Научная статья на тему 'Требования и принципы построения содержания электронного учебника'

Требования и принципы построения содержания электронного учебника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ХАРАКТЕРИСТИКА / CHARACTERISTICS / КРИТЕРИЙ / CRITERION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / УРОВНЕВЫЙ ХАРАКТЕР / TIERED CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Борисович, Худяков Виктор Никитевич

Рассматривается проблема проектирования содержания электронного учебника. Обоснована актуальность использования в процессе обучения электронных учебников на основе краткого анализа организации и управления образовательным процессом в высшей школе. Приведены и обоснованы: краткое содержание электронных учебников, требования, предъявляемые к электронному учебнику, принципы построения содержания электронного учебника, характеристики, необходимые при работе с данным учебником, критерии результатов формирования самостоятельности обучаемых и т.д. Представлена точка зрения авторов на культурную составляющую электронного учебника, а также на организацию при этом самостоятельной работы обучаемых и формирования у них самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS AND PRINCIPLES OF CREATING THE CONTENT OF AN ELECTRONIC TEXTBOOK

The problem projecting the electronic textbook context is discussed. Topicality of using electronic textbooks in teaching is proved on the basis of a brief analysis of organization and management of higher school curriculum. Presented and proved are: brief content of electronic textbooks, requirements to an electronic textbook, principles of making an electronic textbook, characteristics necessary when working with an electronic textbook, criteria of the outcomes of forming student independence etc. author's opinion on the cultural element of electronic textbook and the organization of student independent work to form their independence is presented.

Текст научной работы на тему «Требования и принципы построения содержания электронного учебника»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-70-77

УДК 378.147 ББК 74.480.26

A.Б. Кузнецов

(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

B.Н. Худяков

(Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия)

ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Рассматривается проблема проектирования содержания электронного учебника. Обоснована актуальность использования в процессе обучения электронных учебников на основе краткого анализа организации и управления образовательным процессом в высшей школе. Приведены и обоснованы: краткое содержание электронных учебников, требования, предъявляемые к электронному учебнику, принципы построения содержания электронного учебника, характеристики, необходимые при работе с данным учебником, критерии результатов формирования самостоятельности обучаемых и т.д. Представлена точка зрения авторов на культурную составляющую электронного учебника, а также на организацию при этом самостоятельной работы обучаемых и формирования у них самостоятельности.

Ключевые слова: образовательный процесс в высшей школе, электронный учебник, принципы, характеристика, критерий, самостоятельная работа, уровневый характер.

ш

0 ^

к ^

X

1 m

о J <u x

CO LQ

A.B. Kuznetsov

(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia) V.N. Khudiakov

(Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia)

REQUIREMENTS AND PRINCIPLES OF CREATING THE CONTENT OF AN ELECTRONIC TEXTBOOK

The problem projecting the electronic textbook context is discussed. Topicality of using electronic textbooks in teaching is proved on the basis of a brief analysis of organization and management of higher school curriculum. Presented and proved are: brief content of electronic textbooks, requirements to an electronic textbook, principles of making an electronic textbook, characteristics necessary when working with an electronic textbook, criteria of the outcomes of forming student independence etc. author's opinion on the cultural element of electronic textbook and the organization of student independent work to form their independence is presented.

Keywords: educational process in higher education institutions, electronic textbook, principles, characteristics, criterion, individual work, tiered character.

Сегодня в системе образования и, особенно, в области высшего образования существуют различные и достаточно многочисленные концепции организации и управления образовательным процессом. Следует заметить, что значительная часть этих концепций грешат слабой ориентацией в ценностных и целевых установках, а порой и инфантильностью, что не способствует формированию правильного представления о конечном результате (продукте) их применения и способах его достижения.

Известно, что процессы организации и управления образовательным процессом в высшей школе должны обеспечивать достаточно жесткий отбор, необходимую коррекцию, а также использование передового опыта, технологий и наукоемких достижений [5].

