Научная статья на тему 'Требования к формально-динамическим особенностям курсантов военного института'

Требования к формально-динамическим особенностям курсантов военного института Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военнослужащий / формально-динамические свойства личности / темперамент / военно-профессиональное образование / военно-профессиональная деятельность. / soldier / formal-dynamic personality traits / temperament / military professional ed- ucation / military professional activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Р. Р. Галимов, С. В. Марихин

В статье показано, что специфика военно-профессиональной деятельности непосредственно связана с факторами, вызывающие стрессовые состояния, эмоциональное напряжение, переутомление, что предъявляет особые требования к курсантам военных институтов и обуславливает интерес к формально-динамическим свойствам психики курсантов военного института. Знание особенностей и основ формальнодинамических свойств, их формирования, в особенности на этапах зачисления и адаптации важно для успешного обучения, воспитания и саморазвития курсантов военных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE FORMAL-DYNAMIC FEATURES OF CADETS OF MILITARY INSTITUTE

The author of the article notes that the specificity of military professional activity is directly related to the factors that cause stress, emotional stress, fatigue, which makes special demands on the cadets of military institutions and causes interest in the formal-dynamic properties of the psyche of the cadets of the military Institute. Knowledge of the features and foundations of formal-dynamic properties, their formation, especially at the stages of enrollment and adaptation is important for the successful training, education and self-development of cadets of military institutions.

Текст научной работы на тему «Требования к формально-динамическим особенностям курсантов военного института»

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

Р.Р. Галимов1, аспирант

С.В. Марихин , д-р пед. наук, канд. психол. наук, доцент

1Институт педагогики, психологии и социальных проблем

2

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

1(Россия, г. Казань)

2

2(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24411/2500-1000-2019-11526

Аннотация. В статье показано, что специфика военно-профессиональной деятельности непосредственно связана с факторами, вызывающие стрессовые состояния, эмоциональное напряжение, переутомление, что предъявляет особые требования к курсантам военных институтов и обуславливает интерес к формально-динамическим свойствам психики курсантов военного института. Знание особенностей и основ формально-динамических свойств, их формирования, в особенности на этапах зачисления и адаптации важно для успешного обучения, воспитания и саморазвития курсантов военных институтов.

Ключевые слова: военнослужащий, формально-динамические свойства личности, темперамент, военно-профессиональное образование, военно-профессиональная деятельность.

Повышение эффективности подготовки профессиональных кадров в военных институтах России является одним из основных направлений в отечественной психолого-педагогической науке. Направленность современного военно-профессионального образования и военной подготовки на усиление учебных нагрузок и образовательных программ, учитывающих только общеобразовательные и физические уровни подготовки курсантов, чревата хроническим психоэмоциональным напряжением, что в свою очередь значительно снижает боеспособность и профессиональную пригодность будущего офицера.

Основная цель военного образования -это обеспечить потребности обороны страны в военных специалистах. Поэтому вопросы особых требований к курсантам военных институтов и как следствие профессиональной компетентности военнослужащих является актуальным направлением в психолого-педагогической науке и практике [1].

Специфика военно-профессиональной деятельности неизбежно связана с наличием внешних и внутренних факторов, вы-

зывающих стрессовые состояния, эмоциональное напряжение, переутомление, депрессию и невроз.

Поступив в военный институт, курсанты вступают в систему взаимоотношений, которая характеризуется строгой иерархией и субординацией. Курсанту необходимо научиться подчиняться, изучить азы военного дела, основы профессии и познакомиться с системой обязанностей, регламентируемой военным законодательством и общевоинскими уставами, по защите государства от агрессии. Курсант приобретает и совершенствует навыки воинского мастерства, проявляет дисциплинированность, гордится своей воинской частью и принадлежностью к вооруженным силам [2].

Профессиональная деятельность военнослужащих также проходит в режиме психического и физического напряжения. Зачастую приходится выполнять задачи в экстремальных условиях, которые характеризуются агрессивным воздействием на психику и способствуют повышению уровня психологического напряжения. Воздействие экстремальных условий обусловлено не только прямой угрозой жизни,

но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Таким образом, уверенность в себе у курсантов подвержена значительным изменениям, она связана с процессом адаптации и формирование профессионально-важных качеств военнослужащего [2].

Поэтому предъявление особых требований к курсантам военных институтов приобретает в современных условиях особую актуальность.

В контексте данной проблемы интерес представляют формально-динамические свойства личности курсанта. Необходимо отметить, что объективное понимание формально-динамических особенностей курсантов военного института важно для определения путей формирования личности и процесса личностного роста, а также разработки методов коррекции отклонений, которые могут возникнуть в процессе обучения.

Одной из современных и достаточно широко используемой концепцией формально-динамических свойств является теория, разработанная под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Давая определение формально-динамическим (или психодинамическим) особенностям психики Русалов соотносил их с биологическими свойствами человека. Он считал, что биологические особенности являются компонентами системы более высокого уровня, а именно системы формально-динамических свойств психики. Под свойствами понимаются такие особенности человека, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики личности, которые отражают динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности. При этом В.М. Русалов отмечал, что психодинамические свойства остаются относительно независимыми от мотивов, целей и интересов. Они определяют характеристики деятельности человека. В первую очередь это скорость, темп, интенсивность и длительность протекания психических процессов [4].

В основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а общая конституция человека, как совокупность всех биологических свойств.

В процессе истории развития концепций изучения формально-динамических свойств психики, а в частности темперамента, выдвигались различные биологические подсистемы: гуморальная (Гиппократ), соматическая (Э. Кречмер) и другие. Сейчас в основе темперамента лежит общая конституция человека, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций. При этом большое влияние на темперамент оказывают такие свойства нервной системы, как уровень активности, межполушарные взаимодействия, подвижность и лабильность нервных процессов [5].

Необходимо отметить, что формально-динамические свойства психики личности формируются постепенно как новые системные качества обобщения биологических свойств. Если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических свойств, то формируется темперамент; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, то образуется интеллект; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то таким психическим образованием является характер.

Таким образом, по отношению к человеческой личности, в рамках формально-динамической теории В.М. Русалова реализуется концепция, согласно которой происходит переход от низших уровней упорядоченности биологических свойств, свойств нервной системы к высшим формально-динамическим свойствам. В результате образуются новые структуры, а именно темперамент, интеллект и характер.

Необходимо отметить, что многие исследователи (в том числе Г. Айзенка) пытались обнаружить связи между биологическими свойствами индивида и содержательными свойствами личности, интеллекта или характера. По мнению В.М. Русалова формально-динамические

свойства не являются раз и навсегда фиксированными, а развиваются и обобщаются по мере развития человека. Формирование свойств характеризуется биологическим возрастным развитием, а также сменой ведущих типов деятельности, напри-меригры, учебы, труда [6].

Этот аспект в концепции В.М. Русалова особенно актуален при организации воспитательного, образовательного процесса и саморазвития курсантов военного института.

Осознавание обобщенных формально-динамических свойств, как темперамент, позволяет курсанту наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, своевременно включаться в деятельность независимо от мотивов и целей.

Формально-динамические свойства психики, в процессе развития включаются в интеллект и характер, становятся необходимыми динамическими компонентами этих структур. Поскольку интеллект и характер характеризуются содержательными компонентами, то к интеллекту, по мнению В.М. Русалова относится феномен интеллектуальной саморегуляции, тогда как характер является обобщением различных форм побуждений: мотивов, потребностей, идеалов. В связи с этим, формально-динамические образования психики, например темперамент, можно рассматривать как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, либо как компонент более высоко организованных структур: интеллекта и характера [7].

Особое внимание необходимо уделить тому, что формально-динамические свойства психики в деятельности человека

влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, при этом на результаты деятельности формально-динамическими свойства не влияют.

Таким образом, специфика военно-профессиональной деятельности, которая непосредственно связана с наличием факторов, вызывающих стрессовые состояния, эмоциональное напряжение, переутомление, депрессии и невроза предъявляет особые требования к курсантам военных вузов, а в дальнейшем к профессиональной компетентности военнослужащих. Основная задача военного образования - это обеспечить потребности обороны страны в военных специалистах. Поэтому интерес представляют формально-динамические свойства личности курсанта военного института.

Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в основе формально-динамических свойств лежит общая конституция человека, как совокупность всех биологических свойств. Свойства формируются постепенно от низших биологических свойств нервной системы к высшим формально-динамическим свойствам. В результате образуются новые структуры, а именно темперамент, интеллект и характер. На этапе зачисления и адаптации важно понимать биологическую основу свойств психики курсанта. Для успешного обучения и дальнейшего несения службы актуальны пластичность, эргич-ность, быстрота двигательных актов в предметной деятельности, устойчивость психики. Дальнейшее формирование формально-динамических свойств обусловлено возрастным развитием и сменой ведущих типов деятельности.

Библиографический список

1. Беловолов В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №9. -С. 41-50.

2. Иванов Е.А. Адаптационная конфликтность и формирование коммуникативных способностей у студентов и курсантов российских вузов / Е.А. Иванов, С.В. Марихин, Л.В. Шабанов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. - 2019. - № 2. - С. 231-238.

3. Межуев А.В. Социально-психологические особенности адаптации курсантов к условиям военного ВУЗа // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - № 52. - С. 66-70

4. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН, 2012. -528 с.

5. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М.: Наука, 2010. - С. 66.

6. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Факты и вымысел. - Минск: Харвест, 2003. - 912 с.

7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.: Наука, 1999. - 285 с.

REQUIREMENTS FOR THE FORMAL-DYNAMIC FEATURES OF CADETS

OF MILITARY INSTITUTE

R.R. Galimov1, Graduate Student

S.V. Marikhin , Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

1Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems

2

2Pushkin Leningrad State University

1(Russia, Kazan)

2

2(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The author of the article notes that the specificity of military professional activity is directly related to the factors that cause stress, emotional stress, fatigue, which makes special demands on the cadets of military institutions and causes interest in the formal-dynamic properties of the psyche of the cadets of the military Institute. Knowledge of the features and foundations of formal-dynamic properties, their formation, especially at the stages of enrollment and adaptation is important for the successful training, education and self-development of cadets of military institutions.

Keywords: soldier, formal-dynamic personality traits, temperament, military professional education, military professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.