных объектов (ПОО) должны определяться нормативы, содержащие установленные временные показатели прибытия ОГ к месту назначения, так как в данном случае от выполнения этого требования

будет зависеть дальнейший сценарий развития потенциально возможной ЧС. Выполнение указанного требования может проверяться в ходе проведения инспектирования (проверок), учений, а также при возникновении реальной ЧС на ПОО;

- время, затрачиваемое руководителем ОГ на анализ оперативных данных и выработку возможных сценариев проведения АСР (ПСР) в зоне ЧС, не должно превышать время прибытия (1), так как по прибытии ОГ на место, руководитель, исходя из возможных рассмотренных вариантов, сможет выбрать наиболее подходящий либо выработать новый tан. Шр. (1)

- время, затрачиваемое руководителем на уяснение задач, стоящих перед ОГ при выполнении АСР (ПСР) в зоне ЧС; проведение разведки, оценку обстановки, определения масштабов и зоны ЧС; выработку решения по выполнению возложенных задач ОГ в конкретных условиях сложившейся обстановки, определение порядка действий; организацию взаимодействия с дежурными службами, органами правопорядка в зоне ЧС и суммарное время до вынесения устного распоряжения руководителя ОГ на проведение работ в зоне ЧС не должно превышать десяти минут («Ч»+10, где «Ч» - время прибытия ОГ к месту ЧС). Причем, одновременно с данным этапом, должно происходить развертывание ОГ в зоне ЧС, подготовка рабочих мест, оборудования, снаряжения, инструмента, исходя из сложившихся условий обстановки.

tуз. + Шц. + tреш. + tвз. tраз. Шач.раб. (2) На основании приведенных требований, представляется возможным сформулировать общее требование к оперативности АСС, АСФ, которое заключается в своевременности прибытия ОГ АСС, АСФ в пункт назначения независимо от способов их доставки в полной готовности к немедленному выполнению задач в зоне ЧС. Решающим условием эффективного проведения АСДНР является начало их проведения в требуемые сроки, которые, в свою очередь, зависят от многих факторов.

Требования к оперативности АСС, АСФ могут быть получены при рассмотрении следующего соотношения (3):

Топер. = tсб. + tв. + Шр. + Шач.раб. 1треб., (3) где ^реб. - требуемое время начала проведения АСДНР с момента поступления сигнала.

УДК 614.8.06.001.18

В.А. Щербинин

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Рассмотрены вопросы основных принципов проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-траснпортных происшествиях

Ключевые слова: спасатель, аварийно-спасательные работы, зоны работы.

V.A. Shcherbinin

THE BASIC PRINCIPLES OF RESCUE WORKS AT ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

The questions of the basic principles of emergency rescue works at road accidents.

Key words: lifeguard, rescue operations, work areas.

Планирование, организация и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП осуществляется на основе следующих принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.