Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к личности судьи в международных судебных органах'

Требования, предъявляемые к личности судьи в международных судебных органах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1953
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЬЯ / ЛИЧНОСТЬ СУДЬИ / ЛИЧНОСТЬ ЮРИСТА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСУДИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышев О.О.

Автор исследует специфику требований, предъявляемых к личности судьи в различных международных судах. Обосновывается связь требований с демократическими принципами осуществления правосудия в этих судебных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к личности судьи в международных судебных органах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070

и однозначном порядке применения к нему дисциплинарных взысканий с целью защиты законных прав и интересов учредителя и сотрудников учреждения [3, с.15]. У руководителя организации особый правовой режим и регулирование труда в связи со спецификой выполняемой им трудовой деятельности. Руководитель организации участвует в качестве органа юридического лица и может нанести более обширный ущерб организации в отличие от рядового работника. Поэтому в российском законодательстве руководитель относится в отдельную категорию работников для которых установлены особенности дисциплинарной иных видов ответственности. Так же бывают случаи на государственной гражданской службе, когда под влиянием политических факторов с целью снять руководителя ведомства с занимаемой должности упраздняют занимаемую им должность или реорганизуют ведомство целиком.

Сложность данной проблемы заключается в том, что руководитель является и работником организации и органом юридического лица - работодателем [1, с. 183]

Стоит отметить, что для достижения дисциплины труда можно применять как позитивные методы (поощрение, убеждение), так и методом привлечения к дисциплинарной ответственности. Все эти меры могут применятся для всех сотрудников в том числе и в установленных законом случаях должны распространяться и на руководителя организации (ст. 195 ТК РФ) [5, с.102].

С целью улучшения дисциплины труда, защиты интересов учредителей, а так же самих руководителей необходимо разработать исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков и дисциплинарных взысканий, поставленных в соответствие, с целью конкретизации мер которые могут быть применены к руководителю. Ввести данную норму в ФЗ «О государственной гражданской службе». Список использованной литературы:

1. Дацко Н. П. Дисциплинарная власть работодателя: право под угрозой наказания //Наука и современность. 2013. №25-2. С. 183.

2. Иванова Т.С. Правовые проблемы привлечения руководителей организаций к дисциплинарной ответственности // Трудовое право. 2010. № 5. С. 37.

3. Рогалева И.Ю. Особенности привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей и других должностных лиц //Трудовое право. 2009. № 4. С.15.

4. Сидоренко А. С. К вопросу сущности и понимания дисциплинарной ответственности в трудовых отношениях // Проблемы законности. 2012. №119. С. 278.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015). // Собрание законодательства РФ - 06.04.2015. С. 102.

6. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016). // Собрание законодательства РФ - 27.03.2017.

© Черемнова К.А., 2017

УДК 340.15

Чернышев О.О.

Юридический факультет

Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТИ СУДЬИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ

Аннотация

Автор исследует специфику требований, предъявляемых к личности судьи в различных международных судах. Обосновывается связь требований с демократическими принципами осуществления правосудия в этих судебных органах.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Правосудие, судебная власть, судья, личность судьи, личность юриста, международное правосудие.

Российская Федерация является демократическим правовым государством, принимающим активное участие в международных отношениях. Правовая система России, подобно правовым системам других демократий, строится на идеалах естественного права. В то же время, естественно правовые идеалы пронизывают собой и международное право; зачастую некоторые из них не получают даже точной фиксации и детализируются в ходе деятельности международных судебных органов. В этой связи анализ требований, предъявляемых к судьям международных судов, представляется актуальным. Выводы исследования могут быть положены в основу компаративного анализа требований, предъявляемых к судьям международных судов и судов России: все они строятся на схожих принципах, потому сравнение вполне допустимо.

Исследование целесообразно начать с одного из старейших судебных органов международного правосудия - Международного суда ООН.

Этот суд был учреждён вскоре после создания в 1945 году Организации Объединённых Наций. Он стал главным судебным органом ООН. Международный суд ООН - постоянно действующий суд с обязательной юрисдикцией в отношении всех участников ООН. Этот вывод можно сделать на основе части 1 статьи 93 Устава Объединённых Наций: «Все члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда».[3] Таким образом, признание юрисдикции суда презюмируется вследствие факта членства государства в ООН без дополнительной ратификации международных актов о суде в государстве-участнике ООН. Само вступление в ООН с отказом от юрисдикции суда невозможно.

