УДК 655
Г. М. Казакова
д-р культурологии, профессор, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
НОН-ФИКШН В СОВРЕМЕННОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ
Предлагается культурологическое осмысление ренессанса жанра нон-фикшн в современной книжной культуре, рассматриваются причины этого явления, истоки и история становления жанра, его классификация, жанровая специфика и отличие от беллетристики и публицистики.
Литературу условно можно разделить на два основных направления - художественную (беллетристику) и нехудожественную (нон-фикшн). Нон-фикшн (правдивая литература, личная история, интеллектуальная литература, документальная литература и пр.) составляет неотъемлемую часть литературного мира, служит полезным ориентиром для читателя в поисках конкретного опыта, который он стремится получить.
Литература нон-фикшн, переживающая в настоящее время свой ренессанс, ее история, специфика, классификация, жанровые особенности - предмет исследования нашей статьи.
Ключевые слова: нон-фикшн, living history, документальный роман, пародийное краеведение, травело-ги, юзер-гайд, премия «Большая книга», книжная ярмарка Non/fiction
Для цитирования: Казакова, Г. М. Нон-фикшн в современной книжной культуре / Г. М. Казакова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 7-12.
История возникновения жанра
Нон-фикшн (от англ. non - 'не' + fiction -'беллетристика', 'фикция') - это художественно-публицистический жанр литературы, основными особенностями которого являются сугубо реалистичное и документально точное изображение событий и персонажей через призму образного и эстетического восприятия автора [1; 2].
Появление названия нон-фикшн датируется 1965 г. В этом году вышел роман Трумана Капоте «Хладнокровное убийство», названный автором nonfictionnovel. Произведение было основано на истории реального убийства семьи из 4 человек в Канзасе в 1959 г. Его совершили два молодых человека с целью добраться до хранящихся в доме сбережений. Книга Т. Капоте раскрывала природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Она мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман
Т. Капоте образцом документально-художественной литературы.
Затем появились невероятно захватывающие для широкой читательской аудитории произведения знаменитого физика-теоретика Стивена Хокинга. Так оформился жанр научного нон-фикшн, благодаря которому большая часть землян узнала о черных дырах, их свойствах и не только. Следом возник Томас Вулф с нашумевшими во второй половине прошлого века книгами-исследованиями The Electric Kool-Aid Acid Test (дословный перевод -«Электропрохладительный кислотный тест») и The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby («Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка). Эти книги заложили основы еще одного направления нон-фикшн - экспериментальной и исследовательской документальной прозы. «Конфетнораскрашенная апельсиннолепест-ковая обтекаемая малютка» (1965) состоит из 22 эссе, объединенных 4 темами: «Создатели новой культуры», «Герои и знаменитости», «Борьба за статус и светское общество» и «Любовь и ненависть в Нью-Йоркском стиле».
7
Роман изобиловал литературными приемами, ставшими типичными для «новой литературы»: сценоописательством; использованием разговорной, сленговой речи; субъективной точкой зрения автора; интерпретацией описываемых событий с точки зрения «главных действующих лиц»; литературной регистрацией каждодневных деталей.
Второй роман Т. Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест» вышел в 1968 г. и стал одной из культовых книг американского поколения шестидесятников. В центре повествования - так называемое кислотное движение субкультуры хиппи, герои - «веселые проказники» пытаются «расширить границы человеческого подсознания». Как отмечал сам Т. Вулф, в некоторых из описываемых в книге событий он принимал непосредственное участие, а об остальных узнал от свидетелей или участников происходившего. В ходе подготовки этих книг были использованы письма, архивы, магнитофонные записи с кинохроникой, дневники, письма, фотографии, официальные отчеты и т. д.
Престижные мировые книжные премии, такие как Премия Самуэля Джонсона, Пулит-церовская, Национальная книжная, «Большая книга» и пр., закрепили значимость «документальной» литературы в профессиональной и читательской среде и окончательно оформили нон-фикшн в качестве самостоятельного направления.
В истории русской литературы предвестниками жанра нон-фикшн можно назвать путевые записки А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» или, например, произведение А. И. Герцена «Былое и думы», автобиографическую прозу А. П. Чехова и др. [1].
