Научная статья на тему 'Требования к бакалавру-экономисту в рамках его способности использовать комплекс технических средств и информационных технологий в профессиональной деятельности'

Требования к бакалавру-экономисту в рамках его способности использовать комплекс технических средств и информационных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BACHELORS IN ECONOMICS / TECHNICAL MEANS AND INFORMATION TECHNOLOGIES / БАКАЛАВР-ЭКОНОМИСТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахмедова С.Л.

В статье выявлены требования к бакалавру-экономисту в рамках его способности использовать комплекс технических средства и информационных технологий в профессиональной деятельности, такие как: профессиональная мобильность, овладение компьютерными программами для решения профессиональных типовых и нетиповых экономических задач, способность к самовыражению, самостоятельность, способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу. В статье делается вывод о том, что современный бакалавр в ходе профессиональной вузовской подготовки должен овладеть профессиональной мобильностью, то есть быть готовым к быстрой смене выполняемых заданий в рамках экономической специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных компьютерных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR BACHELORS IN ECONOMICS IN THEIR ABILITY TO USE A COMPLEX OF TECHNICAL TOOLS AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article identifies the requirements for bachelors in economics when they use a complex of technical tools and information technologies in professional activities such as professional mobility, mastery of computer programs for the solution of professional standard and non-standard economic problems, their ability to express themselves, to show independence, the ability to independently make up plans, execute and control the work to be performed. The article concludes that during the professional training in a university modern bachelor students must master occupational mobility, that is, they are to be prepared for rapid changes in jobs within the economic specialty based on the acquired knowledge and skills using various computer programs. Bachelors in economics must be sufficiently independent and acquire the ability to plan, implement and monitor their own work.

Текст научной работы на тему «Требования к бакалавру-экономисту в рамках его способности использовать комплекс технических средств и информационных технологий в профессиональной деятельности»

действующих или бывших спортсменов, довольно часто пополняются ряды террористов. Не всегда можно с уверенностью утверждать, что уничтоженный спортсмен действительно был боевиком. Спорт - это та часть жизни, в которой отражаются как позитивные, так и негативные тенденции. А причины того, почему же всё чаще молодые люди становятся экстремистами, давно понятны. Это в основном огромные деньги, которые выплачиваются террористическими организациями, становятся мощным привлекающим стимулом. Также понятно, что современные боевые действия проходят не врукопашную, и здесь огромная физическая сила и умение драться мало помогут, но в любом случае спортсмены, особенно профессиональные, особенно из тех видов, где требуется очень хорошая выносливость, умение терпеть боль и психологически настраиваться на предстоящее дело - это потенциально всегда отличные воины, которых к тому же не надо готовить с нуля, и которые, скорее всего, будут более успешны во всякого рода операциях, чем обычные люди.

Они порой становятся легкой добычей, а потом и расходным материалом для вербовщиков из террористических банд. Ребята сегодня берут в руки оружие и идут убивать под диктовку боевиков, которые ещё вчера жили под девизом «О, спорт, ты - мир!».

Занятия спортом дисциплинируют, закаляют людей, делают их волевыми, сильными, мужественными. Но не все те, кто побеждает на борцовском ковре и на ринге или тяжелоатлетическом помосте, умеет правильно распорядиться своей силой, приобретенными навыками в жизни. Умело пользуются террористы этими особенностями характера юных спортсменов, для которых

Библиографический список

возможность завлечь в свои ряды такого человека - большая удача. Вот почему так важно прививать им чувство ответственности перед обществом, перед теми, кто болеет за них. Чтобы они умели отделить спорт от терроризма, уделять большое внимание гражданскому воспитанию спортсменов и при этом верит в них. Не причинять людям зло, а бить рекорды на стадионах, приносить им радость является уделом спортсмена. Спорт и терроризм несовместимы.

Тем самым физическая культура и спорт вносит свой вклад в противодействие экстремизму. Однако, этого недостаточно. Подтверждение данной мысли мы находим у величайшего спортсмена Ю. Власова, который говорил о том, что общество, которое не научится беречь свою культуру, обречено на варварство. Никакая развитая экономика, послушная наука послушных академий, форумы различных организаций, тем более олимпийские игры, не в состоянии обеспечить такому обществу здоровье и процветание. Противодействие терроризму - проблема комплексная и многоаспектная. При этом усиление внимания к пропаганде ФКиС, как пути к истине и совершенству, сохранению мира и идеалов гуманизма и толерантности, помогает отвлечь молодёжь от экстремизма во всех его форма.

Однако данных шагов недостаточно, чтобы полностью устранить социальную базу экстремизма, которую он черпает из молодёжного общества. Такого рода мероприятия и программы по развитию искусства ФКиС должны иметь систематический характер и равномерно реализовываться на территории всего мира, в том числе и всех субъектах Российской Федерации.

1. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629.

2. Спорт против терроризма. Спорт для всех. 2004; 30 янв.

3. Ревазова Д. О спорт! Ты - мир. Северная Осетия. 2004; 5 февр.

4. Смирнова А. Ударим спортом по терроризму. Комсомольская правда в Петербурге. 2004; 5 нояб.

5. Кисилева Т.Г. Терроризм и культура. Культура: управление, экономика, право. 2005; 3: 3.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2001 g. № 629.

2. Sport protiv terrorizma. Sport dlya vseh. 2004; 30 yanv.

3. Revazova D. O sport! Ty - mir. Severnaya Osetiya. 2004; 5 fevr.

4. Smirnova A. Udarim sportom po terrorizmu. Komsomol'skaya pravda vPeterburge. 2004; 5 noyab.

5. Kisileva T.G. Terrorizm i kul'tura. Kul'tura: upravlenie, 'ekonomika, pravo. 2005; 3: 3.

Статья поступила в редакцию 13.11.17

УДК 378

Akhmedova S.L., senior teacher, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

REQUIREMENTS FOR BACHELORS IN ECONOMICS IN THEIR ABILITY TO USE A COMPLEX OF TECHNICAL TOOLS AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES. The article identifies the requirements for bachelors in economics when they use a complex of technical tools and information technologies in professional activities such as professional mobility, mastery of computer programs for the solution of professional standard and non-standard economic problems, their ability to express themselves, to show independence, the ability to independently make up plans, execute and control the work to be performed. The article concludes that during the professional training in a university modern bachelor students must master occupational mobility, that is, they are to be prepared for rapid changes in jobs within the economic specialty based on the acquired knowledge and skills using various computer programs. Bachelors in economics must be sufficiently independent and acquire the ability to plan, implement and monitor their own work.

Key words: bachelors in economics, technical means and information technologies.

С.Л. Ахмедова, ст. преп. каф. информатики, ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного

хозяйства», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К БАКАЛАВРУ-ЭКОНОМИСТУ В РАМКАХ ЕГО СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье выявлены требования к бакалавру-экономисту в рамках его способности использовать комплекс технических средства и информационных технологий в профессиональной деятельности, такие как: профессиональная мобильность, овладение компьютерными программами для решения профессиональных типовых и нетиповых экономических задач, способность к самовыражению, самостоятельность, способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу. В статье делается вывод о том, что современный бакалавр в ходе профессиональной вузовской подготовки должен овладеть профессиональной мобильностью, то есть быть готовым к быстрой смене выполняемых заданий в рамках экономической специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных компьютерных программ.

Ключевые слова: бакалавр-экономист, технические средства, информационные технологии.

Профессия экономиста - не новая специальность, она возникла сотни лет назад в эпоху промышленной революции, когда появились основные экономические понятия: «товар, деньги, обмен, рынок». За время становления профессия экономиста заметно эволюционировали, расширились её горизонты. Современный экономист должен быть способен собрать и проанализировать данные о производственной деятельности, их оценить, затем подготовить отчет, отметить насколько успешна деятельность на фирме или организации и, конечным результатом являются его собственные предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда.

Одно из требований к экономисту формируется из хорошего знания математики. Кроме того, к работе экономиста предъявляются такие требования как аккуратность, точность, а поскольку ему зачастую приходится отстаивать интересы предприятия, он должен знать правовые законы, быть принципиальным и честным. В вузе будущие экономисты изучают теоретические основы экономики, статистику, основы финансовой и банковской деятельности. Наряду с этим, экономист должен хорошо знать специфику того предприятия, на котором ему предстоит работать, что узнают бакалавры-экономисты, проходя практику на производстве.

Вместе с тем перечисленные требования к профессии экономиста будут не полными, если мы не отметим, что в XXI веке экономика стала носить название инновационная экономика, что предъявляет ещё более жесткие требования к выпускникам финансовых вузов. В век информационного бума всё изменяется, добавляются информационные ресурсы, а современное общество стали именовать информационным. Переход к информационному обществу заставляет по-новому подходить к решению задач, связанных с современной экономикой. Информация занимает особое положение в экономике, поэтому распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения инновационных информационных технологий, отсутствие которых любое предприятие сделает отстающим.

Все перечисленные требования к экономисту заключены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к высшему образованию - программам бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Высшее образование по программам бакалавриата в рамках данного направления подготовки может быть получено только в образовательных организациях.

