Научная статья на тему 'Требования работодателей Оренбургской области к молодым специалистам'

Требования работодателей Оренбургской области к молодым специалистам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / КАДРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ-РАБОТОДАТЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / LABOR MARKET / STAFFING REQUIREMENTS / THE REQUIREMENTS OF ENTERPRISES / EMPLOYERS / THE COMPETENCE OF YOUNG PROFESSIONALS / THE CONCEPT OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Юлия Николаевна

В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятельностью системы образования. На сегодняшний день необходимость взаимодействия вузов и предприятийработодателей это особо важная задача, так как от их конструктивного партнерства во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность высшего образования, и эффективность его модернизации. В основу статьи положены результаты исследования предприятий-работодателей Оренбургской области в разрезе следующих аспектов: кадровые потребности и способы их удовлетворения, общие и специальные требования работодателей к молодым специалистам при приеме на работу. Предложено внедрение концептуального подхода в сфере взаимодействия вузов с предприятиями-работодателями на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS OF EMPLOYERS ORENBURG REGION FOR YOUNG PROFESSIONALS

In recent years, Russia's growing range of problems associated with the staffing of the economy and the education system. To date, the need for interaction between universities and enterprises-employers is a particularly important task, since their constructive partnership will depend largely on the quality and competitiveness of higher education, and the effectiveness of its modernization. This article is based on a study of company-employers Orenburg region in the context of the following aspects: human needs and ways to meet them, the general and specific requirements of employers for young professionals for employment. Suggested the introduction of a conceptual approach in the area of interaction between universities with businesses, employers at the regional level.

Текст научной работы на тему «Требования работодателей Оренбургской области к молодым специалистам»

УДК 331.546- 048.26 (470.56)

Никулина Ю.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: otdmark@mail.osu.ru

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятельностью системы образования. На сегодняшний день необходимость взаимодействия вузов и предприятий- работодателей - это особо важная задача, так как от их конструктивного партнерства во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность высшего образования, и эффективность его модернизации. В основу статьи положены результаты исследования предприятий-работодателей Оренбургской области в разрезе следующих аспектов: кадровые потребности и способы их удовлетворения, общие и специальные требования работодателей к молодым специалистам при приеме на работу. Предложено внедрение концептуального подхода в сфере взаимодействия вузов с предприятиями-работодателями на региональном уровне.

Ключевые слова: рынок труда, кадровые потребности, требования предприятий-работодателей, компетенции молодых специалистов, концепция взаимодействия

Рынок труда является одним из самых чувствительных индикаторов уровня развития и текущего состояния экономики любой страны, эффективности реализуемой государственной политики, в том числе - программ трудоустройства и социальной защиты населения и, в конечном итоге, выступает в качестве важнейшего показателя уровня жизни населения. Рынок труда как неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования выполняет важнейшие функции в системе воспроизводства рабочей силы, распределения ее между отраслями и секторами экономики, регулирует объемы спроса и предложения, придает действенный импульс профессиональной и территориальной мобильности [1,2].

Рынок труда молодых специалистов можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической группы, обладающей присущими ей потребностями и интересами, и занимающей специфическое место в воспроизводстве трудовых ресурсов [3].

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время одной из важных задач является изучение вопроса о том, востребованы ли выпускники вузов на региональном рынке труда. Данный вопрос представляет собой целую проблему, для решения которой необходим мониторинг, комплексный анализ спроса и предложения регионального рынка труда, кадровых потребностей предприятий - работодателей и их требований к молодым специалистам, а также составление прогноза потребностей рынка труда в молодых специалистах для нужд экономики [4].

Мониторинг, анализ и прогнозирование являются наиболее важными инструментами информационно-аналитического обеспечения исследования динамики развития основных показателей конъюнктуры рынка труда, поскольку позволяют получить информацию о том, сколько выпускников высшего профессионального образования и по каким профессиям и специальностям реально необходимо и потребуется в ближайшей перспективе экономике региона [5].

