Научная статья на тему 'Формирование партнерских отношений высшего образования в контексте социально-экономического развития региона'

Формирование партнерских отношений высшего образования в контексте социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARTNERSHIPS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / НАУКА / SCIENCE / ТЕХНОПАРКИ / TECHNOPARKS / ТЕХНОПОЛИСЫ / TECHNOPOLISES / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаворонкова Ольга Ростиславовна, Бузни Артемий Николаевич

Создание в стране конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий один из целевых ориентиров, зафиксированный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В контексте перспектив интеллектуализации российской экономики, в условиях глобализации и интеграции системы высшего образования и перехода на новые рыночные отношения возникает необходимость в формировании партнерских отношений высшего образования с бизнес средой. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны основные направления развития государства и обозначена важная роль высшего образования в реализации указанных направлений. В современных условиях достижение высокого уровня социально-экономического развития возможно только при инновационных достижениях. Партнерство выступает действенной формой взаимодействия субъектов социально-экономической деятельности для реализации инновационной стратегии государства, которую следует отличать от сотрудничества. Специфические условия социально-экономического развития Республики Крым отразились на взаимодействие науки и предприятий. Для устойчивого развития региона необходимо интегрировать науку, образование и бизнес, партнерство которых должно форматироваться в создании технопарков и технополисов в регионе. Партнерство науки, образования, бизнеса и государства, их общая ответственность за практические результаты реализации стратегических задач залог устойчивого социально-экономического развития регионов и Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жаворонкова Ольга Ростиславовна, Бузни Артемий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PARTNER RELATIONSHIPS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The creation in the country of a competitive economy of knowledge and high technologies is one of the targets set out in the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the period until 2020. In the context of the prospects for the intellectualization of the Russian economy, in the context of globalization and the integration of higher education and the transition to new market relations, it is necessity to build higher education partnerships with the business environment. The Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the period until 2020 specifies the main directions for the development of the state and identifies the important role of higher education in the implementation of these areas. Nowadays In modern conditions, the achievement of a high level of social and economic development is possible only with innovative achievements. The partnership is an effective form of interaction between the subjects of social and economic activity for the implementation of the innovative strategy of the state, which should be differ from cooperation. Specific circs for the social and economic development of the Republic of Crimea have affected the interaction of science and enterprises. For sustainable development of the region, it is necessary to integrate science, education and business, whose partnership should be formatted in the creation of technoparks and technopolises in the region. The partnership of science, education, business and the state, their shared responsibility for the practical results of implementing strategic tasks, is a guarantee of sustainable social and economic development of the regions and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Формирование партнерских отношений высшего образования в контексте социально-экономического развития региона»

Zhavoronkova Olga Rostislavovna, Buzni Artemiy Nikolaevich FORMATION OF PARTNER RELATIONSHIPS OF HIGHER .

economic sceinces

УДК 334.71

ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© 2018

Жаворонкова Ольга Ростиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента устойчвого развития института экономики и управления (структурное подразделение) Бузни Артемий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента предпринимательской деятельности института экономики и управления (структурное подразделение) Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского (295034, Россия, гор. Симферополь, ул. Вернадского, 4, e-mail: tema@crimea.com)

Аннотация. Создание в стране конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий - один из целевых ориентиров, зафиксированный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В контексте перспектив интеллектуализации российской экономики, в условиях глобализации и интеграции системы высшего образования и перехода на новые рыночные отношения возникает необходимость в формировании партнерских отношений высшего образования с бизнес средой. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны основные направления развития государства и обозначена важная роль высшего образования в реализации указанных направлений. В современных условиях достижение высокого уровня социально-экономического развития возможно только при инновационных достижениях. Партнерство выступает действенной формой взаимодействия субъектов социально-экономической деятельности для реализации инновационной стратегии государства, которую следует отличать от сотрудничества. Специфические условия социально-экономического развития Республики Крым отразились на взаимодействие науки и предприятий. Для устойчивого развития региона необходимо интегрировать науку, образование и бизнес, партнерство которых должно форматироваться в создании технопарков и технополисов в регионе. Партнерство науки, образования, бизнеса и государства, их общая ответственность за практические результаты реализации стратегических задач - залог устойчивого социально-экономического развития регионов и Российской Федерации

Ключевые слова: партнерские отношения, социально-экономическое развитие, инновационная экономика, высшее образование, знание, наука, технопарки, технополисы, бизнес.

