Научная статья на тему 'Травелог: движение к себе или бегство от себя? Ментальные особенности и культурное разнообразие'

Травелог: движение к себе или бегство от себя? Ментальные особенности и культурное разнообразие Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
316
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ТРАВЕЛОГ / ФУНКЦИИ ТРАВЕЛОГА / МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / TRAVELOGUE / THE TRAVELOGUE FEATURES / ESPECIALLY THE MENTAL / CULTURAL DIVERSITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романова К.С.

В статье предлагается дискурс-анализ многообразных функций травелога через культурное разнообразие и ментальные особенности представителей разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Travelogue: Towards Themselves Or Escape From Yourself? Mental Features And Cultural Diversity

This paper proposes a discourse analysis of the various functions of the travelogue through cultural diversity and mental peculiarities of representatives of different countries.

Текст научной работы на тему «Травелог: движение к себе или бегство от себя? Ментальные особенности и культурное разнообразие»

УДК 1/14

трАБЕлог: движение к СЕБЕ или БЕГСТВО ОТ СЕБЯ? МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТи

и культурное разнообразие

Романова Кира Степановна,

Институт философии и права

Уральского отделения Российской академии наук,

кандидат философских наук, доцент,

старший научный сотрудник отдела философии,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: romkira@yandex.ru

Аннотация

В статье предлагается дискурс-анализ многообразных функций травелога через культурное разнообразие и ментальные особенности представителей разных стран.

Ключевые слова:

травелог, функции травелога, ментальные особенности, культурное разнообразие.

Отчего люди путешествуют? Что они ищут и надеются обрести? Ведь если верить поговорке «Хорошо там, где нас нет», то достичь желанной цели нам не суждено, она как мираж в пустыне. Монтень, например, писал в «Опытах», что отчетливо представляет себе от чего он бежит, но не знает, что именно ищет. У каждого путешественника свой стимул, свой интерес, своя мечта.

Между тем, травелог во всем его многообразии, будучи формой познавательно-эмпирического освоения мира, включается в формирование создания картины мира, дает философскую интерпретацию освоения иного пространства и времени, выступает в качестве мощного культурологического фактора. Культура в самом широком понимании, как выражение деятельной сущности человека в ходе исторического развития производства, обмена

и общения выполняет функцию сохранения традиций и функцию связи между эпохами, народами, регионами, странами и континентами. Травелог отражает различные тенденции, специфику которых определило разнообразие культурных процессов и явлений, основанных на разной ментальности народов. Происходит процесс взаимодействия разных культур как определенных ценностей, в которых по-разному представлены соотношения природного, социального и культурного в человеческой жизнедеятельности, начиная с одежды, пищи, поведения, включая религиозные обряды, ритуалы, формы политических систем. В современных условиях глобализации и активнейшей социальной мобильности эти процессы заметно ускоряются.

Известный канадский социолог Мишель Ламон опубликовал в книге «Деньги, Мораль

тщрПи

Антропология

и Поведение. Культура французского и американского высшего слоя среднего класса» сравнительное исследование представителей высшего слоя среднего класса США и Франции, пытаясь найти основания, с помощью которых они проводят символические границы, отделяющие «своих» от «чужих» [2].

Исследователь выделяет три типа символических границ: моральные, социально-экономические, культурные. Собранные Ламоном данные говорят о том, что все три типа границ имеют большое значение для доступа к преимуществам высшего слоя среднего класса - знакомствам, деловым связям, должностям, возможностям карьерного роста. Однако отличия в выборе оснований определяются ментальными особенностями. Проведение символических границ - составная часть процесса адаптации и создания социальной идентичности. Они появляются тогда, когда мы пытаемся ответить на вопрос, кто мы, сравнивая себя с другими и определяя, на кого мы хотим быть похожими и от кого хотим отличаться. Символические границы позволяют нам очертить круг людей, с которыми нас объединяет общая позитивная социальная идентичность, и противопоставить свою социальную группу другим - менее для нас привлекательных или вообще чуждых нам. Так для американцев более значимыми являются социально-экономические границы: они никогда не запятнают себя дружбой с неудачником и, наоборот, стремятся бывать в обществе людей, достигших в жизни большего успеха, чем они сами. Для французов же важнее культурные границы: они презирают людей ограниченных и скорее предпочтут дружить с нищим интеллектуалом, чем с тупым нуворишем.

Как показывают опросы французов, занимающих высокие должности в коммерческих фирмах, государственных учреждениях и университетах постоянно повторяется мысль о том, что самым противным для них типом человека - является «средний француз», который живет в пригороде, по вечерам смотрит телевизор, каждый год меняет машину и ездит в августе на море. В кругу высшего слоя фран-

цузского среднего класс принято быть подлинными эстетами, и среди прочего, выбирать для путешествий такие направления, чтобы не пересекаться с массовыми туристами. Для американцев, как отмечает Мишель Ламон, характерно явление, которое он определяет как «обратное культурное исключение». Это явление охватывает осуждение и нежелание иметь дела с человеком, проявляющим «излишний» интеллектуализм и слишком изысканный художественный вкус. Американские респонденты постоянно подчеркивают во время исследования, что предпочитают дружить с людьми простыми и скучными, которые пьют пиво прямо из бутылок, разговаривают о детях и бейсболе, но зато они порядочные и на них можно положиться - не то, что на какого-нибудь «утонченного негодяя» или «болтливого умника».

