ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОцИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕгИОНА В СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯх РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Т.М. Вахитова,
доцент кафедры экономической теории Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Л.А. Гаделшина,
старший преподаватель кафедры/ экономической теории Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье исследуется проблема усиления влияния образования, в том числе высшего (университетского), на социально-экономическое развитие региона (на примере Республики Татарстан), анализируются различные подходы к оценке роли образования в социально-экономической жизни, управлению знаниями для достижения поставленных целей.
Ключевые слова: образование, образовательные услуги, экономические дисциплины, социально-экономическое развитие, экономический рост, Казанский федеральный университет, Республика Татарстан.
УДК 332.1 ББК 65.04
Новые специфические требования к уровню знаний и навыков, предъявляемые при переходе к информационному обществу, к экономике, основанной на знаниях, формируются за счет образовательной составляющей. В современных условиях развития общества, характеризующихся использованием современных информационных технологий, внедрением инноваций в различные сферы экономики, качество человеческого капитала является определяющим фактором экономического роста. Для этого работнику, независимо от специализации и профиля деятельности, важно обладать определенными компетенциями, знаниями и навыками, в том числе, в экономической сфере. Работодатели заинтересованы в специалистах, умеющих в рамках сотрудничества при рыночном взаимодействии, эффективно организовать совместную работу, коммерциализировать новые технические идеи, формируя новые стандарты потребления. воздействие образования на социально-экономическое развитие определяет необходимость подготовки и принятие адекватных рыночной системе хозяйствования решений, в том числе в сфере высшего образования, что требует научной и методологической ясности и обоснованности.
Развитие экономики на современном этапе, экономики знаний, основанной на инновационных технологиях, характеризуется тем, что все большую долю прироста ВВП обеспечивают различные виды интеллектуальной деятельности, а в национальном капитале важную роль приобретает интеллектуальный капитал. Предъявляются новые требования к трудовым способностям индивида, а, следовательно, ставятся иные задачи в сфере образования, трудоустройства подрастающего поколения. Поэтому инвестиции в образование и развитие системы образования могут оказывать значительное влияние на рост и развитие экономики современной России. При этом все более значимую роль в увеличении социального капитала и добавленной стоимости начинают играть современные технологии, наукоемкие производства. Важная роль здесь отводится системе образования, ее модернизации и развитию, поскольку рост специалистов с высшим образованием наиболее характерен для экономически развитых стран, что находит отражение в увеличении доли нематериального продукта в структуре ВВП [1].
© ПСЭ, 2017
Особый интерес представляет анализ проблем изучения экономических дисциплин в контексте влияния образования на социально-экономическое развитие региона. Как указывают некоторые авторы, «экономическая компетентность выступает фактором ограничения отрицательных последствий действий субьектов рыночных отношений... Экономическая компетентность, будучи одним из первых инструментов создания средств адаптации личности к социально-экономическим изменениям, служит способом развития личности, распространения экономических знаний, средством формирования человеческого капитала... Вуз воспитывает социально-личностные, гуманитарные и коммуникативные качества молодого специалиста» [14].
конкурентоспособность современной экономики во многом определяется тем фундаментом знаний, который закладывается современной системой образования. Именно она и определяет будущих лидеров и аутсайдеров мирового экономического развития в условиях глобализации мирового хозяйства, процесса смены технологического уклада. Данная связь легла в основу теории человеческого капитала, которая связывает экономический рост и образованность населения, как на уровне стран, так и отдельных индивидов. Среди множества определений человеческого капитала достойна особого внимания предложенная С.Фишером характеристика: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» [2]. По мнению И.Г. Шестако-вой, «в современном глобальном мире, благодаря всеобщему образованию и всеобщему тестированию, мы оказываемся в ситуации, когда все драгоценные человеческие ресурсы извлечены на поверхность, на всеобщий обзор, выбор и расхищение. Речь идет не только об утечке мозгов, а об утечке генофонда в целом. В этих условиях Россия должна задуматься о важнейшем ресурсе — человеческом капитале. Если раньше Россию представляли крестьяне, среди которых и были сокрыты самородки — человеческий капитал, то в настоящее время ресурсов почти нет» [3]. Такие глубокие размышления помогают понять и выработать методологические подходы к
187
оценке роли образования на социально-экономическое развитие страны и регионов.