FORMATION OF PARTNER RELATIONSHIPS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

© 2018

Zhavoronkova Olga Rostislavovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor at the Department of Management of Sustainable Development of the Institute of Economics and Management (structural subdivision) Buzni Artemiy Nikolaevich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor at the Department of Management of Entrepreneurship of the Institute of Economics and Management (structural subdivision) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky (295001, Russia, Simferopol, Vernadsky Street, 4, e-mail: tema@crimea.com)

Abstract. The creation in the country of a competitive economy of knowledge and high technologies is one of the targets set out in the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the period until 2020. In the context of the prospects for the intellectualization of the Russian economy, in the context of globalization and the integration of higher education and the transition to new market relations, it is necessity to build higher education partnerships with the business environment. The Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the period until 2020 specifies the main directions for the development of the state and identifies the important role of higher education in the implementation of these areas. Nowadays In modern conditions, the achievement of a high level of social and economic development is possible only with innovative achievements. The partnership is an effective form of interaction between the subjects of social and economic activity for the implementation of the innovative strategy of the state, which should be differ from cooperation. Specific circs for the social and economic development of the Republic of Crimea have affected the interaction of science and enterprises. For sustainable development of the region, it is necessary to integrate science, education and business, whose partnership should be formatted in the creation of technoparks and technopolises in the region. The partnership of science, education, business and the state, their shared responsibility for the practical results of implementing strategic tasks, is a guarantee of sustainable social and economic development of the regions and the Russian Federation.

Keywords: partnerships, socio-economic development, innovative economy, higher education, knowledge, science, technoparks, technopolises, business

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная Российская экономика определяется термином «глобальная экономика знаний», или «инновационная экономика», главными факторами формирования и развития которой становятся знания и человеческий капитал.

На современном этапе развития России перед ней стоят сложные, многогранные цели: устойчивое развитие регионов, установление и поддержание высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. С тактической точки зрения, наиболее эффективным инструментарием по достижению поставленных целей может выступить развитие российской экономики в инновационном ключе развития страны.

Вместе с тем, инновационный путь развития прихо-

дится осуществлять в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия. Сложившиеся условия требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем.

Кроме того, региональные условия социально-экономического и инновационного развития регионов, осуществляемого в рамках стратегических задач и программ государства, обусловливают необходимость обсуждения и решения существующих проблем.

Для Республики Крым характерны особые условия инновационного и социально-экономического развития. Комплекс внутренних проблем, мировые экономические, технологические и геополитические вызовы требуют от Республики Крым выработки собственной стратегической линии социально-экономического развития.

экономические науки

Жаворонкова Ольга Ростиславовна, Бузни Артемий Николаевич ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЫСШЕГО ...

Преодоление существующих проблем и разрешение новых задач возложено на новую стратегию инновационного развития, разработанную на основе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В рамках реализации данной стратегии правительство предприняло попытку сформировать партнерские отношения государственного сектора науки с бизнесом, в форме государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности.

Вопросы формирования партнерских отношений особо актуальны в условиях глобальных рыночных отношений, охватывающих не только экономику, предпринимательство, но и образование, политику государств, приводящую в настоящее время к резкому обострению напряжённости в международных отношениях. Наибольшую проблему составляет взаимодействие образования и бизнес среды, рассматриваемых обычно в противоположных (антонимичных) значениях, соотношение которых в общественной и экономической деятельности не получили достаточного научного рассмотрения и требуют специальных научных исследований.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Необходимость формирования партнерства высшего образования отражено в ряде стратегических документов государственного и регионального значения [1-5]. Различные аспекты формирования и развития партнерских отношений высшего образования стали объектом исследований как по экономике, так и по педагогике. Вопросы партнерских отношений в высшей школе освещены в научных трудах по педагогике Морозова Н. А.[6], Тюкалова Н. В. [7].

Вопросы взаимоотношений различных субъектов социально-экономической деятельности, в том числе и высшего образования, исследованы в трудах по экономике Бузни А. Н. [8-10], Жаворонковой О. Р. [11-14]. Вопросы формирования партнерства в контексте инновационного развития государства рассмотрены в трудах Ивашкина К. [15], Иен Гордона [16], Миловой Ю. Ю. [17], Павлова Э. [18], Савельева В. [19], Садовничего, В. А. [20], Фролова [21].

В то же время партнёрским отношениям научные исследования стали посвящаться относительно недавно и ещё не составили сколько-нибудь определённых теорий, в которых был бы достаточно чётко сформулирован категорийно-понятийный аппарат, функциональные особенности и виды партнёрского взаимодействия.