Те американцы, кто все же проводит культурные границы, отождествляют утонченность с космополитизмом, желанием расширить горизонты - например, с помощью путешествий, изучения языков, знакомства с экзотической кухней. Вообще для американцев «культура» чаще всего отождествляется с европейскими товарами и традиционной кухней. Для них «изысканными» могут быть самые народные блюда и напитки европейской кухни: французское вино, итальянская паста, русская водка. Все это, а также произведения искусства, литературу, живопись они готовы активно приобретать - но не для извлечения эстетического удовольствия, а для демонстрации своего высокого социального статуса.

Известный исследователь туризма американский социолог Дин Макканел, автор известной книги: «Турист: новая теория праздного класса», считает туризм основным компонентом социальной идентичности среднего класса. «Именно средний класс систематически бороздит земной шар в поисках новых впечатлений, погружаясь в коллективное туристическое переживание других мест и других людей. Эти усилия международного среднего класса по координации мировых различий и их слиянию в единую идеологию неразрывно связаны с его способностью подчинить других людей

своим ценностям, производству и проектам будущего» [3]. Британский социолог Джон Урри в своей книге «Взгляд туриста: отдых и путешествия в современных обществах» отмечает, что путешествия сегодня занимают 40% свободного времени. Если люди не путешествуют, они теряют статус: путешествия стали признаком статуса. «Мне нужен отпуск» есть прямое отражение современного дискурса, основанного на идеи о том, что для сохранения физического и психического здоровья человеку непременно необходимо периодически куда-нибудь «выезжать» [4].

Как замечает психолог Анна Фенько: «Поскольку ценности среднего класса имеют тенденцию становиться ценностями всего общества, поведение отпуска вдали от дома становится не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной к исполнению. И хотя от туристической поездки люди часто устают больше, чем от работы, оставаться дома, когда у тебя отпуск, считается «неправильным» для нормального человека. На людей, которые проводят отпуск дома, смотрят с сожалением и презрением, как на ограниченных провинциалов или неудачников, испытывающих материальные трудности [1, с. 219].

Американский антрополог Нельсон Грабурн считает туристические поездки современного человека светским эквивалентом священных празднеств, разделявших время в традиционных культурах на два периода - сакральное время праздника и профанное время повседневных обязанностей. Туристические поездки как празднично-карнавальный период временного снятия всех социальных запретов, разрешение себе исполнения желаний, характеризуется не только легкостью завязывания «курортных романов», но и отказом от финансовых ограничений. В обыденном сознании очень популярна идея о том, что на отдыхе «нельзя экономить», так же как этого нельзя делать на свадьбах, похоронах и других сакральных событиях в жизни человека [3, с. 21-36].

Китайский социолог Нин Ванг называет туристическое потребление «пиковым», в отли-

чие от рационального и экономного поведения в обычной жизни: «Это безответственное и ничем не сдерживаемое потребление, конструирующее фантастический или утопический мир изобилия и вседозволенности» [5, с. 281-286].

Граждане России получили возможность свободно путешествовать относительно недавно. Возможность путешествовать - одно из реальных завоеваний «перестройки», для большинства людей гораздо более существенное, чем двусмысленная свобода слова и мало кому нужная многопартийность. В условиях неустоявшейся профессиональной «табели о рангах», и стабильного социального статуса, по-прежнему скудной обеспеченности жильем, отдых за границей стал определяющим классификационным признаком формирующегося в России среднего класса. И хотя само понятие среднего класса неоднородно, включающее в себя высший слой, который, как правило, покупает себе недвижимость в разных уголках мира и путешествует туда, как к себе домой, а зачастую и живет там определенную часть года. Средний слой, который состоит из представителей шоу-бизнеса, политических деятелей, менеджеров различных отраслей экономики, является наиболее активным пользователем всех видов туризма: профессионального, научного, спортивного и др. Более того, представители этой социальной группы стараются поддержать свой социальный статус умением «быть в нужное время в нужном месте». И низший слой среднего класса, который часто имитирует свою принадлежность к среднему классу, куда можно отнести и родственников (включая родителей-пенсионеров), и нянь по уходу за детьми.

Время для современного россиянина делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот, и «настоящую жизнь», которую обычный человек покупает себе ценой 11 месяцев напряженного труда. Граница между этим двумя жизнями определяется некоторыми ритуалами перехода (сборами, получением визы, проводами, распитием спиртного с попутчиками). Ритуалы возвращения менее праздничны, но столь же обязательны: отчеты перед друзья-

тщрПи

Антропология

ми, вручение подарков близким, демонстрация фотографий, сувениров и бронзового загара сослуживцам.

