таким требованиям, как научная обоснованность, практическая реализуемость, концептуальность, потенциальная результативность.
Я считаю необходимым воздействовать на экстремизм путем профилактики:
1) Наблюдение работы неофициальных социальных организаций с целью подготовки изображений под культуры либо раскрытия их динамики.
2) Общественное поддержание не достигших совершеннолетия и молодого поколения, имеющих отношение к неофициальным молодежным организациям экстремистской ориентированности.
3) Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны неформальных молодежных объединений экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий.
4) По моему мнению, назрела также объективная необходимость дополнить ст. 212 УК РФ («Массовые беспорядки»), ст. 213 («Хулиганство»), ст. 243 («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»), ст. 244 («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения») таким квалифицирующим признаком, как совершение указанных преступлений по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В заключении хочется сказать, что проблема остается актуальной и оставляет много вопросов законодателю, но стоит отметить, что проект по профилактике экстремизма в первую очередность обязана касаться ребенка, школьников и молодое поколение. Непосредственно данный слой общества более подвергается воздействию аналогичных конструктивных мыслей, то что сопряжено с неокрепшей нервной системой и отсутствием твердой жизненной позиции. Бесспорно, деятельность в школах и других тренировочных заведениях значима, однако никак не нужно выпускать из виду и о значимости семьи в этом ходе. В взаимосвязи преподавателя и работников правоохранительных органов обязаны осуществлять постоянные профилактические беседы с родителями.
© Скороваров И.И., 2018
УДК 340
Цечоев Г.В.
Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД
Аннотация
Свою статью автор посвятил изучению специальных органов международного уголовного правосудия - Международного уголовного суда.
Ключевые слова
Международный суд, правосудие, уголовное право, преступление, права человека, Конвенция.
Помимо международных судов, рассматривающих споры, связанные с гуманитарным правом и международным частным правом, существует также и специальный орган международного уголовного правосудия - Международный уголовный суд. Он является первым судебным учреждением в этой сфере. Причиной его создания послужило следующее: «Международные преступления затрагивают
интересы всего международного сообщества. Исходя из данного обстоятельства, все большее распространение получает точка зрения, что на уголовное преследование в отношении лиц, виновных (или подозреваемых) в совершении подобных преступлений не должны распространяться ограничения, установленные международным правом для национальных юрисдикций»[5]. Это мнение шло вразрез со сложившимся ранее убеждением об исключительной юрисдикции государства в сфере уголовного права и над его гражданами. Причиной смены парадигм стала Вторая мировая война и чудовищные преступления германских нацистов, японских милитаристов и их пособников.
Первыми международными уголовными процессами, увенчавшимися приговорами в отношении виновных в наиболее серьёзных посягательствах на мир и безопасность всего человечества, были Нюрнбергский процесс и Хабаровский процесс. «Нюрнберг дал импульс всестороннему развитию межгосударственных отношений, активизировал процесс международного сотрудничества в правовой и гуманитарной сфере, но главное - это формирование договорно-правовой базы коллективной безопасности и противодействия новым военным вызовам и угрозам, - пишет Нечевин Д.К., - <...> впервые в истории человечества и мировой юридической науки и практики документально было зафиксировано: «Война по самому своему существу - зло. Ее последствия не ограничены одними только воюющими сторонами, но затрагивают весь мир. Поэтому развязывание агрессивной войны является не просто преступлением международного характера - оно является тягчайшим международным преступлением»»[7]. Таким образом, впервые в мировой истории было признано, что существуют преступления, за которые виновники могут нести ответственность перед всеми государствами и людьми мира, преступления, которые не задавниваются и подлежат безусловному наказанию. К их числу, в частности, относится геноцид и ведение агрессивной, захватнической войны. Второй из названных процессов, Хабаровский, хотя и проходил в СССР с участием советских судей, всё же во многом аналогичен Нюрнбергскому: «В конце декабря 1949 г. в Хабаровске военный трибунал Приморского военного округа рассмотрел дело по обвинению японских военных в подготовке и применении бактериологического оружия 12 против советских, монгольских и китайских войск и мирного населения в боях на реке Халхин-Гол (1939), в Китае (1940-1942), проведении преступных опытов над людьми»[9, С. 229]. Нормативной основной процесса послужил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.04.1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Фактические основания процесса -ведение агрессивной войны и нарушение норм международного гуманитарного права в части запрета отдельных видов вооружений. Японским преступникам, помимо агрессивных военных действий, была вменена разработка и использование бактериологического оружия, а также бесчеловечные эксперименты над военнопленными. Иными словами, они обвинялись практически в тех же преступлениях, что и нацистские преступники: в преступлениях против всего мира и безопасности человечества.
