Научная статья на тему 'Становление постоянного органа международной уголовной юстиции'

Становление постоянного органа международной уголовной юстиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Накашидзе М. Р.

В статье раскрываются проблемы становления и развития органов международной уголовной юстиции, а также анализируется роль и значение Международного уголовного суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation of Permanent Organ of the International Criminal Justice

This article is dedicated to the development problems of organs of the international criminal justice, and also it analysis importance of the International criminal court.

Текст научной работы на тему «Становление постоянного органа международной уголовной юстиции»

СТАНОВЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО ОРГАНА МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ

М.Р. Накашидзе

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

В статье раскрываются проблемы становления и развития органов международной уголовной юстиции, а также анализируется роль и значение Международного уголовного суда.

Идея создания постоянного органа международной уголовной юстиции возникла еще в начале XX века. Международная сообщество, убедившись в том, что временные органы международной уголовной юстиции не в состояние предотвратить транснациональные преступления, стремились создать постоянный орган международной уголовной юстиции, что и нашло свое воплощение в Риме на Дипломатической конференции ООН 17 июля 1998 г., на которой был принят Статут об учреждении Международного уголовного суда.

XX век являлся не только веком материально-технического развития, но и веком бесчеловечных актов и беззакония, которые много раз угрожали и даже посягали на международную безопасность и правопорядок. Они и в XXI веке нашли свое отражение.

Процесс глобализации кроме позитивных явлений, влечет за собой и негативные последствия, такие как: объединение преступных сил, криминальных синдикатов, группировок. Озабоченность международного сообщества вызывает не только внутригосударственные конфликты, но и совершение массы террористических актов. Это все представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества и требует совместных усилий и повседневного сотрудничества в борьбе с ними.

Наличие преступлений, опасных для всего мирового сообщества, явилось причиной создания международных органов уголовной юстиции, которые признаны решать сложные вопросы международно-правового характера.

Становление органов международной уголовной юстиции развивалось в XX веке, в частности в 20-х годах началась активная разработка проблем организации международной уголовной юстиции на теоретическом уровне. Выдвигались новые проекты институционализации международной уголовной юстиции. Все большее количество юристов, политических деятелей Европы и Америки присоединились к мнению о том, что появление Международного уголовного суда (МУС) окажет большое позитивное воздействие на развитие международных отношений и будет способствовать укреплению международной законности. [7, р. 36]. Были учреждены такие органы международной уголовной юстиции, как Постоянная Палата Международного Правосудия (1922-1940 гг.), Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками — «Нюрнбергский трибунал» (1945-1946 гг.), Международный военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками — «Токийский трибунал» (1946-1948 гг.).

Правовыми основами организации и деятельности международных судебных учреждении являются договорные акты в форме конвенций или уставов, в частности, Нюрнбергский военный трибунал имел в качестве учредительных актов Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 года и приложенный к нему Устав Международного военного трибунала. Международный Токийский трибунал был учрежден на основании Соглашения между СССР, США, Англией, Китаем, Францией, Австралией, Канадой, Новой Зеландией и Нидерландами. Впоследствии, к соглашению присоединились Индия и Филиппины [3, с. 664-665].

На основе договора мы имеем и ныне существующий Специальный суд по Сьерра-Леоне (ССС). Соглашение было заключено между Организацией Объединенных Наций (ООН) и правительством Сьерра-Леоне 16 января 2002 г. [1, с. 32].

В международной практике имеется и внедоговорные варианты учредительных документов. Ныне действующие международные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде учреждены резолюциями Совета Безопасности в 1993-1994 гг., одновременно с этим были утверждены уставы обеих трибуналов [4, с. 522-523].

В связи с тем, что преступность, в особенности международную, полностью искоренить невозможно, международное сообщество стремилось к тому, чтобы иметь в своем распоряжении механизм осуществления правосудия в случае серьезных нарушений своих интересов. Само право на суд за преступления против международного права должно принадлежать не какому-либо государству или группе государств, а всему международному сообществу. Это право должно реализовываться таким сообществом посредством специально созданного на постоянной основе Международного уголовного суда, что и произошло на основе Дипломатической конференции представителей ООН, состоявшейся в Риме 17 июля 1998 года, где был открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда. Статут подписали более 140 государств, из них около 90 стран его ратифицировали (март 2003 г.). Статут вступил в силу с 1 июля 2002 г. [6, с. 124]. Согласно учредительному документу, уголовный суд может рассматривать только те преступления, которые были совершены после даты вступления в силу Статута, т.е. с 1 июля.

В отличие от предыдущих органов международной уголовной юстиции, МУС обладает международной правосубъектностью и является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Как отметил специальный докладчик по пыткам комиссии ООН по правам человека Найджел Родли, «создание суда — колоссальный шаг на пути воплощения в жизнь идей международного правосудия, так как дает в распоряжение международного сообщества орган, позволяющий de jure и de facto преодолеть безнаказанность на внутригосударственном уровне» [8, р. 38].

Учреждение МУС явилось значительным прорывом в расследовании тяжких международных преступлений, признанным положить конец безнаказанности лиц, виновных в совершении геноцида, преступлении против человечности и военных преступлений.

Одной из причин, как указано в преамбуле Статута, побудившей мировое сообщество государств создать такой международный орган, является то, что «серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего мирового международного сообщества, не должны оставаться безнаказанными и что их действенное преследование должно быть обеспечено как мерами, принимаемыми на национальном уровне, так и активизацией международного сотрудничества». А в первом статье подчеркивается, что «Международный уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества» [5].