В советское время «литература факта» стала пользоваться огромным спросом. В СССР одних только научно-популярных периодических изданий насчитывалось около тридцати, и такие журналы, как «Знание - сила» или «Наука и жизнь», выходили огромными тиражами. Повышенный к ним интерес объяснялся большей правдивостью, реали-
стичностью и творческой свободой изложения. Книги историков Натана Эйдельмана, Арона Гуревича, филолога Юрия Лотмана, физика Я. И. Перельмана читались запоем, издавались огромными тиражами и стали бестселлерами. Получили известность детские книги «Заговорившие таблички» Соломона Лурье или «День египетского мальчика» Ми-лицы Матье; чрезвычайную популярность -польский автор Зенон Косидовский, который в исследовании «Когда солнце было богом» критиковал библейские мифы с позиций современной археологии, заодно излагал эти самые мифы, что в советскую эпоху было почти невозможным. Сборники по негуманитарным дисциплинам выходили в знаменитой серии «Эврика», мемуарная литература и биографии - в ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») издательства «Молодая гвардия». Издательство «Наука» публиковало сборники «История науки и техники», «Страницы истории нашей Родины», «Библиотечка "Квант"».
Сегодня в России доля нон-фикшн в общем числе книг невероятно выросла. В настоящее время нет какого-либо крупного российского издательства, которое не публиковало бы произведения данного жанра. Один из лидеров российского рынка «фактической» литературы - издательство «НЛО». Оно выпускает книги в жанре living history, сгруппировав их в серии «Культура повседневности» и «Живая история» (о происхождении заурядных бытовых предметов, например, зеркала, и социальных феноменов, например, роскоши). В «Эксмо» выходят серии «Биографии великих. Неожиданный ракурс», «Мемуары - XXI век», «Женщины Серебряного века», «АСТ-Пресс» выпускает серии «Наука и мир», самоучители «Языки без границ», издательство «Кучково поле» - мемуары, а компания «Колибри» -серию «Вещи в себе», книги которой рассказывают о самых простых вещах, таких как соль, «Аякс-пресс» издает серию путеводителей «Инструкция по применению».
Интерес к нон-фикшну имеет историко-экономическое обоснование и развивается
8
волнообразно: в сложные времена люди стремятся уйти от реальности, хотят выдуманных историй, а в относительно простые, устав от «сказок» и иллюзий, требуют неприкрытой правды. Кризис и разочарование итогами нулевых толкает людей от художественной прозы к документалистике, к осмыслению реальных событий. Предыдущий подобный всплеск наблюдался в перестроечные годы, когда лекции историков собирали многотысячные аудитории, а у публицистики были колоссальные тиражи. В 1990-е нон-фикшн «смыло» волной западной беллетристики (и в том числе фэнтези), хлынувшей на российский рынок. В нулевые на смену ей пришла русская «попса», а к концу «десятилетия изобилия» одной «попсы» стало уже недостаточно. Нон-фикшн становится попыткой уравнять, компенсировать беллетризацию современной жизни [4].
За 11 лет существования национальной «Большой книги» - самой внушительной по призовому фонду российской литературной премии - произведения в жанре нон-фикшн регулярно попадали в тройку победителей. А в последние пару лет появились даже специальные премии для этого жанра - «Просветитель» и «Общественная мысль». Еще одна -«НОС» («Новая словесность» или «Новая социальность») - призвана открывать новую русскую литературу, причем по замыслу организаторов за главный приз на равных должны бороться и романисты, и авторы монографий, и исследователи. Например, в шорт-листе «НОСа» рядом с последними романами Владимира Сорокина и Виктора Пелевина находились исследование Алексея Иванова по истории и географии Урала («Хребет России»), очерки владивостокского журналиста Василия Авченко о появлении японских праворульных машин в России («Правый руль»), а также сборник документов по уголовным делам поэта Осипа Мандельштама («Слово и "Дело"» Павла Нерлера). Также крупным событием литературной жизни страны становится ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction.
Характеристики жанра нон-фикшн
Жанр нон-фикшн отличает, как правило, отсутствие вымышленных сюжетов и героев, рассказ о событиях, пропущенный через личностное мировосприятие автора, использование различных художественных и драматических приемов, построение композиции произведения по драматическому принципу «сцена за сценой».
Для создания произведения нон-фикшн необходимо соблюдение важных условий: автор является признанным экспертом по своей теме, а для литературы данного жанра важны краткость, полезность и оперативность, а также степень искренности произведения.
Зачастую для того, чтобы собрать достоверный и интересный материал, автор документального произведения занимается научными исследованиями или поиском различных источников, подтверждающих или опровергающих его предположения. Также, если речь идет о каком-то случае из прошлого, писателю приходится заниматься поиском свидетелей и участников этого события, владеть искусством интервьюирования для аутентичного, живого и достоверного материала. Большим подспорьем для произведения в жанре нон-фикшн может быть сайт или блог автора, на который часто заглядывают представители целевой аудитории.