Генеральная Ассамблея ООН в 1948 г. издаёт Резолюцию A/RES/260А (III) (от 9 декабря 1948 г.), которой утверждается Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Статья 1 Конвенции признаёт геноцид преступлением, подлежащим международной юрисдикции: «. геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное иди военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого они обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение» [1].
К числу наказуемых деяний относятся: 1) геноцид; 2) заговор с целью совершения геноцида; 3) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; 4) покушение на совершение геноцида; 5) соучастие в геноциде.
Именно из этой Конвенции начинает складываться принцип универсальной юрисдикции в международном праве. О её особенностях пишет Лавлинская А.Н.: «Принцип универсальности является уникальным правовым явлением: в отличие от других видов международной юрисдикции, универсальная юрисдикция не исходит из идеи суверенитета или согласия государства, но, напротив, стремится его преодолеть. Сообразно этому, универсальная юрисдикция зачастую определяется как юрисдикция, которую
государство может осуществлять даже против воли государств, обладающих территориальной или иными формами юрисдикции»[4]. Данный принцип не отвергает принципов национальной юрисдикции по уголовным делам (территориальности, личности субъекта, личности объекта, защиты национальных интересов), но позволяет рассмотреть дело также на наднациональном уровне.
В дальнейшем, с принятием Римского статута Международного уголовного суда, универсальная юрисдикция МУС распространяется на следующие преступления: 1) преступление геноцида; 2) преступления против человечности; 3) военные преступления; 4) преступление агрессии (с 2010 г.).[8]
Международный уголовный суд, несмотря на давно дискутировавшуюся необходимость его создания, был фактически создан на основании Римского статута лишь в 1998 г. и начал свою работу 1 июля 2002 г. В настоящий момент он является самым молодым органом международного правосудия в рамках права ООН.
Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые после того, как гитлеровские военные преступники предстали перед трибуналом в Нюрнберге, международное сообщество подавляющим большинством голосов приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая будет выносить приговоры всем тем, кто виновен в развязывании агрессивных войн; совершении военных преступлений и преступлений против человечности независимо от их должностного положения. Юрисдикция Суда обширна.
В Статуте Международного уголовного суда сформулированы составы, охватывающие практически все серьезные преступления, вызывающие озабоченность мирового сообщества. Многие из них впервые закреплены в международном законе, которым будет являться Статут после его ратификации 60 государствами и вступления тем самым в силу (ст. 114). При этом перечень таких преступлений может быть пересмотрен не ранее чем через семь лет после вступления в силу Статута.
Этот международный договор подтвердил принцип индивидуальной уголовной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений (ст. 23). Такой ответственности подлежат не только непосредственные исполнители преступлений, но и те, кто отдает приказ.
Структура суда во многом подобна структуре прочих международных судебных органов.
В настоящее время в суде работает 18 судей. В состав МУС входит три отделения: Отделение предварительного производства (из трёх палат), Судебное отделение (из двух палат) и Апелляционное отделение.
Все судьи избираются в члены суда на постоянной основе и выполняют свои полномочия с момента избрания. Важнейшим принципом их деятельности является принцип независимости судей, который реализуется в том числе через ряд запретов, связанных с занятием определённой деятельностью. Часть 2 статьи 4 Статута чрезвычайно широко определяет этот запрет: «Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости»[8].
Требования к судьям и порядок их выборов изложены в статье 36 Статута. Так, судьёй может стать лицо, обладающее высокими моральными качествами, которое удовлетворяет требованиям, предъявляемым к судьям высших судов государства-участника Статута. Кроме того, кандидат должен быть признанным специалистом в сфере уголовного и уголовного процессуального права и необходимый опыт работы в качестве адвоката, прокурора или судьи по уголовным делам. В случае отсутствия опыта допускается избрание кандидата, являющегося признанным специалистом в международном гуманитарном праве, правах человека и имеющего опыт профессиональной юридической деятельности в названных сферах. Наконец, кандидат должен свободно владеть одним из рабочих языков суда. К рабочим языкам МУС относятся английский и французский.
Кандидаты в судьи МУС выдвигаются государствами-участниками Статута. Каждое государство имеет право выдвинуть лишь одного кандидата, который может и не быть его гражданином, но обязан иметь гражданство любого из государств-участников Статута.
Выборы судей проходят на Ассамблее государств-участников при тайном голосовании по системе абсолютного большинства. При выборах учитывается принцип представительства в МУС основных правовых систем современности, географического представительства и представительства мужского и женского пола. Наконец, в составе МУС предполагается участие специалистов по вопросам насилия в отношении женщин и детей.