В современных условиях отсутствует механизм, при котором объемы приема и направления подготовки специалистов определяются через диалог с предприятиями - работодателями - основными потребителями кадров. В данной ситуации особо важным становится адекватное формулирование целей обучения. Система нового поколения профессиональных и образовательных стандартов должна в большей степени строиться с учетом требований предприятий - работодателей и удовлетворения запросов регионального рынка труда к перечню направлений подготовки и компетенций молодых специалистов.

Анализ методик исследования рынка труда свидетельствует, что одним из важных методов мониторинга кадровых потребностей и требований предприятий к молодым специалистам является опрос работодателей. С этой целью Оренбургский государственный университет в июле 2014 года провел ежегодное исследование «Молодой специалист на рынке труда: потребности работодателя, специфика отбора, требования и оценка уровня подготовки - 2014». Основные задачи исследования: определение кадровых потребностей предприятий-работодателей и

способов их удовлетворения; выявление общих и специальных требований работодателей к молодым специалистам при приеме на работу; оценка уровня профессиональной подготовки молодых специалистов работодателями; анализ направлений сотрудничества вузов и предприятий-работодателей.

Объектом исследования выступили 80 предприятий и организаций Оренбургской области. Половина респондентов (50%) - крупные предприятия с численностью сотрудников более 100 человек. Вторую половину разделили - предприятия (25%) средние, численность сотрудников которых составляет от 50 до 100 человек и малого бизнеса (до 50 сотрудников) - 25%.

Большинство респондентов (67,5%) - стабильные компании, существующие на рынке труда более 10 лет; 20,0% предприятий работают от 5 до 9 лет; 12,5% - от 1 до 5 лет.

Результаты опроса показали, что большинство респондентов всех сфер деятельности (68,8%) испытывают потребность в молодых специалистах каждый год. Чуть реже, 2-3 раза в год, принимают на работу молодых сотрудников 25,0% респондентов. Крайне редко появляются вакансии для выпускников у 6,2% опрошенных предприятий.

На вопрос предприятиям - работодателям «Как бы Вы оценили ситуацию с наличием кадров по основному профилю деятельности Вашего предприятия в регионе?» выяснилось, что более половины работодателей (51,2%) считают, что нужных кадров в целом достаточно для успешного развития региона. 37,5%, принявших участие в опросе представителей предприятий, наоборот, говорят о том, что кадров в целом не хватает. Считают, что регион испытывает очень острую нехватку кадров 10,0% работодателей и переизбыток кадров отмечают 1,3% респондентов.

Что касается вопроса уточнения профиля подготовки необходимых специалистов, в большей степени предприятия Оренбургской области нуждаются в специалистах с техническим образованием (61,3%), с экономическим (28,8%), 22,5% предприятий нуждаются в специалистах информационно-компьютерного направления подготовки, 6,2% - в специалистах с естественнонаучным образованием. Часть работодателей (3,7%) назвали конкретные профессии. Востребованность у работодателей

специалистов технического и экономического профилей обусловлена спецификой отраслей экономики Оренбургской области.

Большинство респондентов исследования при поиске новых сотрудников используют следующие способы: размещение вакансий на сайте предприятия - 66,3%, поиск внутри предприятия - 62,5%, объявления в СМИ - 61,3% опрошенных, приглашение на работу после практики практикуют 60,0 % предприятий, а также более 50% работодателей, принявших участие в опросе, в качестве способа поиска нового сотрудника используют обращение в отделы по трудоустройству в вузах [6].

Кроме того, работодатели используют такие способы, как обращение в Центры занятости населения и Молодежную биржу труда - 48,7% опрошенных предприятий; поиск через кадровые агентства - 22,5% работодателей. Часть респондентов (7,5%) указали другие способы: муниципальный конкурс, специализированные сайты по поиску работы (hh.ru, superjob.ru и т.д.).

