Научная статья на тему 'Исторический опыт и традиции организации высшего образования в Татарстане'

Исторический опыт и традиции организации высшего образования в Татарстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / HIGHER EDUCATION / FACULTY WORKING / KAZAN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннахметов И.Д.

Статья посвящена истории формирования традиций высшего образования в Поволжском регионе на примере Татарстана. Уделено внимание процессу становления, анализу основных этапов и исторического опыта реформирования высшей школы в советский период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EXPERIENCE AND TRADITIONS of the organization HIGHER EDUCATION IN TATARSTAN

The article is devoted to the history of the formation of the traditions of the higher education in the Volga region on the example of Tatarstan. Attention is paid to the process of formation, analysis of the main stages and the historical experience of reform of the higher education in the Soviet period

Текст научной работы на тему «Исторический опыт и традиции организации высшего образования в Татарстане»

УДК 378

И.Д.Миннахметов

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ТРАДИЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ

Статья посвящена истории формирования традиций высшего образования в Поволжском регионе на примере Татарстана. Уделено внимание процессу становления, анализу основных этапов и исторического опыта реформирования высшей школы в советский период.

Ключевые слова; высшее образование, рабочий факультет, Казанский университет.

LMinnakhmetov. HISTORICAL EXPERIENCE AND TRADITIONS OF THE ORGANIZATION HIGHER EDUCATION IN TATARSTAN

The article is devoted to the history of the formation of the traditions of the higher education in the Volga region on the example of Tatarstan. Attention is paid to the process of formation, analysis of the main stages and the historical experience of reform of the higher education in the Soviet period.

Key words: higher education, Faculty working, Kazan University

Образование как одно из важнейших сфер общественной жизни тесно взаимосвязано с другими ее областями. Социальный прогресс, его темпы и направление зависят от уровня образованности общества, особенностей системы образования. Среди проблем, переживаемых сегодня российским обществом, одной из наиболее важных является формирование образовательной политики как приоритетной среди других сфер государственного влияния. Именно интеллектуальный потенциал народа способен обеспечить ему достойное положение в мировом сообществе. От образовательного фактора зависит стабильность и благополучие как страны в целом, так и ее отдельных регионов. Реформирование этой сферы общественной жизни является серьезным шагом, и найти правильное направление сразу не всегда удается. Это наглядно показывает и история складывания системы высшего образования в Поволжском регионе в первые десятилетия Советской власти. Сразу отметим, что при всей, казалось бы, стихийности, неуправляемости процесса вузовского строительства в условиях смены политической системы и типологии государства, проглядывается четкое стремление власти связать образование со стратегической целью страны - построения социализма.

Это было началом реформ глубокого, фундаментального характера. Речь идет не только о том, что система высшего образования в связи с этим начала претерпевать существенные количественные и структурные изменения. «Происходил рост количества вузов, расширение их инфраструктуры, перемещение вузовского образования на территориальную периферию, когда даже мелкие промышленные города становились образовательными центрами. Это естественно пробуждало местную инициативу и новаторский подход в деле организации высшей школы». Но при этом «смена модели высшего образования, декларативно нацеленной на ликвидацию неравенства и демократизацию, должна была решить и практические задачи складывающегося тоталитарного государства, в соответствии с которыми высшей школе предстояло стать одним из инструментов функционирования планово-директивной экономики, проведения идеологической политики и формирования новой социально-классовой структуры» [2, С.57]. Этим объясняется интенсивность процесса «пролетаризации» вузов.

Уже в годы гражданской войны появляются учебные заведения нового типа. При имеющихся вузах, создаются рабочие факультеты для подготовки выходцев из трудового народа к поступлению в университеты и институты. В 1934 г. по данным Е.А.Вишленковой в Казани было 13 рабфаков [1, С.229], хотя в литературе обосновывается и цифра 21. Общая тенденция развития высшей школы в 1920-е гг. состояла в том, что место прежних форм образования все больше занимали политехнические институты. В Казани политехнический институт создан в 1919 г. За ним последовала организация института сельского хозяйства и лесоводства. На базе Казанского учительского института был организован педагогический. С учетом многонациональной специфики края в нем открыты татарское, чувашское, марийское и удмуртское отделения. Среди учреждений высшего образования национально-регионального значения большое значение имел Казанский Северо-Восточный Архитектурный и Этнографический институт, который в 1920 г. был преобразован в Восточную Академию - научно-исследовательское и высшее учебное заведение ТАССР. При Восточной Академии учреждалась подготовительная школа для татар, не обладающих достаточной подготовкой для обучения в Академии. В указанном декрете также говорилось о возможности учреждения подготовительных курсов и для других национальностей.

