Научная статья на тему 'Транзитный фактор в энергетическом сотрудничестве между Россией и ЕС (на примере нефтяной отрасли)'

Транзитный фактор в энергетическом сотрудничестве между Россией и ЕС (на примере нефтяной отрасли) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / OIL / ЭНЕРГЕТИКА / ENERGY / ТРУБОПРОВОД "ДРУЖБА" / БАЛТИЙСКАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА / BALTIC PIPELINE SYSTEM / THE DRUZHBA PIPELINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Халина Екатерина Сергеевна

В данной статье автор планирует рассмотреть комплекс проблем, связанных с экспортом российской нефти в страны ЕС, уделяя основное внимание вопросам ее транспортировки и развития соответствующей транзитной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transit factor in energy cooperation between the EU and Russia (on the example of the oil industry)

In this article the author plans to consider a complex of problems associated with the export of Russian oil to the EU countries, with a focus on transport and the development of corresponding transit infrastructure.

Текст научной работы на тему «Транзитный фактор в энергетическом сотрудничестве между Россией и ЕС (на примере нефтяной отрасли)»

Е.С. Халина

ТРАНЗИТНЫЙ ФАКТОР В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ)

В данной статье автор планирует рассмотреть комплекс проблем, связанных с экспортом российской нефти в страны ЕС, уделяя основное внимание вопросам ее транспортировки и развития соответствующей транзитной инфраструктуры.

Ключевые слова: нефть, энергетика, трубопровод «Дружба», Балтийская трубопроводная система.

Экспорт нефти является одной из ключевых доходных статей бюджета Российской Федерации. Россия и ЕС существенно взаимозависимы в сфере поставок нефти, и в ближайшие годы нефть продолжит занимать центральное место во взаимоотношениях России и ЕС в области энергетики. Взаимозависимость подчеркивается тем фактором, что около 40% бюджетных поступлений России поступают именно благодаря торговле энергоресурсами с Европейским союзом. В этом легко убедиться, взглянув на цифры: Россия является основным поставщиком нефти в Европу c долей импорта 34%, по данным на 2010 г.1 Торговля нефтью в стоимостном выражении является более значимой, нежели торговля любыми другими товарами: нефть и нефтепродукты вместе составляют 64% общей стоимости всего российского экспорта в ЕС. Европейский рынок является основным направлением российского нефтяного экспорта (около 93% всего экспорта), из них 87% направляется в Германию, Францию, Испанию, Италию и Великобританию. Если говорить о динамике объемов экспорта нефти в ЕС, то можно видеть, что с 1994 г. наблюдается рост поставок. В 1994 г. объем поставок в Европу составлял около

© Халина Е.С., 2014

90 млн т, в 2012 г. данные показатели составили около 120 млн т (примерно 131,3 млрд дол.)2.

Для изучения современного состояния отношений России и ЕС в нефтяной сфере особое внимание необходимо уделить инфраструктурному фактору, поскольку именно наличие соответствующих транзитных возможностей зачастую является определяющим в отношениях между поставщиком и конечным потребителем.

Трубопровод «Дружба» - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, построенная в 1964 г. предприятием Ленгазспецстрой для транспортировки нефти из Волгоуральской нефтегазоносной провинции в страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Впоследствии оказалось, что мощностей «Дружбы-1» стало недостаточно, и в 1974 г. по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. «Дружбу-2» начали строить весной 1969 г. и закончили в 1974 г., увеличив экспортные возможности страны более чем в два раза3. Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). В систему входит 8900 км трубопроводов, 45 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м2 нефти.

Вплоть до начала XXI в. данный трубопровод являлся основным источником российской нефти для европейских потребителей. Однако новая российская стратегия, нацеленная на обход стран-тран-зитеров, привела к сокращению важности данной системы.

Сложности в использовании трубопроводной системы «Дружба» могут быть проиллюстрированы событиями 2007 г., ознаменовавшимися «транзитной войной» между Беларусью и Россией. В начале того года Беларусь объявила о повышении транзитной цены за прокачку российской нефти через свою территорию. На данный шаг белорусская сторона пошла после двукратного повышения «Газпромом» цен на газ для Беларуси с 47 до 100 дол. В ответ на это официальный Минск поднял цену за прокачку российской нефти до 45 дол. за одну тонну. На тот момент Россия транспортировала около миллиона баррелей через северную ветку нефтепровода «Дружба», проходящего через территорию Беларуси4.

Вследствие действий белорусской стороны компанией «Транснефть» в порядке ответных санкций были прекращены поставки нефти через территорию Беларуси в целях предотвращения неза-

конной откачки нефти, предназначавшейся европейским потребителям. К тому времени сообщалось, что Беларусь уже откачала около 80 тыс. т нефти в качестве средства погашения транзитной пошлины, наложенной на российскую нефть5.

