Научная статья на тему 'Формирование положительной мотивации обучающихся через интеграцию учебных дисциплин'

Формирование положительной мотивации обучающихся через интеграцию учебных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Хлудкова, М В. Обидина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование положительной мотивации обучающихся через интеграцию учебных дисциплин»

4. Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека.

5. Защита окружающей среды.

6. Станция технического обслуживания ГОУ НПО ПЛ № 10.

7. Информация с урока производственного обучения в группе АМ-111.

8. Альтернативные виды топлива.

9. Меры по охране природы.

10. Экологическое движение ГРИНПИС.

11.Творческий отчёт обучающихся по проекту «Исследование влияния автомобильного транспорта на окружающую среду» с использованием программного обеспечения POWER POINT .

Оба урока сопровождались компьютерной презентацией.

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

Можно сказать, что создание и проведение уроков с профессиональной направленностью обеспечивает ускорение и достаточно прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений и навыков.

Подобные уроки способствуют развитию творческой познавательной деятельности обучающихся, наглядно-образного мышления, активности, самостоятельности, стремления к поисковой деятельности, возбуждают интерес к учению, положительно влияют на эмоциональную сферу деятельности. Формирование этих качеств обеспечивает способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решение в разнообразных производственных ситуациях.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Н. В. Хлудкоеа, преподаватель литературы ГОУ НПО «Профессиональное училище № 50», г. Новокузнецк

М. В. Обидина, преподаватель истории

Важнейшая цель общества - всестороннее развитие человека. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, выявила потребность в специалистах с профессиональными знаниями и умениями, которые могут творчески подойти к решению любой возникшей проблемы.

В рамках существующей модели компетенции выпускника существенной проблемой является создание свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации. Анализ психолого-педагогических исследований выявил большое разнообразие подходов к проблеме познавательной активности личности. Ученые утверждают, что познавательная активность личности - деятельное состояние, проявляющееся в разностороннем глубоком интересе к знаниям, приложении усилий, напряжении внимания, умственных и физических сил для достижения поставленной цели. В современных условиях основная цель образования состоит в форми-

ровании компетентной, социально активной творческой личности. Поэтому возникает необходимость в создании такой воспитательно-образовательной среды, которая позволит обучающемуся овладеть навыками активной деятельности. Причем характер обучения должен обеспечивать творческое развитие личности, а внедряемые методы обучения способствовать реализации на практике активной позиции обучающегося.

Цель, которую мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, поставили перед собой, - определить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Проследить процесс роста мотивации и повышения качества обучения представилось возможным на примере рационального использования интегративности при изучении различных учебных дисциплин. Понятие «интеграции» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей.

Обучающиеся изучают большое количество предметов, у них формируются разнообразные навыки и умения. Все это должно восприниматься ими как единый, взаимосвязанный комплекс.

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

В настоящее время остро стоит вопрос построения целостной дидактической системы межпредметных связей, так как, по мнению некоторых педагогов (например, А. И. Гурьев), речь идет о том, что на современном этапе развития педагогической науки и практики еще нет единого и целостного толкования этого понятия. По его мнению, это связано как с общедидактическим, так и психологическим его характером. И каждый из специалистов рассматривает это понятие, опираясь на специфику своего предмета, дидакты и методисты определяют межпредметные связи либо как дидактическое условие, либо как принцип дидактики, а психологи и физиологи трактуют его исходя из физиологических и психологических процессов в организме человека и т. д.

Так, например, О. А. Яворук в монографии «Теория и практика интегративных курсов», делает попытку прояснить и уточнить понятие дидактики межпредметных связей, что значительно углубляет содержание этого понятия. Исходя из анализа данных подходов, автор утверждает, что межпредметные связи - это общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения и осмысления окружающего мира. Межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения их научного уровня и преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения, фактором развития творческих способностей обучающихся.

Следует подчеркнуть, что в самом определении принципа межпредметных связей уже заложено понятие системности, они представляют собой динамичную систему управления развитием концептуального стиля мышления обучающихся, т. е. целостного видения мира.

В настоящее время идея интеграции стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований, которые привели к некоторым результатам.

Общеизвестно, что интеграция знаний у обучающихся происходит в процессе таких фундаментальных объектов познания, как природа, общество, человек, труд, техника, язык. Темы, в рамках которых происходит овладение общими компетенциями, в основном сводятся к этим объектам познания.