Современный экономист, по мнению работодателей крупных фирм и холдингов, должен знать руководящие материалы по планированию, учету и анализу деятельности ВЦ; владеть методами разработки перспективных и годовых планов работы, порядок составления отчетности об их выполнении, сроки и формы их представления; владеть техническими средствами сбора, передачи и обработки информации; знать технологию механизированной обработки информации, технические возможности и правила эксплуатации оборудования, основы проектирования механизированной обработки информации и программирования, виды технических носителей информации, систему классификации и кодирования технико-экономической информации, а также рабочие программы, инструкции, макеты и другие руководящие материалы по обработке информации, действующие формы и системы оплаты труда и материального стимулирования работников, методы определения стоимости расчетов и вычислительных работ; экономику и организацию производства; основы организации труда; правила и нормы охраны труда.

Известно, что выпускник может неплохо знать свою профессию, основные требования и функционал, тем не менее, если он не обладает рядом необходимых личностных качеств, если он не работает в удовольствие, его производительность вряд ли будет эффективной. Вместе с тем, появление такого работника на предприятии может также негативно повлиять и на весь коллектив.

Успех деятельности предприятия или фирмы во многом зависит от желания экономиста и его способности идти на риск, быть готовым к использованию возможностей, предоставляемых рынком, а также нацеленности на поиск инновационных путей расширения масштабов деятельности. Другими словами, профессионально-личностное развитие экономиста является обязательным условием эффективной профессиональной деятельности, которое предполагает процесс профессионального саморазвития, самообразования. Известно, что личные каче-

ства профессионала формируются на протяжении всей жизни. Однако среди требований, предъявляемых к профессии «экономист» из всего многообразия качеств личности, выбравшей данную профессию, выделяют те качества, которые определяют успех профессиональной деятельности. В.Д. Козлов пишет, что «среди профессионально-личностных качеств будущего экономиста можно выделить: инициативность; самодостаточность; способность к переключениям с одной деятельности на другую; внимание к деталям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; аналитичность мышления; математическое мышление; стратегическое мышление; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; склонность к работе с документацией; способность к анализу и систематизации большого количества информации; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение работать в команде». [1, с. 32 - 33].

Известно, что каждый человек - носитель индивидуальных, свойственных только ему качеств. Будущему экономисту, на наш взгляд, желательно было бы владеть такими качествами как: интерес к профессиональным знаниям, творческий подход к работе; уверенность в себе и преданность профессии; инициативность и способность генерировать идеи; высокая коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; энергичность и жизнестойкость; гибкость, адаптированность к происходящим изменениям, а также специалист должен иметь внутреннюю потребность к самоорганизации и самосовершенствованию, ответственность за принятые решения и умение работать в коллективе.

Важно также отметить, что профессиональные и личностные качества формируются ни сразу, студенту потребуется систематическая и постепенная работа над собой, поскольку какие-то качества личности присущи человеку от рождения, какие-то формируются в течение жизни. К примеру, способность к самоорганизации, отчасти, могут достаться по наследству, а могут быть приобретенными. Но, далее, в условиях профессиональной деятельности они могут развиваться с большей силой. Профессиональные же качества экономиста формируются в процессе профессиональной подготовки в вузе и далее - в процессе профессиональной деятельности.

Обобщая все перечисленные требования, предъявляемые к экономисту, экономической профессии, изложенных во ФГОС ВО, профессиональную деятельность экономиста можно представить как деятельность по изучению распределения обществом различных ограниченных ресурсов с целью производства товаров и предоставления услуг. Без применения новейших технических средств и информационных технологий экономика не может называться инновационной, не способна динамично и быстро развиваться, поскольку экономические данные нуждаются в оперативной компьютерной обработке и их передаче на любые расстояния в минимальные сроки. Поэтому сегодня одной из основных задач экономического образования является задача согласования развития профессионального образования и процесса информатизации общества. Информатизация общества отражается на профессиональной деятельности экономиста, где происходят такие процессы как интеграция информационных технологий в профессиональную деятельность и дифференциация видов профессиональной деятельности, связанных и использованием информационных технологий [2; 3]. Одним из факторов информатизации экономической деятельности является виртуализация, суть которой в том, что современный экономист осуществляет свою деятельность не с материальными объектами, а с их аналогами - моделями, часто существующими не реально, а в сетевом пространстве. Именно в этих условиях идет интеграция профессиональных и информационных функций специалистов, а также единение предметных и информационных знаний, умений и навыков, стирание границ между отраслевыми и информационными специалистами.

