Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые законодательством к условиям получения статуса информационного оператора'

Требования, предъявляемые законодательством к условиям получения статуса информационного оператора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPORT ACTIVITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАТОРЫ / INFORMATION OPERATORS / ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА / LEGAL STATUS OF PARTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Ю.А., Мажников П.В.

Анализируется правовой статус информационных операторов и особенности законодательства, регулирующего их деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пономарев Ю.А., Мажников П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal requirements for status of information operator

The article analyzes legal status of information operators and peculiarities of legal acts that regulate their activities.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые законодательством к условиям получения статуса информационного оператора»

Требования, предъявляемые законодательством к условиям

получения статуса информационного оператора

Ю. А. ПОНОМАРЕВ, канд. техн. наук, заместитель начальника кафедры, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского П. В. МАЖНИКОВ, канд. техн. наук, доцент, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского

В ближайшее время нас ждет переход на систему электронного декларирования. Облегчить участникам внешнеэкономической деятельности и таможенным брокерам работу по электронному декларированию таможенным органам товаров и транспортных средств могут информационные операторы. Это вызывает интерес к данной категории лиц, в том числе к их правовому статусу.

Информационные операторы недавно появились на рынке услуг в области таможенного дела. Однако их работа затрагивает интересы многих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В случае ошибочной оценки требований, предъявляемых к получению этого статуса, могут возникнуть проблемы, которые коснутся клиентов информационного оператора.

Как известно, категория правового статуса субъекта включает в себя права и обязанности этого субъекта. В нашей статье внимание уделено обязанностям, возложенным государством на участников отношений в сфере околотаможенных услуг, которые именуют себя информационными операторами. Точнее, предметом рассмотрения будут требования, предъявляемые законодательством к условиям получения данного статуса. Неопределенность мнений по поводу этого важного вопроса побудила нас провести анализ для определения статуса такого оператора.

Информационные операторы предлагают участникам ВЭД, в том числе таможенным брокерам, услуги по передаче данных (электронного вида документов для предварительного информирования и электронного декларирования) в таможенные органы. Следует отметить, что в качестве информационных операторов не рассматриваются организации (экспортеры, импортеры, таможенные брокеры), имеющие прямое подключение к автоматизированной системе внешнего доступа Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной Таможенной Службы

(ГНИВЦ ФТС) России (Соглашение с ГНИВЦ ФТС России) и передающие информацию исключительно о своих товарах и транспортных средствах.

Большинство так называемых информационных операторов, а также другие лица, желающие получить этот статус, полагают, что для осуществления деятельности по передаче данных в электронном виде таможенным органам достаточно соблюсти условия, предписанные приказом ФТС РФ № 52 от 24 января 2008 г. «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"», что подтверждается Аттестатом соответствия информационной системы и соглашением об информационном взаимодействии информационного оператора с ГНИВЦ ФТС России. Вопрос о необходимости лицензирования своей деятельности такими информационными операторами даже не рассматривается.

Очень важно отметить тот факт, что регулирование статуса информационного оператора не ограничивается таможенным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Сутью деятельности информационных операторов в таможенной сфере является передача данных (документов для предварительного информирова-

ния или электронного декларирования) в электронном виде от абонента (третьего лица) к таможенному органу, а также обеспечение информационного обмена сообщениями между абонентом и таможенным органом в процессе предварительного информирования и электронного декларирования товаров.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее — ФЗ «О связи») деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи является услугой связи. Данная статья содержит также определение электросвязи, из которого следует, что это любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Напрашивается вывод, что деятельность информационных операторов включает в себя оказание услуг связи, то есть требуется лицензия на оказание услуг связи (услуг по передаче данных), ст. 29 ФЗ «О связи».

Передача данных через информационного оператора осуществляется (в соответствии с требованиями ФТС РФ) по защищенным каналам связи, с использованием шифровальных (криптографических) средств, что в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 957 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами», требует наличия у оператора лицензий на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и на предос-

тавление услуг в области шифрования информации.

Аттестат соответствия не отменяет обязанность информационного оператора по получению указанных лицензий, поскольку аттестат подтверждает лишь соответствие абонентского пункта требованиям стандартов или иных нормативно-технических документов по безопасности информации, утвержденных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, но не устанавливает прав на осуществление лицензируемой предпринимательской деятельности посредством самостоятельной эксплуатации такого пункта.

Соглашение информационного оператора с ГНИВЦ ФТС России дает право такому оператору на передачу информации в ГНИВЦ ФТС России, но также

не освобождает от необходимости получения оператором соответствующих лицензий.

На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости наличия у информационного оператора для легального осуществления деятельности, помимо аттестата соответствия абонентского пункта и соглашения с ГНИВЦ ФТС России, лицензий на оказание услуг по передаче данных, а также на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и на предоставление услуг в области шифрования информации.

Уместно напомнить, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно

(обязательна), является административным (а при определенных условиях — уголовным) правонарушением. Несоблюдение информационным оператором требований о получении лицензий, необходимых для осуществления своей деятельности, может также повлечь неблагоприятные последствия для его абонентов (например, невозможность выпуска грузовой таможенной декларации (ГТД), поданной посредством нелицензированно-го информационного оператора в случае приостановления деятельности этого оператора контролирующими органами).

Таким образом, при выборе информационного оператора необходимо обращать внимание на легальность его деятельности и, как следствие, на его надежность в качестве партнера.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ОПЕРАТОР

Шш

Общество с ограниченной ответственностью

Передача через Интернет электронного вида документов при:

- электронном декларировании

- предварительном информировании

„Северо-Западный Таможенно-Логисгический Сервис"

197183, г. Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, офис 212 тел. 441-32-25, факс 441-36-32

e-mail: sztls@sztls.ru www.sztls.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.