Научная статья на тему 'Психолого-акмеологическое сопровождение процесса профессионализации специалистов налоговой службы в рамках компетентностного подхода'

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса профессионализации специалистов налоговой службы в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIOGRAM / PSYCHOGRAM / PROFESSIONALISM / COMPETENT APPROACH / IMPROVEMENT OF A PROFESSIONAL SKILL / A CONTROL GROUP / AN ASCERTAINING EXPERIMENT / A FORMING EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирчук Игорь Вячеславович

В данной статье рассматривается процесс профессионализации специалистов налоговой службы. Поднимается вопрос о программе психологического сопровождения с целью оптимизации профессиональной деятельности специалистов налоговой службы, в ходе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PROFESSIONALIZATION OF THE TAX SERVICE EXPERTS IN THE FRAME OF A COMPETENT APPROACH

In this article the process of professionalization of the tax service experts is considered. The question on the program of psychological support for the purpose of optimization of the professional work of the tax service experts is dealt during the improvement of a professional skill.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологическое сопровождение процесса профессионализации специалистов налоговой службы в рамках компетентностного подхода»

Системообразующим фактором, обеспечивающим уровень подготовки профессионалов в ВУЗе, является организационная культура, от доминирующего типа которой зависят особенности психологической готовности и профессиональных качеств выпускников.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2004.

2. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001 (вып. 5). С.46-56.

3. Захарова Л.Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Университетское управление: практика и анализ. 2006 № 2.

4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

6. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). М., 2006.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996.

© Кузьмина С.В., 2009

И.В. Мирчук

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиограмма, психограмма, профессионализм, компетентностный подход, повышение квалификации, контрольная группа, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент

Keywords: professional competence, professiogram, psychogram, professionalism, competent approach, improvement of a professional skill, a control group, an ascertaining experiment, a forming experiment.

Проблема повышения квалификации, а также развития профессионализма государственных гражданских служащих, в частности специалистов налоговых органов, остается актуальной и значимой для многих отраслей современной науки. Эти вопросы активно изучаются в рамках психологии, педагогики, экономики, социологии, политологии. Вопросы повышения профессионализма в системе государственной гражданской службы занимают заметное место в психологии развития, акмеологии и педагогической психологии (О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, С.И. Съедин, Е.А. Ябло-кова и др.). Вопросы подготовки, профессионального становления находятся в центре внимания менеджмента (Н.А. Волгин, Ю.И. Иванов, А.А. Модин), социологии (В.Н. Воронин, В.Н. Князев, Ю.Д. Красовский, Б.К. Лисин, В.П. Горянов), психологии управления (А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, В.И. Лебедев, Г.И. Марасанов, Ю.В. Синягин, А.В. Филиппов и др.). Процесс профессионализации изучается не только отечественными учеными, в рамках социального подхода данный вопрос исследуется зарубежом (K. Ebner, G. Heinz, P. Kline).

Развитие профессионализма специалиста возможно только в условиях профессиональной деятельности. Такая возможность представляется допустимой и в системе дополнитель-

ного образования, в системе непрерывного профессионального образования. Необходимость повышения квалификации государственных гражданских служащих отражена в статье 62 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон). Предусмотренная Законом необходимость повышения квалификации представляет собой уникальную возможность развития профессиональных качеств, умений (компетенций) и, как следствие — профессионализма специалиста налоговой службы. Успешность формирования профессионализма специалиста представляется возможной и в условиях профессионального становления на ранних стадиях служебной деятельности. В вопросе профессионализма мы схожи с мнением Ю.Н. Старилова, который отмечает, что профессионализм на государственной службе выражается, прежде всего, в профессиональной подготовке государственных гражданских служащих.

Теоретический анализ литературы показал, что в современных исследованиях не освещены проблемы особенностей профессионализации специалиста налоговой службы; не выработано единое мнение по вопросу компетентностного подхода к изучению профессионализма специалиста налоговой службы; не исследована проблема формирования профессионализма специалиста налоговой службы через систему непрерывного образования, в рамках компетентностного подхода.

Также существуют различия, которые, по нашему мнению, препятствуют успешной профессиональной деятельности специалистов налоговой службы. Это и противоречие между представленной Законом необходимостью повышения квалификации и современной системой требований общества к деятельности специалистов налоговой службы, противоречия между предъявляемыми требованиями к служебному поведению специалиста налоговой службы и отсутствием необходимой подготовки к профессиональному становлению в системе повышения квалификации. Теоретический анализ программ повышения квалификации государственных гражданских служащих (специалистов налоговых органов) показал, что недостаточное внимание уделяется и психолого-акмеологическому сопровождению профессиональной деятельности. Все вышеперечисленные проблемы позволили нам обратить внимание на необходимость более детального изучения вопросов развития профессионализации специалистов налоговой службы.