Формирование целей статьи (постановка задания). Обосновать необходимость формирования партнерских отношений высшего образования с бизнес средой для устойчивого социально-экономического развития региона.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Главная цель, поставленная перед системой образования Республики Крым, заключается в развитии человеческого потенциала региона как основного условия успешного осуществления комплекса социально-экономических реформ. В настоящее время информация и знания становятся важным ресурсом, показателем степени развитости стран, регионов и условием достижения устойчивого развития.

Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений государственной и региональной политик, реализация которых обеспечит решение вопросов социально-экономического развития регионов и страны.

Так, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определила ключевые задачи, стоящие перед ведущими организациями научно-образовательной сферы. Одной из таких задач является разработка конкретных прак-

тических инструментов реализации стратегии, которые позволят учитывать глобальные тенденции и вызовы, гибко реагировать на запросы общества и экономики, на новые технологии, научные знания, образовательные компетенции.

Считаем, что одним из действенных инструментов реализации стратегии инновационного развития РФ может выступить маркетинг партнерских отношений, который представляет собой «непрерывный процесс определения и создания новых ценностей вместе с индивидуальными покупателями, а затем совместного получения и распределения выгоды от этой деятельности между партнерами» [16].

Любые действия субъектов социально-экономической деятельности могут осуществляться либо обособленно от других субъектов, либо в их взаимосвязи.

В свою очередь, взаимосвязанная деятельность субъектов может носить характер подчинения одного субъекта другому, либо строиться на принципах совместной деятельности, то есть партнёрства. При этом следует отличать партнёрство как совместную взаимосвязанную деятельность заинтересованных в достижении цели сторон - контрагентов (находящихся в договорных отношениях друг с другом) от сотрудничества работников той или иной организации как совместной деятельности субъектов (персонала) вне прямой зависимости друг от друга в достижении результата. Последнее к партнёрству не относится.

Партнёрские отношения могут возникать у любых субъектов социально-экономической деятельности.

Во-первых, между субъектами-производителями в рамках объединений, которые могут быть формальными, то есть оформленными документально (договором, контрактом, соглашением и др.), или неформальными на условиях устной договорённости. К ним относятся товарищества (полные, командитные, с ограниченной ответственностью), ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, акционерные компании (открытого и закрытого типа), финансово-промышленные группы и др.

Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями» [22].

Во-вторых, партнёрские отношения могут возникать между производителем и способствующими его деятельности предприятиями или организациями (поставщиками, посредниками, логистическими предприятиями, образовательными учреждениями. юридическими, информационными, рекламными и консалтинговыми службами, СМИ). Такое партнёрство может иметь форму:

- аутсорсинга - передачи отдельных функций одной организации (бухучёт, организация питания, лизинговые операции) организации-партнёру;

- ауттаскинга - передачи партнёру лишь отдельной задачи;

- инсорсинга - передача отдельных функций партнёру, находящемуся внутри предприятия (отдельному подразделению) или другому предприятию, находящемуся в пределах объединения;

- аутстаффинга - лизинг персонала, передача сотрудников одной организации дугой на время выполнения определённой работы.

В-третьих, важное место занимает партнёрство с потребителями продукции, услуг.

В этом случае важно определиться с тем, кого считать потребителем. Непосредственными потребителями обычно являются покупатели товара, клиенты, пользующиеся услугами. Здесь партнёрские отношения устанавливать довольно сложно, так как потребитель и производитель в принципе являются естественными кон-

Zhavoronkova Olga Rostislavovna, Buzni Artemiy Nikolaevich FORMATION OF PARTNER RELATIONSHIPS OF HIGHER .

economic sceinces

курентами в приобретении благ в ходе товарообмена: каждая сторона сделки стремится к большей выгоде. Но партнёрство возможно и здесь в случаях привлечения производителем потребителя к отдельным этапам производственного процесса.

Существенная роль в формировании партнерских отношений высшего образования отводится действующим в стране инновационно-технологическим центрам и технопаркам, центрам трансфера технологий на базе институтов РАН, университетам, различным фондам, задействованным в инновационной деятельности. Их распределение по регионам страны неоднородно. Регионы с наибольшей концентрацией технопарков показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Перечень индустриальных парков Российской Федерации по областям в 2015-2016 гг.