Штаб-квартира Международного суда ООН располагается в Нидерландах, в Гааге. В том же здании действует и Постоянная Палата третейского суда, созданная в 1899 г.

Порядок формирования суда определяется частью 1 статьи 4 Статута Международного суда: «Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда, согласно нижеследующим положениям».[2] Постоянная Палата Третейского Суда состоит из семи национальных групп. Каждая национальная группа вправе выставлять не более четырёх кандидатов в судьи. Из этих кандидатов не более двух могут быть гражданами одного государства. Статутом предусмотрено и специальное правило на случай двойного гражданства кандидата в судьи: он признаётся гражданином того государства, в котором преимущественно реализует свои права.[5, С. 90]

Каждая национальная группа должна провести процедуру согласования кандидатур в судьи на национальном уровне. Для этого ей следует запросить мнение о кандидатах у высших судов (как правило, Верховных Судов), а также у правительственных вузов государства и отделений международных правовых академий (университетов). Требования, предъявляемые к личности судей, следующие: кандидат в судьи должен быть признанным авторитетом в области международного права (неважно, на национальном или международном уровне), обладать выдающимися нравственными качествами и соответствовать требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности судей высших национальных судов. ООН отмечает, что обычно, на практике, «до избрания многие члены Суда были юрисконсультами в министерствах иностранных дел их стран, профессорами международного права, послами или судьями верховного суда».[4]

Европейская система защиты прав человека наследует традиции естественно-правовой школы. Права человека, зафиксированные в Конвенции и протоколах к ней, есть письменная фиксация основных положений юснатурализма. При этом, по мнению Лукашевой Е.А., «ценность Европейской конвенции состоит не только в зафиксированных правах и свободах, но и в создании механизма их имплементации».[6, C.314]

С целью имплементации, т.е. фактической реализации норм Конвенции, было создано два специализированных органа: Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. Такая система просуществовала до 1998 г. и, ввиду её громоздкости, были 11 ноября 1998 г. при принятии Протокола № 11 к Конвенции, заменены Европейским

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Судом по правам человека.

В наши дни Европейский Суд по правам человека находится во Франции, в г. Страсбурге. Официальная резиденция Суда называется Дворцом прав человека.

В составе ЕСПЧ - 45 судей, что соответствует числу государств-членов Совета Европы. Не существует каких-либо ограничений по числу судей - граждан одного государства Совета Европы. Таким образом, формально даже все 45 судей вправе быть гражданами одной и той же страны.

Требования к судьям Европейского Суда содержатся в статье 21 Конвенции о защит прав человека и основных свобод. Согласно норме этой статьи, судьи должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, которые предъявляются «...при назначении на высокие судебные должности» либо «быть правоведами с общепризнанным авторитетом».[1] Эти требования аналогичны требованиям к судьям Международного суда ООН. Отличие заключается в том, что судьи ЕСПЧ рассматривают дела в личном качестве.

Подобно судьям Международного Суда ООН, судьи ЕСПЧ избираются, а не назначаются. Порядок избрания судей ЕСПЧ таков: 1) член Совета Европы представляет своих кандидатов на должности судей ЕСПЧ; 2) Парламентская Ассамблея Совета Европы голосует по представленным кандидатурам; 3) судья избран, если получит простое большинство голосов в Парламентской Ассамблее. Срок полномочий судьи составляет шесть лет, причём переизбрание допускается и часто практикуется.

Судья обязан строго соблюдать нормы судейской этики в профессиональной и внеслужебной деятельности. Нарушение норм судейской этики может повлечь освобождение судьи от должности. Нормы этики содержатся, например, в Рекомендации (94)12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей.[7, C.50] Основное требование документа - установление важнейшей целью этических стандартов обеспечение защиты прав и свобод человека судом. На втором месте следуют беспристрастность и независимость (аполитичность) судей. Судья должен отвечать за принятые решения только перед своей совестью.

Тем самым в обоих международных судебных органах к судьям предъявляются прежде всего профессиональные требования (равные требованиям к кандидатам на высшие судебные должности в государствах, которые выставили кандидатуру судьи международного суда). Существуют серьёзные морально-этические требования, которые строятся на соблюдении судьями общепризнанных принципов правосудия и уважении и защите прав и свобод человека.