В связи с этим возникает необходимость в инновационной, соответствующей реальному положению дел, образовательной деятельности вуза, которая, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств:

1) складывающейся в профессиональном образовании кадровой политикой, которая возникла в результате низкого уровня финансирования образования и вузовской науки, старения кадров; снижения уровня учебной и методической работы в вузе; устареванием материально-технического оснащения и т.д.;

2) необходимостью реорганизации управления высшим образованием, в которой значительное место занимает создание целостной электронной образовательной среды и соответствующих информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов; оценки качества подготовки будущих выпускников; реконструкции системы отношений: преподаватель-студент, студент-преподаватель, студент-студент, преподаватель-преподаватель, т.к. современные информационно-коммуникативные технологии выводят коммуникативное взаимодей-

ствие на новый уровень (например, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) [6; 8]); 3) современная система обучения студентов предполагает, прежде всего, высокий уровень их самостоятельности, но возникает проблема - с одной стороны, у студента есть определенные академические часы (не более 27 часов в неделю (без факультативов)), а остальные - его личное время, в которое мы можем предложить ему только самостоятельную работу, а встреча студентов с преподавателем (консультации, коллоквиум и т.д.) остается делом «избранных»; с другой стороны - преподаватель, безусловно, заинтересован в дополнительной встрече со студентом, но как быть с его планируемой нагрузкой (согласно нормативным документам, принимаемым в каждом вузе, у доцента не менее 850 часов, у доктора наук не менее 450 часов в год), как быть с необходимостью участия преподавателей в научных, воспитательных, профориентационных и других мероприятиях?

В учебном процессе теория и практика перестают быть единственными абстрактными формами постижения действительности (конкретизируются в их разновидности интерактивные и более технологичные), а учебные дисциплины -единственными формами содержания образования в вузе. Нарративы в виде лекций, семинаров, лабораторно-прак-тических занятий, учебников, учебных пособий всё чаще вытесняются новыми: практическими тренингами, интеллектуальными играми, проектами, программами и др. Всё большую популярность приобретают рефлексивные и комбинаторные знания, самостоятельные формы образования с использованием компьютера и сети Интернет, в результате чего у студентов происходит разделение способов работы - усвоение готового со-

ю ф

т

о

Ё ф

5

го

*

ф

Ч

О о

I

ф

о

н о о

I

с

I

го ш о

держания и самостоятельная интерпретация окружающего мира с формированием собственного видения (идеи). И здесь большую роль в учебном процессе имеют: для студентов - электронный учебник, а для педагога - электронный учебно-методический комплекс [3; 8]. Остановимся подробнее на характеристике электронного учебника.

В последнее время всё более значимую роль в учебно-воспитательном процессе стал играть электронный учебник, который рассматривается как электронный документ, имеющий свою структуру, содержание, руководство по его применению и пр. Электронный учебник выступает средством познания и способом обучения, но при этом он обладает и некоторой полярностью, т.к. публичен и, в то же время, персонален. Одновременно с этим электронный учебник является независимой средой, в события которой пользователь невольно вовлекается, и при этом, как следствие, формируется его самостоятельность.

Рассмотрим ряд требований, предъявляемых к электронным учебникам. Известно, что требованием к программному обеспечению является совокупность утверждений относительно атрибутов, свойств или качеств программной системы, подлежащей реализации [4]. Таким образом, определение требований к электронным учебникам как разновидности программного продукта, позволит нам описать их свойства и особенности использования.

Одним из требований является то, что электронный учебник должен содержать весь необходимый учебный материал по определенной дисциплине, который при ш необходимости достаточно быстро корректируется, а также способен подвер-^ гаться любой трансформации. Наличие ± компонентов содержания, возможности ™ самостоятельного выбора студентом !г уровня сложности примеров и заданий, 5 определённая последовательность в цепочке выполнений заданий даёт значи-< тельные преимущества электронному

учебнику перед бумажным вариантом (быстрый поиск нужной информации, компактность, дешевизна и т.д., что и отмечает, в частности, В.Л. Иванов) [3].

Другим требованием является тот факт, что электронный учебник должен содержать информацию, интегрированную в единую обучающую (образовательную) систему. В состав этой обучающей системы могут входить различные подсистемы (реализующие решение задач, соответствующих процессу обучения): организационная, информационно-поисковая, контролирующая (промежуточного, текущего и итогового контроля, творческих заданий) и т.п. При этом любая образовательная система и создаваемый электронный учебник должны быть ориентированы на реализацию определенного образовательного стандарта соответствующего уровня (федеральный, национально-региональный, школьный или вузовский), причем, за определенный срок обучения (год, два и т.д.). Следует также учитывать, что форма и структура представления учебного материала должна быть построена на основных дидактических принципах и включать в себя ряд основных этапов: от постановки задачи и предъявления основной информации с раскрытием путей решения возникающих при этом проблем до обобщения и систематизации представленного материала с соответствующим его закреплением и контролем, в том числе, и на уровне самостоятельной работы.

