том смысле, что здесь юный путешественник ставит целью просто отдохнуть, пообщаться с интересными ему людьми, побыть на природе. И одновременно с удовлетворением обозначенных потребностей туристская деятельность осуществляет на личность молодого человека комплексное воздействие, создавая условия для формирования активной жизненной позиции и человеческих качеств, которые найдут отражение в дальнейшей повседневной жизни.
Но сегодняшняя ситуация свидетельствует об уменьшении числа учреждений спортивного, туристско-краеведческого профилей, популярных среди молодых людей, недостаточном финансировании их деятельности со стороны государства. Кроме того, по причине усиливающейся гедонистической ориентации личности, большую популярность среди населения сегодня приобретает организованный туризм.
Важно отметить, что именно посредством туристкой деятельности происходит социальная интеграция личности молодого человека.
Литература
1.Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие/ под ред. ВАСластенина. - М.: Академия, 2012. - 264 с .
2.Волков Ю.Г. Социология молодёжи / под ред. Ю.Г.Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
3. Калимуллина О.А. Этнокультурные технологии воспитания студенческой молодежи в современном социокультурном пространстве / /Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств.- 2010.-№1.- С. 34-35.
4.Кравченко А.И. Социология: учеб. для бакалавров.- М.: Проспект, 2014. - 536 с.
5.Кондрашина Н.Л. / / Актуальные проблемы теории и практики духовного воспитания молодежи: сб. ст. / отв. ред. В. А. Сахаров. - Киров, 2006.
6.Лисовский В.Т. Социология молодежи: учеб. пособие.- С.-Пб., 1996.
УДК 378.4
А.М.Каюмов
ТРАНЗИТНАЯ МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
В статье дан историко-культурологический анализ феномена университета, обозначена суть основных проблем, связанных с модернизацией системы образования и становления новой модели высшей школы. Концепция нового образа университета базируется на обобщении опыта реформы образования, осуществляемые в Республике Татарстан. Республика Татарстан - экспериментальная «площадка», где формируется модель оптимизации университета через сочетание традиционного и инновационного, отечественного и зарубежного, общефедерального и регионального. Инновационными элементами новой модели высшей школы являются университетские образовательные комплексы, национальные научно-исследовательские университеты и Казанский федеральный университет.
Ключевые слова: «университет», «философия образования», «глобализация», «регионализация», «университетский комплекс», «образовательный округ», «национальный научно-исследовательский университет», «федеральный университет».
Kayumov A.M. THE TRANSIT MODEL OF UNIVERSITY: PROBLEMS OF DEVELOPMENT
The article presents a historical and cultural analysis of the phenomenon of the University, designates the essence of the main problems are related to the modernization of the education system and the formation of a new model of higher education. Concept of a new image of the University based on accumulated experiences of education reform carried out in the Republic of Tatarstan. The Republic of Tatarstan is experimental «playground», where is created optimization model of the University through traditional and innovational, national and foreign, general federal and regional combinations. Innovative features of the new model of higher education schools are University complex centers, national research Universities and Kazan Federal University.
Keywords: «University», «Philosophy of the education», «globalization», «regionalization», «University complex», «educational area», «National Research University», «Federal University».
Феномен университета в соответствии с самим названием этого типа учебного заведения, «universitas» предполагает достижение идеала единства знания, общности ученых-преподавателей и студентов. Движение к этому идеалу принимало разные формы, и Россия не была исключением, несмотря на «догоняющий» характер освоения практики университетского образования.
История высшего университетского образования в России восходит к «прародителю» - Московскому университету, явившемуся продуктом общения культур в Новое время, одним из очагов мирового культурного пространства. Связь с эпохой была несомненна, а это было время, когда ни одно национальное государство, включенное в европейскую культурную ауру, не могло обойтись без интеллектуальной элиты и университетских степеней. Восприятие университетской идеи как образца служило «медленному, но неуклонному развитию такой модели образовательных учрежде-
ний, которая могла прижиться именно в российских условиях». Новое отношение к природе, науке и образованию начало входить в российский интеллектуальный быт - со всеми приметами века, включая фаворитизм как форму кадровой политики, меценатство как путь к «спасению», влияние властных фигур на корпоративные порядки и специфические отношения учеников к учителям [11, с.5].