В литературе можно выделить различные оценки роли образования в социально-экономической жизни, управления знаниями для достижения поставленных целей. Рекомендуется использовать проблемный подход, основанный на корреляции показателей с выявленными проблемами в системе управления знаниями [4]. Влияние образования на социально-экономическую жизнь региона оценивается и через деятельность университета в регионе, как с позиций затрат ресурсов, так и эффектов на выходе [5]. Экономические эффекты университета выявляются по следующим направлениям и группам: доходы университета, влияние на рынок труда, создание нового бизнеса, коммерциализация знаний. Вместе с тем, существует мнение, что степень влияния образования на социально-экономическое развитие региона, а также обеспечение успеха вуза на рынке образовательных услуг — это наличие информации о том, как складываются судьбы его выпускников [6]. Некоторые авторы отмечают, что важной особенностью образовательных услуг является то, что они представляют собой смешанное благо, отвечающее личным (конечный потребитель), групповым (предприятия-работодатели) и общественным (государство) потребностям, потребитель (обучающийся) играет активную роль в этом процессе, от которой зависит степень удовлетворения его потребностей в обучении и соответствие ожиданиям. Эти особенности определяют поведение потребителей при принятии ими решения о получении образования и выборе образовательного учреждения. [15]. «Будущее за городами с университетским центром» — известный и правомерный тезис В.Л. Глазычева. [12] Университет задает квалификационный стандарт, результатом деятельности являются подготовленные люди и знания и это есть то, что определяет качество главного ресурса территории — человеческого ресурса. Университет обладает необходимыми интеллектуальными силами и аналитическими ресурсами для выполнения функций выявления имеющихся (или возможных) позиций, их представления, обладает необходимой технической базой. Достаточно обоснованным, на наш взгляд, являются предложенные подходы к оценке вклада образования в социально-экономическое развитие российских регионов на основе заработной платы и премии за уровень образования. Иными словами, чем выше в регионе средняя заработная плата работников со средним (полным) образованием, тем выше потенциальный вклад образования в социально-экономическое развитие данного региона. Кроме того, по мнению исследователей, доля выпускников вузов, выходящих на рынок труда, выше, чем у выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Выпускники вузов демонстрируют наиболее высокую экономическую активность и уровень занятости [7]. Также известен подход, согласно которому, оценка эффективности общего образования проводится в контексте повышения заработной платы педагогических работников [8].
Интересен также международный аспект этой проблемы. Так в странах БРИКС, по данным исследований ВШЭ, проведенные реформы в сфере образования привели к значительному увеличению охвата населения по уровням образования. Особенно сильно изменилась ситуация в Индии и Бразилии по сравнению с 1999 годом. Российская Федерация по охвату населения является лидером по вопросам образования, а значит, может поделиться опытом в ходе сотрудничества стран БРИКС. Важно, чтобы программа повышения образованности населения проходила одновременно с решением проблем бедности в ряде стран БРИКС. Так как низкие показатели для высшего и среднего уровня образования в Индии связаны именно с тем, что образование по-прежнему недоступно для беднейших слоев населения, которые в основном проживают в сельской местности. Несмотря на отсутствие точных данных, для Бразилии показатели охвата населения обучением немного выше индийских [9].
Немаловажное значение для усиления влияния образования имеет академическая мобильность студентов и преподавателей. Наиболее высока доля китайских студентов в
университетах других стран БРИКС. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что в странах БРИКС в принципе мало развита система обучения студентов в зарубежных вузах. Существует лишь небольшое количество государственных программ, которые способствуют увеличению потока студентов на обучение за границей. Для существенной интенсификации взаимодействия необходимо создание единой информационной платформы с помощью которой студенты смогут ознакомиться с существующими для них возможностями.
Кроме того, в условиях современной экономики знаний традиционные институты высшего образования — университеты, институты, академии, оставаясь в целом центральными элементами образовательной системы, пополняются активно развивающимися секторами дополнительного образования, корпоративной подготовки, механизмами дистанционного и удаленного самообразования. Поэтому региональная программа развития высшего образования призвана обеспечивать реализацию политики развития человеческого капитала не только через традиционные формы, но и через развитие при вузах системы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы дополнительного образования, повышение квалификации на протяжении всей жизни человека [10].