Судьи МУС избираются на девятилетний срок и не могут быть переизбраны. При этом судья Судебной или Апелляционной палаты не может прекратить свою должность до окончания рассмотрения дела, в котором он участвует (принцип непрерывности процесса).
Отделение предварительного производства в рамках своей компетенции вправе: 1) дать санкцию Прокурору МУС на проведение расследования proprio proprio motu; 2) принять решение о юрисдикции и приемлемости дела; 3) выдать ордер на арест; 4) выдать повестку о явке в суд; 5) принять решение о применении мер защиты свидетелей и потерпевших; 6) принять решение о применении мер защиты информации, связанной с национальной безопасностью участника Римского статута; 7) подтвердить обвинение Прокурора МУС и передать дело для рассмотрения.
Судебное отделение в рамках своей компетенции вправе: 1) провести подготовку дела к слушанию (с предварительным выяснением мнения защиты и обвинения); 2) провести справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок при соблюдении прав обвиняемого; 3) применить меры защиты по отношению к обвиняемому, свидетелям, потерпевшим и конфиденциальной информации; 4) вынести обвинительный или оправдательный приговор (решение); 5) принять решение о предоставлении потерпевшим компенсации.
Апелляционное отделение в рамках своей компетенции вправе рассматривать апелляции на решения Судебного отделения. В этом проявляется отличие международного уголовного суда от прочих органов международного правосудия: его решение не является окончательным и может быть обжаловано. Апелляционное производство возможно в рамках жалобы на решение об оправдании, осуждении и назначении наказания. Кроме того, жалоба может подаваться на иные решения палат. Наконец, жалоба может касаться пересмотра осуждения и назначения наказания.
В состав Президиума МУС входят Председатель МУС и первый и второй вице-председатели. Согласно части 1 статьи 38 Статута, «председатель и первый и второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов судей. Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз»[8]. Председатель и Вице-председатели МУС не могут заниматься никакой иной деятельностью, кроме работы в МУС. Они также постоянно находятся в Гааге до истечения срока их полномочий.
Для управления несудебной деятельностью, организации работы и обслуживания МУС в его составе действует Секретариат. Во главе Секретариата МУС стоит Секретарь МУС, являющийся, согласно части 2 статьи 43 Статута, «главным административным должностным лицом Суда». Секретарь непосредственно подчиняется Председателю МУС. Помимо Секретаря, в состав Секретариата входит и Заместитель секретаря МУС. Они избираются судьями МУС абсолютным большинством голосов при тайном голосовании из числа рекомендованных Ассамблеей государств-участников Статута лиц. По рекомендации Секретаря в аналогичном порядке избирается его заместитель. Секретарь и Заместитель Секретаря избираются на пятилетний срок (либо меньший, если судьи проголосуют за сокращение срока полномочий Секретаря; подобные решения в практике МУС до настоящего времени не принимались). При этом на Секретаря, помимо административных функций, возлагаются также обязанности по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям. Для этого он формирует в составе Секретариата Группу по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям. Эта Группа, согласно части 6 статьи 43 Статута, «обеспечивает, в консультации с Канцелярией Прокурора, меры защиты и процедуры безопасности, консультационную и другую соответствующую помощь свидетелям, потерпевшим, которые являются в Суд, и другим лицам, которым грозит опасность в результате показаний, данных такими свидетелями. В состав Группы входят сотрудники,
которые имеют опыт работы по вопросам, относящимся к травмам, включая травмы, связанные с преступлениями сексуального насилия»[8].
Независимым от Суда органом, входящим в его состав, является Канцелярия Прокурора МУС. Она осуществляет уголовное преследование по категориям дел, подсудным МУС. Порядок избрания Прокурора и его заместителей аналогичен таковому для судей. Тем самым подчёркивается независимость Канцелярии Прокурора: её члены избираются не судьями, а государствами-участниками Статута. Равно как и судьи, Прокурор и его заместители избираются на 9 лет без переизбрания.
Уголовное судопроизводство в МУС включает в себя следующие стадии: 1) возбуждение дела; 2) решение вопроса о подсудности дела; 3) предварительное расследование дела; 4) утверждение обвинений; 5) рассмотрение дела в судебном заседании; 6) вынесение приговора; 7) рассмотрение апелляций.
В целом можно сказать, что Международный уголовный суд является действительно эффективным органом международного правосудия и позволяет привлекать к юридической ответственности лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества. Поскольку эти преступления посягают на само существование отдельных государств, можно сказать, что Международный уголовный суд - это орган, осуществляющий рассмотрение дел в отношении лиц, преступивших принцип мирного разрешения международных споров. Подобный механизм защиты этого принципа подразумевает его всеобщее признание. Он позволяет ликвидировать недостатки национальных правовых систем в части привлечения к ответственности лиц, виновных в таких преступлениях, как геноцид или ведение агрессивной войны, в случае невозможности реализации адекватного уголовного процесса в их отношении на национальном уровне[3].
