Научная статья на тему 'Особенности процесса профессионализации управленческих кадров'

Особенности процесса профессионализации управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫБОРОЧНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ / SELECTIVE STANDARDIZATION / ФОРМАЛИЗАЦИЯ / FORMALIZATION / ПОДХОД / APPROACH / АНАЛИЗ / ANALYSIS / МОДЕЛЬ / MODEL / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / РROFESSIONALIZATION OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худяков Виктор Никитевич, Семушина Елена Ивановна

Описаны элементы архитектуры профессионализации управленческой деятельности, проблемы стандартизации, базовых нормативов, понятный аппарат теории управления, а так же ряд способов анализа управленческой деятельности (микроанализ, функциональный анализ, эмпирический, структурно-морфологический, ролевой и др.). Рассмотрены три модели подготовки менеджеров (традиционная, европейская, континентальная), их роли «организатора», «администратора», «руководителя», обозначены виды деятельности менеджера в системе управления, границы между рассматриваемыми ролями, на практике показано сходство набора компетенций в различных программах подготовки кадров для выполнения профессиональной управленческой деятельности, дан краткий исторический анализ развития теории управленческого труда отечественными исследователями, указана роль частичной стандартизации управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худяков Виктор Никитевич, Семушина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROCESS OF ADMINISTRATIVE STAFF PROFESSIONALIZATION

This article describes the elements of the architecture of the professionalization of management, problems of standardization, the basic norms, intuitive tool of control theory, as well as a number of methods of analysis of administrative activity (microanalysis, functional analysis, empirical structural and morphological, role-playing, variance). Three models for training managers are considered (traditional, European and Continental), their role «Organizer», «Administrator»,«Head», are indicated by types in the control of the manager, the boundaries between these roles in practice show similar set of competencies in a variety of training programs for the implementation of professional management activities. A brief historical analysis of the management of labor theory of Russian researchers contains a partial role of standardization management.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса профессионализации управленческих кадров»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-25-31

УДК 37.02 ББК 74.480.2

В.Н. Худяков

(Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия) Е.И. Семушина

(Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Челябинск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Описаны элементы архитектуры профессионализации управленческой деятельности, проблемы стандартизации, базовых нормативов, понятный аппарат теории управления, а так же ряд способов анализа управленческой деятельности (микроанализ, функциональный анализ, эмпирический, структурно-морфологический, ролевой и др.). Рассмотрены три модели подготовки менеджеров (традиционная, европейская, континентальная), их роли - «организатора», «администратора», «руководителя», обозначены виды деятельности менеджера в системе управления, границы между рассматриваемыми ролями, на практике показано сходство набора компетенций в различных программах подготовки кадров для выполнения профессиональной управленческой деятельности, дан краткий исторический анализ развития теории управленческого труда отечественными исследователями, указана роль частичной стандартизации управленческой деятельности.

Ключевые слова: профессионализация управленческой деятельности, выборочная стандартизация, формализация, подход, анализ, модель, менеджер.

V.N. Khudiakov °

(Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia) *

E.I. Semushkina s (Chelyabinsk branch, Ural Academy of State Service, Chelyabinsk, Russia)

FEATURES OF THE PROCESS

OF ADMINISTRATIVE STAFF PROFESSIONALIZATION

This article describes the elements of the architecture of the professionalization of management, problems of standardization, the basic norms, intuitive tool of control theory, as well as a number of methods of analysis of administrative activity (microanalysis, functional analysis, empirical structural and morphological, role-playing, variance). Three models for training managers are considered (traditional, European and Continental), their role - «Organizer», «Administrator», «Head», are indicated by types in the control of the manager, the boundaries between these roles in practice show similar set of competencies in a variety of training programs for the implementation of professional management activities. A brief historical analysis of the management of labor theory of Russian researchers contains a partial role of standardization management.

Keywords: professionalization of administrative activity, selective standardization, formalization, approach, analysis, model, manager.