Республика Татарстан — один из лидеров рынка образовательных услуг, в том числе, в сфере высшего профессионального образования. В принятом на законодательном уровне документе «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», среди приоритетов, выделенных на основе обобщения мирового опыта успешных регионов, указываются:
- образованное, предприимчивое, активное, талантливое, креативное население;
- система образования мирового уровня [10].
Именно в Казани, на базе нескольких высших учебных заведений, был образован Казанский (Приволжский) федеральный университет. КФУ участвует в программе 5-100, предполагающей включение пятерки российских вузов в сотню лучших университетов мира, с 2013 года.
Сегодня университет объединяет более чем 9 тысяч сотрудников и 44 тысячи студентов. Бюджет университета в 2015 г. составил почти 12 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2016 года средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава всего университета, а именно этот показатель сегодня мониторится для оценки достижения определенных социальных параметров, составила 53762 рубля с ростом относительно 2014 года на 4,6 %. В головном подразделении она равна 56858 рублей. Средняя зарплата по всему персоналу университета составила 39642 рубля, с ростом (применительно к 2014 году) на 9%. Средняя зарплата НПР КФУ (по всем видам финансового обеспечения) к средней зарплате по экономике Республики Татарстан по состоянию на 1 января 2016 года составила 193%, хотя было предписано довести её только до 133 %. В этой связи «прорывом года» можно считать попадание университета, и это надо отметить, впервые, в рейтинг Таймс Хайэр Эдьюкейшн (Times Higher Education). В итоговой рейтинговой таблице КФУ занял позицию в диапазоне 301-350. До этого Казанский университет не входил даже в топ-400 лучших вузов и по расширенной, неофициальной версии этого рейтинга занимал в 2014 году лишь 706-ое место (12 место среди российских вузов). В 2015 году Казанский (Приволжский) федеральный университет впервые вошел также и в рейтинг университетов стран БРИКС и стран с развивающимися экономиками по версии уже упомянутого Таймс Хайэр Эдьюкейшн (Times Higher Education) и занял в нем 31-ую позицию [11].
Казанский федеральный университет в очередной раз значительно улучшил показатели в глобальном рейтинге университетов мира по версии QS. Теперь КФУ входит в группу с 501 по 550 место. В октябре 2016 г. Казанский университет стал одним из 23 вузов мира, имеющих «4 звезды» по версии QS Star.
Для обеспечения эффективного трансфера научных изысканий в социально-экономическое развитие в университете выбраны и реализуются приоритетные направления научных
1 88
исследований: медицина и фармацевтика, нефть и нефтехимия, космические и 1Т — технологии, образование XXI века. Все эти направления междисциплинарны, а самое главное — они востребованы государством, бизнесом и обществом [16].
Казанский университет имеет все необходимые ресурсы — уникальные лаборатории и научные центры, а также площадки трансфера технологий. Например, у геологического института есть опытный полигон для тестирования технологий добычи нефти, а у химического института — катализаторная фабрика, создано несколько катализаторов для нефтехимических процессов в ПАО Нижнекамскнефтехим, у института фундаментальной медицины и биологии — опытное производство лекарств и собственная клиника. Машиностроение, представленное в Республике Татарстан ведущими предприятиями отрасли, для КФУ также одно из приоритетных направлений стратегического развития. Наиболее ярко взаимосвязь с предприятиями отраслей машиностроения видна на примере Инжинирингового центра в г. Набережные Челны, Инженерного института КФУ и Института физики КФУ.
Следует отметить также возросшую роль КФУ в подготовке и повышении квалификации педагогов на региональном уровне — на долю вуза приходится 75 процентов слушателей. По целевому заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан ежегодно КФУ проводятся курсы повышения квалификации для более, чем 7-ми тысяч учителей, что делает вуз крупным и стабильным центром по непрерывному педагогическому образованию в регионе [17].
