Научная статья на тему 'Требования к повышению квалификации руководителей'

Требования к повышению квалификации руководителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к повышению квалификации руководителей»

у студентов субъектной позиции в овладении практическим опытом социально-профессионального взаимодействия и собственного развития является педагогическая практика. С учетом специфики духовно-ценностной ориентации социальных педагогов на кафедре разработана программа педагогической практики, содержание и организация которой обусловлены возросшими требованиями к личностной и «технологической» подготовке специалиста для реализации социального воспитания различных возрастных и социальных категорий, в том числе и в области развития их духовноценностных ориентаций.

Особую роль в создании условий для реализации студентами своей субъектной позиции в программе духовно-ценностной ориентации играют итоговые отчетные конференции по практике, которые проводятся обычно спустя 2-3 недели после ее завершения.

Обычно конференции проходят либо в большой аудитории, либо в актовом зале, куда приглашаются студенты курса, идущего следом, чтобы сохранить преемственность и чтобы младшие курсы могли ориентироваться на то, что их ждет в процессе освоения профессии, видеть достойные об-

разцы для идентификации, подражания и соревнования со сверстниками.

Для проведения конференций формируются группы, обеспечивающие приглашение гостей (представителей учреждений, преподавателей, сотрудников деканата, кафедр, учебно-методического отдела, старост по практике других курсов, студентов младших курсов, воспитанников), оформление помещения, организацию выставок, музыкальное сопровождение и т.д.

В ходе таких конференций становится видна эффективность активных методов социально-психологического обучения, вписанных в «естественный» учебно-воспитательный процесс. Мы используем практически все методы, акцентируя внимание на методах активного социально-психологического обучения, основывающихся на потребности личности в творческом самовыражении; игровых и театральных методах.

Предложенный подход к содержанию и организации духовно-ценностной ориентации социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки позволяет фактически объединить освоение профессии и развитие личности студентов - будущих специалистов.

Требования к повышению

квалификации

руководителей

Д. ИЛЬЯСОВ, доцент Южно-Уральский государственный университет

Анализ образовательных программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений показывает, что разработчиками учитываются далеко не все основания отбора содержания повышения квалификации, не всегда обеспечивается прикладная направленность отбираемого содержания, его разносторонность и информативность.

Мы выделили следующие признаки, на которые целесообразно опираться при отборе содержания повышения квалификации руководителей: полезность, информативность и многоаспектность отражаемого социального опыта (рис.1).

Опираясь на вычлененные признаки отбора содержания повышения квалификации руководителей, можно определить основ-

Редакционная почта

155

Рис. 1. Основные признаки отбора содержания

ные виды и структуру содержания социального опыта, которые целесообразно предъявлять руководителям (с позиций полезности, информативности и многоаспек-тности) в процессе повышения их квалификации.

Базовыми требованиями к содержанию повышения квалификации руководителей образовательных учреждений можно считать:

• соответствие квалификационным требованиям (характеристикам) по должностям руководителей образовательных учреждений;

• преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

• ориентация на современные образовательные технологии и средства повышения квалификации руководителей образовательных учреждений;

• соответствие учебной нагрузки руководителей образовательных учреждений по освоению содержания повышения квалификации существующим нормативам;

• соответствие содержания повышения квалификации руководителей образовательных учреждений видам их дополнительного профессионального образования.

Назначение данных требований состоит в том, чтобы в рамках проведения единой государственной политики в области допол-

нительного профессионального образования способствовать формированию единого содержательного пространства.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством территориальные органы управления образованием имеют право на уточнение требований федерального органа управления образованием к содержанию повышения квалификации руководителей. Это обстоятельство обусловливается необходимостью отражения в содержании повышения квалификации руководителей специфики условий региона.

Государственно-общественный характер управления образованием вообще и системой повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в частности предполагает необходимость рассматривать руководителя как полноценного субъекта отбора содержания дополнительного профессионального образования. Социальный и профессиональный опыт руководителей, сложившаяся система оценок, взглядов и убеждений выступают в качестве главных критериев значимости содержания повышения их квалификации. Конечно, эти критерии являются в конечном счете социально обусловленными, т.е. представляют собой освоенный руководителями социальный опыт. Однако для самих руководителей они выступают как их собственная оценка.

Итак, нами выявлены основные признаки отбора содержания повышения квалификации руководителей образовательных учреждений (полезность, информативность

(обязательную) и вариативную части содержания (рис. 2). Инвариантная часть формируется в соответствии с основными признаками (полезность, информативность и

Рис. 2. Структура содержания повышения квалификации

и многоаспектность отражаемого социального опыта). В соответствии с этими признаками выявлены требования к отбору содержания повышения квалификации руководителей на уровне основных субъектов управления повышением их квалификации: федерального органа управления образованием, региональных органов управления образованием, самого руководителя образовательного учреждения.

В этой связи возникает важный вопрос: как соотнести требования различных субъектов отбора содержания повышения квалификации руководителей? На наш взгляд, это можно сделать следующим образом. В структурном плане содержания повышения квалификации руководителей образовательных учреждений целесообразно выделить два элемента: инвариантную

многоаспектность отражаемого социального опыта) и требованиями федерального органа управления образованием.

В качестве оснований отбора вариативной части содержания повышения квалификации руководителей образовательных учреждений являются все те же признаки (полезность, информативность и многоаспектность отражаемого социального опыта). Поскольку при отборе содержания вариативной части следует руководствоваться как требованиями регионального органа управления образованием, так и потребностями самих руководителей, то в ее структуре можно выделить еще два элемента: вариативно-общий, формируемый на основе региональных требований, и вариативно-индивидуальный, формируемый на основе индивидуальных потребностей руководителей.

А. КОБРИНСКИЙ, канд. истор. наук МГУ им. М.В. Ломоносова

Как любая другая сфера принятия общественно-значимых решений, образовательная политика складывается в результате взаимосогласования групповых интересов на различных уровнях - обществен-

Образовательная политика и законотворчество (1990-е годы)

ном, профессионально-корпоративном, правительственном, законодательном. При этом не всегда достигается «всеобщий интерес». Возможны и конъюнктурные решения, а также их неопределенность, непос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.