полученных данных, умение проводить мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов, требует сочетания овладения умениями управления информационными процессами с владением современными профессиональными программными продуктами в области экономики. Одновременно нужно отметить, что актуальность программных продуктов, к сожалению, быстро устаревают. То есть изучение и знакомство с материалами и программами на первом курсе будет сильно отличаться спустя 4 года. Скорая потеря актуальности программного обеспечения в сфере экономики рождает проблемы внедрения новшеств в образовательный процесс.
Таким образом, мы пришли к выводу, что современный бакалавр в ходе профессиональной вузовской подготовки
Библиографический список
должен овладеть профессиональной мобильностью, то есть быть готовым к быстрой смене выполняемых заданий в рамках экономической специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных компьютерных программ. Бакалавр-экономист должен также сформировать у себя умение по овладению компьютерными программами для решения профессиональных типовых и нетиповых экономических задач, способность к самовыражению, которая гарантирует конкурентоспособность на рынке труда. Наравне с этим, бакалавр-экономист должен быть достаточно самостоятельным, приобрести способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу.
1. Козлов В.Д. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессиональной подготовки будущего экономиста. Вестник Московского университета МВД России. 2009 3: 32 - 33
2. Коломина М.В., Кирдяшева Л.Ш. Реализация электронного пособия по дисциплине «Информатика» для групп направлений бакалавриата: естественные науки, социальные науки. Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014: 76 - 80.
3. Коломина М.В., Пугина Н.Н. Электронный учебник по обыкновенным дифференциальным уравнениям. Информатизация образования. 2012; Т. 2012: 368.
References
1. Kozlov V.D. Professional'no-lichnostnoe samorazvitie kak cel' professional'noj podgotovki buduschego 'ekonomista. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009 3: 32 - 33
2. Kolomina M.V., Kirdyasheva L.Sh. Realizaciya 'elektronnogo posobiya po discipline «Informatika» dlya grupp napravlenij bakalavriata: estestvennye nauki, social'nye nauki. Teoreticheskie i prikladnye voprosy obrazovaniya i nauki: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 76 - 80.
3. Kolomina M.V., Pugina N.N. 'Elektronnyj uchebnik po obyknovennym differencial'nym uravneniyam. Informatizaciya obrazovaniya. 2012; T. 2012: 368.
Статья поступила в редакцию 27.10.17
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru
ON THE ISSUES OF ENSURING THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE CONTEXT OF MULTI-ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT. In this article, based on the analysis of psychological-pedagogical and legal literature, the issues of ensuring and protecting children's rights declared in international standards for the protection of the rights of the child are studied. The paper also describes the main functions of multicultural education, which consist in developing basic, fundamental bases of culture, such as the mental, moral, ecological, aesthetic, economic and legal. The work characterizes fundamental problems of protecting rights of children in conditions of a polycultural educational space. The author concludes that the observance of the rights and interests of children is the responsibility of not only the state, but also of the multicultural society, that wishes a better future for their children in the multinational and multi-religious country. Therefore, the children's rights must be implemented through the joint efforts of all social institutions of the Russian society.
Key words: child's rights, multicultural education, protection of rights and interests of children.
П.Д. Гаджиева, канд пед наук,, доц. каф. теории и методики обучения праву ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus @mail.ru
О ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЁНКА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы, рассмотрены вопросы обеспечения и защиты прав детей, декларированных в международных стандартах по защите прав ребёнка. В статье также описаны главные функции поликультурного образования, которые заключаются в развитии базовых, фундаментальных основ культуры личности, таких, как умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой; охарактеризованы фундаментальные проблемы защиты прав ребёнка в условиях поликультурного образовательного пространства. Автор делает вывод о том, что соблюдение прав и интересов детей - дело, ответственность за которое несёт не только государство, но и само поликультурное общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей многонациональной и поликонфессиональной страны. Поэтому реализовываться они должны совместными усилиями всех социальных институтов российского общества.
Ключевые слова: права ребёнка, поликультурное образование, защита прав и интересов детей.
Во Всеобщей декларации прав человека Европейской конвенции по правам человека, Конвенции о правах ребёнка на первый план выдвигается понятие достоинства, равных и неотъемлемых прав человека и ребёнка. Это составляет основу всей системы прав и свобод, придающую ей последовательность, определяющую её дух и тот смысл, с точки зрения которого должны интерпретироваться, регулироваться и оцениваться все международные документы, законодательство и различные
меры, предпринимаемые в данной сфере для обеспечения их защиты и эффективности.
Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребёнка рассматри-
вались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребёнка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. В Преамбуле Конвенции о правах ребёнка подтверждается тот факт, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом уходе и защите, и подчёркивается ответственность семьи в деле защиты ребёнка и заботе о нем. В ней также подтверждается необходимость юридической и другой защиты ребёнка до и после рождения, подчёркивается значение традиционных культурных ценностей, а также роль международного сотрудничества в охране прав ребёнка.
