Научная статья на тему 'Травелог в русской литературе XVIII — нач. Xix В. : трансформация эстетической парадигмы'

Травелог в русской литературе XVIII — нач. Xix В. : трансформация эстетической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
249
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВЕЛОГ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / TRAVELOGUE / NONFICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мамуркина Ольга Викторовна

В статье рассматривается динамика стратификации текстов путевой прозы в русской литературе XVIII — нач. XIX в. в рамках трех модусов словесности: художественной, документальной и художественно-документальной литературы. Показано, что литература путешествий — это сложное политекстовое образование, в рамках которого осуществлялось формирование нарративных структур русского романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVELOGUE IN RUSSIAN LITERFTURE OF XVIII — EARLY XIX CENT.: TRANSFORMATION OF AESTHETIC PARADIGM

The article considers dynamics of stratification of travelogue in Russian literature of XVIII — early XIX cent. within three modes of language arts: art, documentary and nonfiction. It is shown that travelogue is a complex politextual unit, within which the formation of the narrative structures of the Russian novel was carried out.

Текст научной работы на тему «Травелог в русской литературе XVIII — нач. Xix В. : трансформация эстетической парадигмы»

ТРАВЕЛОГ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII — НАЧ. XIX В.: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Мамуркина Ольга Викторовна

ассистент кафедры литературы и русского языка Ленинградского

государственного университета имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

E-mail: elkala@inbox.ru

TRAVELOGUE IN RUSSIAN LITERFTURE OF XVIII — EARLY XIX CENT.: TRANSFORMATION OF AESTHETIC PARADIGM

Mamurkina Olga Viktorovna

assistant professor of Russian Language and Literature, Leningrad State University

named after A. S. Pushkin, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается динамика стратификации текстов путевой прозы в русской литературе XVIII — нач. XIX в. в рамках трех модусов словесности: художественной, документальной и художественно-документальной литературы. Показано, что литература путешествий — это сложное политекстовое образование, в рамках которого осуществлялось формирование нарративных структур русского романа.

ABSTRACT

The article considers dynamics of stratification of travelogue in Russian literature of XVIII — early XIX cent. within three modes of language arts: art, documentary and nonfiction. It is shown that travelogue is a complex politextual unit, within which the formation of the narrative structures of the Russian novel was carried out.

Ключевые слова: травелог, художественно-документальная литература.

Key words: travelogue, nonfiction.

Путевая проза XVIII — нач. XIX в. представляет собой неоднородную сферу исследовательских практик. Обширный корпус текстов, объединенных условной номинацией «литература путешествий», может быть дифференцирован по разным показателям. Как правило, в качестве основного

классификационного критерия используется дихотомия «художественное — документальное».

Основной проблемой, связанной с практическим применением данного критерия, является зыбкость границ между художественной и нехудожественной словесностью. Результатом многочисленных попыток разграничить данные понятия стало появление еще одной категории — художественно-документальный текст. Анализ смыслового поля указанных терминов помогает скорректировать определение понятий «художественная литература», «документальная литература» и «художественно-документальная литература». Так, в этом случае литературу в целом следует рассматривать как совокупность определенным образом зафиксированных текстов, признанных данной культурой (несколькими культурами) социально значимыми и реализуемых в различных модусах: художественном, документальном, художественно-документальном.

Художественная литература трактуется нами как разновидность литературы, обладающая признаками эстетической цельности, завершенности, соответствия творческому замыслу, образного осмысления действительности. Документальная литература понимается как разновидность литературы, в основе которой лежит описание достоверного сведения (факта) разноплановыми языковыми средствами. Она оказывается тесно связанной с явлениями внелитературного порядка: деловым письмом, историографией, нарративом повседневности. Наконец, под художественно-документальной литературой мы будем подразумевать разновидность литературы, совмещающую признаки художественной и документальной словесности путем накопления элементов эстетического в описаниях реально бывшего и должного.

Исходя из этого мы можем разделить на три неравные группы и корпус литературы путешествий. Объективно большим в данном случае будет массив собственно документальных текстов. Применительно к XVIII в. это путевые дневники ученых, отправлявшихся в академические экспедиции — таков

путевой журнал Л. Делиля (1685—1741), экспедиция 1727—1730 гг. на Кольский полуостров; путевой дневник исследователя Арктики В. Беринга (1681—1741); «Описание морских путешествий по Ледовитому восточному морю» (1758) его спутника по второй Великой Северной экспедиции Г.Ф. Миллера (1705—1783); «Дорожный журнал» (1737) С.П. Крашенниникова (1711—1755), «Дневные записки» исследователя Сибири Н.П. Рычкова (1746— 1784); «Путешествие по разным местам российского государства» (1768—1774) П.С. Палласа.

Особой тематической разновидностью путевых записок можно признать отчеты студентов-стажеров, направляемых с начала XVШ в. учиться в Европу (Г.У. Райзер, Д.И. Виноградов, М.В. Ломоносов в 1736 г., С.К. Котельников, А.П. Протасов, С.Я. Румовский, М. Софранов в 1751 г., С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, Ф. Каржавин в 1760—61 гг. и др.).

Очевидно, что большинство дневников, путевых заметок и писем имеют все же утилитарный характер, и были созданы авторами с целью решения практических задач передачи актуальной информации, фиксация сведений для памяти и т. д. Более того, задача атрибуции и последующей оценки степени «литературности» подобных текстов связана с проблемой сохранности, консервации и доступа к архивам, большинство из которых личные.