го

о о

<u -&

о ü с

го о

о ф

J о ср

о

0

1

I

ф

ю о о

о

Как известно, в основе архитектуры профессионализации управленческой деятельности лежат, в основном, три группы стандартов:

1) элементы управленческой деятельности и механизмы управления;

2) формы учёта этих элементов;

3) технологии проведения аудита.

В развитие теории профессионализации управленческого труда внесли вклад многие отечественные исследователи (Абрамов Р.Н., Ананьев Б.Г., Ба-тышев С.Я., Бутенко И.А, Деркач А.А., Зимин И.А., Маркова А.К., Тряпицы-на А.П., Шадриков В.Д. и др.).

В ходе их исследований было доказано, что даже частичная (выборочная) стандартизация управленческой деятельности позволяет:

1) регламентировать выполнение ряда функций как по содержанию, так и по времени;

2) способствовать внедрению передовых управленческих технологий;

3) сокращать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени;

4) повышать согласованность целей, средств и методов их достижения;

5) разрабатывать и формировать критерии оценки деятельности аппарата управления.

Анализ современных исследований и обоснований системы базовых нормативов (И.А. Ивашенко, Н.В Назарова, Е.И. Семушиной, В.Н. Худякова и др.) показал, что одни из них базируются на инженерных стандартах, другие - на сложившихся традициях и ряда характеристик, третьи - на стандартных качествах, которые носят, как правило, реко-х мендательный характер. з Следует отметить, что процесс стан-

I дартизации закрепил понятийный аппа-^ рат теории управления и позволил уточив нить документы, которые необходимы в § профессиональной управленческой дея-5 тельности:

^ 1) чёткий набор целей, функций, т средств и методов их реализации;

2) выбор организационных структур управления;

3) схемы функциональных связей, в том числе, информационных;

4) квалификационную структуру управленческих кадров;

5) перечень, нормы и формы отчётных документов;

6) перечень типовых положений (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.д.).

В результате управленческая деятельность получила формализацию, что позволило ей достаточно полно и чётко выделить нормы деятельности, создать управленческие квалификационные характеристики работы.

В теоретико-аналитических исследованиях характера и специфики управленческой деятельности, кроме стандартных классификаторов, используются также и другие способы анализа управленческой деятельности.

1. Микроанализ. Проанализировать деятельность - это значит описать, из каких по возможности более мелких, дробных операций она состоит (процесс дифференцирования), как они организованны во времени («терблиги»), причём, всё это не исключает и другой вариант микроанализа управленческой деятельности - временной анализ.

2. Эмпирический анализ управленческой деятельности. Подход - это совокупность приёмов, способов воздействия на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь.

Теоретико-методологическая стратегия исследования направлена на выделение и описание довольно крупных блоков, компонентов деятельности. Достаточно большой масштаб анализа даёт возможность установить содержательные, наполненные специфическим управленческим смыслом компоненты деятельности. При этом внутри данного подхода выделяют две основные разновидности:

а) анализ видов содержания труда руководителя;

б) анализ на основе внедрения и последующего затем изучения конкретных управленческих ситуаций (так называемый, «ситуационный анализ»);

в) структурно-морфологический анализ деятельности. Действие как основной элемент деятельности выделяется по признаку наличия двух главных свойств: действие представляет собой компонент (элемент) деятельности, имеющий самостоятельную и обязательно осознаваемую цель; цель действия не должна совпадать с целью всей деятельности.

3. Ролевой подход к анализу управленческой деятельности. Вся деятельность руководителя представляет собой выполнение системы вполне определённых социальных ролей, причём, роль -это набор определённых управленческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности. Следовательно, изучить деятельность руководителя - значит выявить, охарактеризовать управленческие роли, которые он обязан выполнить.

4. Дименсиональный подход. Он предполагает анализ управленческой деятельности на основе специфических функциональных единиц - измерений менеджерского поведения - «дименсий». Содержание управленческой деятельности часто описывается посредством ряда такого рода измерений, которых всего около двадцати «дименсий», в частности, например, «решение проблемы», «управление конфликтами» и т.д.