В нашу эпоху, когда глобализация мира и трансформация российского общества обострили вопрос о формировании нового типа национальных отношений между людьми, возврат к постулату о достоинстве и правах человека становится обязательным. Современное образование, построенное по культуросообразно-му типу, призвано воспитать личность с развитой культурой и толерантностью, и способно изменить как систему образования, так и непосредственно личность [1; 2; 3; 4].
Сегодня всем ясно, что поликультурное образование должно сопровождаться безусловным приоритетом воспитания перед обучением. Решение проблем защиты прав ребёнка в контексте поликультурного образования нам видится в интеграции таких факторов, как история и культура, образование и культура, смыслы и ценности, диалог и сотрудничество педагога и учащихся.
Поэтому российское общество должно не только знать и предоставлять реальную защиту прав, но и соблюдать их в соответствии с нормами и уровнем сформированности умений и навыков взаимодействия с представителями различных культур, наций, рас и конфессий.
Согласно Резолюции ООН № 27 с/1.20, опирающейся на «Обучение профилактике» и «Конвенцию о правах ребёнка» (1989), в преамбуле к которой упоминается, что «как указано в «Декларации о правах человека», «ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», признавая, что в свете достижений наук, находящихся в постоянном развитии, и такого их использования, которое может представлять опасность для детей, существует необходимость анализа проблем образования в целях защиты прав детей при позитивной эволюции предпринимаемых мировыми организациями мер, направленных на укрепление и многостороннее развитие ребёнка» [5, с. 2].
По мнению учёных, главные функции поликультурного образования заключены в развитии базовых, фундаментальных основ культуры личности, таких, как умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой. Его задачами являются: ориентация на общие ценности культуры, всеобщие духовно-нравственные абсолюты, составляющие базис и фон любой человеческой культуры (безусловная ценность человеческой жизни, свободы, мира; эмоциональное неприятие убийства, рабства, войны...).
В этой связи «Конвенция о правах ребёнка» реально направлена на охрану детства - сложной эволюционирующей реальности, заслуживающей специального анализа. В Декларации говорится о том, что ребёнок является хрупким существом, но это не значит, что кто-нибудь может отказаться признать его независимость.
В ней упоминается, что права ребёнка, в особенности право на жизнь, развитие и участие в принятии решений, касающихся его и его личной защиты, фигурируют во многих международных документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция по правам человека», «Конвенция о правах ребёнка», однако проблемы, связанные с обеспечением качества поликультурного образования, являющегося естественной
Библиографический список
средой жизни ребёнка, являются в начале третьего тысячелетия насущными и глубокими.
Поскольку ребёнок является олицетворением взаимосвязи национального и общечеловеческого, носителем черт человеческого рода и черт, присущих отдельной национальности, его судьба связана с судьбой своего народа и всего человечества. Существование общечеловеческого находится в зависимости от существования национальностей; взаимосвязь национальной и общечеловеческой культуры, которая является не отвлеченной, а конкретно - национальной, восходящей до общечеловечности [6].
Поликультурное образование направлено на регуляцию процессов духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, социально-психологической адаптации, отношения между ними и правами человека, в частности ребёнка, в контексте их применения и степени участия в изменениях образа жизни и культуры. Механизмы личностного развития здесь существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог культур, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие [7].
Рассматриваемые в контексте поликультурного образования проблемы (овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условием для самореализации личности; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения) непосредственно связаны с защитой прав ребёнка, предусмотренных различными международными декларациями.
В частности, вышеупомянутый постулат соответствует ст. 29 Конвенции ООН о правах ребёнка, в которой практически регламентируются приоритетные цели поликультурного воспитания: развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовка ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе.
Состоявшееся недавно обсуждение Национального плана действий в интересах детей до 2010 года, инициированное Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, позволяет надеяться на эффективную реализацию поликультурного образования в интересах соблюдения и охраны прав детей, в том числе, за счёт более активного участия в этих процессах институтов гражданского общества.
Соблюдение прав и интересов детей - дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само поликультурное общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей многонациональной и поликонфессиональной страны. Поэтому реализовываться они должны совместными усилиями всех социальных институтов российского общества.
1. Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме: «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического города. Майкоп, 2000.
2. Волков Г.П. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Москва, 1984.
4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. Москва, 2007.
5. Конвенция ООН о правах ребёнка. Москва, 1999.
6. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе. Педагогика. 1999; 2.
7. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 3 - 16.
References
1. Analiticheskaya spravka 'etnosociologicheskogo issledovaniya po probleme: «Obrazovatel'naya sistema v izuchenii tradicionnyh kul'tur poli'etnicheskogo goroda. Majkop, 2000.