Классификации жанров нон-фикшн
Современный нон-фикшн очень разноплановый и делится на несколько ключевых направлений, которые показывают, какие именно области реальной жизни интересуют сейчас читателя и почему: это биографии и мемуары; документальные хроники; эссе; путевые заметки (травелоги); критика; научные исследования; учебники; самоучители; словари; энциклопедии; техническая документация, юзер-гайд или «руководства для пользователей» [1].
Тенденцией последнего времени являются электронные издания нон-фикшн, позволяющие оперативно получить интересующую информацию.
Рассмотрим наиболее популярные из них.
9
Травелог и краеведение. Бум травелогов (от англ. travel - 'путешествие') или, по-старому, путевых заметок пришелся на 20072009 гг., когда ежемесячно выходило сразу несколько книг, в которых авторы делились своими впечатлениями о путешествиях. Это был результат ставших открытыми административных границ и симптом повышения благосостояния населения: люди смогли инвестировать в себя и путешествовать по миру. Кризис 2008 г. сократил возможности наших соотечественников по части путешествий, и на рынке травелогов наступило затишье. Другое ответвление этого направления - этносоциальные очерки. В издательстве «РИПОЛ классик» выходит целая серия «Наблюдая за...». Первые две книги «Наблюдая за англичанами» и «Наблюдая за французами» были переводными, но за ними вышли отечественные - про Голландию, Германию и Корею. К тому же жанру можно отнести «Немецкую систему» Сергея Сумленного и книгу Кати Стенвалль «Скандинавия: разочарованный странник». Еще один важный жанр, посвященный «гению места», - краеведение. Он особенно популярен в мегаполисах: глядя на модернизирующийся город, люди неизбежно начинают интересоваться уцелевшими старыми зданиями, а затем и историей мест, где они живут. В Москве авторитетным писателем уже много лет остается Рустам Рахматуллин, чья книга «Две Москвы, или Метафизика столицы» в 2008 г. вошла в тройку призеров «Большой книги». В похожей технике пишет и Андрей Балдин, его произведения «Московские праздные дни» и «Протяжение точки» последние два года входили в шорт-лист «Большой книги». И, наконец, появился новый жанр - пародийное краеведение. Написанная целым коллективом авторов книга «Выше, дальше, ниже» представляет собой пародийный путеводитель по волжским городам, в котором выдумываются довольно правдоподобные легенды о Поволжье.
Документальный роман. Так называют книги, в которых сюжет строится исключительно на реальных исторических событиях. В русской литературе он имеет мощную тра-
дицию, но в современности можно говорить только об интересных попытках его возрождения: авторам сложно придумать серьезный сюжет, герои выходят очень усредненными. Таковы, например, книги Сергея Минаева. На первый взгляд, его романы не так уж далеки от реальности: это всегда слегка беллет-ризованный дневник одного из столичных типажей - менеджера, журналиста или пиарщика. Но в результате у читателя возникает кризис доверия к такой беллетристике. Более удачным примером документального романа можно назвать произведение московско-дагестанской писательницы Алисы Ганиевой «Салам тебе, Далгат». Автор пишет о повседневной реальности современного Дагестана, и эта реальность - сродни другой планете, как, собственно, и жизнь в любом субъекте нашей федерации.
Мемуары и биографии. Мемуарный бум спровоцировали в 2000-х гг. бесконечные споры об истории советского периода. Максимальная идеологизированность собственно исторических работ неизбежно толкала людей к первоисточникам, в данном случае к мемуарам. Современный читатель становился все более придирчивым к идеологии и все больше жаждал фактов. Сейчас отмечается невероятный успех книги Лилианны Лунгиной «Подстрочник». Ее выходу предшествовало создание одноименного сериала, однако фильм лег на полку. «Подстрочник» - это практически документальное кино: авторский рассказ о жизни как она есть, без каких-либо лирических отступлений и философских рассуждений. На «Подстрочник» похоже издание дневников разных лет Ролана Быкова «Я побит - начну сначала!». Или «Бутырка» -блог, который вел из тюрьмы бизнесмен, арестованный по сфабрикованному заказному делу; он максимально воздерживается от каких бы то ни было рассуждений и просто свидетельствует.
Что же до биографического жанра, то в настоящее время наблюдается его определенный кризис. Из последних событий интересен сборник Павла Нерлера. Его «Слово и "Дело"
10
Осипа Мандельштама» - подборка протоколов, отчетов, доносов, донесений и прочих документов, связанных с преследованием поэта. К ним прилагаются обширные комментарии, но все же на полноценное научное исследование книга не тянет, скорее на наброски к нему. Зато она вполне складывается в литературную инсталляцию, читатель которой должен сам сформировать свой взгляд на героя и сам стать исследователем.