В связи с ростом поиска новых сотрудников работодателями через отделы по трудоустройству в высших учебных заведениях, работодателям был задан вопрос «Как часто Вы обращаетесь в отдел содействия трудоустройству выпускников ОГУ за подбором необходимых работников?».

Результаты опроса свидетельствуют, что большинство респондентов обращаются в отдел содействия трудоустройству выпускников ОГУ по мере необходимости (52,5%), как только появляется потребность в новых сотрудниках. Довольно часто используют такой способ поиска кандидатов на вакантные должности 17,5% работодателей, из них 1,2% респондентов обращаются в отдел еженедельно, 16,3% - 1-2 раза за полгода.

Реже 1 раза в год в отдел обращаются 6,3% респондентов, 23,7% - не обращаются (в основном, предприятия сферы здравоохранения, государственной службы).

В результате опроса определились наиболее популярные методы отбора кандидатов на вакантные места, используемые работодателями:

- проведение интервью и собеседования -90,0%;

- испытательный срок - 71,3%;

- стажировка на рабочем месте - 48,8%;

- анализ документов кандидата (дипломов, сертификатов о дополнительном образовании,

удостоверений о присвоенной категории или квалификации) - 68,7%.

Далее работодателям был задан вопрос: «Какие дополнительные технологии оценки соискателей при подборе персонала Вы применяете?». Как показали результаты исследования, около половины респондентов проводят проверку профессиональных знаний и умений (42,5%), кроме того специалисты службы управления персоналом предприятий применяют психологические тесты (18,7%), интеллектуальные или ^-тесты (7,5%), метод стрессового интервью (6,3%), тестирование по иностранному языку (1,3%). Среди ответов «Другое» 2,5% респондентов указали на тестовые задания, кейс - методы и практические задания.

Учитывая, что по результатам опроса самый популярный метод отбора претендентов на вакантные должности - собеседование, мы спросили у работодателей, какие этапы собеседований проходит соискатель в компании.

Большинство работодателей ответили, что соискатели проходят собеседования в компании с непосредственными руководителями (82,5%), с работниками кадровой службы (71,2%), с руководителями компании (58,8%), со службой безопасности - 21,3%.

В результате исследования выяснилось, что работодатели отказывают претендентам в приеме на работу по объективным причинам: из-за нехватки знаний по специальности (60,0%); из-за отсутствия у кандидатов интереса к должности (5 8,8%); отсутствие опыта работы отметили 25,0% опрошенных; на нерешительность и робость соискателя указали 12,5% предприятий-работодателей. В числе прочих причин отказа 8,8% отметили концентрацию молодого специалиста исключительно на материальном вознаграждении, внешний вид может послужить отказом при приеме на работу на 7,5% организациях, низкие баллы в дипломе

- у 6,2% предприятий, амбициозность кандидата

- 3,8% опрошенных. Часть респондентов - около 4% указали другие причины: несоответствие образования кандидата профилю вакантной должности, неумение вести переговоры, по результатам проверки службой безопасности.

Результаты исследования показали, что средний уровень оплаты труда молодого специалиста составляет на сегодняшний день 10-15 тыс.р. (46,3%). Заработную плату от 15 до 20 тыс.р. пла-

тят молодым специалистам 37,5% организаций, принявших участие в опросе. 11,3% респондентов платят молодым специалистам 20-25 тыс.р.

Заработную плату менее 10 тыс.р. предлагают молодым специалистам только 1,3% работодателей. Предложить молодым сотрудникам доход свыше 25 тыс.р. могут лишь 3,8% респондентов. Таким образом, средний уровень заработной платы, который могут предложить работодатели молодым специалистам, составляет - 14794 р. При этом отрадно, что 94,2% предприятий-работодателей предоставляют молодым специалистам социальный пакет услуг.

Большинство работодателей (43,8%) не реализуют программы кадровой политики для молодых специалистов (предоставление жилья молодым сотрудникам, льготные условия ипотеки и др.). 40,0% ответили, что пока не создают подобные программы и 16,2% респондентов затруднились с ответом на данный вопрос [7].