2. Volkov G.P. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.
3. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. Moskva, 1984.
4. Zdravomyslov A.G. Mezhnacional'nye konflikty vpostsovetskom prostranstve. Moskva, 2007.
5. Konvenciya OON o pravah rebenka. Moskva, 1999.
6. Tajchinov M.G. Razvitie nacional'nogo obrazovaniya v polikul'turnom mnogonacional'nom obschestve. Pedagogika. 1999; 2.
7. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 3 - 16.
Статья поступила в редакцию 01.11.17
УДК 378
Galina G.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Literature and Culture, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmullah (Ufa, Russia), E-mail: [email protected] Kuanayeva R.S., MA student, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmullah (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Galina M.B., student, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmullah (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
BASHKIR AND KAZAKH TRADITIONAL POETRY: METHODS OF STUDY. The article discusses family and household and ritual poetry of Kazakh, Bashkir and methods of its study. This paper analyzes the poetry associated with the birth of a child, ritual poetry, song-mourning associated with the care of human life. The work substantiates the idea that in terms of various national-territorial education one of the main values of the educational impact of folk customs and traditions lies in the fact that their unique national coloration and makes them familiar and intelligible to students. The research studies the most effective training methods of ceremonial poetry of Bashkir and Kazakh peoples. The work has interdisciplinary character and may be useful for specialists in folklore and education.
Key words: folklore, traditional poetry, good wishes, traditions, songs-laments, interactive methods, education.
Г.Г. Галина, канд. филол. наук, зав. каф. башкирской литературы и культуры Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected] Р.С. Куанаева, магистрант БГПУ имени М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected] М.Б. Галина, студент БГПУ имени М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]
БАШКИРСКАЯ И КАЗАХСКАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ: МЕТОДЫ ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ*
В статье рассматривается семейно-бытовая обрядовая поэзия казах, башкир и методы её изучения. В работе анализируются поэзия, связанная с рождением ребёнка, свадебная обрядовая поэзия, песни-плачи, связанные с уходом человека из жизни. Обосновывается идея о том, что, в условиях различных национально-территориальных обрзований одна из основных значений воспитательного воздействия народных обычаев и традиций заключается в том, что их своеобразная национальная окраска делает их близкими и понятными обучающимся. Рассмотрены наиболее эффективные методы обучения обрядовой поэзии башкирского и казахского народов. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке фольклористике и педагогики.
Ключевые слова: фольклор, обрядовая поэзия, благопожелания, традиции, песни-плачи, интерактивные методы, воспитание.
Российско-казахстанские отношения на протяжении многих веков развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства. Такие взаимоотношения поддерживаются на разных уровнях. Например, БГПУ им. М. Акмуллы заключил договора со многими вузами Казахстана, согласно которым происходит обмен студентами, по программам стажировок профессорско-преподавательский состав университетов повышает свои квалификации. На филологических факультетах изучаются такие дисциплины, как «Фольклор тюркских народов», «Литература тюркских народов». Магистрами выполняются диссертации, где в сравнительно-сопоставительном плане исследуются башкирский и казахский фольклор, литература и языкознание. Регулярно ученые университета совместно со студентами выезжают на фольклорно-этнографические экспедиции. Летом 2017 года коллектив преподавателей кафедры башкирской литературы и культуры факультета башкирской филологии БГПУ им. М. Акмуллы совершил экспедицию в Самарскую и Саратовскую области, с целью исследования духовной и материальной культуры иргизо-камеликских башкир. Самарская и Саратовская области расположены на границе с Республикой Казахстан. В фольклоре иргизо-камеликских башкир и казах встречаются некоторые общие черты. Результаты материалов экспедиции могут быть использованы на занятиях по башкирскому и казахскому фольклору в вузах, на уроках башкирской и казахской литературы в общеобразовательных учреждениях, во внеурочной дея-
тельности и в жизненных ситуациях. В данной статье приведены тексты обрядовой поэзии иргизо-камеликских башкир. Они были записаны от информантов, проживающих с. Кочкиновка Ш.М. Иб-ниаминевой (1939 г.р.), Ф.К. Шагаевой (1949 г.р.), от Б.Н. Расуле-вой, проживающей в п. Иргизский Большечерниговского района Самарской области.
На встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи Президент России В.В. Путин отметил, «... от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Сегодня очень важно помочь молодым людям разобраться в информационном потоке, вернуть интерес к культуре и духовным ценностям» [1].
В условиях различных национально-территориальных об-рзований одна из основных значений воспитательного воздействия народных обычаев и традиций заключается в том, что их своеобразная национальная окраска делает их близкими и понятными обучающимся. Учет национальных и индивидуальных особенностей обучающихся предполагает знание национальных традиций и специфики их влияния на формирование нравственности. Поэтому, в образовательном и воспитательном процессе педагоги должны учитывать традиции и обычаи тех или иных