Путевая проза в системе художественной литературы представлена закрепленными культурной традицией текстами: это «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» (1791) Н.М. Карамзина и «Письма из Франции» Д.И. Фонвизина (опубл. в 1830). Подчеркнем, что в данном случае речь идет именно о литературном путешествии, что обуславливает потребность разграничения понятий.

Если опираться на одно из наиболее полных определений жанрового инварианта, сформулированное В.М. Гуминским, то путешествием следует признать текст, «в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь,

незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров» [1, с. 314—315].

В свою очередь, литературное путешествие — это текст, удовлетворяющий наряду с базовыми и следующему требованию, - наличию способности решать «дополнительные — эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи» [1, с. 314—315]. Особым видом литературных путешествий признаются «повествования о вымышленных, воображаемых странствиях <...> с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия» [1, с. 314—315].

Из сказанного следует, что и литературные путешествия могут быть классифицированы в зависимости от решаемых автором задач. В категории литературоведения это трансформируется в особую художественную систему — литературное направление. Магистральным (хотя и дискуссионным в своей автономности) направлением в литературе к. XVIII — нач. XIX вв. является сентиментализм; ряд исследователей выделяет еще одно идейно-художественное направление — просветительский реализм, связанный с именами Фонвизина и Радищева.

Традиции сентиментального путешествия, проработанные Н.М. Карамзиным, продолжают и писатели-сентименталисты начала XIX в. — таково «Путешествие в полуденную Россию» В.В. Измайлова; «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» (1800), «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» (1803) П.И. Сумарокова; «Путешествие в Малороссию» (1803), «Другое путешествие в Малороссию» (1804), «Путешествие в Таганрог, Одессу и Крым» (1812) П.И. Шаликова; «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году» (1803) М.И. Невзорова и др.

Художественно-документальные путешествия оформляются во второй половине XVIII в. Это связано прежде всего с перестройкой жанровой системы прозы, в которую включается новый жанр — оригинальный русский роман.

Генезис романного жанра оказывается тесно связанным с формированием новых модусов путевой прозы — неслучайно первые русские романы строятся именно по модели путешествия. Романный и путевой нарратив обнаруживает общность как на формальном, так и на содержательном уровне, что проявляется в единстве жанровой формулы (путевой дневник, эпистолярий, мемуарно-автобиографический нарратив), подходов к составлению портретных и пейзажных описаний, организующей роли маршрута, наличии элементов, разрушающих линейность наррации (вставные конструкции, дублирование композиционной структуры и пр.). С этой позиции к числу художественно-документальных путешествий можно отнести ряд текстов различной тематики.

Так, например, продолжается традиция научно-познавательных экспедиций в части подготовки кругосветного путешествия русских («Журнал путешествия мичмана Никифора Полубояринова в Индию (1763—1764); «Журнал» (1793—1800) Ю.Ф. Лисянского). Впечатлениями от успешного путешествия делится уже И.Ф. Крузенштерн в «Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда" и „Нева"» (1809—1813).

События русско-турецких войн 1768—1774 и 1787—1791 гг. находят отражение в текстах ориентальной путевой прозы: это «Странствование Филиппа Ефремова» (1786), «Нещастные приключения Василия Баранщикова» (1787), «Плен и страдание россиян у турков» (1790), «Цареградские письма» (1789) П.А. Левашова, «Объяснения» Хрисанфа Неопатрасского (1795), Цебриков Р.М. Вокруг Очакова. Дневник очевидца (1895) и др.

Не прерывается и традиция путешествий образованного дворянства по Европе, так называемых «гранд туров»: таков «Дневник» (1782—1783) А.У. Болотникова и Н.Я. Озерецковского; «Дневник графа Бобринского, веденный в кадетском корпусе и во время путешествия по России и за границею» (1779—1786); «Дневник путешествия неустановленного лица по немецким землям» (1786); «Описание двухлетней петербургской жизни» (1785—1787) Р.М. Цебрикова и др.

Наконец, появляется особая категория женских мемуаров, в которых

описываются путешествия представительниц привилегированного сословия за рубеж; таковы, например, «Путешествия одной российской знатной госпожи по некоторым Англинским провинциям» Е.Р. Дашковой, ставшие впоследствии частью ее знаменитых «Записок» (опубл. в 1840); «Журнал моего путешествия». Е.П. Барятинской; «Заметки о моих путешествиях»

H.П. Голицыной; «Заметки о моем путешествии в 1789 году» А.И. Толстой и др.

Суммируя вышеизложенное, отметим, что путевая проза XVIII — нач. XIX в. представляет собой политекстовое образование, реализуемое в трех основных модусах — художественном, документальном и художественно-документальном. Маргинальное положение художественно-документальной словесности обусловливает ее тесную связь с оригинальным русским романом как на уровне жанрово-композиционного единства, так и содержательной общности, что свидетельствует о главенствующей роли таких текстов в литературном процессе эпохи.

Список литературы:

I. Гуминский В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 314—315.

2. Стефко М.С. Европейское путешествие как феномен русской дворянской культуры конца ХУШ — первой четверти XIX веков: автореф. дис.... канд. ист. наук. — М., 2010. — 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.