ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ Осипова Л.Н.
Осипова Людмила Николаевна - старший методист,
учебный отдел, Московское суворовское военное училище, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются основные требования к современному уроку и способы усовершенствования учебных занятий.
Ключевые слова: современный урок, требования, способы совершенствования, цель, формы занятий.
Требования к современному уроку
Годы обучения в Московском суворовском военном училище позволяют подготовить обучающихся к жизни в социуме и продуктивной трудовой деятельности. Для этого преподаватели организуют учебный процесс и урок таким образом, чтобы обеспечить полноценное вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую работу, направленную на овладение новыми знаниями и их эффективное использование на практике.
Учебные занятия должны организовываться так, чтобы соответствовать следующим требованиям:
- обеспечивать обучающимся возможность осознанно, прочно и глубоко усваивать изучаемый материал;
- создавать у обучающихся прочные навыки и умения, помогающие им подготовиться к взрослой жизни;
- усиливать педагогический эффект преподавания предметов, способствовать формированию определенных личностных черт у обучающихся;
- способствовать многостороннему развитию обучающихся, совершенствованию их характера и способностей;
- создавать у обучающихся склонность к самостоятельному творчеству, независимости и инициативности как устойчивым чертам характера, а также способность нестандартно подходить к решению проблем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни;
- формировать навыки самостоятельного обучения, получения новых и углубления имеющихся знаний, работы с литературными источниками, а также овладения необходимыми умениями и их свободного использования в практической деятельности;
- создавать у обучающихся мотивацию к обучению, усиливать заинтересованность в познавательной деятельности, стремление обучаться, расширять имеющиеся и приобретать новые знания, а также создавать у них позитивное восприятие учебы.
Основные способы совершенствования урока
В педагогике и школьном обучении ключевую роль играет стремление отыскать способы усовершенствования учебных занятий. Главные направления этой деятельности:
1. Усиление целенаправленной работы преподавателя и обучающихся на занятиях. Одной из важнейших целей преподавателя является мобилизация обучающихся для активной умственной работы в рамках занятий. Для этого требуется тщательно распланировать каждое занятие, чтобы быстро и эффективно достигнуть поставленных целей, в частности, наметить структуру занятия, подобрать оптимальные методы и средства обучения, в наибольшей степени отвечающие актуальным вопросам.
2. Обеспечение организационной четкости всех занятий и отсутствие неэффективного расходования учебного времени. Предварительно на перемене
подготавливаются и раскладываются по учебным столам требующиеся в ходе занятий наглядные пособия, справочники и книги для дополнительного изучения. Кроме того, перед обучающимися можно сразу ставить интересные задачи, мотивирующие их активно работать на занятии. Вместо выдачи заданий на самоподготовку использовать разные методы фронтальной ускоренной проверки - письменные тесты, карточки, листы - опросники.
3. Увеличение познавательной инициативности и творческой активности обучающихся. Самое важное направление сопряжено с тонкостями использования на занятиях инструментов технологии проблемного обучения и методики построения проблемных ситуаций, повышающих познавательную инициативность обучающихся, а также содействующих росту усвоения материала и получению полезных навыков и умений. Кроме того, обучающиеся должны проводить самостоятельную работу с учебниками и специальной литературой: словарями, справочными пособиями, энциклопедическими изданиями, а также с графиками и информацией, представленной в табличном, диаграммном или картографическом виде.
4. Оптимизирование педагогического процесса. Подбор оптимального способа выстраивания воспитательно-образовательного процесса, позволяющего наиболее эффективно решать учебные задачи за ограниченное время занятий с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей конкретного класса.
5. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей. При изучении незнакомого материала прибегают к постановке задач для актуализации и дальнейшей коррекции прежних (опорных) знаний, играющих ключевую роль в овладении новой теорией, а также навыками и умениями в рамках учебной практики. Обучающиеся приобретают подобные знания в ходе учебной деятельности либо в рамках личных исследований, при преподавании конкретного предмета либо смежных дисциплин. В их перечень могут входить термины, определения, различные формулы, сведения, представленные в числовом виде, концепции и законы, позволяющие полностью разобраться в преподаваемом материале и усвоить его. Однако помимо актуализации опорных знаний одновременно должно происходить их усовершенствование: в случае недостаточных или поверхностных знаний они должны дополняться и углубляться, узкие - расширяться, а неверные - корректироваться. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей помогает обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания. В частности, межпредметные связи позволяют полноценно изучить системные знания об объектах, разные аспекты которых исследуются в рамках нескольких школьных предметов.
Учебная деятельность претерпевает изменения в части целей и содержания, начинают разрабатываться и применяться новые педагогические методики и инструменты. Однако какие бы трансформации ни происходили, уроки по-прежнему играют роль основной формы образовательного процесса. Преподаватели, преуспевшие в изменении формата занятий так, чтобы заинтересовать обучающихся, стараются вовлекать их в активное обучение. Преподаватель не избавляется от прямых обязанностей в виде преподавания, однако может по-другому выстраивать образовательный процесс при сохранении уроков как таковых.
Начало учебного занятия является ключевым этапом. Организационный момент позволяет сформировать у обучающихся рабочий настрой.