Нон-фикшн, беллетристика и публицистика: сходства и различия
Читая беллетристику, всегда нужно помнить, что автор не ставил перед собой задачи точно описывать события и людей, поэтому она не может служить документальным свидетельством эпохи. А вот в нон-фикшн, наоборот, автор должен быть предельно точен, выдумка там лишает произведение всякой ценности. Нон-фикшн - это пример «чистой информации», свободной от каких бы то ни было идеологических наслоений. В некоторой степени сегодняшняя популярность такой литературы отражает кризис доверия к идеологии как таковой.
Хотя и в нон-фикшн романах допускаются драматические и художественные приемы. Композиция подобного произведения часто похожа на драматическую. Сцена следует за
сценой, поэтому художественная составляющая тоже крайне важна.
Имеет значение и коммерческий аспект -в отличие от художественной литературы, для нон-фикшн реклама практически не нужна: всегда найдутся люди, интересующиеся, к примеру, путешествиями или национальной кухней. Нон-фикшн - долгосрочное вложение, которое в итоге, как правило, окупается.
От публицистики же нон-фикшн отличается количеством времени, прошедшим с момента событий, либо объемом написанного. Все-таки нон-фикшн - это литература, хоть и
документального характера.
***
Сегодня книжная культура свидетельствует о расширении читательским сообществом сфер познания окружающего мира. Изменяется структура читательских предпочтений: 7 из 10 запросов - на литературу нон-фикшн. Современный читатель стал разборчив в своих пристрастиях, требователен к литературному материалу и искушен в предлагаемом содержании. Рост интереса к нон-фикш как к «литературе факта», «литературе правды» и даже «литературы без вранья» объясняется потребностью читателя стать соавтором мира реального, без каких-либо идеологических и выдуманных наслоений.
1. Бударина, С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura. - Дата обращения: 01.06.2016.
2. Железная, Н. Что такое «нон-фикшн»? [Электронный ресурс] / Н. Железная // ЛитКритика: белорус. лит. портал. - Режим доступа: http://litkritika.by/categories/literatura/raznoe/2161.html. - Дата обращения: 01.06.2016.
3. Литература non fiction: вымыслы и реальность [Электронный ресурс] / А. Абрамов, М. Айзенберг, М. Балина, С. Гандлевский [и др.] // Журнальный зал. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/1/r1.html. -Дата обращения: 01.06.2016.
4. Мильчин, К. В чем правда? Почему в России растет интерес к реальной жизни [Электронный ресурс] / К. Мильчин // Русский репортер. - 2010. - № 47 (175). - Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2010/12/01/non-fiction. - Дата обращения: 01.06.2016.
Получено 23.06.2016
11
G. Kazakova
Doctor of Culturology, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
NON-FICTION IN MODERN BOOK CULTURE
Abstract. The article supposes culturological understanding of non-fiction genre renaissance in modern book culture and studies the reasons of this phenomenon, its origins and formation history, its classification, genre peculiarities and difference from fiction and social and political journalism.
Literature can be conventionally divided into two main directions - fiction (belles-lettres) and non-fiction. Non-fiction (truthful books), personal story, intellectual books, documentary books etc. is an integral part of literature world and serves as a useful mark for a reader in gaining experience he is striving for.
Non-fiction books surviving its renaissance at present and its history, specific features, classification and genre peculiarities are the subject survey of this article.
Keywords: non-fiction, living history, documentary novel, parody local history, travelogues, user-guide, "Big Book" Prize, Non-fiction book fair
For citing: Kazakova G. 2016. Non-fiction in modern book culture. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 7-12.
References
1. Budarina S. Modern non-fiction, what is it: a one-time reading or serious literature? [Electronic resource]. FB.ru. Available from: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-non-fikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura (accessed: 01.06.2016). (In Russ.).
2. Zheleznaia N. What is a "non-fiction"? [Electronic resource]. LitKritika: Belarusian literary portal. Available from: http://litkritika.by/categories/literatura/raznoe/2161.html (accessed: 01.06.2016). (In Russ.).
3. Literature non-fiction: fiction and reality [Electronic resource]. Abramov A., Aizenberg M., Balina M., Gandlevskii S., etc. Zhurnal'nyy zal [Coffee room]. Available from: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/1/r1.html (accessed: 01.06.2016). (In Russ.).
4. Milchin K. 2010. What is the truth? Why is a growing interest in real life in Russia? [Electronic resource]. Russkiy reporter [Russian reporter]. Available from: http://rusrep.ru/article/2010/12/01/non-fiction (accessed: 01.06.2016). (In Russ.).
Received 23.06.2016
12