Подводя итог исследованию вопросов кадровых потребностей предприятий - работодателей Оренбургской области и способов их удовлетворения, следует отметить, что большая часть респондентов исследования ежегодно сталкиваются с проблемой пополнения кадров молодыми специалистами. Чаще всего предприятия нуждаются в специалистах с высшим техническим и экономическим образованием. Более половины работодателей, принявших участие в опросе, говорят о том, что нужных кадров в целом достаточно. В основном это предприятия торговли, строительства, финансов и страхования. Промышленные предприятия, а также организации сфер пищевого производства, транспорта и перевозок, связи, электроэнергетики отмечают, что нужных кадров в целом не хватает. Предприятия сферы биофармацевтики и здравоохранения, науки, образования отмечают очень острую нехватку кадров в нашем регионе.

Результаты исследования показали, что наиболее распространенный способ поиска и привлечения сотрудников на вакантные места - размещение вакансий на сайте предприятия. В отделы по трудоустройству вузов обращаются 53,0% респондентов, большинство из них - по мере возникновения потребности в новом сотруднике[6].

Отбор обратившихся соискателей проходит традиционно - собеседование (чаще всего с непосредственным руководителем), испытатель-

ный срок, анализ документов кандидата, стажировка кандидата на рабочем месте. Половина респондентов используют при оценке кандидатов дополнительные технологии, в основном -проверка профессиональных знаний и умений.

Стоит отметить, что респонденты проявляют объективность в отказе при приеме на работу кандидату, указывая на нехватку знаний по специальности, отсутствие у кандидата интереса к должности и опыта работы. Средний уровень оплаты труда молодого специалиста, который могут предложить предприятия - работодатели, составляет на сегодняшний день 10-15 тыс.р. Специальные программы кадровой политики, предусматривающие поддержку молодых специалистов, могут предложить 43,8% опрошенных работодателей.

Второе направление нашего исследования связано с оценкой требований, которые предъявляют предприятия - работодатели при приеме на работу к молодым специалистам.

Для большинства опрошенных работодателей (62,5%) уровень подготовки молодого специалиста не имеет значения. Треть работодателей (37,5%) хотели бы принять на работу дипломированного специалиста, 8,8% - магистра, 6,2% - бакалавра. Ответы респондентов говорят о том, что работодатели пока недостаточно осведомлены в различиях между уровнями подготовки выпускников, в связи с чем, в основном не придают значения уровню их подготовки. В то же время среди тех, для кого уровень подготовки выпускника вуза имеет значение, по-прежнему наибольшим спросом пользуются специалисты.

Большинство работодателей (47,5%) опыт практической работы при трудоустройстве молодых специалистов не требуют. Только пятая часть (18,8%) респондентов требуют опыт работы по специальности не менее года. Преддипломную практику в качестве практического опыта рассматривают 25,0% респондентов, а 8,7% опрошенных предприятий в качестве опыта работы устроит прохождение практики только в своей организации.

Как показали результаты исследования, при приеме молодых специалистов в первую очередь работодатели всех сфер экономики региона обращают внимание на личностные и деловые качества кандидата (72,5%), соответствие образования кандидата требованиям должности (66,3%), качество образования соискателя, уро-

вень его профессиональных знаний (61,3%), наличие профессионального опыта (36,3%).

Реже респонденты придают значение соответствию корпоративной культуре компании (22,5%), а также наличию рабочей профессии (13,8%), долгосрочному характеру взаимоотношений с вузом, в котором получил образование соискатель - 5,0% опрошенных.

В числе основных требований, предъявляемых предприятиями-работодателями - это перечень ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые специалисты.

В группе общекультурных компетенций работодатели отмечают способность к самоорганизации и самообразованию (81,3%); способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (72,5%); способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (37,5%).

В числе общепрофессиональных компетенций - профессиональных навыков выпускников респонденты выделили: способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (83,7%); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (58,7%); способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в профессиональной области (52,5%); способность использовать основные законы специальных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (47,5%).