Владимирская область

«Струниио» | «Ставрово» «Ставровсю ш» «Владимирский»

Воронежская область

«Перспектива» | «Маслов «Лискннский» «R.u&Land Group »

Калужская область

«Ворсино» | «Грабцево» | «К алуга-Юг» | «И-Парк Лемминкяйнею | «Росва» | «Обнинск»

Ленинградская область

«Greenstate» | «Мариенбург» «MIO» «Федоровское» | «Левобережный» | «Лесное»

«Подпорожье» «Кирпичный 3 авод»

Мое екая область

«Озеры» I «Щелково» 1 «Богосло > Проминвест Электросталь | «Образцово»

Дега Кластер Ногинск - индустриальный парк» «Ступино» («Комстрин»)

■'Металлер» | «М4» | Южные вра | Шереметьево «Восточный» I «Бронницы»

«Ступино Квадрат» | «ОЭЗ ТВТ Дубна» «MJI11-J 1юо ер цы » ОЭЗ ТВТ «Зеленоград»

Север — 1 Сычево

Республ? ска Татарстан

«Технополис Химград» 1 «ОЭЗ «Алабуга»» «А Плюс Парк Алабуга» «Агропромышленный парк Казань»

«КЙ11 Мастер» | «Синергия» «Тюлячн» «М-7» ОЭЗ ТВТ «Иннополис»

Ca акт -Петербург

«А Плюс Парк шушары» «А Плюс Парк К олпино» 1 «А Плюс Парк Пушкин»

«Звезда» | «Нарве кий» | «Улица Химиков» | «iil CK» «Балтика-Вена»

«Качалова 9» «Люботинский 5» ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» «Марьино»

С тавр on ольскин край

«Мастер» «С евер о-З апа дный»

Невинномы с ск «Новоалександровск»

Тверская область

«Боровлево» «Две башни» «Ра слово»

«Смарт парк Кимры» «Композит Сити» ОЭЗ «Завидово»

Чув 1я Республика

«Текстильмаш» «Чебоксары» «ЧПО им. Б Л. Чапаева»

«Чебоксарский завод автокомпоне ITOE» «Хлопчато-б •мажный комбинат

Источник: составлено на основе Интернет-ресурса [23].

Отсутствие в данных таблицы 1 Республики Крым свидетельствует о слабом уровне взаимодействия, тем более партнерства науки и бизнес-среды в регионе, что является фактором, существенно тормозящим его устойчивое развитие. Потенциал республики не в полной мере задействован в создании инновационных продуктов, а географические, экологические, экономические возможности не развиваются и не реализуются должным образом.

Руководство Республики Крым определило свою миссию к 2030 году сделать «Республику Крым - территорией инноваций с опережающими темпами социально-экономического развития.. ..Республика Крым ориентирована на развитие «умной» (инновационной) и «зеленой» (эколого-ориентированной, энергоэффективной) экономики, характеризующейся опережающим развитием науки и динамичной реализацией ее достижений [4]. При эффективном развитии и использовании существующего потенциала Республика Крым имеет все возможности выполнить данную миссию и внести существенный региональный вклад в инновационное развитие страны.

Главным преимуществом такой интеграции является концентрация ресурсов, скоординированность и преемственность учебных программ, большая привязка содержания образования к реальным потребностям регионального рынка труда, секторов экономики.

В результате такого партнерства будут определены и созданы новые научно-прикладные ценности вместе с индивидуальными покупателями, а затем совместно получены и распределены выгоды от этой деятельности между партнерами-участниками.

Прогнозируемыми бенефициарами партнерства науки, образования и бизнес среды должны стать:

- учебные заведения всех уровней. Ожидаемый эффект - подготовка высококвалифицированных кадров

путем изменения механизма организации обучения, в частности практического обучения; формирование имиджа учебного заведения не только рейтингами, отражающими научную активность сотрудников, но и высоким процентом трудоустройства выпускников. Получение финансового вознаграждения за выполнение фундаментальных и прикладных исследований и разработок в различных областях экономики, осуществляемых студентами совместно с профессорско-преподавательским составом;

- предприятия и организации - при участии в организации практического обучения, получение экономически дешевой рабочей силы для выполнения определенных производственных и управленческих задач; снижение затрат на выполнение исследований в рамках технопарков, участие в распределении полученных выгод от реализации новшеств. Государственная мотивация сотрудничества предприятий и организаций с учебными учреждениями должна предполагать минимизацию или отмену налогов на средства, затраченные на обучение персонала; налоговые льготы предприятиям, обеспечивающих образовательные учреждения оборудованием, необходимым для расширения учебно-материальной базы; систему преференций предприятиям, принимающим активное участие в практической подготовке учащихся;

- регион - формирование в регионе квалифицированного кадрового потенциала, способного привести к высоким показателям экономического и социального положения в регионе; разрешение стратегических задач развития экономики региона за счет постоянного обновления фундаментальных и прикладных исследований;