5. Нормативный подход, процедура которого включает два основных этапа, результаты которых обозначаются. На первом этапе анализируется содержание понятия «нормативно - одобренного способа деятельности» (в плане закреплённых в нём основных должностных обязанностей, требования к их выполнению. На втором этапе анализируется индивидуальный способ деятельности руководителя, выявляются и характеризуются имеющиеся расхождения между нормативным и индивидуальными способами.

6. Функциональный анализ управленческой деятельности фиксирует главное в деятельности - наличие некоторой постоянной, инвариантной системы функций, которые составляют суть, специфику деятельности в целом (как типа трудовой деятельности) независимо от конкретных разновидностей. Проанализировать - значит дать её полную характеристику с точки зрения основных управленческих функций, реализуемых руководителем, а также способов их согласования. Данный подход не только не противоречит вышеназванным подходам, но и позволяет их интегрировать в целостную методологию изучения управленческой деятельности, т.е. расширяет поле исследований теории управления.

Каждый из этих подходов требует разработки моделей управленческого труда, каждый из них воздействует и на программы подготовки менеджеров.

Модели подготовки менеджеров в системе среднего и высшего образования первоначально, как известно, создавались в системе экономического образования, а в дальнейшем (по мере развития, практического использования) они стали реализовываться и на других отделениях факультетов, институтов и в других образовательных учреждениях.

В настоящее время выделяются и используются три модели подготовки менеджеров.

1. Европейская континентальная «традиционная» модель, которую часто называют «квалифицированный руководитель», основана на чётком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам, с одной стороны, в системе вузовского образования и подготовки кадров по бизнесу, менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования, с другой, для этой модели распространено деление управленческого образования на «доопытное» (для не имеющих опыта практической работы в области менеджмента) и «по-

ш

о

ГО

0 ф

т

1

ф

ц

ш го

с

го

го

о

о ф

-&

о с

го о

о ф

^

о

о

0

1

I

ф

ю о о

о

го

I

Э

^

Ф

О

ш

со

0 ^

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 11 т

слеопытноное» (для имеющих опыт управленческой деятельности).

К «доопытному» управленческому образованию относятся разнообразные программы профессионально-технических училищ, техникумов, лицеев по обслуживающим, по конторским, бухгалтерским и другим вопросам, которые дают специальность, но не дают диплома о высшем образовании.

Основная деятельность в области «до-опытного» бизнес-образования, реализуется в европейских странах - это очное высшее профессиональное образование, в процессе которого студенты изучают экономику, технические и точные науки, маркетинг, право, применение компьютеров в бизнесе, в основном, научном, а не на прикладном уровне .

«Послеопытное» управленческое образование в рамках модели «подготовленный руководитель» практически складывается из регулярного участия руководителей и других практиков с высшим или среднем специальным образованием в различных программах повышения квалификации, посвящённых отдельным проблемам управления.

2. Американская («новая») модель, называемая «профессиональный менеджер», которая базируется на создании школ бизнеса как главных центров образования и исследований по менеджменту и бизнесу. В них на разных программах обучаются студенты (выпускники средних школы), люди с высшим образованием по любым специальностям и имеющим опыт практической работы. Следует отметить, что в рамках рассматриваемой модели соответствующими учебными центрами так же осуществляется разнообразные программы повышения квалификации менеджеров вне зависимости от того, окончили они школу бизнеса или нет.

3. Чаще, и в большинстве своём, используется «смешанная» модель, в программы которых включены традиционные и новые секторы бизнес-образования и, соответственно, образовательные учреждения разных типов (школы бизнеса,

университеты, институты повышения квалификации и т.д.) [10].

В Российской Федерации программы высшего образования по специальности управление в государственных вузах и институтах повышения квалификации были преимущественно отраслевые для формирования, обновления знаний и умений уже работающих руководителей, специалистов. В последние годы стал заметен и характерен рост новых специализированных, в том числе, негосударственных, образовательных учреждений в области менеджмента и бизнеса, т.е. в российском законодательстве последних лет фактически произошла институционализация «смешанной» модели.

