УДК 343.983.25 ББК 67.5
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10118 © А.В. Филимонов, М.В. Беляев, 2020
Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ТРАСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРОСОВЫХ ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ, ВЗЛОМАННЫХ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЗОРЫ
Алексей Валерьевич Филимонов,
начальник отдела криминалистических исследований инженерно-промышленный концерн «СТРАЖ» АО «ИПК «СТРАЖ» (109507, Москва, ул. Ферганская, д. 27, к. 1)
E-mail: [email protected];
Михаил Вячеславович Беляев, доцент кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы,
кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается ряд вопросов, посвященных исследованию канатных (тросовых) запорно-пломбировочных устройств. Проанализированы особенности неразрушающего криминального взлома. Проведено трасологическое исследование запирающих механизмов пломбировочных устройств «ТП-350-01» и «Блок-Гарант М», по результатам которого экспертам изложены рекомендации по особенностям исследования данных и типовых устройств. Авторами изложены особенности конструкции запорно-пломбировочных устройств «СПРУТ-777» и «СПРУТ-777М», позволяющие выявлять информационно-значимые признаки криминального воздействия. В целях повышения эффективности индикаторных функций при взломе и эффективности трасологических исследований предложена авторская схема усовершенствования конструкции запорно-пломбировочных устройств.
Ключевые слова: запорно-пломбировочное устройство, неразрушающий криминальный взлом, специальное приспособление «Щуп», следы криминального манипуляционного воздействия, пломбировочные устройства, «СПРУТ-777», «СПРУТ-777М», «ТП-350-01» и «Блок-Гарант М», технологический зазор входных и выходных отверстий, желатиновые капсулы фенолфталеина.
TRACEOLOGICAL STUDY OF THE CABLE SEALING DEVICES HACKED VIA THE EXPANSION GAPS
Alexey V. Filimonov,
Head of the Department of Criminalistic Examinations engineering industrial concern «STRAZH» AO EIC «STRAZH» (109507, Moscow, ul. Ferganskaya, d. 27, к. 1);
Mikhail V. Belyaev,
Associate Professor of the Department of Weapon Studies and Trasology of the educational and scientific complex of forensic examination,
Candidate of Legal Science
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article deals with a number of issues devoted to the study of rope (cable) locking and sealing devices. The features of nondestructive criminal hacking are analyzed. A tracological study of locking mechanisms of sealing devices «TP-350-01» and «Block-Garant M» was carried out, according to the results of which the experts presented recommendations on the features of the study of data and typical devices. The authors describe the design features of locking and sealing devices «SPRUT-777» and «SPRUT-777M» allowing to identify information-significant signs of criminal influence. In order to improve the efficiency of indicator functions in hacking and the effectiveness of tracological studies, the author proposed a scheme to improve the design of locking and sealing devices.
Keywords: locking and sealing device, non-destructive criminal hacking, special device «Probe», traces of criminal manipulation, sealing devices, «SPRUT-777», «SPRUT-777M», «TP-350-01» and «Block-guarantor M», technological gap of inlet and outlet openings, gelatin capsules of phenolphthalein.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Филимонов А.В., Беляев М.В. Трасологическое исследование тросовых пломбировочных устройств, взломанных через технологические зазоры. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):222-8.
Анализ разработок различных конструкций за- показывает, что одним из требований к конструк-порно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) ции является надежность от криминального воз-
действия. Надежность зависит, как от прочностных свойств отдельных элементов ЗПУ, так и в целом всей конструкции.
Основными конструктивными элементами ЗПУ, навешиваемые на вагоны, контейнеры, цистерны являются стержень или трос (канат). Данные элементы в большей степени подвергаются нагрузкам в процессе транспортировки груза, а также при криминальных воздействиях, осуществляемых манипу-ляционными способами.
Следует отметить, что важными задачами криминалистического исследования пломбировочных устройств является диагностирование их состояния на момент исследования в целях установления факта криминального взлома1. Эти задачи могут успешно решатся в рамках трасологической экспертизы, опирающейся на разработанные методики, с целью получения фактических данных по исследуемым объектам, имеющих значение для расследования преступлений.
Все существующие в настоящее время способы криминального взлома пломбировочных устройств можно условно разделить на три вида:
- неразрушающий взлом,
- взлом с малозаметным нарушением элементов конструкции или их заменой на аналогичные и последующей маскировкой следов воздействия,
- замена ЗПУ на аналогичное с нанесением на его поверхность необходимых идентификационных признаков.
Одним из распространенных способов нераз-рушающего криминального взлома ЗПУ является вскрытие с помощью «щупа». Представляет собой полуовальный металлический желоб (стержень)
1 По нашему мнению пломбировочные устройства - это персонально идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта. В связи с чем любое «нештатное» воздействие на ПУ - является взломом.
