Научная статья на тему 'Мифические образы и реальность в травелоге и его литературном аналоге'

Мифические образы и реальность в травелоге и его литературном аналоге Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВЕЛОГ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ИЛЛЮЗИИ / РЕАЛЬНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРА / TRAVELOGUE / MYTHOLOGICAL IMAGES / ILLUSIONS / REALITY / LITERATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романова К.С.

Эссе посвящено исследованию соотношения мифических образов и реальности в травелоге и его разнообразных литературных воплощениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythological Images and Reality in the Travelogue and in It`s Literary Analogy

The essay is dedicated to the investigation of the correlation between the mythological images and the reality in the travelogue and in it`s different literary realizations

Текст научной работы на тему «Мифические образы и реальность в травелоге и его литературном аналоге»

Эссе

ШЩЩи

МИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ В ТРАВЕЛОГЕ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНОМ АНАЛОГЕ

Романова Кира Степановна,

Уральское отделение Российской академии наук, Институт философии и права УрО РАН, старший научный сотрудник, кандидат философских наук, доцент, г Екатеринбург, Россия. E-mail: romkira@yandex.ru

Аннотация

Эссе посвящено исследованию соотношения мифических образов и реальности в травелоге и его разнообразных литературных воплощениях.

Ключевые слова:

травелог, мифологические образы, иллюзии, реальность, литература.

Образ любой незнакомой страны, выбранный для путешествия всегда содержит мифологическую компоненту. Это объясняется тем, что образ формируется на основе воображения, ожидания и целеполагания. Целеполагание - существенный элемент человеческой деятельности, которое характеризует как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, Целеполагание является основой опережающего отражения. Подобно тому, как фабула сновидений создается из обрывков пережитых дневных впечатлений, образов, архетипов коллективного бессознательного и метафор родного языка, первоначальный «туристический дискурс» конструируется из обрывков культурных мифов, современных идей, модных поветрий и вечных ценностей. Пространство и время, будучи универсальными формами бытия материи, определяют последовательность и длительность существования событий, характеризующих сущность материального движения. Человек существует «здесь и сейчас», но все его помыслы и вектор существования направлен в «завтра», в «туда, где он еще не был», а содержание его социального бытия определяется тем, кем он был, какой социальный путь прошел «вчера». Только настоящее являет собой

в большей степени реальность, но при этом в ней присутствуют мифологемы прошлого и иллюзии будущего. Мифологемы и иллюзии в своем содержании совпадают друг с другом, диалектически определяя друг друга. Основой существования мифа являются субъектно-объектные отношения.

И все это несет на себе воздействия стереотипов, мифов, идеалов распространенных в культуре, носителями которой являются данные субъекты травелога. Свобода нравов, влияние кино, телевидения и других средств массовой информации действуют на сознание ныне существующих поколений таким образом, что готовят их к новым, более «деловым» прагматичным отношениям, разрушая мифы и иллюзии о их возвышенности и романтичности. Только реальное погружение в процессе травелога в конкретно иную культурную среду, соотнесенную со своей культурой, минимизирует роль мифов в освоении конкретной страны. К примеру, Китай - одна из самых заметных и загадочных стран. Давно уже стали общим местом утверждения, что текущий век станет веком Китая, китайцы заселят Сибирь и сосредоточат у себя все мировое производство. Все эти мифы и страшилки только подчеркивают особое место этой страны на мировой карте.

тщрПи

Эссе

Однако любой, кто побывал в Поднебесной, скажет вам, что никакие предзнания не срабатывают. Все, что мы знаем о Китае - не то, чтобы ложно, но не до конца описывает реальность. Китай сегодня, с одной стороны, современная динамичная страна, с другой, древнейшая культура, до сих пор воспроизводящая свои ритуалы. Или Таиланд -страна бесконечного разнообразия и фантастических контрастов. Путешествие в Таиланд - это встреча со сказочным королевством средневекового восточного чуда, встреча с вечным летом и теплым океаном, с таинственными буддийскими храмами и коралловыми рифами, крокодиловыми фермами и тропическими растениями, с волшебным тайским массажем и тайской кухней наряду с китайской, корейской, японской и др., где можно забыть обо всех заботах и с головой окунуться в праздник души и тела. Летящие в небо крыши и золоченые шпили Большого Дворца, храма Изумрудного Будды, Храма Зари и другие сокровища Бангкока - столицы Таиланда - являются образами из восточных сказок. На ряду с ними не менее удивляют и потрясают высокотехнологичные развязки дорог, «хайтековский» аэропорт, который ежеминутно принимает и отправляет несколько десятков лайнеров со всего мира, при этом тишина и свободное пространство порта обеспечено не только архитектурой и техническим оснащением, но и научной организацией человеко-потоков. Вопреки распространенному среди туристов мнению, Таиланд за пределами «туристской зоны» Паттайи или Пхукета, страна весьма строгих семейных ценностей и буддийской религиозной морали. Запрещен ввоз оружия, порнографии и наркотиков, а контрабанда наркотиков карается смертной казнью.

