Научная статья на тему 'Требования к современному уроку'

Требования к современному уроку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / ТРЕБОВАНИЯ / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ЦЕЛЬ / ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются основные требования к современному уроку и способы усовершенствования учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к современному уроку»

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ Осипова Л.Н.

Осипова Людмила Николаевна - старший методист,

учебный отдел, Московское суворовское военное училище, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются основные требования к современному уроку и способы усовершенствования учебных занятий.

Ключевые слова: современный урок, требования, способы совершенствования, цель, формы занятий.

Требования к современному уроку

Годы обучения в Московском суворовском военном училище позволяют подготовить обучающихся к жизни в социуме и продуктивной трудовой деятельности. Для этого преподаватели организуют учебный процесс и урок таким образом, чтобы обеспечить полноценное вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую работу, направленную на овладение новыми знаниями и их эффективное использование на практике.

Учебные занятия должны организовываться так, чтобы соответствовать следующим требованиям:

- обеспечивать обучающимся возможность осознанно, прочно и глубоко усваивать изучаемый материал;

- создавать у обучающихся прочные навыки и умения, помогающие им подготовиться к взрослой жизни;

- усиливать педагогический эффект преподавания предметов, способствовать формированию определенных личностных черт у обучающихся;

- способствовать многостороннему развитию обучающихся, совершенствованию их характера и способностей;

- создавать у обучающихся склонность к самостоятельному творчеству, независимости и инициативности как устойчивым чертам характера, а также способность нестандартно подходить к решению проблем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни;

- формировать навыки самостоятельного обучения, получения новых и углубления имеющихся знаний, работы с литературными источниками, а также овладения необходимыми умениями и их свободного использования в практической деятельности;

- создавать у обучающихся мотивацию к обучению, усиливать заинтересованность в познавательной деятельности, стремление обучаться, расширять имеющиеся и приобретать новые знания, а также создавать у них позитивное восприятие учебы.

Основные способы совершенствования урока

В педагогике и школьном обучении ключевую роль играет стремление отыскать способы усовершенствования учебных занятий. Главные направления этой деятельности:

1. Усиление целенаправленной работы преподавателя и обучающихся на занятиях. Одной из важнейших целей преподавателя является мобилизация обучающихся для активной умственной работы в рамках занятий. Для этого требуется тщательно распланировать каждое занятие, чтобы быстро и эффективно достигнуть поставленных целей, в частности, наметить структуру занятия, подобрать оптимальные методы и средства обучения, в наибольшей степени отвечающие актуальным вопросам.

2. Обеспечение организационной четкости всех занятий и отсутствие неэффективного расходования учебного времени. Предварительно на перемене

подготавливаются и раскладываются по учебным столам требующиеся в ходе занятий наглядные пособия, справочники и книги для дополнительного изучения. Кроме того, перед обучающимися можно сразу ставить интересные задачи, мотивирующие их активно работать на занятии. Вместо выдачи заданий на самоподготовку использовать разные методы фронтальной ускоренной проверки - письменные тесты, карточки, листы - опросники.

3. Увеличение познавательной инициативности и творческой активности обучающихся. Самое важное направление сопряжено с тонкостями использования на занятиях инструментов технологии проблемного обучения и методики построения проблемных ситуаций, повышающих познавательную инициативность обучающихся, а также содействующих росту усвоения материала и получению полезных навыков и умений. Кроме того, обучающиеся должны проводить самостоятельную работу с учебниками и специальной литературой: словарями, справочными пособиями, энциклопедическими изданиями, а также с графиками и информацией, представленной в табличном, диаграммном или картографическом виде.

4. Оптимизирование педагогического процесса. Подбор оптимального способа выстраивания воспитательно-образовательного процесса, позволяющего наиболее эффективно решать учебные задачи за ограниченное время занятий с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей конкретного класса.

5. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей. При изучении незнакомого материала прибегают к постановке задач для актуализации и дальнейшей коррекции прежних (опорных) знаний, играющих ключевую роль в овладении новой теорией, а также навыками и умениями в рамках учебной практики. Обучающиеся приобретают подобные знания в ходе учебной деятельности либо в рамках личных исследований, при преподавании конкретного предмета либо смежных дисциплин. В их перечень могут входить термины, определения, различные формулы, сведения, представленные в числовом виде, концепции и законы, позволяющие полностью разобраться в преподаваемом материале и усвоить его. Однако помимо актуализации опорных знаний одновременно должно происходить их усовершенствование: в случае недостаточных или поверхностных знаний они должны дополняться и углубляться, узкие - расширяться, а неверные - корректироваться. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей помогает обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания. В частности, межпредметные связи позволяют полноценно изучить системные знания об объектах, разные аспекты которых исследуются в рамках нескольких школьных предметов.

Учебная деятельность претерпевает изменения в части целей и содержания, начинают разрабатываться и применяться новые педагогические методики и инструменты. Однако какие бы трансформации ни происходили, уроки по-прежнему играют роль основной формы образовательного процесса. Преподаватели, преуспевшие в изменении формата занятий так, чтобы заинтересовать обучающихся, стараются вовлекать их в активное обучение. Преподаватель не избавляется от прямых обязанностей в виде преподавания, однако может по-другому выстраивать образовательный процесс при сохранении уроков как таковых.