Особенностью содержания программ подготовки менеджеров во всех трёх моделях является их разнообразие. Наука управления характеризуется теоретико-методологическим плюрализмом, который заметно проявляется в многообразии подходов, школ и моделей, существующих в рамках специальных предметных научных теорий. Эти подходы, школы и модели по разному, иногда с противоположных позиций показывают и объясняют различные стороны жизни организаций, функционирование и развитие управляемых структур и закономерности самой управленческой деятельности. Особенность теории управления сказывается на многообразии содержания учебных курсов при подготовке управленческих кадров. Появление множества квалификаций и специализаций в программах подготовки менеджеров носит различное название, что связанно не только со спецификой профессиональной деятельности управленческих кадров, но и, главным образом, с теориями ролевых функций в управлении.

Процессы деятельности в организации часто бывают обеспечены за счёт анализа ситуации, определения целей, которые должны быть достигнуты, а также за счёт разработки, реализации соответствующих программ функциони-

рования и развития. Ответственность за эти виды активности управления «приписываются» исключительно роли, которая получила название «управленец», причём, во многих программах обучения эта роль идентифицируется как «менеджер - управленец» [11].

Ответственность за разработку организационных структур и в целом разнообразных форм организации деятельности была «возложена» на роль - «организатора» (в результате появилась специализация «менеджер организации», «организационный менеджер») [11].

Ролевой рисунок ответственного за распределение основных ресурсов организации, а также контроля за реализацию планов и поставленных целей деятельности получила название - «администратор». Ответственность за расстановку кадров, точное понимание задач, стоящих перед организацией, владение способами, методами, приёмами эффективной профессиональной деятельности, поддержание оптимальной атмосферы в коллективе возложена на роль - «руководителя» [11].

В реальности управленческой работы границы между указанными ролями не столь наглядны и очевидны. Во многих организациях и учреждениях порой наблюдаются случаи универсальной управленческой профессионализации, когда весь спектр ролей исполняется одним человеком. Всё это необходимо предусматривать при подготовке слушателей к различным ролям, развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям; умения применять значения в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; способность к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию [4].

Менеджер должен быть готов к различным видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управле-

ния: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проекто-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная [5].

Следует заметить, что, несмотря на то, что программы подготовки кадров для выполнения профессиональной управленческой деятельности различны по уровню образования, по структуре и содержанию в них теоретических знаний, набор компетенций в них может быть сходен, а порой и значительно совпадать.

Мы считаем, что в любом случае подготовка кадров всегда связана с национальной рамкой профессий по отраслям народного хозяйства, включает способы оценивания компетенций студентов с привлечением представителей профессиональных сообществ, предполагает активное участие в проектах, в том числе, и собственных, которые связаны с проблемами модернизации всего народного хозяйства. Библиографический список:

1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессий. - М.: КомКнига, 2005. -280 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001. - 288 с.

3. Бутенко И.А. Профессионализм: Гарантии качества // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 136-143.

4. Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования» // [Электронный ресурс]: http://www.edu.ru.

5. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 08.02.2008 г. № 40 «О государственных требованиях к минимуму содержания и уровня требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового общения» // [Электронный ресурс]: http:// www.gp.ru.

ш

о

ч го

0 ф

т

1

ф

ц

CG

го с

го

го

о

о ф

-&

о с

го о

о ф

о

о

0

1

I

ф

ю о о

о

6. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмео-логия: пути достижения вершин про-фессинализма. - М.: Луч, 1993. - 32 с.

7. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегра-тивный подход к оценке единой социальной-профессиональной компетентности выпускником вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.