Отечественные и зарубежные компании в перечне основных компетенций приоритетное место занимают компетенции, связанные со знанием методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, обязательными навыками работы на компьютере, с современными средствами связи, в глобальных компьютерных сетях в рамках управления информацией. По мнению работодателей, результативный экономист должен на таком уровне владеть персональным компьютером, при котором любые профессиональные задачи будут решены с помощью информационных технологий и технических средств. Профессиональная компетенция выпускника как сбор и анализ

полученных данных, умение проводить мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов, требует сочетания овладения умениями управления информационными процессами с владением современными профессиональными программными продуктами в области экономики. Одновременно нужно отметить, что актуальность программных продуктов, к сожалению, быстро устаревают. То есть изучение и знакомство с материалами и программами на первом курсе будет сильно отличаться спустя 4 года. Скорая потеря актуальности программного обеспечения в сфере экономики рождает проблемы внедрения новшеств в образовательный процесс.

Таким образом, мы пришли к выводу, что современный бакалавр в ходе профессиональной вузовской подготовки

Библиографический список

должен овладеть профессиональной мобильностью, то есть быть готовым к быстрой смене выполняемых заданий в рамках экономической специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных компьютерных программ. Бакалавр-экономист должен также сформировать у себя умение по овладению компьютерными программами для решения профессиональных типовых и нетиповых экономических задач, способность к самовыражению, которая гарантирует конкурентоспособность на рынке труда. Наравне с этим, бакалавр-экономист должен быть достаточно самостоятельным, приобрести способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу.

1. Козлов В.Д. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессиональной подготовки будущего экономиста. Вестник Московского университета МВД России. 2009 3: 32 - 33

2. Коломина М.В., Кирдяшева Л.Ш. Реализация электронного пособия по дисциплине «Информатика» для групп направлений бакалавриата: естественные науки, социальные науки. Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014: 76 - 80.

3. Коломина М.В., Пугина Н.Н. Электронный учебник по обыкновенным дифференциальным уравнениям. Информатизация образования. 2012; Т. 2012: 368.

References

1. Kozlov V.D. Professional'no-lichnostnoe samorazvitie kak cel' professional'noj podgotovki buduschego 'ekonomista. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009 3: 32 - 33

2. Kolomina M.V., Kirdyasheva L.Sh. Realizaciya 'elektronnogo posobiya po discipline «Informatika» dlya grupp napravlenij bakalavriata: estestvennye nauki, social'nye nauki. Teoreticheskie i prikladnye voprosy obrazovaniya i nauki: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 76 - 80.

3. Kolomina M.V., Pugina N.N. 'Elektronnyj uchebnik po obyknovennym differencial'nym uravneniyam. Informatizaciya obrazovaniya. 2012; T. 2012: 368.

Статья поступила в редакцию 27.10.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

ON THE ISSUES OF ENSURING THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE CONTEXT OF MULTI-ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT. In this article, based on the analysis of psychological-pedagogical and legal literature, the issues of ensuring and protecting children's rights declared in international standards for the protection of the rights of the child are studied. The paper also describes the main functions of multicultural education, which consist in developing basic, fundamental bases of culture, such as the mental, moral, ecological, aesthetic, economic and legal. The work characterizes fundamental problems of protecting rights of children in conditions of a polycultural educational space. The author concludes that the observance of the rights and interests of children is the responsibility of not only the state, but also of the multicultural society, that wishes a better future for their children in the multinational and multi-religious country. Therefore, the children's rights must be implemented through the joint efforts of all social institutions of the Russian society.

Key words: child's rights, multicultural education, protection of rights and interests of children.

П.Д. Гаджиева, канд пед наук,, доц. каф. теории и методики обучения праву ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus @mail.ru

О ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЁНКА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы, рассмотрены вопросы обеспечения и защиты прав детей, декларированных в международных стандартах по защите прав ребёнка. В статье также описаны главные функции поликультурного образования, которые заключаются в развитии базовых, фундаментальных основ культуры личности, таких, как умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой; охарактеризованы фундаментальные проблемы защиты прав ребёнка в условиях поликультурного образовательного пространства. Автор делает вывод о том, что соблюдение прав и интересов детей - дело, ответственность за которое несёт не только государство, но и само поликультурное общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей многонациональной и поликонфессиональной страны. Поэтому реализовываться они должны совместными усилиями всех социальных институтов российского общества.

Ключевые слова: права ребёнка, поликультурное образование, защита прав и интересов детей.

Во Всеобщей декларации прав человека Европейской конвенции по правам человека, Конвенции о правах ребёнка на первый план выдвигается понятие достоинства, равных и неотъемлемых прав человека и ребёнка. Это составляет основу всей системы прав и свобод, придающую ей последовательность, определяющую её дух и тот смысл, с точки зрения которого должны интерпретироваться, регулироваться и оцениваться все международные документы, законодательство и различные

меры, предпринимаемые в данной сфере для обеспечения их защиты и эффективности.

Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребёнка рассматри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.