№ 3 (81)
• 7universum.com
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
март, 2021 г.
ТРЕБОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОФЕССИИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Эсанбоев Кахрамон Уктамович
преподаватель,
Самаркандский государственный институт иностранных языков,
Республика Узбекистан, г. Самарканд E-mail: [email protected]
Бобокулов Зариф Райимкулович
преподаватель,
Самаркандский институт ветеринарной медицины, Республика Узбекистан, г. Самарканд
COMPETENCE REQUIREMENTS IN THE TRAINING OF AGRICULTURAL PROFESSION FOR YOUTH
Esanboev Kakhramon Uktamovich
Lecturer
Samarkand State Institute of Foreign Languages, Uzbekistan, Samarkand
Bobokulov Zafar
Lecturer
Samarkand Institute of Veterinary Medicine, Uzbekistan, Samarkand
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы подготовки молодых специалистов, повышения их профессиональных навыков, их переподготовки в новых условиях профессиональной деятельности, в частности, требований к компетентности при обучении молодежи сельскохозяйственным профессиям.
ABSTRACT
The article discusses the issues of training young specialists, improving their professional skills, their retraining in the new conditions of professional activity, in particular, the requirements for competence in teaching young people to agricultural professions.
Ключевые слова: молодой специалист, профессиональная деятельность, компетентность, общепрофессиональная подготовка.
Keywords: young specialist, professional activity, competence, general professional training.
После обретения независимости Узбекистана были проведены различные реформы во всех сферах социально-экономического уклада общества, произошли различные изменения. В частности, коренные реформы проведены во всех сферах производства, во всех отраслях народного и сельского хозяйства, в промышленности и искусстве, в науке, просвещении, культуре и др. В соответствии с этими изменениями появилось много новых профессий, существующие были обновлены по содержанию и форме, во многих видах деятельности появились инновации.
Таким образом, в соответствии с локальными и глобальными изменениями в обществе радикальные изменения произошли и происходят в теории и практике профессионального образования и обучения. Известно, что многие отрасли готовят студентов к
жизни, различным профессиям в учреждениях непрерывного образования. Самый продолжительный период у этих учебных заведений - общее среднее (9 лет), среднее специальное профессиональное образование (2-3 года) и высшее профессиональное образование (4 + 2 года).
В общем среднем образовании учащимся предлагается выбрать разные отрасли и в высшем профессиональном образовании они выбирают разные профессии. Укрепляет, совершенствует, развивает и расширяет профессиональные знания, навыки и умения приобретенные знания в обучение повышении квалификации, дополнительном и послевузовском образовании и производстве.
Компетентность - (competencio лат) означает пригодность и представляет собой приобретение
Библиографическое описание: Эсанбоев К.У., Бобокулов З.Р. Требования компетентности в подготовке сельскохозяйственной профессии для молодежи // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2021. 3(81). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/11356 (дата обращения: 06.03.2021).
№ 3 (81)
март, 2021 г.
знаний, навыков и компетенций, предоставляемых в соответствии с профессиями, и их применение на практике в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 187 «Об утверждении государственных образовательных стандартов общего среднего и среднего специального профессионального образования», утвержденное от 6 апреля 2017 года говорится: «6. В Республике Узбекистан, исходя из приоритета личности и интересов обучающихся, в соответствии с их возрастными особенностями формируются следующие базовые компетенции: коммуникативная, информационная работа, саморазвитие, социально активная гражданственность, национально-культурная, математическая грамотность, осведомленность и использование научно-технических инноваций» (4- Базовые и общие научные компетенции. Стр. 15).
Общие компетенции в области фундаментальных наук изложенные в этом документе, распространяются на владельцев практически всех профессий, должностей и обязанностей, а также на участвующих в производственной деятельности. Разумеется, компетенции, предусмотренные в данном постановление, охватывают наиболее важные части всех знаний, навыков и способностей владельцев различных профессий. Например, «Компетентность саморазвития -это постоянное физическое, духовное, умственное, интеллектуальное и творческое развитие самого себя, стремление к зрелости, самостоятельное обучение на протяжении всей жизни, постоянное совершенствование когнитивных навыков и жизненного опыта, навыки оценки и самостоятельного принятия решений» (2. Базовые и общие научные компетенции. Стр. 15).
Компетенция саморазвития состоит из таких частей, как самообучение, самодиагностика и анализ, самооценка (автомониторинг), самопланирование и наконец, разработка будущих проектов саморазвития.
Каждый из компонентов, перечисленных в данной компетенции саморазвития, в свою очередь, имеет сложную структуру и состоит из нескольких структурных единиц. Будущие профессионалы должны получить профессиональные, специальные, практические, технические, технологические, биологические, инженерные, графические, дизайнерские, изобретательские, организационные, лидерские, предпринимательские, управленческие, творческие и другие знания. Для качественного уровня образования необходимые для коммуникативной компетенции очень важны: соблюдение норм морали, этики, права, защита окружающей среды и человека,
политической, идеологической, трудовой, технической безопасности.
