Научная статья на тему 'Роль нравственных ценностей в профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих'

Роль нравственных ценностей в профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1660
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Е. А.

В статье рассматриваются нравственные ценности государственных гражданских служащих, реализуемые в профессиональной служебной деятельности: профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональные знания, умения, навыки и профессионально-важные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MORAL VALUES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF CIVIL SERVANTS

The article discusses the moral values of civil servants implemented in professional service activities: professionalism, professional competence, professional knowledge, abilities, skills and professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «Роль нравственных ценностей в профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих»

Лихачева Е.А.

кандидат психологических наук Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия

РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Аннотация: В статье рассматриваются нравственные ценности государственных гражданских служащих, реализуемые в профессиональной служебной деятельности: профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональные знания, умения, навыки и профессионально-важные качества.

Ключевые слова: нравственные ценности, профессиональная служебная деятельность, государственные гражданские служащие, профессионализм, профессиональная компетентность.

Likhacheva EA.

candidate of psychological Sciences Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration, Tambov, Russia

THE ROLE OF MORAL VALUES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

OF CIVIL SERVANTS

Abstract: The article discusses the moral values of civil servants implemented in professional service activities: professionalism, professional competence, professional knowledge, abilities, skills and professionally important qualities.

Key words: moral values, professional service activities, government civil servants, professionalism, professional competence.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную

служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Основная идея государственной службы заключается в ее основной функции - служении обществу, обеспечении устойчивости его развития, в укреплении основ государственности. Поэтому наиболее фундаментальным принципом государственной службы, безусловно, является патриотизм. В связи с этим среди субъектов патриотизма (носителей патриотического сознания) вполне обосновано, по мнению Ю.Н. Трифонова, выделяется такая профессиональная группа, как государственные служащие [10]. При этом следует осознавать, что патриотизм, безусловно, особо необходим для таких государственных служащих, как военнослужащие, но не менее значим и в деятельности государственных гражданских служащих и служащих правоохранительных органов. Поэтому сегодня значительно острее, чем прежде, необходима специальная работа по оценке и отбору специалистов, способных обеспечить эффективность деятельности всей системы государственной службы.

Особенности профессиональной служебной деятельности предъявляют определенные требования к нравственным ценностям государственных гражданских служащих, образующие составную часть его профессиональной личности, выражающие этическое сознание и выступающие как источник профессиональной адекватности, зрелости и его эффективности. Нравственные ценности специалистов-управленцев представляют собой сложную систему, одним из структурных компонентов которой является профессиональные ценности. К ним обычно относят ценности, реализуемые в профессиональной служебной деятельности: профессионализм,

профессиональную компетентность, профессиональные знания, умения, навыки; профессионально-важные качества [6].

Высокий профессионализм кадров государственной службы является одним из важнейших факторов эффективного осуществления социально-экономических реформ в России.

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы.

Профессионализм - высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях [1].

По мнению Марковой А.К. структура профессионализма, включает: мотивацию (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния); интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность руководителя [7].

В профессиональной служебной деятельности гражданского служащего можно выделить два основных уровня профессионализма: уровень управленческих задач и уровень управленческих проблем [5]. Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затруднения. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать, чтобы его сформулировать, и может это сделать, то, это более сложный, но тоже

задачный уровень. Управленческая проблема будет состоять в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Необходимой составляющей профессионализма государственного гражданского служащего является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [9].

Профессиональная компетентность государственного гражданского служащего включает:

- профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распорядительных документов государственной службы на всех ее уровнях и пр.);

- профессиологическую компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.);

- социально-перцептивную компетентность (так как деятельность государственного служащего относится к системе «человек - человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

- коммуникативную компетентность (ввиду того что деятельность государственного служащего осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения). [3]

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности А.К. Маркова называет способность самостоятельно

приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности [7].

Профессионализм личности зависит от уровня развития профессионально важных качеств [2]. К ним относятся интегральные психические свойства личности (внимание, память, воображение), а также психологические характеристики (эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость и др.). Помимо этого, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения. Иногда в системе профессионально важных качеств выделяют специальную группу так называемых личностно-деловых или личностно-профессиональных качеств (А.Л. Журавлев и др.): организованность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, внимательность [4].

Профессиональное самосознание государственного служащего рассматривается как личностное образование, присущее конкретному субъекту, зарождается в дошкольном детстве, формируется и развивается, как и сама личность. Проявлением профессионального самосознания являются личностные качества человека, которые, преломляясь через профессиональные знания, демонстрируются в ситуации профессиональной жизни или деятельности [8].

Итак, профессионализм деятельности государственного гражданского служащего характеризуются: высоким уровнем квалификации; высокой производительностью; оптимальной интенсивностью и напряженностью; высокой точностью и надежностью; высокой организованностью; низкой опосредованность, т.е. малой зависимостью от внешних факторов; владением современным содержанием и современными средствами решения проблем; высокой стабильностью, производительностью. Компетенция раскрывает степень проявления профессионализма и выступает одновременно как характеристика профессиональной служебной деятельности и как

нравственная категория - ответственность, которая корректирует процесс профессионального роста специалиста.

Таким образом, государственная гражданская служба требует от лица, занимающего должность государственной гражданской службы высокого профессионализма и компетентности, постоянного обновления и повышения уровня знаний, навыков и умений.

Список литературы

1. Деркач, А.А. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих./А.А. Деркач, А.С.Огнев//. -Воронеж. Гос.пед. ун-т, 2007.

2. Деркач, А.А. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих. / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 43

3. Деркач, А.А. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления /А.А.Деркач, В.М.Дьячков//.-М.:МААН, 2007.

4. Журавлев, П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран/ П.В. Журавлев, Ю.Г. Одегов, Н.А. Волгин -М.: Экзамен, 2002.

5. Игнатов, В.Г. Эффективность государственной службы. / В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, А.М. Старостин //Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 2006.

6. Лихачева, Е.А. Акмеологическая модель развития нравственных ценностей специалистов-управленцев: Монография / Е.А. Лихачева, Н.А. Коваль - Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2011. - 164 с.

7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. -М., 1996.

8. Подготовка кадров государственной службы: учебно-методическое пособие /Под общ. ред. Е.А. Яблоковой. - М.: РАГС, 2004. 164 с.

9. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации.- М.: Аспект Пресс, 2000. - 154 с.

10. Трифонов, Ю.Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении / Ю.Н. Трифонов // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 1996. №2. С.87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.