Эти требования впоследствии могут оказать влияние на требования, предъявляемые к личности судей других международных судов (пример - влияние требований к судьям Международного суда ООН на требования к судьям ЕСПЧ) и национальных судебных органов. В дальнейшем целесообразным видится исследование влияния требований к личности судей международных судов на требования к судьям российских судебных органов.

Список использованной литературы:

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (в редакции протоколов 11 и 14) // URL: http://www.coe.int/m/web/conventions/fon-Hst/-/conventions/rms/0900001680063778 (Дата обращения:

15.12.2016).

2. Статут Международного суда ООН // URL: http://www.iqj-cij.org/homepage/ru/iqjstatute.php (Дата обращения: 15.12.2016)

3. Устав ООН. // URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vi/index.html (Дата обращения:

02.01.2017)

4. Кто является судьями международного суда? // URL: http://www.un.org/ru/icj/who_sits.shtml#three (Дата обращения: 02.01.2017)

5. Куркин Б.А. Международное право. - М.: МГИУ, 2008.

6. Лукашева Е.А. Права человека. - М.: Идательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

7. Шугуров М.В. Вопросы этики судей в деятельности Европейского суда по правам человека. // Закон, 2013, N 11.

© Чернышев О.О., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 339.13.017

Д.В. Чудных, студент В.В. Чудных, студент Р.Г. Абакумов, к.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности правового регулирования охраны памятников культуры в Германии и сравниваются законодательные аспекты охраны памятников культуры в России и Германии.

Ключевые слова Регулирование, памятники культуры.

Вопрос охраны памятников в Германии не является исключительной компетенцией Федерации. Охрана исторических памятников в Германии находится в ведении федеральных земель, поэтому в государстве существуют 16 различных законов об охране памятников (по количеству земель). Общие положения, касающиеся памятников истории и культуры, содержат также все основные акты, принятые на федеральном уровне.

Организация охраны памятников регулируется Земельными законами. Например, объекты, относимые к памятникам истории и культуры в городе Лейпциг, регулируются Законом о защите памятников культуры Саксонии. B соответствии с этим законом, задачей сохранения памятников является защита памятников культуры как источников и свидетельств человеческой истории и развития, а также их гармоничное сочетание с развитием градостроительства, планированием системы расселения и землепользования и охраной ландшафтов. Для выполнения этих задач по мере возможности взаимодействуют различные стороны - земля, общины, объединения общин, а также собственники и владельцы памятников. Соответствует ли объект указанным требованиям, устанавливают земельные ведомства по охране памятников и археологии. Актуальную информацию предоставляет отдел охраны памятников архитектуры управления по делам строительства.

Для постановки под охрану памятников культуры в немецких федеральных землях есть два способа: под охрану в силу закона (генеральный принцип) и правоустанавливающая регистрация в книге памятников (принцип регистрации). В Саксонии памятники защищены в соответствии с генеральным принципом, они находятся под охраной закона. Если объект соответствует нормативным характеристикам понятия «памятник», он регулируется положениями Закона об охране памятников Саксонии.

Согласно § 10 п. 3 Закона об охране памятников Саксонии (SächsDSchG), владельцам предоставляется возможность проверить принадлежность здания к памятникам культуры и обеспечить таким образом правовую безопасность. Для принятия решения о принадлежности объекта к памятнику культуры в соответствии с § 10 п. 3 Закона об охране памятников Саксонии (SächsDSchG), следует подать письменный запрос в управление строительства и охраны памятников г. Лейпциг (департамент охраны памятников).

Защитой и сохранением памятников истории и культуры в Германии занимается целая система органов. Высшим Земельным органом защиты памятников является Министр культуры земли. Подчиненными органами защиты памятников, которым передано право надзора за строительством в городах и общинах, являются общинные правления, а в районах земли - районные комитеты. Деятельность по защите памятников подчиненные органы осуществляют по распоряжению высшего Земельного органа защиты памятников.

При рассмотрении проблемы сохранения памятников культуры и архитектуры необходимо учитывать деятельность государственной организации «Städtebaulicher-Denkmalschutz», которая вплотную занимается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.