толщиной 0,1-0,2 мм, с хвостовиком для производства манипуляций (щуп-отмычка, см. фото 1). В качестве аналогичных приспособленных изделий могут использоваться как предметы хозяйственно-бытового назначения (щупы, шило, проволока, пластины, фольга, лента, игла и др.).
Данный способ криминального взлома предполагает знание лицом, осуществляющим это действие, конструкции пломбировочного устройства, наличие у него специальных приспособлений и инструмента, а также определенных навыков работы по вскрытию.
Взлом ЗПУ в данном случае может быть произведено через технологический зазор между входным (или выходным) отверстием корпуса и замыкающим канатным (тросовым) элементом. Стоит обратить внимание, что технологический зазор является важнейшим конструкционным параметром ЗПУ, определяемый допусками, установленными конструкторской документацией. Увеличение зазоров на доли миллиметра способствует резкому снижению устойчивости ЗПУ к криминальному воздействию. Этот недостаток в той или иной степени присущ всем изготавливаемым ЗПУ. На основании конструкторской документации на современных пломбах такой зазор может достигать значений от 0,2 до 1,5 мм. При крупносерийном производстве это значение может достигать 2 мм (см. рис. 1).
Наличие увеличенного зазора допускает воздействие на запирающий механизм ЗПУ не только манипуляторами (щупами, проволокой, полутрубкой и т.д.), а также химическими и криогенными методами вскрытия пломбы.
Практическое любое механическое воздействие образует характерный комплекс следов, который может обнаружить эксперт на элементах ЗПУ. На базе отдела криминалистических исследований
Фото 1. Специально изготовленный инструмент для вскрытия ЗПУ
А Б
Рис. 1. Схема образования технологических зазоров между корпусом и замыкающим элементом ЗПУ (А), схема криминального воздействия на запирающий механизм ЗПУ через технологический зазор (Б)
АБ Рис. 2. ЗПУ «ТП350-01» (А) и «Блок-Гарант М» (Б) со схемами запирающих механизмов
АО «ИПК СТРАЖ», нами проведено исследование ЗПУ взломанных через технологический зазор (на примере конструкций ЗПУ «ТП-350-01» и «Блок-Гарант М», рис. 2).
Что позволило изложить некоторые рекомендации по их исследованию, а именно:
- При осмотре ЗПУ визуально и при помощи оптических приборов стоит обратить особое внимание на поверхности около входных и выходных отверстий пломб, так как при воздействии на запирающие механизмы через технологические зазоры инструменты оставляют следы сколь-
жения, давления, сколы красочного покрытия (см. фото 2).
- При осмотре троса (каната) следует обратить на следы скольжения, которые, как правило, имеют характерный блеск, так как при перемещении троса в обратном направлении происходит с большим трением, чем при запирании ЗПУ, при этом на канате можно обнаружить следы смещения металла в сторону отпирания пломбы (см. фото 3), повреждения нитей. Также на тросе нередко обнаруживаются следы первичного запирания пломбы (следы давления от шариков, роликов), что позволяет эксперту
А
Б
Фото 2. Общий вид корпусов и их торцевых поверхностей ЗПУ «ТП350-01» (А) и «Блок-Гарант М» (Б). Стрелками указаны следы, образованные в результате воздействия специальным предметом
предварительным вывод о возможном вскрытии пломбы.
- Не стоит забывать о такой защите отечественных ЗПУ как их лакокрасочное покрытие с люминофором, при освещении УФ которой происходит люминесценция (см. фото 4), что помогает определить замаскированные следы воздействия на ЗПУ (сверление, перебивка номеров, подкраска или перекраска ЗПУ).
- После осмотра внешних поверхностей необходимо разобрать ЗПУ для осмотра деталей запирающих механизмов (см. фото 5). Для этого реко-
Фото 3. Фрагмент колпачка троса ЗПУ «ТП350-01». Стрелкой показан край входного отверстия колпачка, загнутый в сторону отпирания пломбы
АБ Фото 4. Корпуса ЗПУ «ТП350-01» (А) и «Блок-Гарант М» (Б) при освещении УФ лучами
Фото 5. ЗПУ «ТП350-01» (А) и «Блок-Гарант М» (Б) после разборки
А
Б
Фото 6. А - увеличенные фрагменты роликов ЗПУ «ТП350-01» со следами от специально изготовленного инструмента (показаны стрелками); Б - сепаратор запирающего механизма ЗПУ «Блок-Гарант М» с увеличенными фрагментами — — показан след давления от специально изготовленного инструмента, показано смещение металла в сторону отпирания пломбы
мендуется использовать шлифование торцов стенки входного отверстия по всему периметру абразивным диском на глубину 2-3 мм. При таком способе разборки внутренние следовоспринимающие поверхности и детали запирающего механизма получают минимальные повреждения, что позволяет сохранить необходимую следовую информацию.