Предлагается отдельными исследователями (Д.Ш. Матрос, А.А. Рузаков [9]) при этом такое структурное представление содержания электронного учебника, которое должно служить основанием для автоматического расчета основных параметров учебника и достаточно технологичного построения полной и валидной системы контроля по каждой единице процесса обучения, содержания образования и учебнику в целом. Кроме того, для психологического сопровождения процесса обучения предлагается компьютерный психологиче-

ский мониторинг, который представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления информации о качестве образовательного процесса, а также систему накопления психолого-педагогического опыта [9]. Последнее позволяет реализовать личностно-ориентирован-ный подход в обучении не только при отслеживании и корректировке учебных успехов обучаемого на основе правильно выстроенной системы представления и контроля учебного материала, но и с точки зрения его возможностей к обучению по той или иной дисциплине.

Следующим является требование, чтобы электронный учебник отвечал представлениям об образовательных ценностях, эстетических представлениях, опирался на особенности стилистики, дизайна, художественного и творческого оформления электронного продукта с использованием разнообразных технических (программных) эффектов. Кроме эстетической составляющей он должен также иметь и культурную составляющую, т.к. культурные аспекты электронного учебника обусловлены объективной связью индивида и культуры, например, на основе развития у него информационной культуры.

Но индивид как носитель культуры, который развивается на основе опыта транслируемого (передаваемого от поколения к поколению) культурой, также вносит в культуру и своё нечто принципиально новое (становится субъектом исторического творчества), что «реализуется в соответствующих видах и формах человеческой активности, которые порождают реальные изменения в жизни общества» [10].

Важным требованием, предъявляемым к электронному учебнику, является обеспечение возможности студенту (обучающемуся) самостоятельно приобретать знания и умения, которые, в свою очередь, основаны на мыслительных операциях и практических действиях, способствующих приобретению новых способов получения различной познавательной информации.

При том, как известно, электронный учебник практически снимает проблему второй половины дня и для студента, и для преподавателя - студент может выполнить задание в любое удобное для него время, а преподаватель может проверить и объективно оценить результаты его самостоятельной деятельности, в том числе, и при помощи автоматизированных средств контроля, т.е. электронный учебник должен нести в себе и контролирующую функцию, что является очередным требованием к электронному учебнику.

При рассмотрении аспектов организации самостоятельной работы важным является также вопрос обеспечения доступа студентов к цифровым (электронным) образовательным ресурсам, к которым относятся и электронные учебники. При сегодняшнем уровне развития сетевых технологий это можно сделать как на локальном уровне (во внутренней сети образовательного учреждения [7]), так и на глобальном уровне - с возможностью доступа практически из любой точки мира, при решении технических проблем доступа. Последнее предполагает использование, в первую очередь, технологий дистанционного обучения.

Таким образом, если приведенные нами требования позволяют описать свойства и особенности использования электронных учебников, то для обоснования особенностей построения электронного учебника, его содержания необходимо опираться на соответствующую систему дидактических принципов. Не претендуя на суммарную конечность и абсолютность системы принципов проектирования содержания электронного учебника, дадим им краткую характеристику.

Принцип (от лат. рппаршт - основа, первоначало) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; руководящая идея (идеи), основное правило деятельности поведения; предписание о действии для достижения поставленных целей [2].

ю ф т

о

Ё ф

5

ГО

*

ф

Ч

О о

I

ф

о

н о о

I

с

I

го ш о

При проектировании содержания

электронного учебника, на наш взгляд,

следует учитывать следующие принципы [1; 2; 12]:

1) принцип соответствия содержания, во всех его элементах и на всех уровнях конструирования, требованиям общества, науки, культуры и личности, т.е. включение в содержание как традиционно необходимых знаний и умений, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культуры и возможности личностного роста;

2) принцип научности - соответствие содержания уровню развития современной науки и техники, опыта, накопленного мировой цивилизацией;

3) принцип фундаментализации содержания, который требует интеграции гуманитарного и естественно-научного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, что обуславливает интенсификацию и гуманизацию процесса обучения;

4) принцип преемственности, последовательности и систематичности, который обеспечивает закрепление ранее усвоенных знаний, умений, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование, а также соблюдение в содержании логических связей, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно;