Начало учебного занятия является ключевым этапом. Организационный момент позволяет сформировать у обучающихся рабочий настрой.

К целям этого этапа можно отнести:

- создание правильного психологического настроя у обучающихся;

- создание необходимой позитивной атмосферы на уроке.

Этап актуализации знаний.

На этом этапе проводимого занятия воспроизводятся те знания и навыки обучающихся, которые позволят им «открыть» новое знание. Здесь обучающимся даются задачи, создающие познавательное затруднение.

Обучающиеся при всесторонней поддержке преподавателя должны узнать, каких конкретно знаний им не хватает, и что необходимо сделать, чтобы благополучно решить задание.

На этой стадии занятия преподаватель может сформировать проблемную ситуацию одним из следующих способов:

- предложив обучающимся задание, решить которое можно только после полного усвоения темы урока;

- рассказать или устроить дискуссию о теоретической и практической важности выбранной темы урока.

Главная цель этого этапа школьного занятия - сформировать правильный эмоциональный настрой у обучающихся, приготовить их к успешному изучению новой темы, повысив усвоение изученного материала. Стадия актуализации включает постановку важных вопросов по теме урока и формирование проблемных ситуаций.

Цель - предварительно намеченный результат воспитательно-образовательного процесса.

Перед тем, как сформулировать цели, преподавателю нужно заняться следующими вопросами:

- всестороннее изучение действующего образовательного стандарта и условий программы обучения;

- изучение требований, предъявляемых к системе знаний и умений в рамках запланированной темы урока, чтобы усилить познавательную активность обучающихся;

- выбор приемов учебной деятельности, которые необходимо усвоить обучающемуся;

- определение ценностных ориентиров, способствующих усилению личной мотивации обучающегося при успешном прохождении обучения.

После формулирования цели она превращается в ориентир при выборе образовательных методик и инструментов, содержания образовательного процесса, а также формата проводимой обучающимися индивидуальной работы.

Цели преподавания можно поделить на 3 категории:

- образовательные (обучение, просвещение);

- развивающие;

- воспитательные.

К образовательным целям относятся следующие:

- передать обучающимся системные знания, а также полезные навыки, позволяющие получить общее образование и изучить другие школьные предметы и умения, применимые на практике в реальной жизни;

- в рамках преподаваемой дисциплины выработать у обучающихся способность самостоятельно учиться и развить в них познавательную активность;

- проверять имеющиеся знания, касающиеся темы урока;

- обобщать пройденный материал;

- контролировать усвоение нового материала посредством выдачи обучающимся творческих заданий;

- развивать навык использования приобретенных знаний в практической сфере;

- развивать познавательную самостоятельность и креативность.

Определение ключевой образовательной (обучающей) цели урока подразумевает выбор темы конкретного занятия.

Развивающие цели:

отображают самые важные навыки, вырабатываемые в рамках урока.

Воспитательные цели:

отображают каждое направление воспитательной работы: развитие интеллекта, нравственности, правосознания, эстетических представлений, способности продуктивно трудиться, заботиться об окружающей среде. Также эта цель

41

подразумевает приобретение обучающимися морально-нравственных ориентиров, почерпнутых ими из пройденного материала.

При личных беседах с обучающимися они также высказываются за активное внедрение новых форм занятий, способных пробудить у них искренний интерес к изучаемой теме.

Список литературы

1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок / В.С. Безрукова. М.: Сентябрь, 2006. 176 с.

2. Ибрагимов Г.И. Концепция современного урока / Г.И. Ибрагимов // Школьные технологии. 2008. № 2. С. 48-52.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Изд. 3-е Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. 228 с.

КЕЙС-МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО

АНГЛИЙСКОГО Корниенко В.В.

Корниенко Виолетта Викторовна - студент-магистр, информационно-библиотечный факультет, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается использование кейс-метода для формирования навыков делового общения в процессе обучения иностранному языку. Способы его использования и преимущества.

Ключевые слова: английский язык, деловой английский, преподавание иностранных языков, кейс-метод.

Глобальные экономические тенденции, растущая миграция и мобильность во всем мире привели к острой необходимости в специалистах по экономике и бизнесу с продвинутым и чрезвычайно функциональным уровнем знания английского языка для особых целей. К сожалению, как оказалось, большинство студентов не способны успешно общаться в деловой и профессиональной среде. Что касается их знания иностранного языка, большинство сотрудников и специалистов по персоналу, которые проводят собеседования на английском языке, сообщают, что, хотя знание кандидатов английского языка обычно находится на среднем или даже более высоком уровне, обычно ограничено и ограничено знанием общего английского, а не английского для бизнеса и экономических целей. Таким образом, важнейшим компонентом, которого им не хватает, является функциональность, и поскольку современные рынки труда требуют, чтобы дипломированные экономисты и менеджеры продемонстрировали знание весьма специфического иностранного языка, адаптированного к потребностям будущей работы, наиболее важными навыками, которыми должен обладать специалист, являются: коммуникативные компетенции, которые будут применимы к бизнес-среде.

Одним из вариантов преподавания английского языка как иностранного в высшем учебном заведении является использование метода изучения конкретного случая или по-другому кейс-метода. В отличие оат традиционного преподавания на основе лекций, когда участие учащихся в классе минимльно, метод ситуационного анализа является активным методом обучения, который требует участия преподавателя и участия студента в классе. Для студентов, которые были ознакомлены только с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.