Также подчеркивается, что «Международный уголовный суд, связанный с системой Организации Объединенных Наций, обладает юрисдикцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества». В частности Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлении: а) преступление геноцида; Ь) преступления против человечности; с) военные преступления; с!) преступление агрессии. [5]. Но насчет последнего Суд начнет осуществлять юрисдикцию после принятия обшеприемлемого определения этого деяния.

Статут Международного уголовного суда содержит один из важнейших принципов международного уголовного правосудия, это принцип комплементарности. Суд не подменяет, а дополняет национальные системы уголовного правосудия в тех случаях, когда последние становятся не эффективными, либо перестают существовать вообще.

Основания для приема дела к производству Судом указаны в Статуте, и условия, регулирующие вопроси неспособности и нежелания, тщательно определены во избежание произвольных решений. Кроме того, обвиняемые лица и заинтересованные государства, независимо от того, являются ли они участниками Статута или нет, могут оспаривать юрисдикцию Суда или приемлемость дела к производству. Оны имеют также право подавать апелляцию на любые связанные с этим решения. «Государство, которое становится участником настоящего Статута, признает тем самым юрисдикцию суда в отношении преступлений, указанных в статье №5» [5].

Одним из важнейших моментов Статута является возможность привлечения к уголовной ответственности на ровной основе всех лиц, независимо от того, являются ли они должностными лицами (главами государств или правительств, членами правительств или парламентов). Аналогичным образом официальный статус не является основанием для смягчения приговора. Кроме того, Римский статут устанавливает ответственность командиров и других начальников за преступления лиц, находящихся в их подчинении. [5]. Уголовная ответственность также наступает, если военачальник знал или должен был бы знать, что военнослужащие совершали или собрались совершить такие преступные действия, но при этом не принял мер по предотвращению или своевременному пресечению их совершения. А еще, как правило, от ответственности не освобождается лицо, которое совершило преступление по приказу начальника.

Что касается структуры Международного уголовного суда, то в состав суда входят следующие органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат. Суд состоит из 18 судей, которые избираются на 9 лет и не имеют права на переизбрание [5].

Уголовным преследованием по Статуту МУС занимается Прокурор. Он и его заместители избираются на 9 лет, причем не самим судом, а государствами-участниками Римского Статута. Секретариат осуществляет административные функции. Секретарь избирается Судом на 5 лет. Решение о начале расследования принимается Прокурором. В частности: «Прокурор, оценив представленную ему информацию, начинает расследование, если только он не определяет, что нет разумных оснований для принятия действии в соответствии с настоящим Статутом» [5]. Таким образом, в случае, если Прокурор определяет, что нет разумных оснований для принятия действий, и его определение основано исключительно на соображениях, то он уведомляет об этом Палату предварительного производства. Палата предварительного производства выдает ордер на арест по запросу Прокурора. Государство-участник Римского статута не может вмешиваться в выполнение Судом судебных функций. Любые споры, касающиеся судебных функции суда, будут решаться самим судом. Государства-участники Римского статута должны оказывать помощь и в полной мере сотрудничать с МУС на всех стадиях его работы.

Международный уголовный суд может назначить одно из следующих наказаний: лишение свободы на срок до 30 лет, либо пожизненное заключение. В дополнение к вышеперечисленным наказаниям, может быть принято решение о назначении штрафа. Решения Судебной палаты могут быть обжалованы в апелляционной Палате. Только в компетенции Суда находится право на сокращение срока наказания в случае отбытия 2/3 определенного Судом срока, либо 25 лет при пожизненном лишении свободы [5].

От усилий миролюбивых государств, всех прогрессивных сил зависит реализация ответственности физических лиц, виновных в международных преступлениях. В то же время МУС должен служить предостережением силам агрессии, государственным деятелям, для которых «есть вещи, важнее, чем мир» [2, с. 120].

Существование такого органа в XXI веке является гарантом осуществления таких прогрессивных принципов уголовного правосудия, как законность, неотвратимость наказания за совершенные преступления, презумпция невиновности, недопустимость повторного наказания за одно и тоже преступление, справедливость и гуманность судопроизводства. Кроме того, МУС обладает превентивным характером в отношении потенциальных преступников и играет важную роль в поддержании международного мира и безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Белый И.Ю. Лжников И.С. Тенденции развития международной уголовной юстиции: специальный суд по Сьерра-Леоне. // Московский журнал международного права. — М. 2003. — №1.

2. Блищенко И.П., Каламкарян Р.А., Карпец И.И. и др. Международное уголовное право. — М., 1995;

3. Кузнецов В.И. Международное право. — М.: Юрист, 2001.

4. Международное гуманитарное право в документах. — М., 1996.

5. Римский Статут Международного уголовного суда // Международное право — International Law. — 1998. — №3. — С. 208-275.

6. Солнцев А.В. Проблемы организации и деятельности международного уголовного суда // Сборник научных трудов. — М.: Изд-во РУДН, 2003.

7. Ferenchz В.В. An international Criminal Court: A step towards world peace — a documentary history and analysis. Vol. 1. — L., Oceana, 1980.

8. UN Doc. E/CN.4. 1998.

FOUNDATION OF PERMANENT ORGAN OF THE INTERNATIONAL CRIMINAL JUSTICE

M.R. Nakashidze

The Department of international law Russian University of Peoples Friendship Miklykho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia

This article is dedicated to the development problems of organs of the international criminal justice, and also it analysis importance of the International criminal court.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.