Однако пик активной организации вузов пришелся на конец 1920-х-начало 1930-х гг. Сказалась необходимость в специалистах народного хозяйства, которая особенно остро дала о себе знать в начале 1930-х гг. в связи с начавшейся индустриализацией страны и набиравшей обороты первой пятилетки. Очередная ломка прежней и создание новой системы высшего образования совпала со временем «великого перелома», когда меняется целевая установка вуза, структуры и формы его работы. Задача ускоренной подготовки технических кадров способствовала увеличению «сети вузов нового типа с резко выраженной специализацией по отраслям промышленности с сокращенным сроком обучения» [8, С.194]. Согласно ряду постановлений правительства 1930 г. из состава университетов выделялись отдельные факультеты (в первую очередь медицинские, химические, геологические), которые затем преобразуются в самостоятельные учебные заведения. Были расчленены до основания и перестали существовать такие университеты, как Нижегородский, Смоленский, 2-й Московский, Иркутский, Пермский, Дальневосточный, Азербайджанский, Ереванский, Тбилисский и некоторые другие [6, С.309]. Идеологически это обосновывалось установкой, что университеты имеют устарелый, средневековый характер и что широкая подготовка в них специалистов не нужна. Осенью 1930 г. над Казанским университетом нависла угроза закрытия, конференция Пролетстуда приняла соответствующее решение, к счастью, не воплощенное в жизнь. Университет был сохранен, но «перестройке» подвергся широкий спектр направлений работы [6, С.309].

В 1929 г. Казанском университете было три факультета: медицинский, физико-математический, советского строительства и права. В июле 1930 г. рабфак был прикреплен к нему на правах факультета. На основе нескольких специальностей физмата создается новый геолого-биологический факультет. В 1930 г. создан Казанский химико-технологический институт и Казанский институт коммунального хозяйства (впоследствии инженерно-строительный институт), на базе политехнического института и индустриального техникума - институт инженеров народного хозяйства (с 1952 - институт инженеров-строителей нефтяной промышленности). В 1932 г. создан авиационный институт, кроме того, а в 1930-1933 гг. функционировал энергетический институт. На базе медицинского факультета Казанского университета с его клиниками в начале 1930-х гг. образовался самостоятельный институт. В мае-июне 1931 г. от КГУ были отделены два факультета - экономический и советского строительства и права, на основе которых появились три самостоятельных института - Институт советского строительства, Институт советского права, и Финансово-экономический. К концу 1930/1931 учебного года в Казанском университете остались физико-математический, геолого-биологический, и рабфак [6, С.310]. Таким образом, с 1920-1930-х гг. на базе Казанского университета организованы новые вузы Татарии, так или иначе связанные с ним в практической, педагогической и научной работе. Его влияние испытали новые вузы национальных республик Поволжья - Чувашский, Марийский, Мордовский, Удмуртский, а также Ульяновский университеты. Таким образом, создание многих вузов было подготовлено опытом преподавания, кадрами и ресурсами Казанского университета.

В 1932 г. на совещании у директора был принят Устав Казанского государственного университета. Главная цель университета определялась как «подготовка научно-исследовательских кадров в первую очередь из татар и нацмен, по естественнонаучным и физико-математическим дисциплинам для работы в исследовательских институтах, лабораториях, станциях, вузах, втузах с обеспечением их педагогической подготовки для работы в вузах и втузах в качестве «групповодов-ассистентов». К Казанскому университету относился обширный регион: Татария, Башкирия, Казахстан, Киргизия, Каракалпакия, Крым и Средняя Волга [6, С.312].. Но от этой инициативы пришлось отказаться в связи с критикой состояния высшего образования в постановлении ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». Окончательно Устав КГУ был утвержден Всесоюзным комитетом по делам высшей школы в 1939 г.

Однако во второй половине 1930-х гг. старые университеты были реабилитированы. Уже с 1932 г. от многих негативных новшеств, которые вводились в 1929-1931 гг. и ставили целью ломку структуры университета, всей системы обучения, стали избавляться. Стали говорить о ведущей роли профессора в вузе, о значении лекций, восстановили классические направления и формы работы университета. Но многие черты эпохи «великого перелома» сохранялись до начала 1936-1937 учебного года, затем и от них стали отходить, восстановив даже старые названия -

экзамены, матрикулы, а в самом конце 30-х годов, установив плату за обучение [6, С. 363]. Возникла серия новых высших школ. География подготовки специалистов-выпускников Казанского университета сузилась до территории Татарской республики. Изменилось и содержание взаимоотношений региона и университета [1, С.37].