5) принцип связи теории с практикой, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни, действительностью;

6) принцип доступности, при котором ш соблюдается соответствие содержания, объема изучаемого материала,

^ методов и организационных форм

± решения обучения возрастным и ин-

™ дивидуальным возможностям обуча-

=г емых, имеющимся у них знаниям и

^ представлениям, условиям обучения;

7) принцип самостоятельности - прин-< цип ограничения зависимости обуча-

емых от педагога, когда учитываются все проявления естественных склонностей обучаемых к самостоятельной деятельности, а также сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении обучающихся;

8) принцип прочности, реализация которого связывается прежде всего с деятельностью памяти, причем не механической, а смысловой, а результатом которого является образование у обучающихся устойчивых структур знаний, компетенций, отражающих объективную реальность, и когда они умеют актуализировать и использовать полученные знания, компетенции;

9) принцип активности, который предусматривает активное усвоение знаний и активное участие обучаемых в учебном процессе;

10) принцип эффективности - принцип, обозначающий связь между целями и результатом обучения.

При работе с электронным учебником необходимо выделять, в соответствии с системным анализом, такие важные характеристики, как [11]:

1) системность, которая в работе с электронным учебником выражается: а) в возможности обнаружить структурные компоненты изучаемого материала с их взаимосвязями; б) в её системной целостности, которая заключается в том, что изменение любого из компонентов системы приводит к изменению всех остальных её компонентов, а свойства целостной системы интегрируются свойствами входящих в её состав элементов; в) в упорядоченности и последовательности элементов электронного учебника;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) гибкость в работе с электронным учебником означает быструю адаптацию в изменяющихся условиях и обеспечивается ориентировочной основой действий, держащей весь арсенал средств, для выполнения тех или иных действий преподавателя;

3) динамичность в работе с электронным учебником обеспечивается динамично меняющимися задачами и предполагает её совершенствование в процессуальном плане и в оценке качественной характеристики результата выполненного задания;

4) универсальность в работе с электронным учебником проявляется в возможности применения разнообразных видов деятельности без существенных изменений предполагаемой структуры;

5) уровневость в работе с электронным учебником проявляется в изначальной ориентации на достижения разноуровневых целей: стратегических, тактических и оперативных, которые предполагают специальный выбор средств и методов в самом электронном учебнике, преобразование объекта деятельности и, следовательно, получение разноуровневого результата профессиональной деятельности. Следует отметить необходимое поэтапное использование электронного учебника в процессе формирования самостоятельности обучающихся (студентов) [3]:

1) выделение в учебном материале ведущих профессиональных проблем, категорий, понятий, обобщенных умений;

2) субординацию всего понятийно-терминологического аппарата изучаемого материала, приведение его в систему;

3) разработка, а затем реализация алгоритма познавательной деятельности (для достижения конкретной образовательной цели и исходя из целей профессиональной подготовки);

4) проверка полученных результатов и коррекции своей профессионально-познавательной деятельности. Исходя из этого, можно выделить

критерии оценки результатов формирования самостоятельности обучающихся

[3; 11]:

1) потребность в профессионально-познавательной деятельности, уровень её развития;

2) владение профессиональными знаниями и умениями формирования познавательного алгоритма;

3) психологическая готовность обучающихся к решению профессионально-познавательных задач с помощью электронных заданий;

4) продуктивность деятельности обучающихся, связанных с решением образовательных и профессиональных задач.

Следует также отметить, что процесс формирования самостоятельности обучающихся носит уровневый характер [3; 11]:

1) выполнение работ по образцу;

2) самостоятельные работы, выполняемые на основе реконструирования процессов, явлений, деятельности;

3) решение познавательных задач на основе вариативного подхода;

4) выполнение творческих самостоятельных работ самими обучающимися. Таким образом, рассмотренные нами

требования, предъявляемые к электронному учебнику, принципы построения содержания электронного учебника, выделенные характеристики при работе с электронным учебником и т.п., позволяют решать задачи повышения качества образования, особенно профессионального, что в современных условиях является весьма и весьма важной и крайне необходимой задачей. Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека. - М.: Педагогика, 1968. -334 с.

2. Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 320 с.

3. Иванов В.Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование. 2001. №6. С. 61-71.