Рассматривая в контексте исследуемой проблемы влияние высшего (университетского) образования на социально-экономическое развитие региона, следует отметить, что развитие образовательной сферы Республики Татарстан в целом обусловлено рядом общефедеральных и региональных факторов. К первым относятся основные положения федеральной образовательной политики, такие как реализация положений
Болонской декларации, укрупнение вузов, особенности финансирования образования, участие вузов (в первую очередь КФУ) в программе повышения международной конкурентоспособности и др. К региональным факторам можно отнести специфику местного рынка труда, особенности кадрового потенциала вузов, достаточно глубокую дифференциацию вузов по уровню конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. К основным направлениям модернизации образования в контексте повышения роли и влияния образовательного процесса на социально-экономическое развитие, можно отнести следующее:
— открытость образовательного пространства, предполагающая, в том числе, новый подход к определению целей и результатов образования, к качественному содержанию приобретаемых компетенций;
— усиление прогностической направленности образования, сочетание образовательной деятельности с исследовательской на всех этапах обучения;
— обеспечение практикоориентированности процесса изучения дисциплин в целях более полной реализации полученных знаний и навыков, профессиональных компетенций учащимися.
При существующем многообразии подходов к оценке вклада образования в социально-экономическое развитие региона, можно констатировать, что на современном этапе развития общества, в условиях глобализации хозяйственной жизни усиливается мультипликационный эффект влияния образования на всю экономику. В этой связи необходимо полнее использовать потенциал, заложенный, в том числе в экономических дисциплинах, изучение которых позволяет наделить обучающихся необходимыми профессиональными компетенциями, независимо от направления подготовки, что ведет к более высокой оценке вклада образования в социально-экономическое развитие региона.
Литература
1. Чигарин А.Ю. Пути совершенствования и повышения эффективности оказания образовательных услуг // Проблемы современной экономики. — 2015. — №3. — С. 357.
2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. — М: Юнити, 2002. — 230 с.
3. Шестакова И.Г. Человеческий капитал как ресурс // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. — 2014. — №2. — С. 37-42.
4. Пастухов А.Л. Управление знаниями. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. — 186 с.
5. Pellenbarg P.H., 2005, How to calculate the impact of university on the regional economy. A case study of the University of Groningen, The Netherlands, University of Groningen. Regional Quantitative Analysis Research Group: University of Barcelona.
6. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента // Социологические исследования. — 2010. — № 2. — С. 100-110.
7. Беляков С.А., Клячко Т.Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов. — М.: Дело, 2015.
8. Аврамова Е.М. Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников /Е. М. Авраамова, С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов, Е. А. Полушкина, Г. С. Токарева. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 52 с. — (Научные доклады: образование).
9. Кульпина В.П. Роль России в БРИКС в рамках взаимодействия в социальной сфере /В.П. Кульпина, А.К. Морозкина, В.А. Пав-люшина, Д.В. Шуваева //Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2015. — № 4. — Т. 10.
10. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [электронный ресурс] // режим доступа: http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy_RT_1205.pdf. — 2016. — Дата обращения: 13 декабря.
11. Гафуров И.Р. Выступление на расширенном заседании Ученого совета КФУ 9 февраля 2016 года [электронный ресурс] // режим доступа: http://kpfu.ru/rector/vystupleniya. — 2016, 13 декабря.
12. Россия: пространственное развитие. Доклад Центра стратегических исследований /Под ред. В.Л. Глазычева, П.Г. Щед-ровицкого. — М.: Архитектура-С, 2004. — 128 с.
13. Электронный ресурс // режим доступа: http://kpfu.ru/news/novosti-i-obyavleniya/rektorat-245256.html. — 2016, 13 декабря.
14. Савченко И.И. О необходимости повышения роли экономической теории в экономическом образовании /И.И. Савченко, Н.Г. Сидоров, Т.Т. Олишевская, Т.С. Ухалова //Проблемы современной экономики. — 2016. — №2(58) [электронный ресурс] //режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5808. — 2016, 13 декабря.
15. Банслова В.Б Российский рынок образовательных услуг: этапы и факторы его развития //Проблемы современной экономики. — 2016. — №2 (58). — С. 201-206.
16. Тезисы выступления ректора Казанского федерального университета, профессора И.Р.Гафурова на Экономическом совете при Кабинете Министров Республики на тему «О развитии инфраструктуры Республики Татарстан, способствующей адаптации научных разработок для промышленного производства, коммерциализации технологий и знаний» [электронный ресурс] // режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F_698731500/Vystuplenie.na.Ekonomicheskom.sovete.pdf. — 2016, 13 декабря.
17. Выступление ректора Казанского федерального университета, профессора И.Р.Гафурова на открытии II Международного форума по педагогическому образованию [электронный ресурс] // режим доступа: kpfu.ru/rector/vystupleniya. — 2016, 13 декабря.