Это означает, что будущие профессионалы, в том числе молодежь, готовящаяся к профессиям в сфере сельского хозяйства, также различаются по следующим уровням, этапам оценки творчества:
1 этап - знания, навыки и умения для отдельного специалиста, 2 этап новые виды деятельности для членов коллектива, где работает молодой специалист, 3 этап для коллетивов в непосредственной близости, например, в районе или около 25-50 км, 4 этап находится на уровне регионального или нескольких близлежащих регионов, 5 этап по всей стране, 6 этап на уровне международных, межотраслевых, междисциплинарных инноваций.
Поэтому при оценке профессиональной деятельности молодого специалиста необходимо будет сравнивать указанные профессиональные навыки с уровнями инновационного творчества, постоянно определять уровни самообучения, самоанализа и диагностики, автоматизируя свою деятельность.
Обобщая наблюдения за многолетним опытом работы образовательных учреждений в системе подготовки молодых специалистов, повышения их профессионального мастерства, переподготовки в новых условиях профессиональной деятельности, можно сделать следующие выводы, предложения и рекомендации в этой области:
1. Ориентация обучающихся на выбор профессии, есть случаи, когда большинство преподавателей, работающих в образовательных учреждениях системы профессионального образования, не обладают компетенцией для осуществления прямого профессионального образования, т.е. специальной педагогической, профессиональной, психологической, методической подготовки по этим направлениям.
2. Процессы обучения, приобретения, закрепления, развития профессиональных навыков студентов по различным профессиям, повышения уровней квалификации не включены в соответствующую систему.
3. Неясно, отражаются ли уровни профессиональных и специальных знаний, навыков, умений и компетенций, которым обучаются студенты в учреждениях непрерывного образования, в общих базовых и научных компетенциях, поэтому необходимо сочетать формирование и совершенствование профессиональных навыков.
4. В целях обеспечения качества и эффективности требований к компетентности профессиональной подготовки обучающихся необходимо обеспечить совместимость учебно-методического обеспечения системы профессионального образования, кадрового обеспечения.
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» // Национальная база данных законодательства, 24.09.2020, № 03/20/637/1313.
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении государственных образовательных стандартов общего среднего и среднего специального профессионального образования» от 6 апреля 2017 года № 7187 // https://lex.uz/docs/3153714# 3157448.
3. Приказ Министерства народного образования Республики Узбекистан № 334 «О содержании, качестве, обучении и требованиях к квалификации без отрыва от производства учителей общеобразовательных школ».
№ 3 (81)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
март, 2021 г.
4. Rizaev I.I. (2019). THE STRUCTURE OF THE SOCIAL SYSTEM AS THE BASIS FOR THE SELF-ORGANIZATION OF SOCIETY. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(7), 190-195.
5. Rizaev I.I. (2019). EVOLUTIONARY MECHANISMS OF SELF-ORGANIZATION OF THE SOCIAL SYSTEM. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(9), 81-86.
6. Khayitboy, K., & Ilhom, R. (2020). THE IMPACT OF LIBERALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SYSTEM. International Engineering Journal For Research & Development, 5(3), 4-4.
7. Imomalievich R.I. (2020). SYNERGETIC INTERPRETATION OF SOCIETY DEVELOPMENT. International Engineering Journal For Research & Development, 5(3), 5-5.
8. Alikulov S.A., Rizaev I.I. (2020). Methodological problems of research of social systems. ISJ Theoretical & Applied Science, 02 (82), 717-720.
9. Ильхом Имомалиевич Ризаев. (2019) Механизмы самоорганизации социальных систем. // Экономика и социум, № 3(58) 2019, 368-372.
10. Ризаев И.И. (2020). Общество как самоорганизующаяся система // Рациональное природопользование -основа устойчивого развития. Чеченский государственный педагогический университет, 2020. - С. 520-525.
11. Ризаев И.И. (2020). Структура социальной системы - основа самоорганизации общества // «Дни науки -2020» III Международная научно-практическая конференция. ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия». 2020/4/9. Том 5, - С. 45-51.
12. Ризаев И.И. (2020). Методологические аспекты исследования социальных систем // Общество в контексте социокультурных трансформаций. Биробиджан ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2020. - С. 92-98.
13. Alikulov X., Haqqulov N.Q. Spiritual maturity and philosophical thinking dependence of development // ISJ Theoretical & Applied Science 04(84) 2020. Pages: 164-167.
14. Х,авдулов НД. Сиддикий-Ажзий маърифатпарварлик карашларида миллий толерантлик масаласи // НамДУ илмий ахборотномаси - Научный вестник НамГУ. -2020. - №10. -Б.296-302.
15. Xaqqulov N.Q. Perfect generation - personality of private education and humanity facilities // "МИРОВАЯ НАУКА" международное электорнное научно-практическое периодческое издание. -2019.- № 2(23). - С. 62-63.
16. Сафаров А.И., Хаккулов Н.К. Свойственные качества совершенному человеку в суфизме //Современная наука как социально-политический факторразвития государства: материалы международной научно практической конференции (10 мая 2019г., Москва) Отв. ред. Зарайский А.А.- Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», Саратов 2019. С. 48-50.