V.P. Zhukovsky,
O.V. Scherbakova, A.V. Korosten Requirements to State Officials in the Modern Conditions: Professiographic Approach
The requirements to the professional activity of state officials are defined in the article on the basic of the professiographic approach and the state ofiical's professiogram is worked out.
Key words and word-combinations: professional activity, professional training, professiographic approach, professiogram.
На основе профессиографическо-го подхода определены требования, предъявляемые к профессиональной функциональности государственных служащих. Разработана профессио-грамма государственного служащего.
Ключевые слова и словосочетания: профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, про-фессиографический подход, профес-сиограмма.
УДК 378; 342.9.07 ББК 74.58
В.П. Жуковский,
О.В. Щербакова,
А.В. Коростень
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Государственные служащие решают целый комплекс разноуровневых профессиональных задач, успех выполнения которых зависит от того, какие специалисты реализуют профессиональные функции, какова их профессиональная подготовка, как они могут ориентироваться и принимать решения в сложных ситуациях профессиональной деятельности. Сложные задачи профессиональной деятельности, специфика ее организации и осуществления определяют возросший уровень требований к государственным служащим, к качеству их профессиональной подготовки.
Основное предназначение системы обучения государственных служащих состоит в том, чтобы обеспечить деятельность специалистов по установленным уровням, профилям и специальностям. Таким образом, образование государственных служащих рассматривается как совокупность систематизированных знаний, навыков и умений, необходимых им для практической профессиональной деятельности.
Любая профессиональная деятельность осуществляется на основе требований, норм,
режимов. Она всегда определенным образом организована, то есть имеет структуру, взаимосвязь элементов, одни из которых являются ведущими, другие -второстепенными. Каждая профессиональная деятельность предъявляет свои требования в области знаний, умений, навыков, мастерства, требует от специалиста своеобразных психических свойств личности, специфических способностей.
Сложившаяся на современном этапе в системе подготовки государственных служащих ситуация базируется на устаревшей концепции «поддерживающей» профессиональной подготовки специалистов. В основе такой подготовки лежат устоявшиеся методы, правила, формы обучения, предназначенные для того, чтобы научить человека справляться с уже известными, постоянно повторяющимися ситуациями, осуществлять профессиональную деятельность в рамках традиционных технологий. Таким образом, данная система, ориентированная лишь на прошлый опыт, видимо, и стала одной из причин управленческих по своей природе кризисов. Формирование специальных знаний и практических умений решения профессиональных задач с максимальной эффективностью в процессе реализации профессиональных функций составляет актуальную проблему теории и практики профессиональной деятельности и требует разработки адекватной профессиограммы государственного служащего в соответствии с профессиональной функциональностью.
Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого сотрудника. Профессиограмма предстает обобщенной эталонной моделью успешного в определенной области специалиста, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме необходимо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профес-сиограммы специалист получает сведения об объективном содержании труда, о требуемых психологических качествах.
Вместе с тем профессиограмма - не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Она не должна сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может преобразовываться по мере изменения профессиональных функций, поэтому обращаться к ней необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни каждому специалисту для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии [1].
Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Наиболее распространена комплексная профессиограмма (В.К. Платонов, Ю.В. Котелова), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медико-гигиенических) профессиональной деятельности в целом. В аналитической профессиограмме (Е.М. Иванова) раскрываются не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально важные качества человека, а обобщенно-нормативные и морфоло-
гические показатели профессии и психологической структуры профессиональной деятельности.
Мы ставим перед собой задачу составить профессиограмму как непременное условие и ориентир профессиональной подготовки государственных служащих. Обобщенная профессиограмма государственного служащего, на наш взгляд, включает в себя характеристику общих требований, предъявляемых к государственному служащему; описание общих социально-психологических и профессионально важных качеств специалиста; основные содержательные особенности профессиональной деятельности и соответствующие им факторы профессиональной пригодности специалиста (таблица).
В основу представленной в статье профессиограммы положены следующие данные: изучение и обобщение требований, которые профессиональная деятельность предъявляет к государственному служащему; опрос специалистов с различным стажем профессиональной деятельности; наблюдения за деятельностью государственных служащих; изучение преемственности и последовательности дисциплин в рамках профессиональной подготовки специалистов.
ПРОФЕССИОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
1. Характеристика общих требований, предъявляемых к государственному служащему
Общие требования, предъявляемые к государственному служащему
Первое требование: идейная убежденность, профессиональная зрелость
Вторая группа требований: высокая дисциплинированность, внутренняя собранность, готовность и способность переносить трудности, длительные физические нагрузки без снижения профессиональной работоспособности
Третья группа характеризует специалиста с нравственно-психологической стороны: инициатива и самостоятельность, решительность, умение принять единственно правильное решение
Четвертая группа качеств связана с характеристикой общей и профессиональной культуры специалиста, со стремлением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания: обладать общей и профессиональной культурой, адаптационной мобильностью, контактностью и общительностью, стрессоустойчивостью (эмоциональной, волевой, интеллектуальной), твердым характером; уметь постоянно контролировать и самостоятельно оценивать свои поступки и действия; иметь высокий уровень интеллектуального развития
Пятая группа качеств характеризует госслужащего с морально-психологической стороны: способность к самостоятельным и решительным действиям; высокая бдительность, инициатива в действиях; самообладание, быстрота реакции, способность гибко реагировать на изменение обстановки
Продолжение таблицы
2. Общие социально-психологические и профессионально важные качества государственного служащего
Группы качеств по уровню значимости Перечень качеств, входящих в группу Структура качеств
Ключевые (входные) качества Хорошее здоровье (физическое и нервнопсихическое) и здоровый образ жизни Нормальное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем, органов зрения и слуха. Высокая работоспособность
Сильный тип нервной системы Предпочтителен сангвиник (уравновешенный, подвижный)
Нравственная зрелость Принципиальность, честность и самокритичность, обязательность и ответственность, умение держать слово
Ведущие профессио- нально важные качества Профессиональный компонент Высокая теоретическая и практическая управленческая подготовка, высокий профессионализм, системное видение ситуации, способность к деятельности, способность к прогностической деятельности и принятию решений, способность выполнять функциональные обязанности по предназначению, владение технологией профессиональной деятельности и принятия решений
Социально- психологический компонент Умение организовывать продуктивные межличностные контакты, вникать в суть дела, добывать информацию, находить главное; требовательность к себе и коллегам; способность привлекать к себе людей, внушать доверие
Личностный компонент Дисциплинированность, исполнительность, ответственность; умение владеть собой; способность принимать своевременные решения; активность, энергичность, самостоятельность; способность переносить длительные нагрузки; тактичность; уважение личного достоинства человека; доступность, общительность; верность слову; отсутствие предвзятости в отношениях; нравственная чистота; честность, скромность, принципиальность; правильная реакция на критику; самостоятельность суждений
Осмысленный профессиональный опыт Умение эффективно и последовательно организовать работу; способность учитывать мнение коллектива и, опираясь на него, принимать обоснованные решения
Продолжение таблицы
Группы качеств по уровню значимости Перечень качеств, входящих в группу Структура качеств
Основные эмоционально- волевые качества Сильная целеустремленная воля, чувство долга Инициативность, настойчивость; готовность и способность принимать решения, корректировать их; личная собранность и дисциплинированность
Умеренная, контролируемая эмоциональность Неравнодушие в делах и поступках; стремление к успеху; восприятие неудачи как стимула к действию
Развитые социальные способности Общительность, отзывчивость; способность влиять на людей и учитывать их точку зрения; умение сплотить коллектив и нацелить его на качественное выполнение задач
Вспомога- тельные (сопутст- вующие) качества Чувство юмора, остроумие, красноречие Юмор как средство предупреждения и устранения конфликтов
Хорошие манеры, приятный тембр голоса, опрятность, внешняя привлекательность Гармония внутреннего содержания (характера) и внешнего облика как фактор эффективного управления
3. Основные содержательные особенности профессиональной деятельности государственного служащего и соответствующие им факторы профессиональной пригодности
Основные особенности деятельности Факторы профессиональной пригодности и составляющие их психологические свойства государственного служащего
Правовая регламентация деятельности 1) высокий уровень социализации личности: доминирование социально значимых мотивов в сфере деятельности; честность, принципиальность, чувство долга, уважение к людям, ответственность, добросовестность, исполнительность, нормативность поведения, дисциплинированность
Психически напряженный характер деятельности 2) эмоционально-волевая устойчивость: высокая работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных психических нагрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях; толерантность к воздействиям неблагоприятных факторов, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, выдержка, способность сдерживать спонтанные, импульсивные реакции; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, активность, подвижность и динамичность нервных процессов)
Окончание таблицы
Основные особенности деятельности Факторы профессиональной пригодности и составляющие их психологические свойства государственного служащего
Креативный характер деятельности 3) познавательные способности: высокий интеллект, аналитический склад ума, способность к абстрагированию, рефлексивные способности; глубина, широта, оперативность, самостоятельность, прогно-стичность мышления; широкий кругозор, эрудированность, высокий уровень общей и профессиональной культуры; развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция; емкая память, способность к быстрой актуализации информации; способность к сосредоточению, концентрации внимания и его быстрому переключению