- Российская Федерация - теоретические, практические и методологические результаты решения региональных задач и стратегических для страны; консолидация стратегических инициатив, направленных на устойчивое развитие региона и государства; формирование интеллектуального потенциала, способного создавать новые ценности, обеспечивающие государству экономическую безопасность и стабильное процветание.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Партнёрство в рыночной экономике, имеющее пока непродолжительную историю своего развития, тем не менее, получает всё более интенсивное развитие с формированием самых различных форм и видов. Их характеристика и систематизация ещё требуют углублённых исследований с целью разработки альтернативы конкуренции, которая хоть и является основой рыночных отношений, однако объективно приводит к усилению антагонизма субъектов предпринимательской деятельности, к развитию недобросовестных форм соперничества и тем самым к нивелированию законов рынка. Антагонизм и антигуманность рыночных взаимоотношений субъектов предпринимательства должны уступить стремлениям общества к всеобщему согласию, для чего необходима разработка соответствующих путей, одним из которых является партнёрство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.unece.org

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: http://government.ru

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: http:// ac.gov.ru

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г. [электронный ресурс] http:// rk.gov.ru

5. Государственная программа развития образования Республики Крым [Электронный ресурс]: http:// minek.rk.gov.ru_

экономические науки

Жаворонкова Ольга Ростиславовна, Бузни Артемий Николаевич ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЫСШЕГО ...

6. Морозова Н. А. Изменение парадигмы маркетинга Статья поступила в редакцию 27.01.2018 высшего образования в современных условиях [Текст] // Статья принята к публикации 24.03.2018 Вестник Омского университета, 2012. - С. 366-369.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Тюкалова Н. В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования [Электронный ресурс]: http://www.dissercat.com/content/ sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovatelnoi-praktike-kak-faktor-povysheniya-kachestva-nachalnogo#ixzz55qjTPjFY

8. Бузни А. Н. К вопросу о позиционировании республики Крым в инновационном пространстве России [Текст] // Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского, 2015.

- С. 310-311.

9. Бузни А. Н. Инновационная составляющая стратегии опережающего развития [Текст] // Ученые записки Крымского Федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление, 2016. - Т.1,№ 2 (68). - С. 11-25.

10. Бузни А. Н. Партнёрские отношения в гостиничном бизнесе [Текст] // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE. - Пенза: Наука и просвещение, 2017. -С. 13-21.

11. Жаворонкова О. Р. Развитие образовательных учреждений в контексте кадрового обеспечения отраслей народного хозяйств [Текст] // Сборник тезисов «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского»: Симферополь, 2016. T.5, в двух частях. - С 55-57.

12. Жаворонкова О. Р. Проблемы инновационного развития страны [Текст] // Сборник тезисов «Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского»: Симферополь, 2016. T. 5, в двух частях. - С. 696-697.

13. Жаворонкова О. Р., Жаворонков А. Н. [Текст] // CETERIS PARIBUS [электронный ресурс] elibrary.ru

14. Жаворонкова О. Р. Подготовка высококвалифицированных кадров как базы реализации целевых программ развития региона [Текст] // Научно-методологическое обеспечение управления устойчивым развитием региона: Монография. - Симферополь: Издательство дИаЙПИ. - 373 с. - С. 255-290.

15. Ивашкин К. Инновационное развитие России [Электронный ресурс]: http://futureaccess.ru/Medaicenter/ biznes-stati/innovinrus/

16. Иен Гордон. Маркетинг партнерских отношений [Электронный ресурс]: http://www.elitarium.ru/ marketing_partaerskikh_otnoshenijj/

17. Милова Ю. Ю., Маркова Е. С., Терентьева В. С. Роль высших учебных заведений в развитии регионов [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 9-11.

18. Павлов Э. Технопарки - важный элемент современной инновационной экономики [электронный ресурс] http://www.umpro.r

19. Савельев В. Маркетинг партнёрских связей / В.Савельев // Практический маркетинг. - 2003. - № 11.

- С. 34-45.

20. Садовничий, В.А., Касимов, Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы [электронный ресурс] http://www.ecoculture.ru

21. Фролов Ю. Н. Социальное партнерство как фактор развития сетевого взаимодействия вузов и работодателей в управлении подготовкой квалифицированных кадров [Текст] // Материалы международной научной конференции «XVII Царскосельские чтения. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. -2013. - С. 288-293.

22. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под редакцией проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. - 670 с.

23. Список - перечень индустриальных парков РФ 2015-2016 г. [Электронный ресурс]: http:// russiaindustrialpark.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.