Научная статья на тему 'Правовой статус международного уголовного суда'

Правовой статус международного уголовного суда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2468
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INTERNATIONAL CRIMINAL COURT / GENOCIDE / CRIMES AGAINST HUMANITY / WAR CRIMES / INTERNATIONAL LEGAL SANCTIONS / INTERNATIONAL LAW / THE FIGHT AGAINST CRIME / THE JUSTICE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюева Татьяна Николаевна, Аюева Любовь Георгиевна

В статье авторы ставят вопрос правового статуса Международного уголовного суда. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правовых стандартов в области уголовной юстиции, а также принятия новых международно-правовых актов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF THE INTERNATIONAL CRIMINAL COURT

The authors raise the question of the legal status of the International Criminal Court. It is concluded that the need for further improvement of legal standards in the field of criminal justice, as well as the adoption of new international instruments for the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders.

Текст научной работы на тему «Правовой статус международного уголовного суда»

В 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права рассмотреть вопрос об учреждении Международного уголовного суда и провести соответствующую подготовительную работу. 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции под эгидой ООН представители 120 государств подписали Римский статут Международного уголовного суда, который вступил в силу 1 июля 2002 г. Принятие Статута представляет собой революцию в области международного права, роль которого все более возрастает. Россия подписала Статут, но пока не ратифицировала его.

Примечательной особенностью нынешнего этапа развития международного сообщества является все более ощутимое влияние различных организаций на международной арене. Как отмечал известный юрист-международник Г.И. Тункин, участие государств в той или иной международной организации, обладающей международной правосубъектностью, или признание правосубъектности такой организации не только ее членами, но и другими государствами «делают подобную международную организацию общепризнанным субъектом международного права, субъектом е^а ошпе8» [1, с. 410-411].

Международный уголовный суд - международная организация, создание которой обусловлено объективными условиями развития международного права и международных отношений, необходимостью поиска согласованных действий государств в решении важнейших международных проблем. Учреждение и деятельность МУС свидетельствуют о том, что система международных организаций пополнилась новой организацией по поддержанию международного правопорядка [2, с. 12-79].

Для раскрытия юридической природы международной организации большое значение имеют пять основных признаков:

1) договорная основа;

2) наличие определенных целей и задач;

3) создание в соответствии с нормами и принципами международного права;

4) самостоятельные права и обязанности, закрепленные в учредительном документе;

5) соответствующая организационная структура [3, с. 25].

Договорной основой МУС является его Статут, определяющий цели и задачи, структурную компетенцию, принципы деятельности этой международной организации, штаб-квартира которой находится в Гааге. К концу 2012 г. Римский статут ратифицировали 122 государства. Из них 33 -африканские государства, 18 - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, 18 - страны Восточной Европы, 28 - Латинской Америки, 25 - страны Западной Европы и других регионов.

Исследуя правовую природу Международного уголовного суда, нужно исходить из учета всей совокупности правовых актов, регламентирующих его характер и деятельность, а также из места данной международной организации в общей системе международных связей. МУС относится к категории межправительственных (межгосударственных) международных организаций постоянного характера специальной компетенции.

Основными целями и задачами создания Международного уголовного суда являются: защита прав и свобод человека; обеспечение неотвратимости наказания и привлечения к юридической

ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против мира и человечества, предупреждение подобных преступлений в будущем. Международный уголовный суд -наднациональный институт, независимый от государств, входящих в его состав. МУС осуществляет юрисдикцию в отношении лиц, совершивших серьезные преступления, признанные международным сообществом.

В юрисдикцию МУС входит привлечение к уголовной ответственности лиц, включая

государственных, политических, военных руководителей, виновных в нарушении международного гуманитарного права. Этот новый международный судебный орган обладает функциональной

правосубъектностью, содержание и специфика которого определяется Римским статутом МУС.

Статья 4 Статута устанавливает, что МУС обладает международной правосубъектностью.

Большинство авторов, исследовавших проблему правосубъектности, справедливо считают, что международные организации являются субъектами международного права особого рода [4, с. 24-25;

5, с. 53-54; 6, с. 15-16]. Главная особенность правосубъектности международных организаций состоит в том, что они имеют целевое назначение, т.е. международные организации могут быть участниками лишь строго определенных видов правоотношений.