Синхронно с мировой историей научного знания и политической историей России протекало развитие университетского образования и в Казани. Казанский университет, которому исполнилось 210 лет, властными структурами дореволюционной России рассматривался в контексте утилитарных потребностей страны, в частности, освоения Востока России. Ценность образования в начале XIX века была довольно низкой, а социального слоя интеллектуалов фактически не было [4, с.30]. По мере прогресса университетского и общего уровня образования ситуация менялась, и мыслящие представители отечественной интеллигенции в начале XX века справедливо отмечали одну из специфических характеристик российской культуры. Для отечественной интеллигенции университет всегда был не только учреждением образования, но и лабораторией научного творчества, где принцип академической свободы был одним из главных лозунгов. Это была точка пересечения потребностей развития общества и предпосылкой прогресса университетского образования [1, с.437]. Этот алгоритм рецепции в какой-то мере повторял историю Московского университета.
Коллизии университетской модели рецепции образования в XXI веке - веке информатизации и глобализации приняли другие формы, но не исчезли. Однако следует очертить линии двузначностей и тенденции противостояния. Великая Xартия европейских университетов, принятая в Болонье, провозглашает университеты «независимыми институтами» со статусом центральных институций общества. Однако роль университетов в контексте этнокультурной детерминации девальвируется. Основными фигурантами экономической и политической конкуренции являются транснациональные корпорации, международные организации различного профиля. Привлекательным модусом образования становится узконаправленное образование с соответствующим статусом краткосрочных программ, курсов, мастер-классов [3, с.8].
Ныне формулы межкорпоративных (межвузовских) заимствований обрели новую актуальность. Внедрение мировых стандартов образования, олицетворяемых ныне с западными образцами, сопровождается коллизиями разрыва с позитивным опытом отечественного образования, и это характерно не только для России. Так, профессор Варшавского университета Дариуш Колоджиежик одну из причин низких позиций европейских университетов усматривает в критериях определения рейтинга, в «социально-демократическом образе мышления, когда право на равные стартовые возможности зачастую путают с террором бюрократизации» [8, с.67].
Система и качество университетского и, шире, высшего образования во многом предопределяют качество и гражданственность элиты, которая должна соответствовать не только стандартам -менеджерским, экономико-управленческим, но и духовно-нравственным, интеллектуальным. Новой российской элите, по оценке исследователей, «не достает глубины и широты образования и особенно исторического знания» Представители же творческой элиты западнического толка, как правило, склонны искать ответы на российские вопросы на Западе, прежде всего в США. В то же время игнорируется опыт Востока, страны которого совершили переход от доиндустриального в постиндустриальное общество. Речь идет не только об уникальном феномене Китая. Японская модель университетского образования построена на сочетаниях инноваций и традиционализма, которая обеспечила прорыв в послевоенное время [7, с.113]. Трактовка модернизации как однозначного и примитивного отказа от традиционной культуры, стереотипов восприятия мира выглядит в этом свете как не единственная альтернатива.
Российская высшая школа к рубежу XX-XXI вв. подошла с комплексом серьезных, в том числе системных проблем. Созрела необходимость масштабных и принципиальных перемен в системе образования. Теоретическая перенасыщенность вузовской системы, ее отрыв от ситуации на рынке труда в тормозили постсоветскую трансформацию страны. Ориентированность на сугубо «знание-вый подход», переизбыток невостребованных дипломированных специалистов, коррупция - вот те немногие, но болезненные симптомы утраты авторитета российской образовательной системы, обозначившиеся на рубеже XX-XXI вв.
Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требовали квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. Кроме того, наметилась острая потребность в интеграции в международное образовательное пространство. Другими словами назрела необходимость в выработке новой образовательной парадигмы [5]. В ряду
важнейших предпосылок модернизации высшей школы играл фактор регионализации. Соответствие мировым образцам должно сочетаться с участием университетов в решении местных, региональных социально-экономических, культурных проблем.
Какой характер должна носить сама концепция модернизации? Это ведь не просто программа назревших перемен в образовательной сфере, а прежде всего новая философия образования, которая определяет его новые цели и новые ценности. Стало быть, стратегия должна быть инновационной, нацеленной на создание новой системы, способной на опережающее развитие [6].
Постепенно на рубеже ХХ-ХХ1 вв. наметились контуры новой системы образования. Среди приоритетных задач, требующих первоочередного решения, на пути к главной цели модернизации, можно выделить следующие: «развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения» [6].
Изменившиеся условия выдвинули новые требования ко всей образовательной системе, успешное, долгосрочное и эффективное функционирование которой все теснее увязывалось с функциональной перестройкой деятельности вузов. Постепенно как, например, показывает анализ опыта деятельности университетов Республики Татарстан, они стали выполнять не только обычные, традиционные функции просвещения и развития научных исследований. Университеты активно вовлекаются в социальную, экономическую и культурную жизнь Татарстана, устанавливают связи с партнерскими вузами. Предоставляя широкие возможности образования, широким слоям населения, содействуя развитию рынка труда не только через подготовку и профессиональную переподготовку специалистов, но и через создание новых рабочих мест. Данная работа осуществляется по ряду направлений.
Эти направления следующие: 1) проведение занятий преподавателями вузов в базовых школах; 2) участие преподавателей вузов в научном руководстве школами новых типов; 3) организация научно-практических конференций школьников; 4) участие в подготовке проведении системы районных, республиканских и всероссийских олимпиад; 5) проведение летних профильных школ для победителей районных и республиканских олимпиад; 6) организация работы заочных предметных школ и работы с одаренными детьми в условиях сельских школ; 7) чтение лекций и спецкурсов на курсах переподготовки учителей и ИПКРО РТ; 8) участие в работе лицензионной комиссии Министерства образования РТ [15, с.48].
Большое значение в развитии высшей школы Татарстана в обозначенном выше направлении сыграла «Концепция развития системы высшего образования в Республике Татарстан» принятая Советом ректоров вузов Республики Татарстан в 2000 г. и на коллегии Министерства образования России [9]. Документ содержит идею необходимости построения в Татарстане новой системы образования, важнейшим компонентом которой должен быть принцип опережающего обучения, стратегически значимой ориентации на будущее. Чтобы добиться опережающего обучения, необходимо опережающее развитие всей системы высшего образования [10]. В ней четко обозначен стратегический курс на «интеграцию высших учебных заведений, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, что дает возможность проведения совместных фундаментальных и прикладных научных следований с полным циклом работ от поиска и разработок технологий нового поколения до серийного производства продукции и использования полученных результатов непосредственно в учебном процессе» [10]. Таким образом, высшая школа должна была включится в производственный процесс и стать с ним одним целым. Происходит открытие системы высшего образования производственной сфере, и границы между двумя средами должны постепенно исчезнуть. Одна среда переходит в другую и наоборот. Как отмечают авторы Концепции, в конечном итоге вузовская наука должна стать опорным звеном и законодателем в реализации всех региональных научно-технических программ [10]. Другими словами вуз становится частью производства, а производство - частью вуза.
Одним из стратегических направлений в решении данных задач явилась новая организационная форма управления высшей школой возникшая при поддержке региональной исполнительной власти. Речь идет о появлении, так называемого университетского комплекса, обуславливающего межотраслевую и отраслевую интеграцию различных ступеней образования и образовательных учреждений [2, с.62-63]. 17 сентября 2001 года было принято специальное постановление Правительства «Об университетских комплексах» [12], что стимулировало дальнейшее развитие системы высшего образования.