К целям этого этапа можно отнести:
- создание правильного психологического настроя у обучающихся;
- создание необходимой позитивной атмосферы на уроке.
Этап актуализации знаний.
На этом этапе проводимого занятия воспроизводятся те знания и навыки обучающихся, которые позволят им «открыть» новое знание. Здесь обучающимся даются задачи, создающие познавательное затруднение.
Обучающиеся при всесторонней поддержке преподавателя должны узнать, каких конкретно знаний им не хватает, и что необходимо сделать, чтобы благополучно решить задание.
На этой стадии занятия преподаватель может сформировать проблемную ситуацию одним из следующих способов:
- предложив обучающимся задание, решить которое можно только после полного усвоения темы урока;
- рассказать или устроить дискуссию о теоретической и практической важности выбранной темы урока.
Главная цель этого этапа школьного занятия - сформировать правильный эмоциональный настрой у обучающихся, приготовить их к успешному изучению новой темы, повысив усвоение изученного материала. Стадия актуализации включает постановку важных вопросов по теме урока и формирование проблемных ситуаций.
Цель - предварительно намеченный результат воспитательно-образовательного процесса.
Перед тем, как сформулировать цели, преподавателю нужно заняться следующими вопросами:
- всестороннее изучение действующего образовательного стандарта и условий программы обучения;
- изучение требований, предъявляемых к системе знаний и умений в рамках запланированной темы урока, чтобы усилить познавательную активность обучающихся;
- выбор приемов учебной деятельности, которые необходимо усвоить обучающемуся;
- определение ценностных ориентиров, способствующих усилению личной мотивации обучающегося при успешном прохождении обучения.
После формулирования цели она превращается в ориентир при выборе образовательных методик и инструментов, содержания образовательного процесса, а также формата проводимой обучающимися индивидуальной работы.
Цели преподавания можно поделить на 3 категории:
- образовательные (обучение, просвещение);
- развивающие;
- воспитательные.
К образовательным целям относятся следующие:
- передать обучающимся системные знания, а также полезные навыки, позволяющие получить общее образование и изучить другие школьные предметы и умения, применимые на практике в реальной жизни;
- в рамках преподаваемой дисциплины выработать у обучающихся способность самостоятельно учиться и развить в них познавательную активность;
- проверять имеющиеся знания, касающиеся темы урока;
- обобщать пройденный материал;
- контролировать усвоение нового материала посредством выдачи обучающимся творческих заданий;
- развивать навык использования приобретенных знаний в практической сфере;
- развивать познавательную самостоятельность и креативность.
Определение ключевой образовательной (обучающей) цели урока подразумевает выбор темы конкретного занятия.
Развивающие цели:
отображают самые важные навыки, вырабатываемые в рамках урока.
Воспитательные цели:
отображают каждое направление воспитательной работы: развитие интеллекта, нравственности, правосознания, эстетических представлений, способности продуктивно трудиться, заботиться об окружающей среде. Также эта цель
41
подразумевает приобретение обучающимися морально-нравственных ориентиров, почерпнутых ими из пройденного материала.
При личных беседах с обучающимися они также высказываются за активное внедрение новых форм занятий, способных пробудить у них искренний интерес к изучаемой теме.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок / В.С. Безрукова. М.: Сентябрь, 2006. 176 с.
2. Ибрагимов Г.И. Концепция современного урока / Г.И. Ибрагимов // Школьные технологии. 2008. № 2. С. 48-52.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Изд. 3-е Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. 228 с.
КЕЙС-МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО
АНГЛИЙСКОГО Корниенко В.В.
Корниенко Виолетта Викторовна - студент-магистр, информационно-библиотечный факультет, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматривается использование кейс-метода для формирования навыков делового общения в процессе обучения иностранному языку. Способы его использования и преимущества.
Ключевые слова: английский язык, деловой английский, преподавание иностранных языков, кейс-метод.
Глобальные экономические тенденции, растущая миграция и мобильность во всем мире привели к острой необходимости в специалистах по экономике и бизнесу с продвинутым и чрезвычайно функциональным уровнем знания английского языка для особых целей. К сожалению, как оказалось, большинство студентов не способны успешно общаться в деловой и профессиональной среде. Что касается их знания иностранного языка, большинство сотрудников и специалистов по персоналу, которые проводят собеседования на английском языке, сообщают, что, хотя знание кандидатов английского языка обычно находится на среднем или даже более высоком уровне, обычно ограничено и ограничено знанием общего английского, а не английского для бизнеса и экономических целей. Таким образом, важнейшим компонентом, которого им не хватает, является функциональность, и поскольку современные рынки труда требуют, чтобы дипломированные экономисты и менеджеры продемонстрировали знание весьма специфического иностранного языка, адаптированного к потребностям будущей работы, наиболее важными навыками, которыми должен обладать специалист, являются: коммуникативные компетенции, которые будут применимы к бизнес-среде.
Одним из вариантов преподавания английского языка как иностранного в высшем учебном заведении является использование метода изучения конкретного случая или по-другому кейс-метода. В отличие оат традиционного преподавания на основе лекций, когда участие учащихся в классе минимльно, метод ситуационного анализа является активным методом обучения, который требует участия преподавателя и участия студента в классе. Для студентов, которые были ознакомлены только с