Как отмечает А. Фенько: «Само путешествие обычно проходит в режиме, который психиатры называют измененным состоянием сознания: чрезмерное возбуждение, эйфория, напряженность, граничащая с болезненностью... Медицинская статистика свидетельствует, что в отпуске люди чаще болеют и подвергают свое здоровье большему риску, чем дома». Человек возвращается из отпуска вовсе не «отдохнувшим» и «полным сил». Он возвращается другим, примерившим на себя иную жизнь, отвыкшим от выполнения привычных домашних ролей и с напряжением втягивающимся в исполнение рутинных обязанностей. Если бы не это чувство легкого отчуждения, которое мы испытываем по возвращении (иногда его называют культурным шоком), то в путешествиях вообще не было бы никакого смысла [1, с. 223]. Россияне относятся к этому «времени праздника» с особыми мерками. Они готовы рисковать здоровьем и даже жизнью, не только потому, что готовы доверять себя самолетам, круизным теплоходам или спортивным инструкторам. Им не страшны цунами, акулы и даже революции в стране пребывания. Они удивляют мир отказами от эвакуации при форс-мажорных обстоятельствах. Само путешествие для нас -сродни ритуальному испытанию героя, которое в традиционных культурах составляет суть любого священного праздника. И в этом плане, по психологии отношения к сакральным праздникам, мы мало чем отличаемся от предков, живущих в далеком прошлом. Когда русские посещает ту или иную неизвестную для них страну, то их философия отталкивается не от широты и обилия идей, от их реального опыта, а от блаженного неведения, лишенного пока интеллектуального эмпирического многообразия, чувственных переживаний. Ожидание всего этого интеллектуального и чувственного фейерверка и составляет для них ценность травелога.

Для того чтобы проведенные за границей дни превратились из индивидуального вос-

поминания в признак социального статуса, необходимо как-то транслировать окружающим людям собственные впечатления. Этим целям могут служить привезенные из поездки сувениры, фотографии и любительские видеофильмы. Однако, самый выгодный способ «конвертирования» своих индивидуальных туристических впечатлений в социально значимые символы является их трансляция большой аудитории на многочисленных Интернет-форумах. Участие в Интернет-форумах само по себе может служить определяющим признаком среднего класса, свидетельствующим о характере работы (сотрудник современного офиса) или уровне доходов (домашний компьютер, подключенный к Интернету). Виртуальное сообщество путешественников - это место, где обсуждаются «мода сезона», оттачиваются нормы поведения нового российского класса, принимаются коллективные решения о том, что соответствует, а что нет, этим нормам, и кого следует включить в число «своих», а кого нет. И хотя заявленная цель большинства форумов - поделиться впечатлениями и конкретным опытом о поездке, мотивы, заставляющие авторов создавать подробные отчеты о своих путешествиях, гораздо шире. И в этом также заключается одна из функций травелога.

1. Фенько А. Люди и деньги. Очерки психологии потребления. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005.

2. Lamont M. Money, Morals and Manners. The Culture of the French and American Upper-Middle Class / Chicago: The University of Chicago Press, 1992.

3. Mac Cannell, Dean. The Tourist: AQ New Theory of the Leisure Class / Berkley: University of California Press, 1976.

4. Urry, John. The Tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies. - London: Sage Publications, 1990.

5. Wang N. The Tourist as a Peak Consumer. In: The Tourist as a Metaphor of the Social World / Ed. Graham M. S. Dann. UK; CABI Publishing, 2002. - p. 281-296.

1. Fen'ko A. Lyudi i den'gi. Ocherki psixologii potrebleniya. - M.: Nezavisimaya firma «Klass», 2005.

2. Lamont M. Money, Morals and Manners. The Culture of the French and American Upper-Middle Class / Chicago: The University of Chicago Press, 1992.

3. Mac Cannell, Dean. The Tourist: AQ New Theory of the Leisure Class / Berkley: University of California Press, 1976.

4. Urry, John. The Tourist Gaze. Leisure and Travel as a Metaphor of the Social World / Ed. Graham M.S. Dann. UK; in Contemporary Societies. - London: Sage Publications, 1990. CABI Publishing, 2002. - p. 281-296.

5. Wang N. The Tourist as a Peak Consumer. In: The Tourist

UDC 1/14

TRAVELOGUE: TOWARDS THEMSELVES

OR ESCAPE FROM YOURSELF?

MENTAL FEATURES AND CULTURAL DIVERSITY

Romanova Kira Stepanovna,

The Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of the Department of Philosophy, Ekaterinburg, Russia, E-mail: romkira@yandex.ru

Annotation

This paper proposes a discourse analysis of the various functions of the travelogue through cultural diversity and mental peculiarities of representatives of different countries.

Key words:

travelogue, the travelogue features, especially the mental, cultural diversity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.