Иного мнения придерживается С.В. Черниченко, который считает, что факт существования межправительственной организации еще не говорит о ее международной правосубъктности. Лишь установив, что она обладает международной правосубьктностью, можно утверждать, что она является субьектом международного права [7, с. 100-103].

На наш взгляд, международные организации являются полноправными субъектами международного права, объем и содержание правосубъектности которых ограничен их учредительными актами (уставом, статутом, хартией и т.п.). В современных условиях глобализации и интернационализации общественной жизни международные организации принимают активное участие в правоотношениях. Именно международные межправительственные (межгосударственные) организации являются формой координации коллективной деятельности государств на международной арене, их сотрудничества в той или иной сфере.

Исследователь Г.В. Игнатенко подчеркивает, что «Международный уголовный суд в качестве субъекта международного права обладает самостоятельной юрисдикцией, которая в определенных ситуациях переплетается с юрисдикций государств и их судов» [6, с. 15]. Это позволяет ему осуществлять свои функции и полномочия на территории государств-участников, а также по специальному соглашению на территории любого другого государства.

Таким образом, Международный уголовный суд - это международная межправительственная организация, представляющая собой объединение государств, созданное в соответствии со Статутом, определяющим цели и задачи, структуру и компетенцию организации, обладающей международными правами и обязанностями в объеме, установленном в учредительном договоре.

Анализ деятельности МУС свидетельствует о том, что Суд оказывает существенную помощь государствам в расследовании международных преступлений. Поскольку акты государства - это действия его должностных лиц, для наказания виновных нельзя ограничиваться применением санкций только к государству. К международной ответственности должны быть привлечены непосредственные организаторы и исполнители преступных деяний - конкретные физические лица. Следует иметь в виду, что, в отличие от других международных судебных органов, именно Международный уголовный суд преследует лиц, виновных в преступлениях против человечности.

К органам суда относятся: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Палата предварительного производства, Канцелярия Прокурора, Секретариат и др. МУС состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет Ассамблеей государств - участников Суда. Председатель Международного уголовного суда - Сан Хан Сон (Южная Корея) избран 11 марта 2012 г. на 3 года.

Для осуществления правосудия в МУС необходимо, чтобы:

- прокурор МУС начал расследование по своей инициативе в отношении государства-участника;

- прокурор государства-участника передал Суду определенную ситуацию;

- Совет Безопасности ООН инициировал передачу суду материалов конкретной ситуации нарушения Статута МУС конкретным государством-участником.

В соответствии со Статутом, если прокурор делает вывод о наличии достаточных оснований для проведения расследования, то он обращается в Палату предварительного производства с просьбой дать санкцию на проведение расследования и предоставляет уже собранные материалы. Потерпевшие лица могут делать представления Палате предварительного производства в соответствии с правилами процедуры доказывания. Палата обстоятельно изучает все материалы и делает вывод о том, что имеются достаточные основания для проведения расследования и что это дело подпадает под юрисдикцию Суда.

Прокурор МУС имеет право начинать расследование по собственной инициативе на основе официальной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда (ст. 15).

Все обвинения и ордеры на арест, выданные прокурором, должны утверждаться комитетом из 3 судей на основе доказательств, представленных прокурором.

Статут МУС установил юрисдикцию Суда в отношении: преступлений геноцида; преступлений против человечности; военных преступлений; преступлений агрессии.

Геноцид - чудовищное преступление, направленное на полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Статья 6 Статута соответствует определению геноцида, которое дано в Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г.

Статут содержит полное перечисление преступлений против человечности: убийство; истребление; порабощение; депортация или насильственное перемещение населения; заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права; пытки; изнасилования, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести и т.п., которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву; насильственное исчезновение людей; апартеид; другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью (ст. 7).

Исходя из содержания ст. 7 Статута, истребление - это умышленное создание условий для уничтожения населения (отсутствие продуктов питания, лекарств и т.п.); депортация -насильственное перемещение лиц, ставших объектом выселения или других принудительных действий, из района, в котором они законно проживают; принудительная беременность - незаконное лишение свободы женщины, которая стала беременной в принудительном порядке, с целью изменения этнического состава населения или совершения иных нарушений международного права.