История реального травелога была историей расширяющего доступа индивидов к путешествию. В средние века, в Новое время путешествие в силу технических возможностей отнимало много времени и жизни. Поэтому путешествие становилось профессиональным видом деятельности для особых людей, получало организационную и финансовую поддержку государства и общественности. Результатом таких путешествий могли быть географические открытия, научные наблюдения, их описания, формирование торговых, культурных дипломатических и иных

связей между странами, таким же путем шла и колонизация слаборазвитых стран.

Источниками информации о странах служат травелоги во втором значении этого понятия - описание страны. Бум травелогов, или, по-старому, путевых заметок, пришелся на 2007-2009 годы, когда ежемесячно выходило сразу несколько книг, в которых авторы делились своими впечатлениями о путешествиях. Это было не столько далеким эхом открытых границ, сколько симптомом повышения благосостояния: у народа появились деньги, но не такие большие, чтобы их можно было инвестировать в бизнес или недвижимость. В результате люди стали инвестировать в себя и путешествовать по миру. Отсюда и спрос на соответствующую литературу. Но кризис 2008-го несколько сократил возможности наших соотечественников по части путешествий, и на рынке литературных травелогов наступило относительное затишье.

Известные литературные травелоги могут быть подразделены на несколько видов. Во-первых, это научные исследования, отражающие географию, историю, культуру, обычаи, этикет и др. К этому направлению относятся этносоциальные очерки. Например, книга известного русско-американского писателя, политолога и критика Владимира Соловьева «Как я умер. Субъективный травелог: новеллы», посвящена путешествию автора по белу свету - от Аляски до Бирмы. Несмотря на разножанровость составляющих содержание, книга читается как целостное произведение, благодаря единому герою, который отправился в путь в поисках приключений, веры и истины. Главный вывод, который делается автором и вполне может быть разделен читателем: где бы ни жил человек, какое бы ни занимал место на лестнице социальной иерархии - он слеплен из того же теста, что и все остальные, ему присущи заблуждения и мифологизация окружающего его мира. Отсюда подзаголовок - «Субъективный травелог» [5]. В издательстве «РИПОЛ классик» выходит целая серия «Наблюдая за...». Первые две книги, «Наблюдая за англичанами» и «Наблюдая за французами», были переводными, но за ними вышли отечественные - про Голландию, Германию и Корею. К этому же жанру можно отнести «Немецкую систему.

Эссе

тщрПи

Из чего сделана Германия и как она работает» Сергея Сумленного [8] и книгу Кати Стенвалль «Скандинавия: разочарованный странник» [6]. И автор, и читатель здесь - не легкомысленный и бесшабашный турист нулевых, который отправляется за границу, чтобы потратить заработанные деньги или поискать приключений. Скорее, это экспат по-русски: серьезный человек, который планирует долго жить и работать в чужой стране, а значит, ему нужна подробная и точная информация о ней. Это наиболее полные, достоверные, аргументированные фактами источники, которые описывают страну пребывания в ее историческом движении и реальном экономическом положении в настоящее время.