Дальнейшая модернизация высшей школы вызвала к жизни новую организационную форму управления. Ей стал университетский образовательный округ (УОО). В Татарстане он возник 23 января 2004 года, объединив учебные заведения общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и научные учреждения Республики1.
Очередным этапом в развитии регионального высшего образования явилось создание мега-университетов [14]. В 2010 г. произошло объединение Казанского государственного университета (КГУ), Казанского государственного финансово-экономического института (КГФЭИ) и Татарского государственного гуманитарного педагогического университета (ТГГПУ) в единый Приволжский Федеральный университет - крупнейшее образовательное объединение Республики Татарстан [13]. В контексте мировой практики развитых стран возникновение подобного образовательного объединения уникально. Во многих случаях мы можем наблюдать, как вузы решают лишь локальные, адресные задачи, имеющих отношение только к отдельным отраслям местных экономик. Опыт по возникновению вузов федерального значения в нашей стране представляется исключительным и это в свою очередь дает особое преимущество, способное стать основой эффективной модернизации системы образования на всех уровнях. Федеральный университет вызван к жизни в связи с необходимостью эффективного управления, связанного с разработкой и внедрения системных для образовательной отрасли стратегических векторов развития как федерального округа в целом так экономической системы региона, в нашем случае с Республикой Татарстан.
Формирование транзитной модели университетского феномена еще не завершено. Новая модель предполагает решение двуединой задачи: на базе национальных (российских и региональных) традиций, впитать опыт новейшего времени, войти в поток глобальных трендов.
Литература
1. Агеева Н. М.И.Ростовцев о роли университетов в России / / Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.). Проблемы изучения: материалы Межрегион. науч. конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - С.434-438.
2. Белоцерковский А.В., Каплунов И.А. Региональный университет как базовый элемент территориального развития / / Аккредитация в образовании. - 2013. - №1. - С.62-63.
3. Бухараев В.М. Классический университет: откуда и куда? / / Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство: сб. науч. ст. и сообщ. - Казань, 2005. - С.3-9.
4. Вишленкова ЕА Казанский университет и регион / / Университеты, культурное развитие и региональная самобытность: сб. докл. и материалов Междунар. семинара, 9-10 апр. 2008 г., г. Казань. - Казань, 2008. - С.30-39.
5. Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие. - Казань, 2013.
6. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. - 2006. - №1. - С.3-14.
7. Кива А. Модернизация как окно в будущее / / Мир перемен. - 2011. - №1. - С.105-120.
8. Колоджиежик Д. Провинциальный или региональный - что значит хороший университет? // Университеты, культурное развитие и региональная самобытность. - Казань, 2008. - С.67-71.
9. Концепция развития системы высшего образования в Республике Татарстан от 19.12.2000 г. // Справочная система «Консультант плюс». Раздел «Законодательство». Информационный банк. Региональный выпуск. Версия от 24.12.2000 г.
10. Концепция развития системы высшего образования в Республике Татарстан и Концепции развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан, принятые Советом ректоров вузов Республики Татарстан в 2000 г., решение коллегии Министерства образования России от 19.12. 2000 г. и приказ Министерства образования России №3918 от 29.12.2000 г.
11. Кулакова И. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. - М., 2006. - 336 с.
12. Об университетских комплексах//Постановление Правительства РФ от 17.01.2001 г. №676 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d 01/3364.html (дата обращения:26.11. 2015).
13. Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 года № 500-р «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"» / / Собрание законодательства РФ. - 2010. - №15. - Ст.1811.
14. Указ Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/452 (дата обращения: 26.11.2015).
15. Харисов Ф.Ф. Доклад на выездном заседании Правления Российского союза ректоров в г.Казани 18 мая 1999 г. // Об опыте работы Совета ректоров вузов Республики Татарстан по реализации решений V съезда Российского союза ректоров. - Казань, 1999. - С.45- 51.
1 В составе Ассоциации 53 учредителя: два министерства, ряд государственных и коммерческих вузов, НИИ, техникумы, гимназии, лицеи, школы, а также национальный государственный музей и некоторые общественные организации.