В целом, подводя итоги первых советских десятилетий можно заключить, что в истории российской высшей школы 1920-1930-е годы составляют особую главу. «Это был период, когда складывающееся тоталитарное государство приступило к реорганизации всей системы управления образованием и построению ее в духе новой, советской действительности, начав с «борьбы» за пролетаризацию студенчества, а также новые формы подготовки специалистов, продиктованные необходимостью форсированной модернизации страны... Так, на 1 января 1941 г. в народном хозяйстве СССР работало 908 тыс. специалистов с высшим образованием» [2, С.63].

Поствоенный период характеризуется новым валом реформаций в системе высшего образования. В 1946 г. с целью решения новых задач вместо Наркомпроса РСФСР, в ведении которого ранее находились высшие учебные заведения, был создан новый государственный орган, непосредственно управлявший вузами - Министерство высшего образования СССР [6, С.405].

В 1950-1960 гг. руководство КПСС и правительство страны принимают ряд важных государственных решений. В 1958 г. Верховный Совет принял закон о развитии системы народного образования в СССР. Согласно этому закону на университеты возлагалась задача увеличения подготовки научных и педагогических кадров по новым направлениям фундаментальных наук. Повышается престиж высшего университетского образования в обществе. Контингент абитуриентов в 50-60 годах представлял широкую географию страны.

Советский социальный эксперимент сопровождался радикальными переменами принципов и форм организации высшего образования. Одним из элементов новой системы была централизация, партийно-государственный контроль, классовые приоритеты. Советская система высшего образования и реализация ее социальной миссии отличалась высокой степенью вмешательства государства в социальную жизнь. Социальные структуры на региональном уровне развивались и функционировали в условиях жесткой вертикали управления и доминированием промышленно-отраслевого фактора.

Как поставщик специалистов высшая школа в целом сформировалась в 1960-1980 гг. Колоссальную роль в изменении вектора и характера запросов общества сыграло развитие тяжелой индустрии. Другим «генератором» новшеств был курс на культурную революцию. В период 1960-1980-х гг. по параметрам числа вузовских специалистов советская система была лидирующей: по числу студентов на 10000 жителей, по числу вузов, палитре и спектру профилей обучения. В 1990 г. во всех республиках, краях и областях РСФСР работали вузы. В Среднем Поволжье пальма образовательного первенства на уровне высшей школы, бесспорно, принадлежала Казани и Татарии. Число студентов возросло с 12,1 тыс. в 1940 г. до 36,4 тыс. в 1960 г. [5, С.5].

Советский период высшего образования отмечен своеобразными системными особенностями, их сопряжением с молодежной политикой. Институты социализации молодежи -семья, школа, СМИ, армия, общественные организации действовали относительно согласованно не только в силу директив партийного и государственного характера. Это было обусловлено и потребностями экономического роста Республики, ставшая центром развития нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, химической, авиационной, машиностроительной отраслей народного хозяйства. Не менее важным было и то, что возрастала роль молодых поколений в жизни страны, что требовало усиления воспитательной, человекообразующей миссии образования. Курс на всестороннее развитие личности отразился на утверждении в педагогической практике индивидуального (личностного) подхода к объекту воспитания. На это было направлено и введение в расписание занятий по физкультуре, открытие в вузах восточных систем физической подготовки и танцевальных направлений [5, С.21]. Эти шаги в целом входили в контекст образовательной политики государства, в ее систему контроля за гражданским и патриотическим воспитанием молодежи.

Количественный рост студенчества во второй половине ХХ века на советском этапе впечатлял. Эта тенденция продолжалась и в постсоветские годы, причем в 90-е гг. кривая показателей практически не снижалась. Так, в Татарстане в 1980/81 году в 13 вузах обучались 72,5 тыс. студентов, в 1985/86 70,0 тыс., в 1990/91 [7, С.200]. Однако наметился разрыв с

цивилизационно-образователь-ными стандартами по критериям информатизации, компьютеризации, академической мобильности. В республике Татарстан за период 1993-1997 произошло сокращение набора студентов инженерных специальностей по таким фундаментальным направлениям, как авиационная и ракетная техника на 50%, сельское хозяйство - 40%, химическая технология -48%, электронная техника, радиотехника и связь, информатика и вычислительная техника - 65%.