Экспериментальное исследование проводилось на представительной выборке (648 человек) специалистов налоговых органов Брянской области. На первых этапах нами было проведено анкетирование с целью изучения важных, по мнению респондентов, компетенций, необходимых им для успешной профессиональной деятельности. Выявленные умение и навыки позволили детально остановиться на вопросах необходимости пересмотра процесса повышения квалификации и его переориентации в связи с наличием различий в определении работодателем и подчиненными необходимых компетенций. Данная проблема может быть решена с помощью разработки профессиограммы, психограммы специалиста налоговой службы как эталонной модели его деятельности.

Дальнейшая экспериментальная работа по изучению психолого-акмеологического сопровождения процесса профессионализации специалистов налоговой службы проводилась в два этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого был изучен уровень развития компетентности (умений, навыков, качеств), необходимых специалистам для успешной профессиональной деятельности.

Для диагностики данных параметров были использованы следующие методики: «Незаконченное предложение», личностный опросник «Социальной желательности шкалы» Д. Кроун, Д. Марлоу, методика УСК (уровень субъективного контроля), «Мини-мульт», сокращенный вариант ММР1, опросник Кеттелла (16-PF).

В дальнейшем мы разделили всех респондентов на три группы:

первая группа выборки не принимала участие в дальнейшем эксперименте (контрольная группа);

вторая группа проходила повышение квалификации по программам, предложенным государственным заказом, включая дистанционное обучение;

третья группа, помимо прохождения курсов повышения квалификации, участвовала в программе развития профессионализации, которую мы назвали «Тренинг профессионализации». Тренинговые занятия проводились 2 раза в неделю в течение двух месяцев, продолжительность одного занятия составляла более 3 часов. Программа тренингов представляла собой:

1. семинарские занятия по проблемам профессионализации;

2. дискуссионные занятия по проблемам конфликтности в профессиональной деятельности;

3. индивидуальные занятия;

4. групповые занятия;

5. тренинг «Личностного роста»;

6. игра «Проблемный налогоплательщик».

После завершения тренинговых занятий мы повторно провели психодиагностическое исследование с целью изучения изменений в уровне развития компетентности. Исследование показало, что появились различия в уровне сформированности качеств (компетенций) у 1-ой и 2-ой групп. У группы, которая принимала участие в курсах повышения квалификации, в форме дистанционного обучения, изменился уровень развития компетенций, качеств и характеристик, которые выделяли сами испытуемые, как важные и необходимые им для успешной профессиональной деятельности. Стоит отметить, что эти результаты были нами ожидаемы, так как цель курсов повышения квалификации и состоит в желании изменить уже имеющуюся систему знаний, компетенций, характеристик личности и т. д.

Данные повторного психодиагностического исследования в 3-ей группе, которая участвовала в разработанной нами программе, показали иные результаты: изменился уровень сформированности заявленных респондентами качеств, умений (компетенций) не только в отличие от 1-ой, но и от 2-ой группы.

Экспериментальное исследование показало, что необходимость обращения к психолого-акмеологическому сопровождению профессиональной деятельности специалистов налоговой службы остается актуальной. После завершения эксперимента мы провели анкетирование налогоплательщиков в нескольких Межрайонных ИФНС России по Брянской области с целью изучения их оценки уровня профессионализма и компетентности налоговых инспекторов. Налогоплательщики отмечали, что, по их мнению, изменился и общий уровень развития таких качеств как: вежливость, тактичность, доброжелательность. Эти качества более проявились у инспекторов, которые входили в 3-ю экспериментальную группу.

Таким образом, обращение к программе психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов налоговой службы дает возможность управлять процессом профессионализации, влиять на общий уровень развития компетентности и профессионализма специалистов налоговой службы, формировать благоприятный образ налогового инспектора не только у самих государственных гражданских служащих, но и у налогоплательщиков.

Литература

1. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственного служащего: Учебное пособие / Под общ. ред А.А. Деркача. М., 2006.

3. Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. М., 2000.

4. Мирчук И.В. К вопросу о структуре профессиональной компетентности государственных гражданских служащих // Образование и общество. 2007. №3. С. 11—13.

© Мирчук И.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.