Изначально Еврокомиссия, напрямую заинтересованная в бесперебойных поставках нефти, прореагировала довольно сдержанно на сложившуюся ситуацию, заявив, что данная мера не приведет к серьезным проблемам для европейских потребителей благодаря имеющимся в наличии резервам. Вместе с тем было выражено пожелание скорейшего погашения спора между Россией и Беларусью.

Но вместе с этим данный шаг оживил дискуссию в Европе о необходимости диверсификации импорта нефти.

9 января 2007 г. российская и белорусская стороны приступили к переговорам по поиску мер выхода из сложившегося кризиса. 11 января 2007 г. стороны пришли к соглашению, в результате чего российской стороной были возобновлены поставки нефти европейским потребителям после трех дней простоя6. По результатам переговоров российская сторона приняла решение сократить цену за одну тонну нефти, потребляемой Беларусью, с ранее требуемых 180 до 53 дол. а также обязалась предоставлять долю выручки за поставляемые переработанные нефтепродукты в европейские страны. В свою очередь, белорусская сторона сняла ранее введенную пошлину на прокачку российской нефти7. В тот же день комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс подтвердил получение нефти на станциях в Польше.

Впоследствии объем прокачки российской нефти постоянно снижался в связи с введением в строй новых транспортных мощностей. Однако в начале 2013 г. «Роснефть» заключила новое соглашение с польской компанией PKN orlen об увеличении объемов поставок российской нефти посредством трубопровода «Дружба». До 31 января 2016 г. поставки будут увеличены на 18 млн т нефти. Сумма сделки составила 15 млрд дол.8

Наряду с этим в начале 2013 г. были дополнительно подписаны соглашения об увеличении поставок нефти в Германию. Со стороны немецкой стороны покупателями выступили компании «Total» и «Shell», являющиеся акционерами немецкого нефтеперерабатывающего завода «Schwedt».

В результате подписанных соглашений общий объем ежегодных поставок нефти в Европу посредством нефтепровода «Дружба» возрастет примерно на 13 млн т в год. Данная мера вновь увеличит поставки через данный трубопровод, уменьшившиеся в 2012 г. в связи с перераспределением поставок через порты Балтийского моря.

По нефтепроводу в страны дальнего зарубежья в 2012 г. было экспортировано 54,3 млн т нефти, новые соглашения позволяют повысить данную цифру до 67 млн т9.

Балтийская трубопроводная система (БТС) - система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Оттуда нефть поступает в Роттердам - главный центр нефтеторговли и переработки в Европе.

До создания БТС балтийское направление оставалось незначительным в советском и российском нефтяном экспорте. Так, в 1991 г. Россия экспортировала по Балтийскому морю примерно 15 млн т нефти за год10.

После распада Советского Союза РФ была вынуждена экспортировать свои грузы через Клайпеду и Вентспилс - порты независимых Прибалтийских государств, оплачивая деньги за транзит.

В 1994 г. город Приморск в Ленинградской области впервые попал в сферу внимания компании «Транснефть». Внимание к Приморску, через который предполагалось поставлять в Западную Европу нефть, объяснялось тем, что «Транснефть» искала оптимальный путь транспортировки сырья из Тимано-Печорско-го нефтяного региона. Весной 1996 г. работы по проектированию Балтийской трубопроводной системы были закончены. В начале 2000 г. президентом «Транснефти» была утверждена концепция реализации проекта БТС, предусматривающая начало строительства терминала по наливу нефти в Приморске в марте 2000 г. за счет средств инвестиционного тарифа11. 31 марта 2000 г. состоялась торжественная церемония открытия строительства Балтийской трубопроводной системы, в том же году Россия прекратила перевалку сырой нефти через Вентспилский порт12.

Первая очередь Балтийской трубопроводной системы, спроектированная и построенная отечественными специалистами, была успешно введена в эксплуатацию в декабре 2001 г. Это позволило создать новое независимое российское экспортное направление по транспортировке нефти через новый специализированный морской порт Приморск производительностью 12 млн т нефти в год. Впоследствии мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась до 18, а затем до 30, 42, 62 млн т. К концу 2006 г. Приморск уже был способен переваливать в танкеры около 75 млн т нефти13.

В настоящее время Приморск - крупнейший в России порт по отгрузке нефти на экспорт. В ближайшей перспективе его мощ-

ность может быть увеличена до 120 млн т. В 2011 г. через порт было прокачано более 71 млн т российской нефти14. Однако в 2012 г. уже наблюдалось падение объемов отправки на 15%, что связано во многом с возобновлением объемов прокачки через нефтепровод «Дружба».