В Статуте перечислены преступления, которые признаются военными, в том числе умышленные убийства; пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; умышленное причинение страданий или серьезных телесных повреждений, умышленное лишение военнопленного справедливого и нормального судопроизводства; незаконная депортация или перемещение, незаконное лишение свободы; взятие заложников; другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, установленных международным гуманитарным правом (п. 2 «а» 1-УШ, п. 2 «Ь» 1-ХХУ1, п. 2 «с» 1-Х11 ст. 8 Статута МУС).

Таким образом, Римский статут подробно и обстоятельно систематизировал все составы военных преступлений. Эти положения не применяются к случаям восстановления закона и порядка в государстве, защиты его единства и территориальной целостности законными средствами.

В перечне преступлений Статута МУС указывается агрессия - международное преступление, однако в Статуте нет определения понятия агрессии, которое имеется в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Согласно резолюции агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства.

Массовые разрушения и гибель мирных граждан в Афганистане, Сербии, Ираке, Чечне, Ливии, Египте, Сирии, Конго, Кении, Уганде, Южном Судане и в других странах свидетельствуют о необходимости мирного урегулирования межнациональных конфликтов как внутри каждой страны, так и на международной арене.

Решение глобальных проблем современности возможно только в условиях мира. Международное сообщество должно разработать согласованные меры по созданию механизма регулирования международных отношений в целях предотвращения агрессивных войн и создания всеобъемлющей системы международной безопасности. Для этого необходимо осуществлять военно-политическое, экономическое, экологическое, гуманитарное сотрудничество государств в рамках международных межправительственных организаций.

Следует отметить, что в компетенцию Международного уголовного суда входят преступления, совершенные после вступления в силу Римского статута. В соответствии со ст. 77 Римского статута Суд может назначить лицу, признанному виновным в совершении преступления, одну из следующих мер наказания: лишение свободы на определенный срок (не более 30 лет), пожизненное лишение

свободы; штраф; конфискацию имущества и доходов, полученных в результате преступной деятельности. Суд также определяет государство, в котором преступник будет отбывать наказание. Однако государство исполнения приговора не может сократить срок лишения свободы. Эти вопросы решает МУС (ст. 110).

Необходимо привести некоторые примеры из практики деятельности Международного уголовного суда. Так, в декабре 2003 г. Президент Уганды передал материалы дела, касающиеся повстанцев, Прокурору МУС, который установил, что в деле достаточно оснований для подготовки первого расследования в истории Международного уголовного суда. Обвиняемыми по ситуации в Уганде являются Жозеф Кони, Винсенто Отти, Окото Одьямб, Доминика Онгвена, которые совершили преступления против человечности и военные преступления в Северной Уганде, являясь высокопоставленными членами Армии сопротивления Бога (повстанческая военная группировка).

3 марта 2004 г. Правительство Демократической Республики Конго передало в Международный уголовный суд заявление о проведении расследования в отношении вооруженного конфликта, происходившего в Итури (часть территории ДРК) в период с августа 2002 г. по май 2003 г.

Прокурор МУС 22 июня 2007 г. запросил у Суда ордер на арест Жермена Катанги и Матье Нгуджоло Шуи, обвиняемых в совершении военных преступлений, в том числе массовых умышленных убийств гражданского населения, уничтожения их собственности, разграбления населенных пунктов, обращения в сексуальное рабство, наборе и вербовке детей в возрасте до 15 лет в состав национальных вооруженных сил, их использования для активного участия в боевых действиях. Эти лица находятся под стражей в следственном изоляторе Суда в Гааге. 26 сентября 2008 г. МУС утвердил обвинения в отношении данных лиц и признал потерпевшими 366 человек, которые имеют право участвовать в судебном производстве. Слушания по данному делу продолжаются.