4. Карл И. Вигерс. Разработка требований к программному обеспечению / пер. с англ. - М.: Русская Редакция, 2004. - 576 с.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на

ю ф

т

о

Ё ф

5

го

*

ф

Ч

О о

I

ф

о

н о о

I

с

I

го ш о

2011-2015 годы. утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р.

6. Кузнецов А.Б. Использование и создание электронных образовательных ресурсов в контексте современных образовательных стандартов высшего образования в сфере культуры и искусств // Культура - искусство - образование: взаимосвязь результатов науки и практики. 2014. С. 425-428.

7. Кузнецов А.Б., Худяков В.Н. Предпосылки организации коллекции цифровых образовательных ресурсов в вузах культуры и искусств // Открытое образование. 2010. №3(80). С. 63-68.

8. Кузнецов А.Б., Худяков В.Н. Электронный учебно-методический комплекс -как аспект повышения качества подготовки студентов вуза // Вестник ЧГА-КИ. 2015. №1(41). С. 133-138.

9. Матрос Д.Ш., Рузаков А.А. Электронная модель школьного образования; XII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2002») // [Электронный ресурс]: www.ito.edu.ru.

10. Стёпин В.С. Культура Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2010.

11. Худяков В.Н., Назаров Н.В. Теоретико-методические аспекты системного анализа: монография. - Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств, 2011. - 160 с.

12. Шамова Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьников. - М.: Педагогическое общество, 2011.

Поступила 21.04.16

Об авторах:

Кузнецов Александр Борисович, заведующий кафедрой информатики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный институт культуры» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36-а), кандидат педагогических наук, доцент, kab@chgaki.ru

Худяков Виктор Никитевич, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36-а), доктор педагогических наук, Lenasem72@mail.ru

Для цитирования: Кузнецов А.Б., Худяков В.Н. Требования и принципы построения содержания электронного учебника // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 70-77. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-70-77

References:

1. Ananiev B.G. Individual development of a person. M.: Pedagogika, 1968. [in Russian]

2. Zharkova T.I., Sorokovykh G.B. Thematic dictionary of foreign language terms. M.: FLINTA: Nauka, 2014. [in Russian]

m 3. Ivanov V.L. Electronicc textbook structure // Informatika i obrazovanie. 2001. №6. Р. 61-71. £ [in Russian]

£ 4. Karl I. Wigers Developing software requirements. M.: Russkaia Redaktsia, 2004. [in i Russian]

™ 5. Conception of Federal target program of education de3velopment for 2011-2015. Approved :т by Government decree of 7 February 2011, №163-r. [in Russian]

5 6. Kuznetsov A.B. Application and creation of electronic resources in the context of * contemporary higher education standards in arts and culture // Kultura - iskusstvo -

obrazovanie: vzaimosviaz rezultatov nauki ipraktiki. 2014. Р. 425-428. [in Russian]

7. Kuznetsov A.B., Khudiakov V.N. Preconditions of organizing digital educational resources at arts and culture higher schools // Otkrytoioe obrazovanie. 2010. №3(80). P. 63-68. [in Russian]

8. Kuznetsov A.B., Khudiakov V.N. Electronic teaching materials as an aspect of better quality of higher school students training // Vestnik ChGAKI. 2015. №1(41). P. 133-138. [in Russian]

9. Matros D. Sh., Ruzakov A.A. Electronic model of school education. 12th international conference exhibition "Information technologies in education"// [Electronic resource]: www.ito.edu.ru [in Russian]

10. Stiopin V.S. Culture. New philosophical encyclopedia. M.: Mysl, 2010. [in Russian]

11. Khudiakov V.N., Nazarov N.V. Theoretical and methodological aspects of system analysis. Chelyabinsk: South Ural State Institute of Arts, 2011. [in Russian]

12. Shamova T.I. Forming the cognitive independence of school students. M.: Pedagogicheskoie obshchestvo, 2011.

About the authors:

Kuznetsov Alexandr Borisovich, Head, Department of Informatics, Chelyabinsk State Institute of Culture (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36-a), Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, kab@chgaki.ru

Khudiakov Viktor Nikitievich, Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36-a), Doctor of Sciences (Education), Lenasem72@ mail.ru

For citation: Kuznetsov A.B., Khudiakov V.N. Requirements and principles of creating the content of an electronic textbook // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. P. 70-77. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-70-77

Ю <D T

О <D

5

CO *

<D

О О

X

ф

о

н о о

J

I

Ср с

I

го ш о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.