Во-вторых, еще один важный вид, посвященный «гению места», - краеведение. В каждом крае есть литературные травелоги, но некоторые в силу значимости описываемых объектов и интереса к ним перерастают свои границы. Он особенно популярен в Петербурге в прошлом, а в настоящем - в Москве: глядя на город, который меняется прямо на глазах, причем чаще всего в худшую сторону, люди неизбежно начинают интересоваться уцелевшими старыми зданиями, а затем и историей мест, где они находятся. Здесь самым авторитетным писателем уже много лет остается культуролог и москвовед Рустам Рахматуллин, чья книга «Две Москвы, или Метафизика столицы» в 2008 году вошла в тройку призеров «Большой книги». Рахматуллин берет не только потрясающим знанием фактуры (он один из лучших, если не самый лучший знаток Москвы), но и тем, что ему одинаково важны и реальная, и воображаемая история города, то есть весь набор мифов и легенд, связанных с Москвой [9]. В похожей технике пишет и Андрей Балдин, чьи книги «Московские праздные дни» и «Протяжение точки» последние два года входили в шорт-лист «Большой книги» [7]. Особое место занимает самый модный ныне писатель, проживающий в Перми - Алексей Иванов, лауреат многих премий, по книгам которого начали защищать диссертации и даже ввели новый термин «геопоэтика», видимо по аналогии с геополитикой. У Алексея Иванова в его ныне прославленных геоисторических романах «Сердце Пармы» и «Золото бунта» настолько причудливо и правдоподобно переплетаются

мифические образы и историческая правда жизни, что дух захватывает, и необъяснимая сила влечет посетить те географические места [3, 4]. Наконец, появляется «пародийное краеведение». Написанная целым коллективом авторов книга «Выше, дальше, ниже» представляет собой пародийный путеводитель по волжским городам, в котором выдумываются довольно правдоподобные легенды о Поволжье. Может этот опыт не самый удачный, но он свидетельствует о том, что на двадцатом году жизни при открытых границах наши соотечественники начинают все больше интересоваться родной страной.

В-третьих - это рекламные издания, так называемые путеводители, которые акцент делают на востребованных туристских достопримечательностях, включая акцент на комфортные природные условия существования и обслуживания. Они характерны, прежде всего, для тех стран, которые в своей экономике имеют высокий удельный вес туристского бизнеса. Понятно, что рекламных изданиях происходит некая мифологизация объектов презентации, их уникальности. К примеру, на личном опыте убедились, что каждая страна, которая обладает статуей лежачего Будды, утверждает, что ее параметры самые большие в мире.

В-четвертых - это травелоги личных впечатлений современных туристов. Это направление травелогов также можно разделить на несколько видов. К первому относятся описания авторов, которые как бы «подсели» на путешествия, стали от них зависимы, превратив большую часть своей жизни в практический травелог или травелог превратили в образ жизни. В этих описаниях акценты делаются не на объектах посещения (стране или памятнике истории или архитектуры), а на психологических переживаниях от встречи с ними. К этим литературным травелогам можно отнести книги Вадима Должанского, Поэт, журналист, путешественник, участник многочисленных экспедиций, объездивший полмира, побывавший даже в самых экзотических странах, делится личным опытом о том, как правильно летать на самолетах, как, чем и когда питаться, как себя защищать, а также об особенностях путешествий в тропиках или Антарктиде [2] и автобиографичные книги Ильи Стогова. Герой его книг живет

тщрПи

Эссе

в пути. Дорога - это краеугольный камень его бытия. Мелькают страны, города - новые впечатления, новые люди, новые отношения, чужие жизни, история и современность сменяют друг друга в головокружительном калейдоскопе. Все это завораживает, заинтересовывает и побуждает желание испытать подобное [7].

Другой вид очень широко представлен в Интернете, в так называемых форумах путешественников. Заявленная цель большинства форумов - поделиться личным практическим опытом о поездке, рассказать о том, что не написано в путеводителях, что может помочь будущим путешественникам сориентироваться в незнакомом месте, правильно выбрать гостиницу и маршрут поездки, чтобы не тратить лишних денег и не пропустить интересных достопримечательностей. Однако мотивы, заставляющие авторов создавать подробные описания своих путешествий, гораздо шире. Основным стимулом к публикации является конструирование позитивной идентичности - образа себя как свободных, благополучных, удачливых, компетентных, богатых и достойных уважения людей. Поэтому рассказы путешественников, будучи субъективном образом объективного мира гораздо больше говорят о самих авторах, чем о местах, где они побывали. В ходе дискурсов участники форумов не просто обмениваются впечатлениями, но и формируют некие нормы или «канон»: чем принято восхищаться, что ругать, а что - снисходительно прощать стране, куда приезжаешь на неделю-другую. Складывающиеся на наших глазах виртуальные сообщества путешественников - это своеобразный клуб по интересам или светский салон, где обсуждается «мода сезона», оттачиваются нормы поведения, принимаются коллективные решения о том, что соответствует, а что не соответствует этим нормам, и кого, следовательно, можно включить в число «своих», а кого нет. Форумы путешественников не только разъясняют участникам правила «цивилизованного» поведения за границей, но и устанавливают своеобразные правила самопрезентации на форуме. Поэтому многие участники стремятся не только поделиться своими впечатлениями от поездки, но и покрасоваться, продемонстрировать свое превосходство над окружающими. Скромный,