Предметы «История» и «Литература» - едва ли не самые «интегрированные» дисциплины, неслучайно многие коллеги-предметники обращаются к нам с просьбой рассмотреть тот или

иной вопрос в историческом и литературоведческом контексте.

Формированию у обучающихся ярких образов прошлого помогает художественная литература. Художественная книга позволяет поддержать внимание обучающихся, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений преподаватель привлекает, чтобы ввести обучающихся в обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание. Реализация межпредметных связей с курсом литературы предоставляет обучающимся возможность взглянуть на события истории глазами современников. Так, например, используя поэму Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда», преподаватель обращает внимание обучающихся и на отраженные в ней важнейшие вопросы политической жизни, на отношение к ним автора.

Приемы использования художественной литературы на уроках различны. Преподаватель может кратко пересказать художественное произведение и дать задание на выяснение деталей с тем, чтобы обучающиеся обязательно его прочли. Более всего распространено цитирование художественных произведений. Например, на уроках всеобщей истории изучается «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Книги П. Н. Врангеля «Воспоминания», А. И. Деникина «Путь русского офицера», М. А. Шолохова «Тихий Дон» могут быть интересны при изучении истории России.

На уроке «Развитие сельского хозяйства в первой половине XIX в.» можно предложить обучающимся объяснить с исторической точки зрения, в чем типичность образов помещиков и крестьян, нарисованных Н. В. Гоголем в поэме «Мертвые души». Воспроизведение в памяти обучающихся образов художественной литературы будет способствовать формированию у них более ярких представлений об изучаемой эпохе.

Образные представления, полученные обучающимися при изучении в курсе литературы такого произведения, как «Рассказ о Кузнецк-строе» В. Маяковского, используется преподавателем при характеристике политической и трудовой обстановки 20-30-х гг.

Роль преподавателя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках.

Во время подготовки и проведения подобных уроков происходит сближение и взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и обучающийся здесь выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизве-

дение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от преподавателя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. Урок открывается с другой стороны, становится многогранен.

В нашем образовательном учреждении вот уже на протяжении пяти лет существует и эффективно применяет на практике методы интеграции союз двух преподавателей литературы и истории. Нами накоплен большой опыт в проведении интегрированных и бинарных уроков, где широко используются межпредметные связи различных учебных дисциплин. Результат нашей совместной работы хорошо представлен на примере следующих уроков и внеклассных мероприятий: «Медленно история листается... Все стареет - родина не старится» (урок повторения общей характеристики истории и литературы XX века); «Экскурс в мир Достоевского» (урок, посвященный жизни и творчеству Ф. М. Достоевского в Кузнецке); серия уроков, посвященных творчеству В. Высоцкого «Я до секунд всю жизнь свою измерил»; «Музыка души» (внеклассное мероприятие о роли авторской песни в истории России(; «Мат не наш формат, или вся правда о сквернословии» (внеклассное мероприятие о вреде нецензурной лексики и ее происхождении); «Бородинское сражение глазами истори-

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

ков и Л. Н.Толстого» (интегрированный урок, посвященный 200-летию Бородинской битвы). А многочисленные тематические линейки, посвященные знаменательным датам в области истории и литературы, стали традиционными.

Такие интегрированные уроки и открытые мероприятия позволяют ставить перед обучающимися познавательные задачи такого характера, которые активизируют их учебную деятельность

- напряжение памяти, развитие творческого мышления, эмоционально-волевые мотивы работы, развитие воображения и речи. Они могут служить познавательной и коммуникационной основой и опорой при получении и усвоении новых знаний, умений и навыков обучающихся и восприниматься ими как единый, взаимосвязанный комплекс, как средство интенсификации обучения.

Успех в реализации межпредметных связей в обучении сопутствует тому коллективу, в котором достигается единство воспитательно-образовательных действий преподавателей смежных дисциплин на основе плодотворного сотрудничества (совместное планирование, взаимопосещение занятий и т. д.). Благодаря межпредметным связям становятся более понятными место и роль истории и литературы в формировании общественного сознания.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НПО/СПО

А. Г. Апухтина, канд. филол. наук, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин

ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Л. А. Богданова, канд. пед. наук, доцент, декан ФПКиПРПО ГОУ «КРИРПО»

Реализация образовательной программы среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - НПО/СПО) с 2011/2012 учебного года осуществляется в пределах основных профессиональных образовательных про-

грамм НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2. ст. 20 Закона РФ «Об образовании» в ред. от 01.12.2007 № 309-Ф3). Итоговый контроль освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования согласно требованиям Феде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.