Наряду с созданием БТС чуть позднее появились планы по созданию дополнительных экспортных мощностей в балтийском бассейне. Балтийская трубопроводная система - 2 (БТС-2) - система магистральных нефтепроводов, связывающая нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море.

Официальное решение о строительстве БТС-2 было утверждено 26 ноября 2008 г. распоряжением премьер-министра РФ Владимира Путина о проектировании и строительстве в два этапа «Балтийской трубопроводной системы - 2» по маршруту г. Унеча (Брянская область) - г. Усть-Луга (Ленинградская область) пропускной способностью до 50 млн т нефти в год, включая: первый этап - строительство первого пускового комплекса пропускной способностью до 30 млн т нефти в год с началом транспортировки нефти в III квартале 2012 г.; второй этап - строительство второго пускового комплекса с доведением пропускной способности до 50 млн т нефти в год15.

Нефтетерминал в «Усть-Луге» был запущен в тестовом режиме в конце марта 2012 г., в промышленную эксплуатацию введен в сентябре того же года. Его проектная мощность составляет 38 млн т в год. В период с 23 марта 2012 г. по 23 марта 2013 г. было отгружено более 19 млн т нефти16. До 75% экспортных объемов из «Усть-Луги» идут в Нидерланды (порт Роттердам), а 11% - в Испанию. Представитель «Лукойла» подтверждает перераспределение поставок нефти с «Дружбы» на «Усть-Лугу»: компании выгодно поставлять нефть морем в Роттердам на свой голландский НПЗ «Zeeland» мощностью 8,4 млн т в год. Оставшиеся объемы экспортных поставок распределяются между Германией, Италией, Марокко, Китаем и рядом других стран.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Черного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска). Нефтепровод протяженностью около 1510 км и пропускной способностью 28,2 млн т в год введен в эксплуатацию в марте 2001 г., а 13 октября того же года КТК осуществил загрузку первого танкера на своем терминале у Южной Озереевки. Из российского

порта нефть транспортируется танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы17.

В 2004 г. на нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская» в Краснодарском крае в систему КТК начала поступать нефть, добываемая на территории России, а к середине этого года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития - 28,2 млн т. К 2005 г. пропускная способность нефтепровода была увеличена до 32 млн т в год.

В 2007 г. в России и Казахстане приступили к разработке условий и положения пакетного соглашения по проекту расширения трубопровода «Тенгиз-Новороссийск». В декабре 2009 г. акционерами был утвержден План расширения пропускной способности магистрального трубопровода КТК до 67 млн т нефти в год, включающий комплекс организационно-технических, финансовых и коммерческих вопросов. По данным на конец 2012 г., на терминале близ Новороссийска было отгружено более 300 млн тонн нефти за все время его функционирования.

Наряду с этим необходимо рассмотреть проект по строительству нефтеналивного терминала в Роттердаме при участии российской стороны. В 2010 г. администрацией роттердамского порта был объявлен открытый конкурс на право строительства нового терминала на площади 55 га, который выиграла «Shtandart TT B.V», в состав которой входит российская инвестиционная компания «Summa Group» с 75% акций, и VTTI - крупный оператор терминалов, принадлежащий на паритетных началах швейцарской компании «Vitol» и малайзийской «MISC Berhad», находящейся под контролем нефтяной компании «Petronas», которому принадлежит 25% акций в проекте18.

Согласно проекту основные поставки нефти и продуктов на терминал в Роттердаме будут идти из российского порта Приморск. В Роттердаме же нефть «Urals» будет продаваться европейским потребителям на условиях поставки FOB. Планируется реализовать схему «плавучего трубопровода» - постоянно курсирующих танкеров между двумя портами. Изначально предполагалось, что основным партнером «Суммы» со стороны государства станет компания «Транснефть», однако позднее главой компании Николаем Токаревым было объявлено, что условия, предлагаемые «Суммой», оказались невыгодными.

8 апреля 2013 г. разрешение на строительство с голландской стороны было получено. Договор заключен на 28,5 лет с возможностью пролонгации еще на 25 лет. Сумма выплат по арендной плате составит 550 тыс. евро в месяц, что составит общую сумму в год в

размере 6,6 млн евро. Перевалочная мощность терминала должна составить до 50 млн т нефти и 12 млн т светлых нефтепродуктов в год, объем вложений - до 1 млрд дол.19

Вместе с тем до сих пор остается неясным, какая компания после отказа «Транснефти» будет привлечена к предложенной «Суммой» концепции «плавучего трубопровода». Основное же опасение вызывает неясность относительно партнера по поставке нефти. Ранее госкомпания «Роснефть» уже отказалась участвовать в данном проекте, в то же самое время остальные участники российского нефтяного рынка также не проявляют большого интереса к проекту. Такая ситуация ставит под вопрос и само строительство терминала, поскольку недостаток финансирования может сказаться на сроках введения терминала в строй (до 2016 г.) и поставить под вопрос всю сделку, ранее вызывавшую оптимизм среди аналитиков и представителей российского правительства.