экономный во многом себе отказывающий в повседневной жизни человек на отдыхе стремится стать «королем на час», сорит деньгами, пускает «пыль в глаза: окружающим. Капризы, завышенные требования и претензии к сервису являются неотъемлемой частью поведенческой модели. Анализ дискурсов на туристских форумах говорит о том, что российский туризм развивается в том же направлении, что и западный, для которого наиболее актуальными проблемами начиная с середины 1970-х годов являются «симулякры», «псевдособытия» и «имитация аутентичности».

В заключение следует отметить, что видовая и сюжетная пестрота дискурсов травелогов отражает неисчерпаемые возможности практического феноменологического освоения мира.

1. Балдин А. Московские праздные дни. Издательство АСТ. - 574 с.

2. Должанский В.Ю. Наука путешествовать: как найти приключения. - М.: Издательство «Ниолла-Пресс, 2008, 176 с.

3. Иванов А. Сердце Пармы СПб.: Издательство Азбука-классика, 2003. - 576 с.

4. Иванов А. Золото Бунта СПб.: Издательство Азбука-классика, 2005. - 611 с.

5. Соловьев В. Как я умер. Субъективный травелог: новеллы / Владимир Соловьев. - М.: РИПОЛ классик, 2007 - 720 с.

6. Стенвалль К. Скандинавия: разочарованный странник. СПб.: Издательство: Амфора travel, 2010. - 317 с.

7. Стогов И. Апокалипсис вчера. Дневник кругосветного путешествия. - Издательство Амфора, 2008. - 256 с.

8. Сумленной С. Немецкая система. Из чего сделана Германия и как она работает. - М.: Издательство Эксперт, 2010. -456 с.

9. Рахматуллин Р. Две Москвы или метафизика столицы. М.: Издательство АСТ, 2008.

1. Baldin A. Moskovskie prazdnye dni. Izdatel'stvo AST. -

574 s.

2. Dolzhanskij V.Yu. Nauka puteshestvovat': kak najti priklyucheniya. - M.: Izdatel'stvo «Niolla-Press, 2008, 176 s.

3. Ivanov A. Serdce Parmy SPb.: Izdatel'stvo Azbuka-klassika, 2003. - 576 s.

4. Ivanov A. Zoloto Bunta SPb.: Izdatel'stvo Azbuka-klassika, 2005. - 611 s.

5. Solov'ev V. Kak ya umer. Sub»ektivnyj travelog: novelly / Vladimir Solov'ev. - M.: RIPOL klassik, 2007 - 720 s.

6. Stenvall' K. Skandinaviya: razocharovannyj strannik. SPb.: Izdatel'stvo: Amfora travel, 2010. - 317 s.

7. Stogov I. Apokalipsis vchera. Dnevnik krugosvetnogo puteshestviya. - Izdatel'stvo Amfora, 2008. - 256 s.

8. Sumlennoj S. Nemeckaya sistema. Iz chego sdelana Germaniya i kak ona rabotaet. - M.: Izdatel'stvo E'kspert, 2010. -456 s.

9. Raxmatullin R. Dve Moskvy ili metafizika stolicy. M.: Izdatel'stvo AST, 2008.

Эссе

ШЩрПи

MYTHOLOGICAL IMAGES AND REALITY

IN THE TRAVELOGUE

AND IN ITS LITERARY ANALOGY

Romanova Kira Stepanovna,

Institute of Philosophy and Law,

Ural Department of Russian Academy of Sciences,

Senior researcher,

Candidate of Science (Philosophy), associate professor,

Ekaterinburg, Russia.

E-mail: romkira@yandex.ruAnnotation

Annotation

The essay is dedicated to the investigation of the correlation between the mythological images and the reality in the travelogue and in it's different literary realizations.

Key words:

travelogue, mythological images, illusions, reality, literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.