В качестве дополнительных навыков предприятия, принявшие участие в опросе, указали самомотивированность, креативность мышления, ответственность за свои действия, способность принимать концептуальные решения, а также знание иностранных языков [8, 9].

Подводя итог оценке основных и специальных требований, предъявляемых предприятиями к молодым специалистам на рынке труда можно констатировать, что большинство работодателей не придают значения уровню подготовки молодого специалиста (бакалавр, специалист или

магистр), и их число ежегодно увеличивается. В то же время, выбирая кандидата на вакантную должность, 37,5% работодателей по-прежнему отдают предпочтение специалистам.

Положительным результатом исследования также является тот факт, что большинство работодателей не требуют от молодых специалистов при трудоустройстве наличия опыта практической работы. Ежегодно увеличивается число респондентов, рассматривающих в качестве такого опыта преддипломную практику студентов [10].

Работодатели обращают внимание в первую очередь при приеме молодого специалиста на его личностные и деловые качества, соответствие образования кандидата требованиям должности, качество образования соискателя, уровень его профессиональных знаний.

Что касается наличия у выпускников определенных навыков и компетенций, то наиболее ценятся работодателями кандидаты, способные к самоорганизации и самообразованию, к

проявлению ответственности за выполняемую работу, легко обучаемые, стрессоустойчивые, умеющие работать в команде и достигать коллективных целей.

В заключение следует отметить, что в современных условиях для подготовки молодых конкурентоспособных специалистов представляется целесообразным внедрение концептуального подхода в процесс взаимодействия вузов и предприятий на региональном уровне. Особое внимание, по нашему мнению, следует обратить на более эффективную деятельность вузов с работодателями по совершенствованию образовательного процесса. В числе основных аспектов совместной деятельности можно выделить - формирование списка компетенций по запросу работодателей, совместная разработка образовательных программ и профессиональных требований к выпускникам, корректировка учебных планов в зависимости от потребностей предприятий, оценка качества образовательных программ с точки зрения работодателей.

11.12.2014

Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (проект № 14-13-56006 «Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста (на примере Оренбургской области)»)

Список литературы:

1. Гуртов В.А. Приоритеты экономики: прогнозирование потребностей в кадрах с высшим профессиональным образованием// Университетское управление: практика и анализ. - 2011 - №4(74). - С. 43-51

2. Фахрутдинова Е.В. Рынок труда и динамика его потребностей// Экономические науки.- 2014.- № 1(110).- С. 43-46

3. Шестакова Е.В. Микроуровень самоорганизации социально-экономических систем // Вестник Самарского государственного университета.- 2012.-№ 7.- С. 164-171

4. Жукевич Г., Сигова С. Новые количественные оценки спроса и предложения на современном рынке труда // Социальная политика и социальное партнерство.- 2013.- № 9.- С. 59- 67

5. Докашенко Л.В. Роль человеческих ресурсов в развитии инновационной экономики // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2011.- № 13.- С. 141-147

6. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2013 - 2014 учебный год / Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина, Е.А. Наконечная, А.В. Матюшко, И.А. Кислова, Г.В. Струзберг; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ 2014. - 175 С.

7. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Никулина Ю.Н. Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета // Высшее образование в России. № 8-9, 2013 г. С.106-11

8. Костенко М.А. Проблемы оптимизации взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в регионе // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). - 2013. - № 9. - С. 74 - 77

9. Никулина Ю.Н. Роль бизнеса в подготовке молодых специалистов для инновационной экономики региона // Вестник ОГУ -2014. - №4. - С. 102 - 108.

10. Решения Правительства Российской Федерации по укреплению высших учебных заведений и повышению их конкурентоспособности// Высшее образование сегодня.- 2013.- № 9.- С. 7-12

Сведения об авторе:

Никулина Юлия Николаевна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент

460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, тел. (3532) 372498, e-mail: otdmark@mail.osu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.