Попыткой прорыва явилось подключение казанских вузов к Болонскому процессу. Однако все ли в историческом опыте финальных десятилетий советской эпохи, да и в 1990-е гг., может быть отвергнуто? На фоне негативных последствий либерально-шоковых реформ мы часто забываем, что сфера образования консервативна и в ней сохранялась реальная приоритетность воспитания, формирования толерантности, предполагавшая позитивную корректировку мировоззренческих установок молодежи. Это было время нового «культурного взрыва», появления множества форм творчества, организации конкурсов. Традиционным тогда стало проведение фестивалей «Студенческая весна». Развернулась музейная деятельность вузов. В общежитиях Казанского государственного технологического университета (ныне КНИТУ) в 1990-е-начале 2000-х годов систематическими стали ежегодные фестивали, посвященные праздникам разных народов, спортивные мероприятия, фестивали, дискотеки, брейн-ринги, вечера поэзии и бардовской песни, конкурсы «Что? Где? Когда?», празднование юбилеев ДАС. Организаторы этих мероприятий обусловливали актуальность внеучебной воспитательной работы с молодежью тем негативным влиянием «улицы» - вневузовской среды, размывавшая моральные принципы жизни общества, переживавшего тогда перестройку политического, экономического и идеологического уклада жизни [3, С.569-572].

Главной целью новой региональной образовательной политики в условиях рыночных отношений являлось удовлетворение кадровых потребностей региона с ориентацией системы образования на местный рынок труда. В новой ситуации оказались региональные вузы, в том числе и Казанский университет, и по другой причине. Вместе с властью и элитой Татарстана Казанский университет встал перед задачей определить региональную самобытность, «утвердить вневременную значимость локальных культур». Региональный ракурс функционирования классического университета определялся универсализмом, глобализмом, с одной стороны, а с другой - потребностями развития региона. Эта тенденция определяет суть модернизации высшей школы и в современных условиях.

Источники и литература

1. Вишленкова Е.А Казанский университет и 1. Vishlenkova E.A Kazanskij universitet i région: регион: между регионализмом и специализацией // mezhdu regionalizmom i sperializariej // Universitety, Университеты, культурное развитие и региональная kul'turnoe razvitie i regional'naja samobytnost': Sb. самобытность: Cd докладов и материалов / dokladov i materialov / Mezhdunarodnyj seminar, 9-10 Международный семинар, 9-10 апреля 2008. Казань, aprelja 2008. Kazan', 2008.

2008 2. Volkova T.A Rabochie fakul'tety kak instrument

2. Волкова TA Рабочие факультеты как obrazovatel'noj politiki sovetskogo gosudarstva v 1920-

инструмент образовательной политики советского 1930-e // Ai'manah Socio-versija. Vyp. 2. Liberal'nye i

государства в 1920-1930-е гг. // Альманах Socio- . . , . . .. Л7 .ми и п. i

w „ „ , " „ totalitarnye obrazy istorii. Kazan - Naberezhnye Chelny.

версия. Вып. 2. Либеральные и тоталитарные образы 2005 S 5П

истории. Казань - Набережные Челны. 2005. С.57. ^^ . S ., , ,.

3 Вяткина ИВ Фильченкова ЕВ Ливанов 3. VJatkina IV Filchenkova E.V., Livanov MA

М.А. Разнообразие форм культурно-воспитательной Raznoobrazie form kd'trn^vosptatermj raboty v DAS

работы в ДАС // Образовательные технологии в // Obrazovatel'nye tehnologii v sisteme nepreryvnogo

системе непрерывного профессионального Professional'nogo obrazovanija: tradicii i mrnracfc Sb

образования: традиции и инновации: Сб статей. В 2-х statej. V 2-h chch. Ch.2. Kazan, 2006. S.569-572.

чч. Ч.2. Казань, 2006. С.569-572. 4. Zakirov T.R. Fizicheskoe vospitanie i sportivno-

4. Закиров Т.Р. Физическое воспитание и massovaja rabota v vuzah Tatarstana vo vtoroj polovine спортивно-массовая работа в вузах Татарстана во HH - nachale HHI vv. (istoricheskij aspekt). Avtoreferat второй половине ХХ - начале XXI вв. (исторический dis...k.i.n. Kazan', 2010. 203 s.

аспект). Автореферат дис...к.и.н. Казань, 2010. 203 с. 5. Idiatullin A.V. Razvitie vysshego obrazovanija v

5. Идиатуллин А.В. Развитие высшего kontekste istoricheskih i sociokul'turnyh processov na образования в контексте исторических и rubezhe XX-XXI vv. Kazan', 2007. социокультурных процессов на рубеже XX-XXI вв. 6. Istorija Kazanskogo universiteta. Kazan': Izd-vo Казань, 2007. Kazansk. un-ta, 2004. 656 s.

6. История Казанского университета. Казань: 7. Respublika Tatarstan 1920-2000: St Sb. Kazan': Изд-во Казанск. ун-та, 2004. 656 с Goskomstat, 2001. 304 s.

7. Республика Татарстан 1920-2000: Ст. Сб. 8. Chanbarisov Sh.H. Formirovanie sovetskoj Казань: Госкомстат, 2001. 304 с. ипгуегекейко] sistemy. М., 1988. 255 ^

8. Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. М., 1988. 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.