Коммуникативный характер деятельности 4) коммуникативная (конфликтологическая) компетентность: способность устанавливать и поддерживать психологический контакт, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры; проницательность, хорошее развитие механизмов рефлексии и идентификации, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно интерпретировать поведение и невербальные проявления собеседника; свободное владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, коммуникативного воздействия; высокая культура речи (правильность, четкость, точность, убедительность, выразительность, образность); вежливость, тактичность, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям; умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность выбирать стиль общения в зависимости от складывающейся ситуации
Психологический анализ профессиональной деятельности позволяет выделить ряд составляющих ее компонентов [2, 3]. Социальный компонент профессиональной деятельности подразумевает адекватное осуществление своих профессиональных обязанностей с помощью таких умений, как выбор соответствующей ролевой позиции, установление сотрудничества, правильная организация непосредственного взаимодействия с людьми. Для реконструктивного компонента характерны действия по информационному обеспечению профессиональной деятельности, при этом необходимы навыки моделирования, планирования, умение сочетать стимулирование и контроль в своих действиях. Организационный компонент связан с созданием общего ритма и режима
профессиональной деятельности каждого человека. Он предполагает наличие умений в организации своего рабочего времени, а также в налаживании деятельности коллектива. Удостоверительный компонент деятельности включает навыки составления документов и умения, лежащие в основе письма. Коммуникативный компонент регламентирует и регулирует отношения, взаимодействие между субъектами профессиональной деятельности, при этом требуются навыки установления эмоционально-положительного контакта, умения позитивного убеждения людей, владение вербальными и невербальными средствами общения.
Рассматривая требования к профессиональной функциональности государственных служащих, следует в качестве основных из них установить следующие:
1) профессиональную компетентность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности специалиста, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, определяемые профессиональной функциональностью);
2) коммуникативную готовность (овладение письменной и устной речью на родном языке, как минимум, одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков, умение разрабатывать специальную документацию и пользоваться ею, умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети, знание психологии и этики общения, владение навыками управления профессиональной группой или коллективом);
3) развитую способность творчески подходить к решению профессиональных задач (умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий, готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение);
4) устойчивое, осознанное, позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию;
5) владение методами анализа результатов профессиональной деятельности с целью ее оптимизации;
6) конфликтологическую компетентность (умение предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов).
В новых социокультурных условиях возрастают требования к личностным и деловым качествам специалиста: на первый план выходят фундаментальность знаний; умение обобщать и анализировать большой объем противоречивой информации; оценивать нестандартные ситуации и оперативно принимать правильные решения. Специалист должен быть корпоративным, способным к налаживанию коммуникативных контактов, контролировать свои эмоциональные реакции и уметь разрешать конфликтные ситуации. Необходимыми становятся высокий уровень дисциплинированности, самостоятельности и самоуправления в сочетании с навыками контроля, ответственностью за планирование; анализ и оценка как собственных результатов, так и результатов коллектива [4,
5]. При этом знания и умения, которыми должны обладать государственные
служащие различного должностного положения и ранга, по существу не имеют различий, они отличаются лишь глубиной и возможностью их реализации.
Так, государственный служащий должен обладать следующими специальными знаниями:
1) законодательства Российской Федерации и нормативных актов, регламентирующих профессиональную деятельность;
2) основ управленческой деятельности и методик планирования;
3) методик анализа, оценки и прогнозирования развития управленческой ситуации;
4) планирования работы по реализации управленческих функций;
5) психологической структуры личности и методов ее изучения;
6) психологических приемов воздействия на личность в профессиональной деятельности, установления коммуникативных контактов в процессе управления;
7) организации информационно-аналитической работы в коллективе;
8) методик анализа профессиональной деятельности, критериев оценки деятельности сотрудников;
9) процессуального порядка оформления принятого решения.
Специальными умениями государственного служащего считаются:
1) соблюдение, использование и применение на практике требований законодательства;
2) анализ и оценка различных видов управленческих ситуаций, прогноз их развития;
3) анализ и систематизация результатов деятельности;
4) использование психологических приемов воздействия на личность в профессиональной деятельности;
5) умение разрешать конфликтные ситуации в целях оптимизации профессиональной деятельности;
6) поддержание высокого уровня работоспособности и психической устойчивости путем применения методов саморегуляции физического и психического состояния.
Указанные знания и умения формируются в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации, постоянной самостоятельной подготовки, а также психолого-педагогического воздействия на личность государственного служащего. Исследовав присутствие данных умений и знаний в профессиональной деятельности, можно с высокой степенью достоверности определить уровень профессиональной компетентности специалиста в рамках функциональной компетенции.
Библиографический список
1. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.
2. Деркач A.A. Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995.
3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: учеб. пособие. М., 2000.
4. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2007.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.