Резюмируя, можно сказать, что стратегия России, направленная на расширение экспортных возможностей и обход стран-тран-зитеров, может расцениваться как весьма неоднозначная. С одной стороны, строительство дополнительных терминалов в балтийском регионе позволило расширить способы доставки нефти европейским потребителям. С другой стороны, экспортные мощности существенно превышают показатели производства и добычи нефти в России. Дорогостоящие вложения лишь усилили риски государства и предприятий, участвующих в данных проектах.

Серьезные риски для РФ представляет также принятый Евросоюзом пакет мер по климату и энергетике, направленный на увеличение энергоэффективности европейской экономики, повышение производства и потребления энергии из возобновляемых источников на 20% к 2020 г. Затраты на проект составят примерно 15 млрд евро20. Одной из целей этого является предотвращение монополизации поставок, что с экономической точки зрения неизбежно приведет к снижению стоимости поставок нефти. Что уже и происходит, учитывая последовательное расширение сотрудничества ЕС со странами Каспийского бассейна, такими как Азербайджан и Казахстан, что в перспективе заметно снизит значение России как поставщика нефти в ЕС.

В связи с вышесказанным последующее расширение транспортной инфраструктуры представляется нецелесообразным, учитывая существенные затраты, связанные со строительством дополнительных мощностей, которые могут не окупиться в связи с развитием отношений ЕС с новыми поставщиками нефти, а также все большей ориентацией России на китайское направление.

Примечания

10

Подробнее см.: Энергодиалог Россия-ЕС: 12-й доклад. Министерство энергетики РФ.

Коммерсантъ. 2012. 21 нояб.

Нефтепровод «Дружба». Справочная информация [Электронный ресурс] // РИА-Новости. URL: http://ria.ru/spravka/20070109/58705713.html#ixzz 2WsI1ZRSu (дата обращения: 20.10.2013).

Belarus hits Russia with oil tax [Электронный ресурс] // BBC. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/6229577.stm (дата обращения: 20.10.2013). Russia oil row hits Europe supply [Электронный ресурс] // BBC. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/6240473.stm (дата обращения: 20.10.2013). Russia-Belarus oil blockade ends [Электронный ресурс] // BBC. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/6248251.stm (дата обращения: 20.10.2013). Moscow and Minsk resolve oil row [Электронный ресурс] // BBC. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/6257745.stm (дата обращения: 20.10.2013). Коммерсантъ. 2013. 4 февр. Там же.

Подробнее см.: Президент Республики на открытии Балтийского форума развития 4 ноября 2007 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Эстонской Республики. URL: http://www.president.ee/ru/official-duties/speeches/2728--4-2007-/index.html (дата обращения: 20.10.2013). История Общества [Электронный ресурс] // ООО «Спецмнефтепорт При-морск». http://www.smnpp.ru/company/history/ (дата обращения: 20.10.2013). Время новостей. 2008. 7 июля.

Проект «Балтийская трубопроводная система» [Электронный ресурс] БТС2: Балтийская трубопроводная система. URL: http://www.bts2.ru/pipe (дата обращения: 20.10.2013).

Поливанов А. Куда течет нефть? [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/articles/2013/02/06/oil/ (дата обращения: 20.10.2013). По данным официального сайта: Балтийская трубопроводная система [Электронный ресурс]. URL: http://www.bts2.ru/ (дата обращения: 20.10.2013). Год работы терминала перевалки нефти ООО «Невская трубопроводная компания» в порту «Усть-Луга» [Электронный ресурс] // VOLGA GROUP. URL: http://volga-resources.ru/press/news/item00015/ (дата обращения: 20.10.2013). Подробнее см. на сайте КТК: О проекте [Электронный ресурс] // Каспийский трубопроводный консорциум. URL: http://www.cpc.ru/RU/Pages/default.aspx (дата обращения: 20.10.2013).

Теперь FOB Роттердам // Эксперт. 2011. № 42 (775). Коммерсантъ. 2013. 8 апр. 20 Подробнее см.: Energy 2020: A Strategy for competitive, sustainable and secure energy [Электронный ресурс] // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/ energy/publications/doc/2011_energy2020_en.pdf (дата обращения: 20.10.2013).

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.