14 марта 2012 г. решением МУС был признан виновным гражданин Демократической Республики Конго Томас Лубанга Дьило - лидер «Союза конголезских патриотов» и участник итурийского конфликта, который обвинен в использовании детей до 15 лет в военных действиях. Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооруженного формирования в Уганде, обвиняемых в массовых похищениях детей, которых они вербовали в свои ряды, используя в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

8 марта 2011 г. Палата предварительного производства удовлетворила ходатайство Прокурора МУС о проведении расследования. Однако 31 марта 2011 г. Правительство Кении подало протест в отношении рассмотрения дела в суде на том основании, что оно ведет уголовное расследование по данному делу, но МУС отклонил этот протест и в сентябре 2011 г. обвинения были утверждены. Палата предварительного производства признала потерпевшими 233 участника судебного процесса. Начало судебного разбирательства - 10 апреля 2013 г.

В докладе Международного уголовного суда, который он предоставил Организации Объединенных Наций, отмечается, что значительное количество убийств и похищений людей совершается в Уганде, Демократической Республике Конго, Южном Судане, ЦентральноАфриканской Республике. Согласно сведениям, имеющимся в МУС, в 2008 г. повстанцы под руководством Джозефа Кони убили более 2000 человек, похитили свыше 2500 человек, совершили нападения на 300 000 жителей только в Демократической Республике Конго.

В настоящее время в производстве Международного уголовного суда находятся 15 дел. Канцелярия Прокурора МУС проводит предварительное изучение ситуаций в связи с совершением международных преступлений в Афганистане, Грузии, Гвинее, Колумбии, Гондурасе и Нигерии.

Следует отметить, что особенность международных преступлений состоит в том, что они характеризуются масштабностью и большой протяженностью во времени. Теория и практика международных отношений свидетельствуют о том, что в международном праве сформировался принцип индивидуальной ответственности за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

Поэтому деятельность МУС является одним из ярких примеров сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Одной из главных задач Суда является то, что все лица, подпадающие под действие международных договоров по борьбе с преступностью, не должны уйти от ответственности.

Принцип неотвратимости наказания - один из основных принципов международного уголовного права.

Анализ доктрины международного права и международной практики позволяет утверждать, что проблема ответственности в международном праве - комплексная и обширная, она рассматривается как одно из свойств международных отношений и является важным фактором поддержания порядка в этих отношениях. Международно-правовые санкции, предусмотренные международным правом, являются принудительными мерами, применяемыми к субъектам международного права в ответ на международные преступления, и призваны гарантировать и обеспечить международную законность и правопорядок.

Вопросы ратификации и соблюдения Статута МУС в России обсуждались на международной конференции «Римский статут Международного уголовного суда: имплементация на национальном уровне», которая проходила в Москве в феврале 2004 г. Основная задача этой конференции -привлечь внимание государственных органов, должностных лиц, ученых, общественных объединений к проблеме присоединения государств к Статуту МУС, его ратификации Россией и другими государствами (США, Китаем, Индией, Израилем).

На наш взгляд, точка зрения о том, что полномочия Международного уголовного суда нарушают государственный суверенитет России, ограничивают конституционные полномочия Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, не отвечает изменениям, происходящим в международных отношениях и международном праве, которые должны обеспечить подлинное уважение, гарантированность прав человека, их эффективную защиту.

Содержание Статута МУС свидетельствует о том, что Суд не заменяет, а лишь дополняет систему правосудия в России, которую необходимо реформировать в дальнейшем. Модернизация российского права требует внести изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации.

Анализ практической деятельности Международного уголовного суда свидетельствует о том, что она пока не идеальна, т.к время рассмотрения дел в суде растягивается на многие годы, не выработан четкий механизм порядка отбывания наказания. Необходимо и дальше совершенствовать правовые стандарты в области уголовной юстиции, разработать и принять новые международно-правовые акты по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В целом можно констатировать, что создание и деятельность МУС означает известный прогресс в правовом регулировании и координации сотрудничества в борьбе с преступностью. И хотя масштабы деятельности Международного уголовного суда в данное время пока невелики, появление и развитие таких организаций представляет значительный шаг вперед на пути расширения и совершенствования основных направлений и форм международного сотрудничества.

Литература

1. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.

2. Российский ежегодник международного права: Спец. выпуск. СПб., 2003.

3. Аюева Л.Г. Международное публичное право. Ростов н/Д, 2005.

4. Фельдман Д.Е., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. Казань, 1974.

5. Шибаева Е.А., Поточный М.Н. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.

6. Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект международного права. Российский ежегодник международного права 2003: Спец. выпуск. СПб., 2003.

7. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.