В то же время, нельзя ответить, возможна ли имплементация международного уголовного правосудия в России. Современное уголовное законодательство РФ содержит уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества. Этому посвящён раздел XII Уголовного кодекса РФ[2]. Он устанавливает ответственность не только за преступления, подсудные Международному уголовному суду, но также относит к числу наиболее тяжких деяний в сфере мира и безопасности человечества экоцид (статья 358), реабилитацию нацизма (статья 354.1) и ряд других преступлений. И если в части этих преступлений не ставится вопроса о юрисдикции, то после ратификации Римского статута Россией может возникнуть ряд коллизий, связанных с уголовным преследованием по таким делам, как геноцид или ведение агрессивной войны. Эти коллизии практически неразрешимы, так как РФ признаёт свою исключительную юрисдикцию в сфере уголовного права[6].
Так или иначе, существование Международного уголовного суда вполне может быть объяснено исторически, а также и в современных условиях, особенно в связи с ростом преступлений террористической направленности и обострением обстановки в ряде регионов планеты. Список использованной литературы:
1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml
2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, ст. 2954
3. Дремина-Волок Н.В. Международный уголовный суд: специфика и противоречия юрисдикционного режима. // Актуальные проблемы экономики и права, 2007. № 4.
4. Лавлинская А.Н. Универсальная юрисдикция и принцип «aut dedere aut judicare» в международной борьбе с морским пиратством // Евразийский юридический журнал, 2011, № 1 (32).
5. Лямин Н.М. Становление принципа универсальной юрисдикции и её осуществление органами международного уголовного правосудия. // Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2014, № 2.
6. Муратова Н.Г. Проблемы имплементации Римского статута Международного уголовного суда в России. // Вестник экономики, права и социологии, 2007. № 3.
7. Нечевин Д.К. Нюрнбергский процесс и его итоги. // Евразийский юридический журнал, 2011. № 7 (38).
8. Римский статут Международного уголовного суда // URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf
9. Христофоров В.С. Хабаровский процесс 1949 г. по материалам Центрального архива ФСБ России. /
Великая Победа: многотомное продолжающееся издание/ под общ. ред. С.Е. Нарышкина, акад. А.В. Торкунова. Т. 8: Расплата. - М.: МГИМО - Университет, 2011.
© Цечоев Г.В., 2018
УДК 340.15
Элибаев А.С.
Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Аннотация
Автор рассматривает деятельность Конституционного Суда в контексте обеспечения защиты прав и свобод личности. Обосновывается высокая роль суда как одного основных субъектов правовой политики российского государства и важнейшего органа власти, обеспечивающего реализацию международного стандарта прав человека в нормативных актах России.
Ключевые слова
Конституционный Суд, правосудие, права человека, права и свободы личности, судебная власть, правовая политика.
Конституционный контроль в России осуществляется специализированным органом государственной власти - Конституционным Судом РФ, что следует из содержания первой статьи ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».[1]
Значение Конституционного Суда РФ чрезвычайно велико. Он осуществляет судебную власть посредством конституционного контроля, а также обосновывает суверенитет российского государства. По второй причине Конституционный Суд является не только судебным, но и политическим органом власти. Роль его как политического органа подчёркивалась даже Председателем Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькиным. Последний писал, что суд оказывает влияние на политику по той причине, что является арбитром между государством и обществом. В то же время, в своей деятельности он подчиняется только Конституции РФ и закону.[4] Тем самым этот орган государственной власти в своей деятельности полностью подобен прочим отечественным судам, хотя её задачи являются несколько иными. Однако, поскольку КС РФ является прежде всего судом, он также стремится к достижению единственной цели: обеспечению правовой охраны прав и свобод личности.
Значение деятельности Конституционного Суда в государстве велико в силу того, что конституционный контроль, конституционное правосудие играет «.системообразующую функцию по отношению ко всей правовой политике Российского государства».[6] Некоторые исследователи даже признают понятия «конституционное правосудие» и «судебно-правовая политика» практически синонимичными ввиду того, что КС РФ вырабатывает в своих решениях принципы деятельности прочих органов власти, в том числе и судебных органов.[5, С.44]
Исходя из вышесказанного, можно назвать Конституционный Суд основным органом правовой политики российского государства. Под правовой политикой, между тем, исследователи понимают несколько различные явления; единого взгляда на содержание понятия «правовая политика» в России нет.
Например, Е.А. Богославским она определяется как «.особая форма выражения государственной