8. Иваненко И.А Подготовка современных специалистов в сфере управления школьным образованием: стратегия и практика реализации: монография. -УФА: РИИ, БашГУ, 2013. - 200 с.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

10. Худяков В.Н., Семушина Е.И. Теория систем и системный анализ в управ-

лении: монография. - Челябинск: Челябинский институт (филиал) ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», 2010. - 112 с.

11. Худяков В.Н., Назаров Н.В. Теоретико-методические аспекты системного анализа: монография. - Челябинск: Южноуральский государственный институт искусств, 2011. - 160 с.

12. Шадриков В.Д. Проблемы системоге-неза профессиональности деятельности. - М.: Наука, 1982, - 185 с.

13. Энциклопедия профессионального образования // под редакцией С.Я. Ба-тышева. - М: АПО, 1999. - Т. 1. -341 с. - Т. 2. - 440 с. - Т.3. - 488 с.

Поступила 17.02.16

го

I S

Э

^

S ф

о

ш

со

0 ^

к

1

I m

Об авторах:

Худяков Виктор Никитевич, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36-а), доктор педагогических наук, Lenasem72@mail.ru

Семушина Елена Ивановна, доцент кафедры информатики, математики и естествознания Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Челябинский филиал) (Россия, г. Челябинск, ул. Комарова, д. 26), кандидат педагогических наук

Для цитирования: Худяков В.Н., Семушина Е.И. Особенности процесса профессионализации управленческих кадров // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 25-31. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-25-31

References:

1. Abramov R.N. Russian managers: sociological analysis of professional formation. M.: Komkniga, 2005. [in Russian]

2. Ananiev B.G. Man as an object of cognition. Piter, 2001. [in Russian]

3. Butenko I.A. Professionalism: quality guarantees // Sotsiologicheskie issledovania. 2009. № 1. P. 136-143. [in Russian]

4. State requirements to training top qualification managers under the program "Master of Business Administration" // [Electronic resource]: http://www.edu.ru.

5. Order of the Ministry of Education and Science of RF of 08.02.2008 № 40 "On state requirements to minimum content and requirements level to the specialists to get additional qualification "Master of Business Administration" // [Electronic resource]. Access from system «GARANT».

6. Derkach A.A., Kuzmina N.V. Acmeology: ways to achieve professional tops. M.: Luch, 1993. [in Russian]

7. Zimnyaya I.A., Zemtsova E.V. Integrative approach to assessing unified social-professional competence of higher school graduates // Vysshee obrazovanie segodnia. 2008. № 5. P. 14-19. [in Russian]

8. Ivanenko I.A. Training modern specialists in school management. UFA: RII BashGU, 2013. [in Russian]

9. Markova A.K. Psychology of professionalism. M.: International humanitarian fund "Znanie", 1996. [in Russian]

10. Khudyakov V.N., Semushina E.I. System theory and system analysis in management. Chelyabinsk: Ural Academy of State Service, Chelyabinsk institute. 2010. [in Russian]

11. Khudyakov V.N., Nazarov N.V. Theoretical and methodological aspects of system analysis. Chelyabinsk: South Ural State Institute of Arts, 2011. [in Russian]

12. Shadrikov V.D. Problems of professional activities systemogenesis. M.: Nauka, 1982. [in Russian]

13. Encyclopedia of professional education. M.: APO, 1999. Vol. 1, 2, 3. [in Russian] About the authors:

Khudiakov Viktor Nikitievich, Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36-a), Doctor of Sciences (Education), Lenasem72@ mail.ru

Semushkina Elena Ivanovna, Associate Professor, Department of Informatics, Mathematics and Natural Sciences, Chelyabinsk branch, Ural Academy of State Service (Russia, Chelyabinsk, Str. Komarova, 26), Candidate of Sciences (Education)

For citation: Khudiakov V.N., Semushkina E.I. Features of the process of administrative staff professionalization // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. № 1. P. 25-31. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-25-31

m о ü Ч го

0 ф

т

1

ф

с; m го ü

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

J

го

о

о ф

-&

о с

го о

о ф

J

о

о

0

1

I

ф

ю о о

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.