При осмотре деталей запирающего механизма эксперт может обнаружить на них следы меха-
нического воздействия от используемого инструмента: скольжения, давления, смещение металла (см. фото 6); на тросе (канате): следы смещения металла в сторону отпирания пломбы, повреждения нитей, следы первичного и повторного запирания пломбы.
Вид изготовляемых инструментов зависит от модели ЗПУ, для вскрытия которой они предназначены. При этом в следах отображается устойчивый
А
Б
Фото 7. Внешний вид применяемых шайб А - латунная фигурная шайба; Б - полимерная шайба
комплекс общих и частных признаков1 рабочей части инструмента, позволяющий его идентифицировать, если он будет достаточно быстро обнаружен (изъят) и не подвергся сильной коррозии2.
1 С учетом особенностей изготовления отмычек и приспособлений и ограниченного конструктивного пространства речь идет прежде всего о микропризнаках.
2 Хорошие результаты по фиксации и идентификации орудий по микропризнакам (динамическим следам) позволяет получить трехмерное сканирование см. подробнее - Беляев М.В. Возможности трехмерного сканирования трасологических объектов // Судебная экспертиза: прошлое настоящее и взгляд в будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2018. С. 34-39.
Следует отметить, что для уменьшения технологического зазора производители вводят конструктивные новации, которые практически исключают возможность воздействия на элементы запирающего механизма. Так в конструкции ЗПУ «СПРУТ-777» и «СПРУТ-777М» введена дополнительная фигурная шайба (см. фото 7А), профиль отверстия которой практически повторяет контур внешнего профиля охватывающего элемента (троса). Предусмотрена возможность ее вращения внутри корпуса, что в несколько раз уменьшает величину технологического зазора. В ЗПУ «ТП2800-02» для этих целей используются полимерная втулка (см. фото 7Б). Фи-
внутрснняя конструкция ЗПУ «Спрут-Универсал» А
содовый раствор
возможное расположение капсул с раствором фенофтелином
Б
результат реакции содового раствора с фенофтелином
В
Рис. 3. Схематичная зарисовка применения желатиновых капсул с фенолфталеином (А, Б, В)
гурная шайба, используемая в ЗПУ «СПРУТ-777» и «СПРУТ-777М», изготавливается из «мягкого» металла (в основном латунь), что делает ее следо-воспринимающую поверхность информативной для эксперта при каких-либо на нее криминальных ма-нипуляционных воздействиях.
Необходимо заключить, что минимизация зазоров в механизме запирания не исключает возможность криминального взлома ЗПУ неразрушающи-ми инструментальными методами, но значительно затруднит и увеличит время взлома ЗПУ. Изложенные обстоятельств с учетом материала фигурной шайбы позволяют нам рекомендовать внимательно исследовать данную составную часть ЗПУ. В ней отображаются признаки механического воздействия специальными приспособлениями, направленные на извлечение и повторное навешивание пломбировочного устройства.
В качестве дополнительной защиты, хотелось бы предложить производителям ЗПУ рассмотреть возможность внесения в конструкцию специального элемента (один из вариантов описан ниже), который непосредственно служил бы индикатором взлома и повторной установки пломбировочного устройства. Для этого внутреннюю поверхность ЗПУ необходимо обработать содовым раствором, а внутри него установить устройство (желатиновую капсулу) с раствором фенолфталеина. При каком-либо постороннем вмешательстве в запирающий механизм ЗПУ, встроенная капсула с фенолфталеином разрушится и произойдет реакция с содовым раствором, в результате чего внутренняя поверхность пломби-
ровочного устройства окрасится в ярко малиновый цвет. Данный признак свидетельствовал бы о постороннем вмешательстве во внутренний механизм ЗПУ (см. рис. 3). В этой ситуации, возможно определить факт повторного навешивания по следующим признакам (внутри пломбы):
- следы протягивания огибающего элемента (троса, каната) в сторону выходного отверстия;
- неравномерность окраски стенок, наличие неокрашенных трасс внутри ЗПУ;
- не соответствие топографии расположения следов окрашивания внутри корпуса ЗПУ и на огибающем элементе, повторно зафиксированном в корпусе.
Литература
1. Пломбы механические // Справочное пособие / под общ. ред. к.т.н. В.В. Крылова. М., 2014.
2. Пломбы механические. Публикации, изобретения // Сборник научных трудов / под общ. ред. к.т.н. В.В. Крылова. М., 2017.
3. Беляев М.В. Возможности трехмерного сканирования трасологических объектов // Судебная экспертиза: прошлое настоящее и взгляд в будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2018.
4. Хмыз А.И. К вопросу о криминалистической и оперативной идентификации и диагностике при проведении экспертных исследований / А.И. Хмыз // Вестник экономической безопасности, 2018. № 1.